День памяти репрессированных
методическая разработка (10 класс) по теме
Сценарий вечера-памяти жертв политических репрессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_pamyati_repressirovannyh2006.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия,
посвященного "Дню памяти жертв политических репрессий" (2006г.)
Демонстрируются фрагменты фильмов про репрессированных (документальная хроника, к/ф. «Штрафбат», к/ф. «Холодное лето -53»).
На протяжении всего мероприятия на экране демонстрируются фрагменты документальной хроники, проецируются фотографии репрессированных, заставки по теме.
Слайд «Цветы»,
на фоне мелодии Шопена «Ми минор» звучит стихотворение из-за кулис:
Слайд «Тюремное окно»
- Всем,
кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Слайд Война», звучит мелодия Таривердиева «Двое в кафе»;
Г: Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.
А.: Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.
Г.: 20 гасырда безнеңилнең җилкәсенә бик күп авырлыклар төште. Бөек Ватан һәм граждан сугышлары, ачлык миллионнан артык кеше алып киттеләр.
Тарихыбызның куркыныч битләре булып, сәяси репрессияләр булып калды. Меңләгән инженерлар, гади кешеләр, партия хезмәткәрләре, маршаллар, генераллар, шагыйрьләр һәм белгечләр, язучылар һәм сәнгать осталары- халык дошманнары дип исем алдылар.
На сцене струнный ансамбль с композицией «Танго»
Слайд «Архивные документы», звучит мелодия Шопена «Ми минор»;
А: Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам.
Только по неполным данным их число превышает десять миллионов
человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей.
Вечная память без вино погибшим. Объявляется минута молчания.
Слайд «Горящая свечка»;
( Звучит реквием. Минута молчания)
Слайд «Корзина с цветами», звучит Дога «Вальс»;
Г: Сегодня День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто – ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни черное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя- святой долг государства.
Слайд «Цветы»;
Г. Сегодня с нами заместитель Главы администрации начальник управления по взаимодействиям с органами местного самоуправления и межмуниципальному сотрудничеству Китанов Григорий Леонидович. Вам слово
А. Бүген безнең белән Китанов Григорий Леонидович.
На сцене струнный ансамбль с композицией «Родной мой край Татарстан»
Звучит мелодия Таривердиева «Двое в кафе»;
Г: О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключённых Колымы и ГУЛАГа, стали доступны документы из архивов НКВД. Но самые бесстрастные свидетели на суде истории – письма узников лагерей.
Слайд «Письма репрессированных»;
Из-за кулис на фоне музыки ученик читает
выдержки из писем заключённых, звучит «Полонез» Огинского
5 мая 1938 год
«Дорогие мои Анечка, Лорочка и Лялечка! Вчера нас привезли в Котлас. Находимся сейчас на пересыльном пункте Ухтапечорского лагеря НКВД. Отсюда должны отправить на место, где придется отбывать свой долголетний срок лагерного заключения. Когда и куда будет отправка, это неизвестно. На каких работах придется быть, это тоже еще неизвестно…»
8 июля 1938год
«.. Пишу из пересыльного пункта Устьвымлага. Сюда привезли позавчера ,отсюда увезут дальше, в Желдорлаг. Кажется, это будет последний этап нашего следования к месту нашего заключения.… Вся душа моя, весь дух мой – это только Вы, мои дорогие. Не забывайте своего несчастного папочку.… Будьте здоровы.
Сильно, сильно целую вас. Ваш отец»
11 сентября 1938 год
«…Сегодня меня направляют на лечение на 42 пункт, а оттуда в Княж- Погост ,очевидно, в стационарную больницу. Пока совсем неважно у меня. Весь я отёк и опух, ходить не могу, задыхаюсь. Но надеюсь, что всё это временное явление и при хорошем лечении в больнице быстро все пройдет и я смогу работать. Будьте здоровы. Сильно, сильно целую Вас. Ваш отец»
Слайд «Отверженные заявления о помиловании»;
На сцене струнный ансамбль с композицией «Где же ты мой сад»
Слайд «Лагеря», звучит Шопен «Ми минор»
Г. Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключенные, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.
А. Иң зур төрмәләр һәм лагерьләр Соловка һәм Колыма җирләрендә урнашканнар иде.
Андагы яшәү шартлары бик күп үлемнәргә китерде.
Г. С получением оперативного приказа №00486 от 15 августа 1937 года по стране начались аресты жен изменников Родины. Этот приказ давал неограниченные возможности для произвола. Аресту подлежали не только жены, но и члены их семей.
Слайд «Плачущие жены»
А.: 1937 нче елның 15 нче августыннан 00486 нчы приказ алу белән , ил буенча « халык дошманы» дип аталган кешеләрнең бөтен гаиләсен төрмәләргә ябулар башлана.
Слайд «Арест отца» звучит мелодия Клаудермана
Г: Из воспоминаний дочери профессора заведующего кафедрой Казанского Университета заместителя наркома просвещения ТАССР Тарасовой Галины (звучит отрывок из воспоминаний Галины Тарасовой).
(голос за кадром)
Слайд «Письмо», звучит мелодия Таривердиева «Двое в кафе»;
Отца арестовали в ночь с 26 на 27 января 1937 года. Настали дни недоуменного молчания и страха. Каждую ночь увозили кого-то из соседей. Двор наш опустел, никакой ребятни. В дом к нам перестали ходить. Ни мама, ни мы с братом не верили в виновность отца. В марте маму вызвал директор и предложил уйти с работы по собственному желанию. Нам стало совсем не на что жить. В ночь с 20 на 21 августа арестовали маму. При аресте ей сказали, что ничего брать с собой не надо. Так что в тюрьме она оказалась в одном летнем платье, а в лагере ходила босая. Добрые люди поделились с ней своей одеждой, когда она еле живая шла по этапу.
В течение двух лет она не знала, где ее дети, что с ними. Мама будет сидеть в углу камеры, глядеть на постоянно горящую лампочку и молчать. Меня с братом отправили в детский дом.
Слайд «Татарстан»
Г: Как и по всей стране репрессии в Татарстане носили массовый характер и
затронули все слои общества. Всего пострадало около двухсот тысяч
человек.
А. Татарстанда да репрессияләрдән ике йөз мең кешегә якын халәк булды.
Слайд «Береза»
Звучит стихотворение Х.Туфана (читает учитель татарского языка)
Дөнья мине үзгәртте.
Еламаска өйрәтте.
Күлмәк җиңен ертасымы?-
Бәйлисе бар йөрәкне.
Сугышлардан замана
Туктап торган арада.
Яраларны ямаштырып,
Ята идем далада.
-Кайт!...- дип хатлар килделәр
Юллар озын иделәр
Кайттым.
Бусы алкалары,
Бусы – кабере..- диделәр
Әгәр тагын килсәләр,
-Сау!-дип хәбәр бирсәләр,
Вулканнарга керер идем,
-Шундадыр ул..-дисәләр.
Бирде дөнья кирәкне,
Еламаска өйрәтте..
Кайсыгызның кулы җылы?
Бәйлисе бер йөрәкне.
Слайд “Репрессированные нашего города”,
звучит млодия Клаудермана;
Г. В нашем городе, несмотря на его молодость, проживают 238 человек, чьи судьбы связаны с трагическими событиями прошлого.
Дети предвоенных и военных лет, вы были вырваны из привычной жизни, испытали голод и холод, разлуку с родственниками, у многих из вас практически не сохранились фотографии, письма- все то, что хранит память о семье. Но несправедливость и жестокость времени не сломили и не озлобили вас. Вы достойно идете по жизни, подавая пример беззаветной преданности России и веры в лучшее будущее.
Звучит Т.Мауреата «Токкато»
А и Г. Сегодня вы у нас в гостях (краткая информация о нескольких репрессированных)
Андрес Ольга Николаевна – родилась на Украине в селе Колсруа, в годы репрессии была грудным ребенком. Вся семья была выслана в Кировскую область в поселок Косино. «Мы не ощущали себя врагами народа. В поселке люди нас поддерживали и помогали нам», - говорит Ольга Николаевна. В Нижнекамске проживает с 1976 года.
Абакарова А.Р. задает репрессированным вопросы (интервью):
- Как на вашей семье отразились годы репрессий?
Сатарова Диляра Юнусовна – родилась в рабочей многодетной семье. Их жизнь проходила в ссылках, постоянных переездах от Красноярского до Дальневосточного края. Перевозили в темное время суток на лошадях, проживали в бараках.
Несмотря на трудности, Диляра Юнусовна с отличием окончила Казанское педагогическое училище, проработала в Арском педучилище, и в 1966 году переезжает вместе с семьей в город Нижнекамск. В 1976 году она работала в средней школе №8 и была удостоена звания Заслуженного учителя Российской Федерации.
-Что перенесли члены Вашей семьи в то трагическое время?
Шарафутдинов Рушан Миниханович родился в Арском районе. В 1937 году забрали отца в тюрьму. Мать осталась с двумя маленькими детьми. Для семьи эти годы стали тяжелыми. Они переехали в город Казань, где жили родные отца. С 1989 года Рушан Миниханович житель нашего города.
Новик Анатолий Владимирович, Борис Владимирович, Юрий Владимирович малолетними остались после ареста отца. От него никаких известий не было, ничего не знали, только в 1958 году после встречи старшего брата с Молотовым дали отписку, что отец умер. Это известие не сломило семью Новик, они по-прежнему дружны, у каждого своя семья, дети и внуки, которые радуют их.
Карнаухова Зоя Николаевна родилась в Чистопольском районе в деревне Красная нива. Отца забрали поздним осенним вечером 37 года. Мама осталась с 5 детьми, старшему сыну на тот момент было всего лишь 9 лет. Они жили с верой в лучшие времена, и мечтали, что будут счастливы.
Столбушина Роза Ивановна родилась в Башкирии1946 году. Семья жила в тяжелых послевоенных условиях. Роза Ивановна родилась в многодетной семье, у нее 8 сестер и братьев.
- Были ли Вы реабилитированы?
- Если да, то, как добились отмены несправедливого приговора?
-Восстановлено ли ваше доброе имя?
Звучит Т.Мауреата «Токкато»
На сцене учащаяся 5класса Мингазова Азалия с песней “ Кояшлар”
Слайд «Цветы»
В нашем городе создано и действует Нижнекамское отделение общественно-гуманитарной организации жертв репрессий, которой возглавляет Сытина Нина Эдуардовна. Этот человек сплотил всех репрессированных в городе Нижнекамске и во всем помогает им. Вам слово, Нина Эдуардовна.
На сцене струнный ансамбль с композицией «Чернобровая казачка»
Звучит мелодия Таривердиева «Двое в кафе»;
Г: Историю не исправить, единственное, что остается – это восстановить справедливость и законность, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты.
Сейчас по решению правительства во всех регионах, в том числе и республике Татарстан создается книга Памяти жертв политических репрессий. И в этой масштабной и гигантской работе важно не потерять ни одного свидетельства той трагической и героической страницы нашей истории.
Слайд «Город и школа», звучит Т.Мауреата «Токкато»;
Г.Мы рады, что вы с нами, ведь жизнь прекрасна и продолжается, удивляя своей многогранностью.
Каждый день приносит радость встреч, многие из которых незабываемы и надолго остаются в памяти.
Мы очень надеемся, что наша встреча у всех присутствующих оставит добрые и светлые воспоминания.
А. Тарихны төзәтеп булмый, ул мәңгелек. Бүгенге кондә без сәяси репрессияләргә эләккән кешеләрнең якты исемнәрен кире кайтарырга тиеш. Татарстан республикасында репрессиягә эләккән кешеләр хөрмәтенә китап чыгарыла.
На сцене струнный ансамбль с композицией «Дружба»
Слайд «Цветы»
Г. От всей души мы желаем Вам
Пусть небо ваше чистым будет,
Не гаснет радостей звезда,
И все печали и невзгоды
Уйдут из жизни навсегда.
Теченью лет непрекословя,
Мы вам желаем всей душой
Здоровья и опять здоровья
И жизни, доброй и большой!
А. Чәчләрегез инде агарса да
Сез тормышны соя беләсез
Кайгыларны җиңә, шатлык
Үрнәк итеп яши беләсез.
Картаймаган әле сезнең йөрәк,
Маңгайлар сырланса да,
Үтте яшҗлек, җүләрлек дип,
Җырларда җырланса да.
Слайд “Цветы”
Г.А теперь мы всех гостей приглашаем в нашу гостеприимную столовую. Всего Вам самого доброго!
А.:Сезне мәктәп ашханәсенә чәйгә чакырабыз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов
Сценарий литературно-музыкальной композиции по стихам репрессированных и гонимых поэтов предназначен для постановки на сцене. Данная копмозиция позволит учащимся 11-ых классов не только узнать п...
Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России «Забвению не подлежит…»
Который год мне не даёт покоя Всё то же неотступное виденье....
Конспект урока по истории России в 11 классе "В правде страха нет..." (Судьбы репрессированных земляков).
Урок проводится в рамках изучения темы «Советское общество в 1930-е годы» по Отечественной истории (учебник «История России и мира в ХХ веке», Н.В.Загладин, М., 2003 г.), а также темы «Большой террор»...
Cудьбы репрессированных на территории Якутии
Есть в истории страницы, простое перелистывание которых способно повергнуть человека в ужас и печаль. Есть горе, которому нет срока давности, трагедии, у которых нет национальности. По всей России бол...
Классный час « День памяти репрессированных» для учащихся 11 классов
Представленная работа посвящена трагической дате – Дню памяти жертв политических репрессий. . Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в понимании необходимости учитывать опыт и о...
Литературно-музыкальная гостиная «Мы слышим ваши голоса…» (по стихам репрессированных и гонимых поэтов России)
Литературно-музыкальная гостиная«Мы слышим ваши голоса…» (по стихам репрессированных и гонимых поэтов России)...
"Живая память. Судьбы репрессированных"
quot;Живая память. Судьбы репрессированных"...