Интеллектуальная игра «В стране Лингвиния»
классный час (6 класс) по теме

«Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка, вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский. Интеллектуальная  игра «В стране Лингвиния» проводится с учащимися 5-6 классов.  Предложены разнообразные конкурсы и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_kvn.doc66 КБ
PDF icon detskiy_zabor_imeni.pdf627.97 КБ

Предварительный просмотр:

     Интеллектуальная  игра «В стране Лингвиния»

(5 класс)

Огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка, вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский.

Игра - это ещё и важнейшее средство умственного воспитания. Игровая форма помогает проверить и закрепить теоретические решения и практические навыки.

Цели интеллектуальной игры:

- содействовать развитию творческих способностей через тренировку внимания, быстроты реакции в условиях работы со словесным материалом;

-  воспитание любви к русскому языку, чувства коллективизма и личной ответственности

Оборудование: набор букв со словами «эрудит» и «умник», чёрный ящик, «золотые рыбки», карточки со стихотворениями, медали, плакаты, карточки с заданием, орфографические словари

Ход игры

Чтецы декламируют стихи

  1. Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

                                        С.Данилов

  1. Эта речь полна величья,

Гордой красоты.

В ней прекрасных слов богатство,

Сила красоты.

                                       Г.Гришашвили

  1. Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык.

  1. Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова

Выучи русский язык!

                                         С.Абдулла

Ведущий игры. Дорогие друзья! Сегодня в нашем зале собрались любители русской словесности, которые желают изучать, знать и постигать русский язык. В игре встречаются 2 сильнейшие команды  6 классов.

I-й конкурс. Давайте знакомиться.

Задание: из данных букв составьте название команды и защитите свое название (командам даётся набор букв со словами «эрудит» и «умник»)

       II-й конкурс. Разминка. Сложите пословицы

Ведущий игры. Каждая команда пришла на игру с целью победить. Как одержать её? Ответы находятся в пословицах, но их нужно вспомнить и сложить.

Задание: я называю начало или конец пословицы, вы должны вспомнить и восстановить её конец.

         I-я команда                                             II-я команда          

   

1. (Семь раз примерь,)                                  1. (Не спеши языком –)

    один раз отрежь.                                       торопись делом.

2. С кем поведешься,                                    2. Что написано пером,

    (от того и наберёшься).                            (то не вырубишь топором).

3. (Поспешишь -)                                          3. (Что посеешь,)

   людей насмешишь.                                         то и пожнёшь.

4. Не имей 100 рублей,                                 4. Один в поле,

   (а имей 100 друзей).                                    (не воин).

5. (Без труда не вытащишь)                         5. Один за всех

   и рыбку из пруда.                                         (и все за одного).

6. Ум хорошо,                                                6. Знай больше,

   (а два лучше)                                                (а говори меньше)

Ведущий. Русская пословица гласит: «Без грамматики не выучишь и математики». Но иногда не обойтись и без математики при решении грамматических задач.

III-й конкурс. Грамматическая арифметика.

Задание: на доске даны примеры, решите их, записав ответы. Кто быстрее?

Каждый участник решает один пример.

          I команде                                                  II команде:

кабан – ан + лук = ? (каблук)                          чудеса – а + ный = ? (чудесный)

с + дом для отдыха = ? (сдача)                       кот + ёлка – ка = ? (котёл)

корь – ь + идол – л + р = ? (коридор)             с + хвойный лес =? (сбор)

череп – п + муха = ? (черёмуха)                     кар + то + фельдшер – дшер = ?

                                                                                                            (картофель)

кар + горное село =? (караул)                        кар + знак препинания =?

                                                                                                            (карточка)

IV конкурс: Конкурс капитанов.

Задание. Составьте связный текст, каждое слово которого должно начинаться на буку «П» (1-й команде) и «С» (2-й команде). Задание даётся перед началом игры.

Возможные ответы капитанов.

Соня, Света – сёстры. Соня – сообразительная, серьёзная сестричка. Слагает собственные стихи, сочиняет сказки. Собирает старинные статуэтки, справочники, словари. Смотрит современные сериалы, спектакли. Стремится стать скульптором.

Сестра Сони Света самостоятельна, своеобразна. Слушает симфонии. Сама старательно стряпает сдобные слойки. Соблюдает спортивный стиль. Старается соревноваться с спортсменами. Семья, соседи советуют Свете стать спортсменкой

Соня, Света – супер-сёстры!

              Петрозаводск, посёлок Павлово

              Пискареву Платону Петровичу

Пятиклассник  Пискарёв Паша пишет письмо папе:

«Привет, папа! Прошла перемена. Понедельник. Природоведение. Получил пятёрку. Пишу письмо. Прочитал послание, папа, получил подарок. Поскорее приезжай, пожалуйста. Прабабушка попросила помочь построить печку. Привези Петьке пилотку, Полине – повести Пушкина. Передай привет приятелю Петрову.

                                                                                        Пока.»

Получив письмо, папа пишет: «Приеду поездом. Пятница. Пятый путь.

Игра со зрителями.

Ведущий игры. 

Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…

Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.

Что обозначает в этом шуточном стишке «запятая»? (нос)

Следующий вопрос тоже будет шуточным: «Что можно сделать с обыкновенным носом? (клевать носом, бояться нос показать, держать нос по ветру, задирать нос, вешать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, совать нос не в свои дела, зарубить на носу)

По ходу кратко объясняется значение фразеологических оборотов.

V конкурс. Вопросы-шутки.

Ведущий игры. Ребята, хотите вы поймать золотую рыбку? И что бы вы у неё попросили? У вас сегодня есть шанс поймать её и попытать счастья. Удачной рыбалки, друзья!

Задание: «на золотых рыбках» написаны вопросы-шутки. Команды будут отгадывать их поочерёдно. Кто угадает, тому даётся «золотая рыбка». Побеждает команда, набравшая большее количество рыбок.

  1. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Стоп)
  2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
  3. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль)
  4. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
  5. Каким гребнем не расчёсываются? (Петушиным)
  6. Какое поле нельзя засеять? (Магнитное)
  7. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Сами они войти не могут)
  8. Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Улетают на юг)
  9. В каком глаголе сто отрицаний? (стонет)
  10. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (Местоимение Я)

VI конкурс. Орфографическая дуэль. Победит на дуэли самый грамотный, внимательный и самостоятельный.

Задание: каждый член команды получает карточку с заданием: вставьте пропущенные буквы. Затем обменяйтесь листочками с членами другой команды и выполните взаимопроверку. Можно использовать орфографический словарь. На выполнение  задания отводится определённое время)

Д…тектив, ко…ерческий, б…рдовый, пр…ключение, д…фицит, январ(?)ский, иску…ство, к…мпьютер, параш…тист, р…клама, бахр…ма, ровес(?)ник, тв…рение, пр…обрести.

Музыкальный  конкурс со зрителями-болельщиками.

Ведущий игры. Пока идёт орфографическая дуэль , мы проведём музыкальный конкурс.

Задание: вспомните детские песни, где упоминаются животные и птицы. Следует пропеть по куплету. Команда-победитель среди зрителей-болельщиков имеет право свой заработанный балл отдать той или иной  команде.

(«Песенка про жирафа», «У дороги чибис», «Не дразните собак», «Песенка про кузнечика», «Скворцы прилетели», «Песенка крокодила Гены» и др.)

VIIконкурс. Отгадываем и сочиняем шарады.

Ведущий игры. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

1-ое задание: отгадайте шарады.

         1-я команда                                                     2-я команда

1. Мой первый слог найдешь тогда,               1.Предлог стоит в моем начале,

Когда в котле кипит вода.                                  В конце же- загородный дом.

Местоименье-слог второй,                                 А целое мы все решали

А в целом школьный столик твой.                    И у доски, и за столом.

(пар-та)                                                      (за-дача)

2.На первом стоит часовой,                            2. Начало - голос птицы,

Второе в лесу зеленеет,                                       Конец- на дне пруда,

На целое, только стемнеет                                  А целое в музее

Ты ляжешь и кончен                                           Найдете без труда.

Твой день трудовой (пост-ель)                                          (кар-тина)

3. Первое – нота,                                              3.Начало-нота

Второе – игра,                                                     Потом оленя украшение,

Целое встретится у столяра.                            А вместе - место

(до-лото)                             Оживленного движения.

                                                                                                 (до-рога)

2-ое задание: составьте шарады по данным словам урок, Крылов, борода.

Примерные ответы:

 Часть слова – музыка, другая часть – предлог, а вместе то, что происходит в школе каждый день (у-рок)

Без последней буквы часть летательного аппарата, в целом же – фамилия поэта. (Крыло-в)

Первая часть обозначает хвойный лес, а вторая – жанр стихотворения, в целом же имеют это старики. (бор-ода)

Игра со зрителями.

Ведущий игры. А теперь давайте отдохнем. Звучит музыка. В зал выносится черный ящик. Что находится в чёрном ящике?

Вопрос: в нем находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже убить одного страшного персонажа русских народных сказок. (Игла)

Кого из сказочных героев убивают иглой? В каких сказках встречается такой сюжет?

 VIII конкурс. Конкурс телефонистов.

Ведущий.Внимание! Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать… А научились ли вы слушать внимательно друг друга?

Задание. Я сообщу скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им «по телефону» скороговорку вслух. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.

1-я команда: Во поле – поле затопали кони.

Три дроворуба на трёх дворах рубят.

2-я команда: Идет с косой косой козел.

Дятел дуб долбил, да не продолбил.

        IX конкурс: Конкурс чтецов (один член команды готовится к выразительному чтению данного стихотворения наизусть. На подготовку даётся 5 минут).

Задание команде. Узнать, о каких словах идет речь в стихах.

1-я команда                                                             2-я команда

Шел я с сумкой за плечами                                «Бураны, вьюги и метели-

Вижу, бьет в овраге ключ                                    Как много с ними канители,

Наклонившись над ключом,                                Как много шума, толкотни,

Уронил я в воду ключ                                          Как надоели мне они!»-

Шарю я в ключе по дну,                                      Так проворчал мороз угрюмый,

Над водою спину гну.                                          И речку лёд сковал без шума,

Если ключ я не найду,                                          Деревья скрыла седина,

Как домой я попаду?                                            И наступила тишина

(В. Лившиц)                                                      (В.Берестов)

(омонимы - ключ)                                                 (бураны, вьюги и метели -                                

                                                                                                        синонимы)

X конкурс. Словесный лабиринт

Задание. Прочитайте, что написано на вывешенных плакатах. Написанное нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.

Плакат I-й команде                                              Плакат II-й команде    

           

К        Й        Г        А       И                                   У        А       Р        Н         О

Ы       И        О        Н       Б                                    К       М       Г        З          Р                                  

З        Ч        М        Е       Ю                                  И        М      Й        О         О

Я       У        Ш       Т       Л                                    Т        А        А       Ш        Х

(Любите наш могучий язык)                               (Хорошо знай грамматику)

Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей: члены команды-победителя награждаются медалями «Эрудит», а другая команда медалями «Умник».

 

   

       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Путешествие в страну Лингвинию"

Вводный игровой урок в 5 кл. с использованием мультимедиапроектора....

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Путешествие по стране Лингвиния

Сценарий школьной агитбригады по русскому языку...

внеклассное мероприятие по русскому языку СТРАНА ЛИНГВИНИЯ

Внеклассное мероприятие направлено на развитие логичесих и творческих навыков учащихся....

Страна Лингвиния

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов...

Игра по станциям "Путешествие в страну Лингвинию"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов, которое можно использовать в рамках недели русского языка и литературы...

Игра по станциям: путешествие в страну Лингвиния

Разработка игры по станциям. Расчитана на 5-6 класс. Лучше всего проводить в конце года, когда изучена большая часть учебного материала....