Классный час « День памяти репрессированных» для учащихся 11 классов
классный час по краеведению (11 класс) на тему
Представленная работа посвящена трагической дате – Дню памяти жертв политических репрессий. .
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в понимании необходимости учитывать опыт и ошибки предыдущих поколений, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.93 КБ |
![]() | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
День памяти жертв политических репрессий
Цель. Воспитывать чувство патриотизма, чувство скорби к трагическим страницам летописи нашей страны.
Учитель. История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории.
Одна из самых трагических страниц летописи нашей страны – политические репрессии.
30 октября отмечается как день памяти жертв политических репрессий. Решение Верховного Совета России от 18 октября 1991 года. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей.
В Бурятии за годы политических репрессий пострадало более 18 тысяч человек. 3257 жителей республики были расстреляны остальные стали жертвами ГУЛАГа. Большинство репрессированных без вины были названы «врагами народа».
В Северобайкальском районе было два лагеря Акукан и Букачан. Акукан находился недалеко от села Холодное. Букачан на Слюдянских озерах.
Из воспоминаний Мурашкина, бывшего узника концлагеря Акукан.
Уч.1. Меня доставили в концлагерь Акукан. В глухую тайгу было
заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек, тяжело болен, не может встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.
Уч.2. Ведут!
Какая дьявольская сила
Их гонит строем в никуда
В полях безропотной России
Они исчезнут навсегда
Запоминай, мой друг свидетель,
Какие страшные дела
Идут – бредут на белом свете,
И бьют навзрыд колокола.
И неужели воля божья
Благословила этот ад,
Где свет свободе не поможет
И к правде нет пути назад?
Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой, бывал в Акукане с отцом.
Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал. Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.
Уч.4
Такое страшное было время.
Врагом народа был сам народ.
Любое слово, любая тема...
И по этапу страна... вперёд!
Но мы-то помним! Теперь мы знаем.
На всё запреты, на всех печать...
Народ толпой по этапу гнали,
Чтоб было легче им управлять.
Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома
Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.
Уч 1. На старом кладбище
Среди могил, надгробий и крестов
Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:
Он состоит из лагерных столбов.
Он на бугре застыл в молчанье скорбном.
На нем «колючка» - символ лагерей -
И колокол - глашатай самых скорбных
И душу раздирающих вестей.
В День Памяти безвинно убиенных,
Погибших от советских палачей,
На зов его глухой, проникновенный
Сюда приходят тысячи людей.
Они стоят с зажженными свечами,
И каждый в мыслях где-то далеко,
Лишь по глазам, наполненным слезами,
Понять их можно, как им нелегко.
Они родных в тридцатых потеряли
И их могил не могут отыскать.
Того, что в жизни сами испытали,
Не дай, Господь, кому-то испытать!
Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,
В нас для ответа есть еще запал,
Пока мы живы, будем мы бороться,
Тому порукой наш «Мемориал»!
Уч.2. Стихотворение «Память»
Народом чаша выпита до дна
За ту войну в четыре долгих года,
Но всем нам помнится еще одна война,
Сгубившая часть нашего народа.
Вел ту войну палач из палачей,
С ним берии, ежовы и ягоды.
Мы испытали: нет войны страшней,
Когда воюют с собственным народом.
Страну покрыли сетью лагерей,
Где псы и стражи злые без предела.
Там зэков не считали за людей:
Их жизнь цены в Гулаге не имела.
Людей тогда казнили без суда
По знаку палачей в расстрельных списках,
И жертвы исчезали без следа
Над ними ни крестов, ни обелисков.
И данных нет - безмолвствуют архивы,
Родных могил уже не отыскать.
Друзья мои, пока мы с вами живы,
Успеть бы поименно всех назвать.
И всегда хранить в нашей памяти,
Их забыть - для нас тяжкий грех.
Уч.3. Я хочу о себе рассказать,
Как недавно был чист и беспечен,
Мог свободно ходить и мечтать!
Думал: счастье моё недалече.
Не забыть нам кровавые зверства,
Как в Гулаговской каторжной мгле
Вырвали садисты нам сердце
На бурятско-сибирской земле.
Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещанием особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Учитель. На протяжении многих десятилетий советское государство не просто уничтожало миллионы репрессированных, оно стремилось стереть память о людях. Уничтожение памяти о человеке – одна из форм репрессий. Сегодня в Бурятии проживают более двух тысяч граждан, пострадавших от политических репрессий. В республике было репрессировано 20 тысяч человек, из них 6 тысяч были расстреляны в 1937-1938 годах. Поэтому восстановление памяти в виде памятников – одна из форм реабилитации в глазах современников и будущих поколений.
Первые памятники и памятные знаки в память о жертвах политических репрессий были установлены на территории СССР в 1989 году. На сегодня в Российской Федерации и странах бывшего СССР установлено более 1200 памятников и памятных знаков( включая мемориальные доски) жертвам политических репрессий.
Наиболее известные памятники в России :
« Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве,
Памятник « Маска скорби» - в Магадане,
Мемориальный комплекс « Катынь» - в Смоленской обл.
Мемориальный комплекс « Медное» - в Тверской обл.
Памятник жертвам террора – в Томске
Улан-Удэ монумент на улице Линховоина
Также чтят память умерших в годы репрессий и в районных центрах, поселках, деревнях и селах, в нашем селе от жертв политических репрессий пострадала семья Клецель Н.В.
Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.
Уч 1. Меня доставили в концлагерь Акукан. В глухую тайгу было
заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек, тяжело болен, не может встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.
Уч.2. Ведут!
Какая дьявольская сила
Их гонит строем в никуда
В полях безропотной России
Они исчезнут навсегда
Запоминай, мой друг свидетель,
Какие страшные дела
Идут – бредут на белом свете,
И бьют навзрыд колокола.
И неужели воля божья
Благословила этот ад,
Где свет свободе не поможет
И к правде нет пути назад?
Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой, бывал в Акукане с отцом.
Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал. Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.
Уч.4
Такое страшное было время.
Врагом народа был сам народ.
Любое слово, любая тема...
И по этапу страна... вперёд!
Но мы-то помним! Теперь мы знаем.
На всё запреты, на всех печать...
Народ толпой по этапу гнали,
Чтоб было легче им управлять.
Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома
Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.
Уч 1. На старом кладбище
Среди могил, надгробий и крестов
Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:
Он состоит из лагерных столбов.
Он на бугре застыл в молчанье скорбном.
На нем «колючка» - символ лагерей -
И колокол - глашатай самых скорбных
И душу раздирающих вестей.
В День Памяти безвинно убиенных,
Погибших от советских палачей,
На зов его глухой, проникновенный
Сюда приходят тысячи людей.
Они стоят с зажженными свечами,
И каждый в мыслях где-то далеко,
Лишь по глазам, наполненным слезами,
Понять их можно, как им нелегко.
Они родных в тридцатых потеряли
И их могил не могут отыскать.
Того, что в жизни сами испытали,
Не дай, Господь, кому-то испытать!
Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,
В нас для ответа есть еще запал,
Пока мы живы, будем мы бороться,
Тому порукой наш «Мемориал»!
Уч.2. Стихотворение «Память»
Народом чаша выпита до дна
За ту войну в четыре долгих года,
Но всем нам помнится еще одна война,
Сгубившая часть нашего народа.
Вел ту войну палач из палачей,
С ним берии, ежовы и ягоды.
Мы испытали: нет войны страшней,
Когда воюют с собственным народом.
Страну покрыли сетью лагерей,
Где псы и стражи злые без предела.
Там зэков не считали за людей:
Их жизнь цены в Гулаге не имела.
Людей тогда казнили без суда
По знаку палачей в расстрельных списках,
И жертвы исчезали без следа
Над ними ни крестов, ни обелисков.
И данных нет - безмолвствуют архивы,
Родных могил уже не отыскать.
Друзья мои, пока мы с вами живы,
Успеть бы поименно всех назвать.
И всегда хранить в нашей памяти,
Их забыть - для нас тяжкий грех.
Уч.3. Я хочу о себе рассказать,
Как недавно был чист и беспечен,
Мог свободно ходить и мечтать!
Думал: счастье моё недалече.
Не забыть нам кровавые зверства,
Как в Гулаговской каторжной мгле
Вырвали садисты нам сердце
На бурятско-сибирской земле.
Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещанием особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Предварительный просмотр:
День памяти жертв политических репрессий
Цель. Воспитывать чувство патриотизма, чувство скорби к трагическим страницам летописи нашей страны.
Учитель. История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории.
Одна из самых трагических страниц летописи нашей страны – политические репрессии.
30 октября отмечается как день памяти жертв политических репрессий. Решение Верховного Совета России от 18 октября 1991 года. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей.
В Бурятии за годы политических репрессий пострадало более 18 тысяч человек. 3257 жителей республики были расстреляны остальные стали жертвами ГУЛАГа. Большинство репрессированных без вины были названы «врагами народа».
В Северобайкальском районе было два лагеря Акукан и Букачан. Акукан находился недалеко от села Холодное. Букачан на Слюдянских озерах.
Из воспоминаний Мурашкина, бывшего узника концлагеря Акукан.
Уч.1. Меня доставили в концлагерь Акукан. В глухую тайгу было
заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек, тяжело болен, не может встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.
Уч.2. Ведут!
Какая дьявольская сила
Их гонит строем в никуда
В полях безропотной России
Они исчезнут навсегда
Запоминай, мой друг свидетель,
Какие страшные дела
Идут – бредут на белом свете,
И бьют навзрыд колокола.
И неужели воля божья
Благословила этот ад,
Где свет свободе не поможет
И к правде нет пути назад?
Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой, бывал в Акукане с отцом.
Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал. Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.
Уч.4
Такое страшное было время.
Врагом народа был сам народ.
Любое слово, любая тема...
И по этапу страна... вперёд!
Но мы-то помним! Теперь мы знаем.
На всё запреты, на всех печать...
Народ толпой по этапу гнали,
Чтоб было легче им управлять.
Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома
Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.
Уч 1. На старом кладбище
Среди могил, надгробий и крестов
Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:
Он состоит из лагерных столбов.
Он на бугре застыл в молчанье скорбном.
На нем «колючка» - символ лагерей -
И колокол - глашатай самых скорбных
И душу раздирающих вестей.
В День Памяти безвинно убиенных,
Погибших от советских палачей,
На зов его глухой, проникновенный
Сюда приходят тысячи людей.
Они стоят с зажженными свечами,
И каждый в мыслях где-то далеко,
Лишь по глазам, наполненным слезами,
Понять их можно, как им нелегко.
Они родных в тридцатых потеряли
И их могил не могут отыскать.
Того, что в жизни сами испытали,
Не дай, Господь, кому-то испытать!
Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,
В нас для ответа есть еще запал,
Пока мы живы, будем мы бороться,
Тому порукой наш «Мемориал»!
Уч.2. Стихотворение «Память»
Народом чаша выпита до дна
За ту войну в четыре долгих года,
Но всем нам помнится еще одна война,
Сгубившая часть нашего народа.
Вел ту войну палач из палачей,
С ним берии, ежовы и ягоды.
Мы испытали: нет войны страшней,
Когда воюют с собственным народом.
Страну покрыли сетью лагерей,
Где псы и стражи злые без предела.
Там зэков не считали за людей:
Их жизнь цены в Гулаге не имела.
Людей тогда казнили без суда
По знаку палачей в расстрельных списках,
И жертвы исчезали без следа
Над ними ни крестов, ни обелисков.
И данных нет - безмолвствуют архивы,
Родных могил уже не отыскать.
Друзья мои, пока мы с вами живы,
Успеть бы поименно всех назвать.
И всегда хранить в нашей памяти,
Их забыть - для нас тяжкий грех.
Уч.3. Я хочу о себе рассказать,
Как недавно был чист и беспечен,
Мог свободно ходить и мечтать!
Думал: счастье моё недалече.
Не забыть нам кровавые зверства,
Как в Гулаговской каторжной мгле
Вырвали садисты нам сердце
На бурятско-сибирской земле.
Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещанием особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Учитель. На протяжении многих десятилетий советское государство не просто уничтожало миллионы репрессированных, оно стремилось стереть память о людях. Уничтожение памяти о человеке – одна из форм репрессий. Сегодня в Бурятии проживают более двух тысяч граждан, пострадавших от политических репрессий. В республике было репрессировано 20 тысяч человек, из них 6 тысяч были расстреляны в 1937-1938 годах. Поэтому восстановление памяти в виде памятников – одна из форм реабилитации в глазах современников и будущих поколений.
Первые памятники и памятные знаки в память о жертвах политических репрессий были установлены на территории СССР в 1989 году. На сегодня в Российской Федерации и странах бывшего СССР установлено более 1200 памятников и памятных знаков( включая мемориальные доски) жертвам политических репрессий.
Наиболее известные памятники в России :
« Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве,
Памятник « Маска скорби» - в Магадане,
Мемориальный комплекс « Катынь» - в Смоленской обл.
Мемориальный комплекс « Медное» - в Тверской обл.
Памятник жертвам террора – в Томске
Улан-Удэ монумент на улице Линховоина
Также чтят память умерших в годы репрессий и в районных центрах, поселках, деревнях и селах, в нашем селе от жертв политических репрессий пострадала семья Клецель Н.В.
Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.
Уч 1. Меня доставили в концлагерь Акукан. В глухую тайгу было
заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек, тяжело болен, не может встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.
Уч.2. Ведут!
Какая дьявольская сила
Их гонит строем в никуда
В полях безропотной России
Они исчезнут навсегда
Запоминай, мой друг свидетель,
Какие страшные дела
Идут – бредут на белом свете,
И бьют навзрыд колокола.
И неужели воля божья
Благословила этот ад,
Где свет свободе не поможет
И к правде нет пути назад?
Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой, бывал в Акукане с отцом.
Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал. Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.
Уч.4
Такое страшное было время.
Врагом народа был сам народ.
Любое слово, любая тема...
И по этапу страна... вперёд!
Но мы-то помним! Теперь мы знаем.
На всё запреты, на всех печать...
Народ толпой по этапу гнали,
Чтоб было легче им управлять.
Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома
Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.
Уч 1. На старом кладбище
Среди могил, надгробий и крестов
Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:
Он состоит из лагерных столбов.
Он на бугре застыл в молчанье скорбном.
На нем «колючка» - символ лагерей -
И колокол - глашатай самых скорбных
И душу раздирающих вестей.
В День Памяти безвинно убиенных,
Погибших от советских палачей,
На зов его глухой, проникновенный
Сюда приходят тысячи людей.
Они стоят с зажженными свечами,
И каждый в мыслях где-то далеко,
Лишь по глазам, наполненным слезами,
Понять их можно, как им нелегко.
Они родных в тридцатых потеряли
И их могил не могут отыскать.
Того, что в жизни сами испытали,
Не дай, Господь, кому-то испытать!
Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,
В нас для ответа есть еще запал,
Пока мы живы, будем мы бороться,
Тому порукой наш «Мемориал»!
Уч.2. Стихотворение «Память»
Народом чаша выпита до дна
За ту войну в четыре долгих года,
Но всем нам помнится еще одна война,
Сгубившая часть нашего народа.
Вел ту войну палач из палачей,
С ним берии, ежовы и ягоды.
Мы испытали: нет войны страшней,
Когда воюют с собственным народом.
Страну покрыли сетью лагерей,
Где псы и стражи злые без предела.
Там зэков не считали за людей:
Их жизнь цены в Гулаге не имела.
Людей тогда казнили без суда
По знаку палачей в расстрельных списках,
И жертвы исчезали без следа
Над ними ни крестов, ни обелисков.
И данных нет - безмолвствуют архивы,
Родных могил уже не отыскать.
Друзья мои, пока мы с вами живы,
Успеть бы поименно всех назвать.
И всегда хранить в нашей памяти,
Их забыть - для нас тяжкий грех.
Уч.3. Я хочу о себе рассказать,
Как недавно был чист и беспечен,
Мог свободно ходить и мечтать!
Думал: счастье моё недалече.
Не забыть нам кровавые зверства,
Как в Гулаговской каторжной мгле
Вырвали садисты нам сердце
На бурятско-сибирской земле.
Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещанием особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "День памяти воинов-интернационалистов".
Классный час: "День памяти воинов-интернационалистов" (с презентацией)....
Презентация к классному часу "День памяти воинов-интернационалистов".
Презентация к классному часу "День памяти воинов-интернационалистов"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-80991-1428055041.jpg)
Классный час "День Памяти - День Белых журавлей"
Классный час является частью общешкольного мероприятия проводимого силами членов исторического клуба "Импульс"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-1145598-1585207028.jpg)
Классный час "День памяти и скорби"
Классный час, посвященный депортации калмыцкого народа "День памяти и скорби"...