Сценарий "Пасхальные традиции"
материал по теме
Сценарий расчитан на разновозрастную аудиторию, поэтому материал подобран в соответствии с этим - серьезная информация сопровождается на экране иллюстрациями и чередуется с более доступной для восприятия. Очень помогает удержать внимание детей постоянная смена музыкального фона для подачи важной и одновременно сложной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pashalnye_tradicii.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Действующие лица:
Бабушка, ведущая.
1 внучка:
2 внучка
внук
рассказчик
1 мироносица
2 мироносица
3 мироносица
Ангел
1 малыш
2 малыш
3 малыш
4 малыш
5 малыш
Рассказчица
Мария Магдалина
Царь
Слуга
1 мальчик
2 мальчик
1 ребенок
2 ребенок
3 ребенок
4 ребенок
Хор.
Декорации: заборчик из колышков, на сцене на коврике стоит посредине стол, лавка; на авансцене в левом углу – столик: икона Воскресения, вазочка с вербами (или подставка для верб), кулич и яйца, свечи.
Слайд 1.
Колокольный звон. Выходят ведущие.
В: Здравствуйте, дорогие дети и гости нашего праздника. Сегодня весь православный народ торжествует, отмечая замечательный праздник – Светлое Христово Воскресение.
Этот Великий День приходит к нам ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу добра и любви. Из века в век приходит он к людям с зеленой вербочкой, ароматным куличиком и крашеными яичками, которые символизируют чудо воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Ребенок 1: Немало праздников на свете
Встречают взрослые и дети.
Но праздник Пасхи – день чудес,
Из мертвых Бог – Христос Воскрес!
Ребенок 2: День этот всех нас собирает,
Летит молитва до небес,
И славят люди в вышних Бога,
Иисус Христос Воскрес! Воскрес!
Играет «деревенская» музыка, на сцену выходит бабушка и три внука. Бабушка садится за стол, внуки «убирают» избу.
Бабушка: К Христову дню, или Пасхе, деревенские люди всегда готовились задолго и с большой радостью. Убирали дворы, затевали большую стирку, мыли потолки и окна. Старались к празднику украсить избу и обновить свою одежду. В приготовлениях к пасхе участвовали и дети.
В: Последнее воскресенье перед Пасхой называлось Вербное. Все с нетерпеньем ждали Вербное воскресенье.
Дети садятся за стол, бабушка начинает рассказ.
Слайд 2.
Музыка вербного воскресенья.
Бабушка: Чудесное дерево верба зацветает первым, серебрясь еще в марте. Верба стала символом воскресенья, предшествующего пасхальному. Это день, когда мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим. Слайд 3.
Когда оставалось несколько дней до Пасхи, и в городе Иерусалиме собралось очень много народу на праздник, туда же пошел Иисус Христос со своими учениками. У городских ворот собралась большая толпа людей. Слайд 4.
Все они слышали о том, как Иисус Христос исцелял больных, накормил голодных, а на днях воскресил из мертвых друга своего Лазаря, который 4 дня пролежал умершим во гробе. Слайд 5.
Множество людей были свидетелями этого чуда. Даже родные сестры Лазаря не могли поверить своим глазам, увидев брата живым. Слайд 6.
Все люди думали, что Иисус Христос есть тот царь, который спасет их народ от врагов. Торжественно въехал Иисус Христос в святой город Иерусалим, люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках, славили Его радостными восклицаниями, многие снимали с себя верхнюю одежду и постилали перед Ним, даже маленькие дети кричали «Осанна!», что значит «Спасение».
Музыка останавливается.
В: Но Он знал, что через несколько дней, в этом самом городе, Он должен будет пострадать и умереть за людей.
Слайд 7.
После первых слов ведущей играет веселая музыка. На сцену выбегают 2 мальчика, бабушка дает им вербы и они начинают «бить» друг друга по ногам, приседая.
В: В вербное воскресенье рано поутру деревенские ребята бежали на церковную службу – «по вербу». Получив вербный пучок, по дороге домой ребята хлестали друг друга с приговорами: Мальчик 1 и 2: (по очереди)
Верба – хлест,
Бьет до слез,
Верба бела-
Бьет за дело,
Верба красна-
Бьет напрасно.
В: Кто-нибудь, знает для чего это делалось? (считается, что если так сделаешь, то человек, которого бьют, выздоровеет и болеть уже не будет)
Мальчик 1: Нет в России пальм зеленых,
Все березоньки да клены,
И пушится над водой
Верба веткой молодой.
Слайд 8.
1 мальчик берет у бабушки красивые веточки вербы и, пока второй читает стихотворение, подходит к столику с иконой и ставит их в вазочку.
Мальчик 2: Верба ветки дарит нам —
Мы несем их в Божий храм
И под колокольный звон
Ставим ветки у икон.
Звучит песня «К нам пришла весна». Слайд 9 - 16.
Грустная музыка.
В: За вербной наступает предпасхальная Седмица – Страстная, или Чистая неделя.
Слайд 17.
Внук 1: Бабушка, а почему эта неделя названа Страстной?
Бабушка: Эта неделя (точнее 6 дней) посвещена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Все дни Страстной недели называются Великими. Из всех дней последней Седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной, или Чистый четверг. Слайд 18.
Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. Войдя в просторную комнату, Господь омыл ноги всем ученикам, показав пример смирения. Слайд 19.
А когда все сели за стол, Иисус Христос подал им хлеб и вино, сказав, что невидимо преподает им Своё Тело и Кровь.
В: Это событие имело огромное значение для всех христиан, а день, в который оно произошло, получил название Великий Четверток, а в народе его еще называют Чистый четверг. А знаете, почему он так назван?
Бабушка: На Руси в Великий четверг вставали еще до восхода солнца. «Кто в Великий четверг легко и рано встает, встает рано весь год», у того весь год всё ладится, хорошо идут дела, болезни и невзгоды обходят стороной, - говорили в народе. Умывались и обливались свежей водой, до первого солнечного луча старались умыть детей, купались и мылись в бане, «чтобы быть чистыми весь год», очищались душой и телом, старались забыть «черные мысли». Отсюда и название – Чистый Четверг.
В: Великая пятница — самый скорбный день, ведь именно в этот день соверши лись распятие и крестная смерть Спаси теля.
Слайд 20.
Внук 2: Бабушка, расскажи нам об этом.
Грустная музыка.
Бабушка: Один из учеников Христа – Иуда, предал Его, и Господа заключили под стражу. В темнице воины, которым было поручено охранять Его, всячески издевались и смеялись над Ним. Слайд 21.
Они надели на Иисуса Христа красный плащ, на голову положили терновый венец с острыми шипами. Воины били невинного и смеялись над Ним, плевали Господу в лицо, а Он жалел их, молил Бога Отца простить им эти поступки.
Слайд 22.
В: Да, на такую всепрощающую любовь поистине способен только Бог.
Ребенок 3 читает стихотворение о страданиях Бога.
Грустная, тревожная музыка.
Бабушка: Но главные страдания Бога были еще впереди. Измученного, израненного Господа вывели из темницы и привели на суд к царю Понтию Пилату. Слайд 23.
Оклеветав Иисуса Христа, фарисеи приговорили Его к распятию. На плечи Господу положили тяжелейший крест и повели на гору, которая называлась Голгофа. Слайд 24.
Под тяжестью креста не раз падал наш Спаситель. Но вот и вершина. Здесь уже стояли кресты, на которых страдали настоящие разбойники. Слайд 25.
Господа прибивали к кресту огромными гвоздями к рукам и ногам. И Он также молился за каждого, причинявшего Ему боль. Слайд 26.
По истечении нескольких часов Господь умер, испустив дух.
В: И содрогнулась земля, потому что случилось землетрясение, солнце померкло, на некоторое время наступила полная тьма, а в храме на две части сама собой разорвалась церковная завеса. Слайд 27.
Музыка грома. Затем спокойная, но грустная музыка.
Слайд 28.
Бабушка: Когда тело Иисуса Христа сняли с креста, то обвили Его пеленами по древнему еврейскому обычаю и положили в гроб – пещеру. Слайд 29.
Царь, боясь того, что ученики Христа захотят проникнуть в пещеру и забрать тело своего Учителя, приказал привалить ко входу огромный камень, а возле него поставить стражу. Слайд 30.
Спокойная, но светлая, мажорная музыка. Выходят мироносицы.
В: Прошло два дня после смерти Господа и по еврейской традиции пришли к пещере женщины, чтобы помазать тело умершего. Слайд 31.
Сценка «Мироносицы у гроба».
Рассказчица: Утром шли на гроб Мессии
С ароматами в руках
Три печальные Марии,
Беспокойство в их чертах.
1 Мироносица: Я тревожусь и печалюсь -
Кто могучею рукой
Тяжкий камень нам отвалит
От пещеры гробовой?
2 Мироносица: Посмотрите, Камень сдвинут,
Славно чудо - гроб открыт,
И, как мертвая, при гробе
Стража грозная лежит.
3 Мироносица: А во гробе, полном света,
Кто-то чудный, неземной,
В ризы белые одетый,
Сел на камень гробовой.
Ангел: Что вы, робкие, в смятеньи?
Послан к вам пришлец святой,
С вестью мира и спасенья
Возвращайтеся домой.
Я ниспослан небесами,
Весть я чудную принес: Слайд 32.
Нет живого с мертвецами:
Гроб уж пуст —Христос Воскрес!
В: В последние дни Страстной недели по деревням, селам, в домах и на улице было какое-то особое затишье. Был на исходе Великий пост. Все, стар и млад, ходили в церковь на «полуношницу» (всенощную службу в церкви), собирались на крестный ход.
Запись тропаря. Слайды 33, 34, 35.
Радостная, веселая музыка. Входят бабушка и внуки.
Слайд 36.
В: Под утро возвращаясь из церкви, люди поздравляют друг друга с праздником:
Бабушка: Христос воскресе!
Внуки: Воистину воскресе! (Христосуются)
В: Похристосуются – поцелуются трижды – и садятся все за стол. В каждой семье едят освященный кулич, пасхальные яички, запивают топленым молоком с медом. Дождались, пришла Светлая Пасха!
Бабушка: На Пасху, ребята, мы здороваемся, приветствуем друг друга иначе, чем в другое время года. Мы говорим: «ХРИСТОС ВОСКРЕС!» И надо отвечать: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!»
В: «Христос воскрес!»- радостно приветствуют в этот праздник верующие друг друга и троекратно целуются в знак любви. Сама природа, кажется, ликует с нами…
4 ребенок: Вся природа ликовала-
Сад, луга, поля и лес.
Радость людям возвещала,
Солнце яркое сияло,
Царь Царей, Христос воскрес! Слайд 37.
Песня «Чудо выше всех чудес»
В: Чудо из чудес! Ребята, как вы думаете, а почему ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, это чудо из чудес? Вы никогда не задумывались о том, что воскресение из мертвых – это чудо, непостижимое для человеческого ума. Как оно совершилось – остается тайной. Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мертвых БОЖЕСТВЕННОЮ СИЛОЮ. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив печати, оставшись невидимым для часовых.
Чудо Воскресения произошло ранним утром, на рассвете, в воскресенье. Воскресение в Воскресенье! Слайд 38.
В: Возвещая людям об этом великом чуде, радостно звонят колокола всю неделю. Слайд 39.
Каждый желающий может попробовать позвонить на колокольне на пасхальной неделе.
Бабушка: Ребята, скажите, а что вам напоминает Пасху? (кулич и пасха).
Слайд 40.
Бабушка: Правильно. Кулич и пасха. В народе часто смешивают эти два совершенно разных блюда. Слайд 41.
Пасха – готовится из творога, и по своей форме напоминает пирамиду, украшается изюмом и орехами Слайд 42.
Кулич выпекается из теста, сверху покрывается белой сахарной глазурью и посыпается разноцветной сахарной конфетти. Слайд 43.
Фоновая музыка. Слайды 44, 45.
В: Ребята, вы запомнили, чем отличаются эти блюда? Давайте проверим и поиграем в игру, которая называется «Пасхальный куличик». Я буду называть продукты, необходимые для приготовления кулича, а вы следите, чтобы я назвала только нужные. Если я буду называть верно, поднимайте руку вверх и говорите «Да», а если ошибаться – молчите.
Игра «Что в кулич положим мы?»
Что в кулич кладут корицу…
Мед туда же будет литься…
Ванилина порошок…
И овса большой мешок…
А еще и огурцы…
А смиренные отцы
Сыпали туда муку…
Яйца будут наверху.
В куличе нужна вода?
Ром туда кладут всегда…
А еще изюм, цукаты…
Гвозди, молотки, лопаты…
Творог, масло, простоквашу…
А еще молитву нашу…
Соль и сахар…
И цемент…
И кулич готов в момент!
Слайд 46.
В: Молодцы, ребята, посмотрите, сколько красивых куличей у нас получилось. Ребята, а что еще напоминает пасху? (яйца). Слайд 47.
Ну конечно же пасхальные яйца, красочные, яркие. Слайд 48.
В давние времена в деревнях люди красили яйца фуксином или луковой шелухой, а богатые люди Слайд 49. заказывали мастерам изготавливать пасхальные яйца из золота и серебра, украшая их драгоценными камнями и росписями. Слайд 50. Во всем мире широко известны пасхальные яйца работы знаменитых ювелиров Фаберже. Слайд 51.
А вы любите раскрашивать яйца? Помогали старшим это делать? (да).
В: А, знаете ли, что самым распространенным и традиционным цветом пасхальных яиц во все времена был и остается красный. Слайд 52.
А знаете почему?
Узнав о воскресении Господа, Его ученица Мария Магдалина Слайд 53. пошла во дворец к царю Тиверию, чтобы рассказать ему об этом чуде. А т.к. была она очень бедна, поэтому вместо богатых даров, принесла царю обычное куриное яйцо…
Сценка «Красное яичко».
Рассказчик: Пришла Мария Магдалина
К царю в большой дворцовый зал,
О воскресеньи говорила.
Царь Магдалине возражал.
Мария: Христос воскрес! Он Царь миров!
Царей могучих Повелитель!
Он весь – спасенье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как Ангел – Искупитель.
Царь: Не может человек воскреснуть.
Об этом знают все давно.
Как никогда не заалеет
Простое белое яйцо…
Слуга: Царь замолчал – в руках Марии,
Как мрамор, белое яйцо
Тремя лучами озарилось
И стало розовым оно.
Цвет набирало и алело,
Не видел царь таких чудес. Слайд 54.
Мария правду говорила:
Христос воистину воскрес!
В: На Руси яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; Слайд 55.
Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Слайд 56.
Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Слайд 57.
В: Ребята, самые маленькие ученики нашей школы приготовили нам сюрприз. Встретим их.
Малыш 1: Яйцо — символ солнца,
Любви и надежды!
Малыш 2 (торжественно). Мы нарядим яйцо
В пасхальные одежды!
Малыш 3: Певунью, маленькую птичку
Я рисовала на яичке.
Щебечет птичка нам с небес:
«Христос воскрес! Христос воскрес!» Слайд 58.
Малыш 4: А я нарисовал цветок,
Раскрасил каждый лепесток,
Пусть вся природа, все растения
Восславят чудо Воскресения!
Малыш 5: Я нарисую Божий храм:
Скользят лучи по куполам,
На солнце золотится крест:
Иисус воскрес! Христос воскрес!
Дети вручают открытки гостям. В это время на сцене выстраивается хор для финальной песни. По ходу песни на сцену выходят все участники праздника.
1 внук: Великий праздник Воскресенья!
Как все торжественно вокруг –
И свод небес, и птичек пенье,
И к небесам летящий звук!
2 внук : Люди – братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый праздник Воскресенья
Бога правды, Бога сил!..
Внучка: Прочь от нас вражда и злоба!
Все забудем! Все простим!
Примирением почтим
Днесь Восставшего из гроба!
Бабушка: Он воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей…
Жизнь безгрешная, святая –
Лишь одна дорога к ней!
В: Христос воскрес! И к жизни новой
Пусть в мире все воскреснет вновь!
Пусть мрак души осветят снова –
Надежда, вера, и любовь!
Песня «Чудесная песенка»
Слайды 59-70.
- А теперь слово для поздравления предоставляется нашим гостям….. Слайд 71.
-Так как же мы здороваемся и поздравляем друг друга на Пасху? (Христос Воскресе! Воистину воскресе!)
- А теперь, как принято на праздник, примите угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции неосимволизма в творчестве Венены Петровской
Моя литературно-критическая статья о творчестве моей коллеги, преподавателя русского языка и литературы Ново-Ямской СОШ Старицкого района Тверской области Венены Павловны Петровской. С ее творче...
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»
Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...
Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)
В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»...