Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб"
классный час по литературе (5 класс) по теме

Банникова Валентина Ивановна

Сценарная разработка может быть использована в урочной и внеурочной деятельности педагогов и классных руководителей начальной школы и среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Hleb_scenariy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлеб всему голова»    

Цель:

- Через совместную деятельность  взрослых и детей, детей друг с другом  продолжить работу над формированием нравственных ценностей( Труд, уважение человека труда),

-Формирование читательского кругозора и умения работать с разными источниками информации;

-Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

-Формирование эстетического отношения к  искусству слова;

-Формирование духовной потребности в книге  , как источнике информации   и чтении .

(литературно-музыкальный сценарий заседания Клуба семейного чтения)

Оборудование:

Плакаты с пословицами и стихами о хлебе.

Стол с изделиями их хлеба: каравай, бублики, ватрушки и др. изделия.

На отдельном столе тарелочка с блокадной пайкой  хлеба.

На экране мелькают кадры хлебного поля, уборки урожая, вороха пшеницы, прилавки магазина, наполненные хлебом.

В течение праздник звучат песни, посвященные хлебу. («Хлеб всему голова» и др.)

Библиотекарь:

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходило в голову мысль, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб-это тепло родного дома, это мерка человеческих ценностей, это отношение человека к самому себе, к людям, вырастивших хлеб.

Перед вами выставка книг, посвященных Родине, природе, человеку труда, бесконечным хлебным полям, которые колышутся под ветром, колосья наполняются каждую минуту, радуя тех, кто посадил зерна в землю.

Поэты и писатели, композиторы и художники сказали много прекрасных слов о хлебе, о людях, вырастивших этот хлеб. Все эти книги о труде хлебороба, о величии крестьянского труда, гордости за выращенный урожай, благоговейное отношение к теплому  караваю хлеба на столе.

От сердца к сердцу льются со страниц книг слова поэтов Кольцова и Никитина, Фета и Баратынского.

Ученик:

Дороже и злата и соболя

Он – всем и всему голова.

У хлеба значенье особое:

Державные держит права.

И так повелось это исстари!

Изба пирогами красна.

Хлеб – наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью, во все времена.

Библиотекарь:

Рассказ  А. Платонова «Ветер – хлебопашец» о человеке труда, о великой земле к родной земле. Раненый  воин возвращался домой и остановился около хлебного поля, заговорил с людьми, убиравшими хлеб. Послушайте

как значимо говорит он о людях труда

«Однако мне как солдату, некогда было далее на месте стоять. И жалко мне было сразу с этими людьми разлучаться , да делать нечего, надо прощаться. Я поцеловался с ним, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от смертного врага. Мы с пахарем живем одним делом.»

В рассказе Василия Шукшина автор говорит о неповторимом волнении, которое испытывает человек, глядя на хлебное поле:

«Едешь, и на тебя все   время наплывает сухой, горячий запах спелого зерна, соломы, нагретой травы и пыли…Далеко за лесом медленно опускается в синие дымы большое красное солнце;  хорошо на земле, задумчиво,   спокойно.»

Танец группы девочек « А мы просо сеяли..»

Библиотекарь:

В толковом словаре под редакций Ожегова написано:

 «Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли…»

В современном словаре под редакцией Брокгауза сказано:

 «Хлеб – одно из наиболее распространенных пищевых веществ из муки хлебных растений.

А вот в толковом словаре под редакцией Даля сказано:

 «Хлеб – колосковые растения с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва – основа сельскохозяйственной жизни».

Вы видите прекрасную фотографию оренбургского фотографа Ю.Баженова. Она называется «Хлебное поле».

А с чем можно сравнивать хлебное поле?

С душой человека, богатой, широкой, доброй.

Именно такая душа у нашего земляка Прокофия Васильевича  Нектова.

Это человек-легенда. В 30 -летнем   возрасте он потерял на войне ноги.

Как жить дальше  человеку  , который вырос хлеборобом?  Имея золотые руки, он восстановил старый комбайн и наравне  с сельчанами работал на полях.. Жизнь этого человека- яркий пример твердости духа, несгибаемой воли, беззаветной любви к своему  Отечеству . Это о его руках можно сказать:

Ученик:

«Золотые руки- руки не из золота,

Золотые руки не боятся  молота.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые лучшие руки на свете».

Библиотекарь:

Нет , кажется человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах- от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий солнечной и земной энергией.

А как мы относимся к хлебу? Всегда ли бережно, рачительно, трепетно? ( рассказ детей о том, как нужно беречь хлеб, как его хранить. Дети делятся рецептами  использования черствого хлеба в семье).

Ученик:

Он шел по переулку.

И нес домой в плетенке хлеб,

Жуя дорогой   булку.

В пути груженую песком

Он встретил пятитонку.

И недоеденным куском

Швырнул он ей вдогонку.

Но если б думал мальчик тот

О зернышке- о чуде,

И сколько мыслей и забот

В него вложили люди.

О том, что знает вся страна:

Путь от озимой травки,

Путь от проросшего зерна

До хлеба на прилавке.

О том, что хлеб пришел не вдруг

От копен желтогрудых.

А через сотни сильных рук

И механизмов мудрых

И что он много испытал,

Хоть очень свеж и молод

Что он на солнышке лежал

И в жерновах помолот.

В пекарне на дрожжах бродил,

Прошел огонь и воду.

А уж потом в дома входил,

Чтоб пищей стать народу.

Библиотекарь:

А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливости, плохого отношения к себе.

«Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.»… -гласит народная мудрость.

Он пахнет полем, пахнет утром ранним.

В нем рук тепло, забота строгих глаз.

Он входит в дом сквозь годы испытаний,

Не зачерствев,  как   кое-кто из нас.

(Рассказ гостя праздника)

«Шла война. У нас не было хлеба. Мы собирали  оброненные ржаные колоски в поле Дома мама  растирала их и  ставила в печь  маленький хлебец, а мы , ребятишки сидели и ждали: когда же?. Я помню, как мама доставала хлебец, плакала от радости и раздавала всем по куску. Не пережившим такие дни трудно объяснить, что такое хлеб и что нет ничего вкуснее  простого черного хлеба.

Библиотекарь:

О том, какова была цена хлебной пайки в блокадном Ленинграде, повествует  детский писатель Вера Маркова в своем рассказе «Хлебные крошки».

Ученик:

«Очередь продвигалась медленно. А точнее сказать, их было две: с одной стороны взрослые,  с другой- дети.  Все с замиранием сердца смотрели, как продавщица резала очередную пайку. Она бережно брала буханку черного хлеба, осторожно отрезала ломоть хлеба и так же осторожно перекладывала его в платочек стоявшему в очереди человеку. Пайка была так мала, что умещалась на ладони. И как бы осторожно она ни отрезала хлеб, на прилавке оставались крошки хлеба. Как только пайка  исчезала с прилавка, тут же появлялась  худенькая детская ручонка  , торопливо сметала оставшиеся на прилавке крошки и так же торопливо и молча уступала очередь следующему.

Никто не шикал на детей, не сердился. Все , и взрослые, и дети , терпели ждали свою пайку».

Библиотекарь:

Посмотрите, ребята, у нас на столе кусочек черного хлеба, Ровно столько получали  ленинградцы на день.

Ученик:

 «Подбираю хлебные крошки. Низкий им поклон!

С детских лет горячим хлебом я заворожен,

Собирал я и колосья, и снопы вязал.

Но в стихах еще об этом я не рассказал.

С переметною сумою , потупляя взор,  

Я бродил в полях осенних, по ущельям гор…

А , теперь, едва проснувшись, в доме городском:

«Хлеб горячий, хлеб горячий!»-

Слышу за углом.

Это бедных лет привычка иль святой закон?

Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!

Библиотекарь:

Задумывались ли мы, в чем ценность хлеба?

Мало зернышко – грамма не весит. А взрастить его всенародные силы нужны. Семена , машины, удобрения, элеваторы, мельницы, пекарни, магазины.  Сколько людей коснется хлебное зернышко прежде,  чем оно попадет к нам на стол в виде булочки или мягкого батона.

Скажите,  пожалуйста,  люди каких профессий нужны, чтобы вырастить хлеб?

(Водители, трактористы, комбайнеры, агрономы, семеноводы, механики и т.д.)

А кто помогает нам, чтобы хлеб оказался у нас  на  столе?

(Пекари, кондитеры, мельники, водители, продавцы)

По мере долгого пути и превращения  «пашня- колос - зерно-мука-булка»  ценность хлеба все возрастает.

Есть еще одно качество хлеба; именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость человека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу!

Ученик:

С хлебом русский человек-

Богатырь из века в век.

Хлеб душистый, пропеченный,

С хрупкой спинкой золоченой

Нам привычен и знаком,

К нам заходит в каждый дом,

Не везде, дружок, на свете

Хлеб едят досыта дети.

Библиотекарь:

К хлебу у нас на Руси всегда относились трепетно. Сказать о хлебе худое слово  считалось святотатством. Сорить хлебом- грехом.

Крошки хлеба не пропадало за трапезой. В старину в крестьянских семьях старались доесть за обедом кусочек хлеба. Обычно мама говорила детям во время трапезы: «Доешь, чтобы завтра была хорошая погода». Или: «Доешь, не оставляй свою силу».Никогда хозяйка не положит на стол хлеб нижней коркой вниз, разрезая, не оставит нож в буханке хлеба. И если во время еды нечаянно роняли со стола кусочек хлеба, хозяйка бережно поднимала его, целовала хлебушек и говорила: « Прости нас, кормилец».Этими словами она оказывала дань уважения хлебу, людям, вырастившим его , и своим примером учила своих детей беречь хлеб и уважать людей, вырастивших его.

К вас обращаюсь, сыновья.

Свои или чужие:

Отчизна. Хлеб. Любовь. Семья-

Понятия святые!.


Заявка на  муниципальный виртуальный конкурс

творческих работ  библиотекарей.

ОУ

       ФИО библиотекаря

  Тема  работы

Номинация.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№1».Г. Оренбурга.

Банникова

Валентина

Ивановна.

«Хлеб всему голова»

Работа с учащимися.

Поддержка общешкольных

мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Сценарий внеклассного мероприятия "Формула здоровья", для 5-7 классов.

Внеклассное мероприятие в рамках "Здорового образа жизни" проходит во многих школах. Вывести самостоятельно "Формулу здоровья" с использованием мультимедийной презентации будет по силам учащимся средн...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....