Сценарий мероприятия "Слово о Хлебе"
методическая разработка по теме
Мы стали часто забывать о главных ценностях , а что говорить о детях... Я надеюсь, это мероприятие поможет задуматься о том, что же в этой жизни важнее всего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст сценария | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слово о хлебе»
задачи:
- познакомить учащихся с историей возникновения хлеба
- развивать чувство патриотизма
- показать необходимость бережного отношения к хлебу
Оборудование:
музыкальные записи: Шостакович «Ленинградская симфония», «Священная война», «Стальные кони», «Русское поле», «Хлеб всему голова», музыка Чайковского . «Аве Мария»
плакаты: «История прославляет битвы, в которых мы погибаем, но избегает разговора о вспаханных полях, политых потом и кровью хлеборобов, благодаря которым мы живем. Она знает имена королей и полководцев, но ничего не знает о происхождении пшеницы... Она же играет значительно большую роль, нежели все битвы, вместе взятые».
Французский естествоиспытатель Анри Фарб
«Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба,— составляет одно из величайших изобретений человеческого ума»
К.А. Тимирязев
«Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем-то справедливо, но о главной энергии человечества — хлебе стали забывать».
полевод Терентий Семенович Мальцев
Хлеб не просто дар природы. Хлеб — наш труд. Не забывай. Береги же наш народный Драгоценный каравай!
Выставка рисунков учеников.
Звучит песня «Русское поле»
Учитель: Сегодня мы с вами собрались поговорить, наверное, о самом важном в нашей жизни, о хлебе.
Нравственное отношение к хлебу — отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка.
Ведущий 1. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.
Ведущий 2. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
Ведущий 3 . С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.
Ведущий 1. У каждого свой хлеб.
Ведущий 2. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
Ведущий 3. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.
Чтец 1
Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.
Но есть слова, чей смысл так велик
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит
О них серьезней думать повелит.
Хочу сказать о добром слове “ХЛЕБ”,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след…
Ведущий 4. Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни Каждый день, садясь за стол завтракать, обедать, ужинать, мама разрезает и кладет на стол ломтики вкусного, румяного с красивой хрустящей корочкой хлеб. . Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?
Чтец 2
Родословная хлеба...
Ее предистоки
Затерялись в седой
Непроглядной дали.
Мы не знаем,
Где жил
Наш прапращур далекий,
Первый пахарь
Кормилицы нашей
Земли.
Скрыта доля его за семью облаками.
За хребтами веков, что стоят как стена,
Над античными.
В пене морской
Черепками
Древнегреческих амфор -
Хранилищ зерна.
Нам неведома тайна
Явленья народу
Первых всходов пшеницы в студеной росе.
Как они пробивались, в какую погоду,
На каких континентах, в какой полосе.
На каком языке?
В чьей эпохе?
В чьем веке?
Кем великим придумана формула —
Хлеб.
Ведущий 5Ученые полагают, свыше 15 тысяч лет назад. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.
Ведущий 6 В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
Ведущий 1 На Руси выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Секретом приготовления дрожжевого теста русичи владели с незапамятных времен. Пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве
Ведущий 2 Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Ведущий3 С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.
Ведущий 6 Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Ведущий 1 Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Чтец 3
Хлеб, кормилец,—
Пища наша,
Хлеб насущный —
сила наша.
Молодецкая еда —
Говорил народ всегда.
На работе
И в походе
У народа хлеб в почете,
С хлебом русский человек—
Богатырь из века в век.
Хлеб душистый, пропеченный.
С хрупкой спинкой золоченой,
Нам привычен и знаком.
К нам заходит в каждый дом.
У народа есть слова:
«Хлеб — всей жизни голова».
Ведущий 2 За всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь.
Ведущий 3 Хлеб ничто не может заменить. (звучит «Аве Мария»)
Нельзя без боли вспоминать репрессивные меры правительства, которые привели к страшному массовому голоду в 1932-1933 годах. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. От голода умерли миллионы людей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.
Звучит «Сященная война»
Ведущий 4 1941 год Пожар войны докатился и до границ нашей Родины. огненным смерчем прошелся по родной нашей земле, оставляя за собой тысячи
убитых людей, разрушенные города, села, выжженные хлебные поля.
Чтец 4
Он пахнет полем, пахнет утром ранним
В нем рук тепло, забота строгих глаз,
Он входит в дом сквозь годы испытаний
Не зачерствев, как кое-кто из нас.
Священный хлеб... А бомбы в диком танце.
Взорвав его, бросали в пасть войне,
И рвали колос гусеницы танков
С паучьими крестами на броне.
И дни испытаний, горестных печалей,
Сердечной боли не было острей,
Когда мы этот хлеб сжигали
На ненависти праведном костре.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,
Его мы отдирали языком.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил,
За грозным, хладнокровным хлеборезом—
Он резал хлеб! Он черный хлеб делил.
Ведущий 4 Во все времена враг первый удар почти всегда наносил по хлебу. Так было и на этот раз. Страшно смотреть, когда горит хлеб на корню. Вопрос о хлебе снова стал вопросом жизни или смерти. И фронту, и тылу нужен был хлеб.
Звучит Шостакович «Ленинградская симфония»
Ведущий 2 А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха — 10, обойной пыли — 2, выбоек из мешков — 2, хвои — 1, муки ржаной обойной — 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Зерно и муку для этого хлеба доставляли в Ленинград единственной свободной дрогой - по Ладожскому озеру. Летом судами, а зимой по льду на машинах. Этот путь назвали «Дорогой жизни»
Чтец 5
О да — иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы.
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно.
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колоны.
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут...
— Гражданочки, держаться можно..»
И было так — на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил. Шофер на льду.
— Ну так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк —
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб. пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат па заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Учитель
К вам, не знавшим беды.
К вам, не знавшим нужды-
К вам, кто радостью слеп,
Поднимаю я голос за хлеб!
В стране, где главное поле — хлеб.
В стране, где самый дешевый хлеб—
Я поднимаю голос за хлеб!
Ведущий 1 Не будь хлеба — не было бы и Победы!
Война закончилась. Возрождалась хлебная нива страны. Период возрождения требовал от людей не меньшего мужества, чем на войне. (звучит музыка Чайковского ) Преодолевая огромные трудности, без техники, удобрений хлеборобы стараются вырастить новый урожай. Но хлеба все еще мало, его выдают по карточкам.
Чтец 6
Очередь…..
Очередь….
Очередь……
Все старики да дети.
Первые стали ночью, сотые на рассвете
Ноги, видать, из мрамора.
В горле комок застрял.
Бедный Володька Краморов!
Карточки потерял!
Спрашивал: «Не находили?»
Возле подъезда маялся
Город ветра холодили
Голода город боялся,
Склепы сугробов белели,
Страшно домой идти:
Мать и сестренки болели
В доме - шаром покати
Небо от стужи морщилось
Кликал мороз пургу.
Вовкино тело замерзшее
Утром нашли в снегу.
Мать причитала, плакала,
Падала у ворот, только слеза не капала,
А превращалась в лед.
Резко ветра кружили,
Слышался вопль пурги
Вовку на стол положили,
Сняли с него сапоги.
Отцовские, довоенные.
Прочны. Высоки. Легки.
Словом весьма отменные
Только вот – велики.
Смятые карточки выпали,
Целые на беду!
Мы это сами видели
В сорок шестом году.
Ведущий 5 Биография народа — это и биография хлеба.
Ведущий 6 Лучи Солнца, поглощенные пшеницей — главным хлебом Земли, кормят две трети человечества. История хлеба пишется для будущего, потому что
Без прошлого предвидеть не дано,
Без знаний предков не решить задачи,
И без того, что прошлым свершено,
Грядущее безлико и незряче.
Ведущий 5 Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?
Не сама собой природа
Хлеб на блюдце подает.
Сколько требует ухода
Мать-земля за целый год.
Так-то, друг, у хлеба
Свойство замечательное есть:
проверяют им геройство, силу, мужество и честь.
Ведущий 6 Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
Ведущий 4 Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал.
Звучит песня «Кони стальные»
Чтец 7
Всему начало—плуг и борозда
поскольку борозда под вешним небом
имеет свойство обернуться хлебом.
Не забывай об этом никогда:
всему начало-
плуг и борозда.
...И если стала близкой нам звезда
далекая, скажи, не оттого ли.
что плуг не заржавел,
что в чистом поле
вновь обернулась хлебом борозда?!
Не забывай об этом никогда.
Ведущий 2 Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.
Чтец 8
Рукав просторный засучив по локоть
Сжимая пальцы в узел кулака
Его валяют на столе широком
И бьют его с размаху под бока
Нет, это не обычная работа,
Священодейством пахнет на столе,
Встречаются здесь грохот обмолота
С порой весенней сева на Земле.
Полет ладоней яростен и нежен,
Все праздничней крутая пляска рук
Валяют хлеб на кухне первый, свежий,
Труда и счастья замыкая круг.
Ведущий 4 Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку.
Ведущий 2Так же, как к хлебу, народ с давних времен относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты.
Ведущий 4В нашей стране изобилие хлеба и хлебных изделий. Но это изобилие не должно порождать расточительства, снижать то чувство уважения, которым хлеб пользовался во все времена, у всех народов, во всех странах.
Экономисты подсчитали в масштабах страны цену лишь одного выброшенного ломтя хлеба массой в сто граммов. Такие, казалось бы, незначительные ежедневные потери в каждой семье вырастают в громадную — шестизначную! — цифру. Чтобы восполнить их, необходимо вырастить примерно два миллиона тонн зерна.
( показать сколько отходов удалось собрать в школе за один день)
Ведущий 1 Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок — выбросил. Чуть зачерствел батон — в мусорник. Хлебные куски можно увидеть везде: на полу в столовой, на тротуарах, в подъездах домов, на территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Всегда ли мы осознаем, какое неуважение к труду хлеборобов, кто создает хлеб, стоит за этим...
На поле, и в шахте, и в небе
От милой отчизны вдали
Немыслима жизнь без хлеба,
Без хлеба родимой земли.
В лазоревых лентах колосья
Венчают державный наш герб,
Хлеб – радость, и счастье, и гордость.
Могущество Родины – хлеб! (Н. Медведев)
Ведущий 2 Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу.
Ведущий 3Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб — бесценное сокровище.
Ведущий 4Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности.
Ведущий 5Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников — земледельцев, в нем пот и кровь предков.
Ведущий 6 Хлеб — общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.
Учитель
К вам обращаюсь, сыновья,
Свои или чужие:
Отчизна. Хлеб, Любовь, Семья –
Понятия святые!
Заключительная песня «Хлеб всему голова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб"
Сценарная разработка может быть использована в урочной и внеурочной деятельности педагогов и классных руководителей начальной школы и среднего звена....
Сценарий музейного мероприятия "Хлеб всему голова"
Интерактивная экскурсия для младшего и среднего школьного возраста о традициях гостеприимства и истории хлеба....
Сценарий общешкольной акции "Хлеб блокады-2020".
Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников.Задачи: напомнить о беспрецедентной для 20 века блокаде Ленинграда, направленнойна уничтожение голодом миллионов жителей; вызвать у учас...
Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб всему голова"
Классный час посвящен всемирному дню хлеба, который отмечается 16 октября....
Сценарий мероприятия о хлебе
Сценарий мероприятия "Хвала рукам, что пахнут хлебом"...
Сценарий акции "Блокадный хлеб"
Методическая разработка посвящённая 76 годовщине снятия блокады Ленинграда....
Сценарий мероприятия "Блокадный хлеб"
Сценарий разработан с целью формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах,воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. ...
Комментарии
Оформление
К сожалению не удалось загрузить презентацию, слишком "тяжелая"(
Музыка к сценарию
Загрузила в аудиозаписи некоторые песни к сценарию