разработка внеклассного мероприятия к 70 Битвы под Москвой
методическая разработка (8 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция для 8-10 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_70_bitve_pod_moskvoy.docx | 51.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого классного часа к 70 годовщине Битвы под Москвой
« Защитникам Отечества посвящается»
Анисимова Ирина Александровна,
классный руководитель 8в класса
ГОУ СОШ №1338
- часть – оборонительный этап
Слайд
- Сценка: На край сцены выходит фельдмаршал Клюгер
-Ударом на Москву мы поразим голову и сердце Советской системы Завоюем Москву – завоюем Советский Союз- ЗАВОЮЕМ МИР.
Фрагмент кинохроники «Наступление фашистской армии»
- Ведущие Слайды
1.Где-то мы уже слышали подобное… Да, гитлеровцы рассчитывали, что с падением Москвы будет решена судьба войны – СССР долго не устоит перед Германией и война быстро закончится. Гитлер был убежден, что к 15 августа 1941 года Москва падет, а до 1 октября будет закончена война, т.е. за 2-3 месяца с русскими будет покончено.
2.Но 6 сентября 41 года Адольф Гитлер приказал фашистской Германии разгромить советские войска на московском направлении до наступления зимы – первоначальные планы гитлеровцев летели в тартарары. Был разработан тщательнейший план под кодовым названием «Тайфун», который состоял в том, чтобы окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и полностью уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью её захвата. Немецким командованием были подтянуты колоссальнейшие силы, с линии Западного фронта, к примеру, 31 пехотную, 13 танковых и 7 моторизированных дивизий. Это в разы превышало численность советских солдат, армии которых были изрядно вымотаны предшествующими боями под Орлом, Мценском, Курском и другими городами.
1.Битва за Москву номинально делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который, в свою очередь, состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля 1942).
2.Неимоверно трудное то было время. Страшно тяжело было бороться с превосходящими силами противника. А еще мучительнее, тяжелее было отступать в глубь страны, оставлять города и села.
1.В октябре-ноябре 1941 года Москва стала прифронтовым городом. Суровая, заснеженная, она была совсем иной, чем теперь. Перекрытые противотанковыми заграждениями улицы, замаскированные дома, заклеенные окна. Москва готовилась к суровым испытаниям, к боям на ее окраине и в самом городе. С 20 октября в Москве и прилегающих районах было введено осадное положение. Именно тогда в окопах под Москвой раздался клич политрука Василия Клочкова, ставший лозунгом для всех советских воинов «Велика Россия, а отступать некуда: Позади Москва!»
2.Гитлеровское командование основную задачу по овладению Москвой возлагало на наступательную операцию «Тайфун», которая началась 30 сентября 1941 года. Развернулись ожесточенные бои и сражения. Советские войска в тяжелых боях, нанося противнику большие потери в живой силе и технике, укротили фашистский «Тайфун», сорвали его генеральное сражение.
1.6 ноября 1941 года, несмотря на близость фронта, состоялось торжественное заседание Московского совета депутатов, посвященное 24-й годовщине Октября. А 7-го ноября 1941 года на Красной площади перед Мавзолеем состоялся традиционный парад Советских войск. Прямо с парада войска уходили на фронт, где они показывали чудеса храбрости и героизма в борьбе с врагом. Этот факт имел большое политическое и морально - психологическое значение.
1.3 Стихотворение А. Суркова Слайды
Подошла война к Подмосковью.
Ночь, в накале зарев, долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дороге гремят тачанки.
Эскадроны проходят вскачь.
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
Стук подков на морозе чётче.
В пар укутан блиндажный лаз.
На краю села пулемётчик
С тёмной рощи не сводит глаз.
Будто руки окаменели.
Будто вкопан он в грунт во рву.
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву.
1.4 Стихотворение Юрия Мельникова Слайды
В ту осень на лугу широком,
Там, где течет река Москва,
Поблекла у дорог до срока
Войной помятая трава.
Зерно неубранное мокло,
И все сильней день ото дня
У нас в избе дрожали стекла
От орудийного огня.
...В разрывах небо под Москвою.
Замаскирован в окнах свет.
Все ближе, ближе грохот боя,
А нам повесток нет и нет.
Остановились эшелоны,
В вагонах рвется динамит...
Узнали мы от почтальона,
Что наш военкомат разбит.
А нам уже по восемнадцать,
И нас четырнадцать ребят...
Мы уходили призываться
В соседний райвоенкомат.
Нам на прощанье рук не жали
Подруги наши в эти дни.
Окопы для солдат копали
У Дубосекова они.
И нас отцы не провожали,
А только матери одни.
- /Из-за кулис /Средний возраст призывников – 14-18 лет Слайды
1.6 Стихотворение: Слайды
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой,
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрёт.
1.7 « Песнь о солдате» В. Мигуля, М. Агашина Слайды
1.8 Ведущие
1.Панфиловцы — бойцы 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-я гвардейская) под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшей в 1941 году в обороне Москвы.
2.Среди воинов дивизии наибольшую известность получили 28 человек («герои-панфиловцы» или «28 героев-панфиловцев») из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Согласно широко распространённой версии событий, 16 ноября, когда началось новое наступление противника на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком В. Г. Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 героев погибли.
- Стихотворение: У деревни Крюково Слайды
Шёл в атаку яростный сорок первый год,
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат,
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Лейтенант израненый прохрипел: "Вперед",
У деревни Крюково погибает взвод.
Но штыки горячие бьют не наугад,
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Будут плакать матери ночи напролёт,
У деревни Крюково погибает взвод.
Не cдадут позиции, не уйдут назад,
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Отпылал пожарами тот далёкий год,
У деревни Крюково шёл стрелковый взвод.
Отдавая почести, замерев стоят
В карауле у холма печального
Семеро солдат.
В карауле у холма печального Семеро солдат.
Так судьбой назначено, чтобы в эти дни
У деревни Крюково встретились они.
Где погиб со славою тот беcсмертный взвод,
Там шумит, шумит сосна высокая,
Птица гнёзда вьёт.
Там шумит, шумит сосна высокая,
Птица гнёзда вьёт.
1.10 Песня-постановка « Журавли» Слайды
Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Наум Гребнев)
II этап битвы – наступление.
2.1Сценка: Клюгер сидит, пьет кофе. Забегает офицер, сообщает о наступлении русских. Клюгер нервничает, переспрашивает, выливает остатки кофе на офицера Чашка выпадает из рук
Кинохроника « Наступление советских войск»
2.2 Стихотворение Самуила Галкина: Слайды
Нет, бомбами не будет мир убит.
Не сжечь огнем Москву - мой вечный город.
Здесь каждый переулок кровно дорог,
Здесь каждый камень нам принадлежит.
За каждый дом, израненный войной,
Заплатит враг стократною ценой!
Не только тот, кто эти стены клал,
Строителя столицы носит званье.
А разве я не строил эти зданья,
Когда Москву всем сердцем воспевал,
Как тот, кто свет ей дал, кто хлеб ей пек,
Кто в землю у ее твердыни лег...
2.3 Стихотворение А. Суркова Слайды
В дыму пожаров тонет даль седая.
Широк великой битвы разворот.
Колонны танков с фланга наседая,
Неудержимо движутся вперед.
Саперы ищут под хрустящим снегом
Чужих сапер коварные следы.
Из белой рощи конница набегом
Врубается в орущие ряды.
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы,
Запомни их, товарищ! Эти люди
Фашистов отогнали от Москвы.
2.4 Рассказы учащихся о родственниках, воевавших в годы Великой Отчественной войны
Изюков Александр,
ученик 7в класса
ГОУ СОШ №1338
Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны
Я хочу рассказать о моем прадедушке Коровкине Иване Николаевиче. Он родился в 1910 году в селе Пожёжка Смоленской области. Он был простым деревенским пареньком, был пастухом, помогал родителям. После школы он уехал на заработки в Москву, где встретил девушку Анну, они полюбили друг друга и поженились в 1934 году.Когда началась Великая Отечественная война , он добровольцем ушел на фронт. 7 июля 1941г., уже будучи на фронте, он узнал, что у него родился сын Александр – мой дедушка. Прошло совсем немного времени. Уже шли бои за Москву, и мой прадедушка попал в окружение, а потом в плен. Вместе с другими солдатами их долго держали в концлагере в Подмосковье. Родные каким-то чудом узнали, где он находится, и приезжали туда, чтобы, пока не видит охрана, бросить сквозь колючую проволоку хлеб или какой-то другой еды. «Может, кто-то другой бросит хлеб , и он достанется моему мужу,» - думала моя прабабушка. Иван Николаевич очень похудел. Тех, кто из пленных остался в живых, немцы решили отправить на работы в Германию. Советские солдаты знали, что если это случится, то на родину они больше не вернутся.И вот их посадили в товарные вагоны, и поезд тронулся. Прадедушка и еще несколько человек пытались разломать доски, которыми был заколочен вагон, и через какое-то время им это удалось. Они дождались, когда поезд будет проезжать через лес , и решили бежать. По очереди пленные стали прыгать на ходу. Это не осталось не замеченным фашистами, и они открыли огонь по беглецам. Кто-то был убит на месте, кто-то ранен. Прадедушка добежал до болота и скрылся там. Поезд остановился. Немцы стали прочесывать лес, добивая раненых. Иван Николаевич и его друг сидели в болоте по шею в жиже, не смея дышать. Чудом их не заметили. Через несколько часов поезд покатил дальше, а они просидели так сутки, боясь пошевелиться. Поняв, что опасность миновала, они вылезли. Все тело онемело. Друг прадедушки был ранен и не мог быстро идти, поэтому они медленно пошли через лес в поисках своих. Шли они довольно долго. Без сил, голодные, они вышли на опушку леса и увидели село. Их заметил староста. Он крикнул проходившей мимо женщине: «Вера, давай бери их в избу!». Она ответила: «Куда же, у меня пять раненых в доме, места уж нет». Она посмотрела в сторону солдат и вскрикнула – в худом и изможденном Иване она узнала своего родного брата…После выздоровления Иван Николаевич вновь вернулся на фронт. Он дошел до Берлина, получил много наград. После победы он вернулся к жене и сыну в подмосковный город Химки. Но болезни и ранения, полученные во время войны, не дали ему прожить долго. Он умер в 1954 году.
Рассказы о нем в нашей семье передаются из поколения в поколение. И самое главное для солдата, прошедшего войну - это память о нем, о его подвигах.
Красавина Екатерина,
ученица 7в класса
ГОУ СОШ №1338
Мой дедушка , Бугаев Александр Иванович, родился в 1923 году в очень большой семье - у него было одиннадцать братьев и сестер.
В 1940 году дедушке исполнилось семнадцать лет, он поступил в Московское Авиационное училище, так как с детства мечтал летать, как он говорил, выше облаков.
В 1941 году, когда началась война, весь его курс перевели на ускоренное обучение, и уже весной 1942 года дедушка как механик-пилот вылетел на боевые задания в составе экипажа четырнадцатого гвардейского авиационного полка. Экипаж полка выполнил очень опасную, но необходимую задачу: бомбили фашистов далеко в их тылу.
Дедушка не любил много рассказывать о том, как он воевал. О его боевых заслугах можно судить по многочисленным наградам: Орден Красной звезды, четыре медали «За боевые заслуги», медали за отвагу, орден и медаль «За взятие Будапешта».
От бабушки и мамы я знаю, что дедушка принимал участие в освобождении лидера Югославии Броз Тито. Это была опасная операция: эвакуировать самолётом Броз Тито из его укрытия в горах нынешней Черногории тогда, когда вся Югославия была захвачена немцами. Дедушка в составе экипажа совершил тогда три удачных вылета на базу партизан. Четвёртый вылет закончился трагически: самолёт был сбит, рухнул в горы. Из всего экипажа в живых остался только дедушка, его, тяжело раненного, нашла югославская семья. Через три месяца дедушку перевезли в Киев. Позже он летать уже не мог, зато прослужил свыше сорока лет в органах милиции.
Второй мой дедушка – Красавин Фёдор Никитович не менее славный боевой офицер. Молодым парнем он поступил в московское Танковое училище, приписав себе один год, и с 1942 года в составе Второй танковой дивизии прибыл на Белорусский фронт.
Он прошел с боями через весь Запад нашей страны, закончил войну в Германии. Орден Боевого Красного знамени, две медали «За отвагу» - это далеко не все его боевые награды.
Мне повезло в том, что я застала своего дедушку. Все его боевые награды хранятся в нашей семье.
Шахбазов Роман,
ученик 7 в класса
ГОУ СОШ №1338
Война. Когда произносят это слово, мне кажется, что люди вздрагивают. Мне всего двенадцать лет. Я не был свидетелем каких – либо войн, но из книжек, телевидения знаю много о Великой Отечественной войне. Из истории мне известно, что в этой войне погибло более двадцати миллионов советских людей. Эта страшная война коснулась каждой семьи в нашей стране. Я видел много фильмов о войне: «Судьба человека», «Горячий снег», «Они сражались за Родину» и другие. Сколько страданий перенесли солдаты! А может ли быть снег горячим? Оказывается, может, потому что на войне стреляют - этот снег видел смерть. Совсем другое чувство охватывает человека, когда он слышит рассказы участников тех событий.
Мне о войне рассказывала моя прабабушка Дуня. Сейчас ей 89 лет, а когда немцы подошли к Москве, прабабушка участвовала в оборонительных работах. Они капали траншеи в любую погоду. Ежедневно немцы обстреливали эти рубежи с самолетов, но молодёжь иногда даже не уходила на ночь домой, чтобы на следующий день раньше начать работу. Все понимали, какая страшная угроза нависла над нашей столицей.
У прабабушки была соседка, у неё - пятеро сыновей. С войны возвратился только один сын. На остальных пришли похоронки. У стола четыре угла, у матери погибли четыре сына, четыре опоры в старости. Мать положила четыре похоронки под скатерть четырёх углов стола. Она ежедневно просила внучку читать одну из похоронок, а затем долго сидела молча с похоронкой в руках. Глаза были сухие, она выплакала все слёзы.
Однажды вечером на даче мы с ребятами сидели на лавочке. К нам подошёл пожилой мужчина. Мы знали его, он живет недалеко от нас. Случайно зашёл разговор о войне. Дедушка Яков рассказал о своём друге, который во время войны был морским десантником. Когда они шли в атаку, у его друга снарядом оторвало ногу, но моряк, опираясь на винтовку, ещё долго бежал с криком «ура». В госпитале он умер.
Сколько всяких случаев было на войне - перечесть невозможно. Сколько людей нашей страны погибли во время войны - до сих пор не сосчитали. Поисковики и теперь находят братские могилы, оружие, склады снарядов со времён войны. Время от времени война напоминает о себе. Поэтому каждый человек должен помнить, что самое прекрасное наЗемле-мир.
Панкратова Анастасия,
ученица 7в класса
ГОУ СОШ №1338
Битва за Москву.
Девятого мая, просматривая парады по телевизору, я всегда обращала внимание на лица ветеранов. Сосредоточенно-торжественный взгляд, радостная улыбка, молодой блеск в глазах...Не сломила их война!
Сколько всего они пережили в это страшное, суровое время?
Тёмное и суровое время застал и мой прадед – Владимир Иванович. Историю, как и где воевал мой дед, рассказывала мне моя прабабушка. Она хорошо помнит эти события.
Великая Отечественная война уже началась, когда дедушку призвали в Пограничные войска в звании сержанта. Дед был направлен в Москву, защищать Кремль. Охранял он Спасскую башню - больше часы на ней. Часы очень часто приходил проверять часовой мастер.
В 1943 году немцы очень близко подошли к столице. Над Москвой летали фашистские самолёты и бомбили город. В те военные годы стояли лютые морозы -около сорока градусов и ниже, но несмотря на всё, дед и другие солдаты мужественно выполняли свой военный долг. Ещё дедушка видел Сталина, правда, всего один раз.
С 1943 по 1948 года, долгих и тёмных пять лет, дед находился на боевом посту, охраняя Кремль.
После войны он учился в Петергофском военно-политическом училище и окончил его с отличием, став впоследствии подполковником.
Моя прабабушка, которая рассказала мне историю службы деда, если бы не переехала в другой город, то была бы повешана немцами. Её и других спасли русские солдаты, предупредив об опасности.
Моим дедушке и бабушке улыбнулась удача, и они не погибли во время войны, но ведь сколько солдат сложили свои головы на войне, сколько семей осталось без сыновей, дедов отцов.. Это было самое страшное время. Если бы не наши деды, кто знает, жили бы мы сейчас в своих квартирах, покупали бы мы вкусности в магазинах и модную одежду?
И вообще, жили бы мы сейчас?
Шенгелия Тинатини,
ученица 7в класса
ГОУСОШ № 1338
Рассказ прадедушки.
Как-то раз Девятого мая я сидела на диване вместе с моим прадедушкой. Он досматривал свой любимый фильм « Отец солдата ». Когда фильм кончился, я решила спросить дедушку, почему он каждый раз 9 мая смотрит этот фильм. Что же для меня тогда мог означать этот вопрос? Это было всего лишь моё детское любопытство. После этого вопроса прадедушка мгновенно изменился в лице, взгляд его устремился куда-то вдаль. Быть может, он вспомнил те годы, те мрачные годы войны! Он тихо начал свой рассказ: «Это было в июне 1944г. Тогда мне было 21. Советская армия вела наступление против германского вермахта на территории советской республики Белоруссии. Ближе к вечеру передовой батальон вышел к окраине Бобруйска у Минского шоссе - там попали тысячи немцев, обороняющих город. Единственный путь к спасению для них было перейти шоссе и добраться до ближайшего леса. Но для этого надо было преодолеть большое поле нескошенной ржи, простреливаемое советскими пулемётными точками. За одним из пулемётов лежал я. Я выглянул из-за пулемёта и увидел массу немецких солдат, продвигающихся к шоссе. Мы начали нашу смертоносную работу. Немцы шли таким плотным строем, и их было так много, что промахнуться было невозможно. Для поддержки пехоты выдвинулась советская противотанковая батарея. Двенадцать орудий открыли огонь. Жёсткий бой длился до темноты …
Наутро мы проснулись и увидели место побоища. Было тихо. Никто не стрелял. Ржаное поле приобрело мышиный цвет – столько на нём было мёртвых немцев в серых мундирах. Трупы лежали грудами, друг на друге. Часам к 11 воздух начал наполняться зловонием.
Потом ... Потом мы стали свидетелями исхода этой бойни: зверское убийство немецких солдат жаждущими отомстить местными жителями деревни, показательная казнь пленных …
Гибли миллионы людей от детей до стариков … Умирали от холода и голода … Видя эти жестокие сцены насилия, я почувствовал сострадание ...»
С тех пор прошли годы. Я выросла. Но , слыша об очередных войнах, террористических актах, я удивляюсь: «Неужели люди после таких страшных событий Великой Отечественной войны не научились уважать, ценить человеческие жизни, мир на нашей планете?»
Лахтикова Светлана,
ученица 7в класса
ГОУ СОШ №1338
Сочинение по теме «Детство, опаленное войной»
(по воспоминаниям моего дедушки)
«...Мамин голос доносился словно издалека, а потом и вовсе затих. Она обещала рассказать мне сказку после своего возвращения из разведки, но я же знаю: оттуда мало кто возвращается...
Двадцать второго июня мы ехали к бабушке в Москву, на поезде. Мы с сестренкой спали, когда раздались первые выстрелы. С помощью мамы мы выбрались из переполненного вагона и добежали до ближайшего селения...
...В бомбоубежище было темно, но шумно. Где-то капала вода, позволяя сырости просочиться в самые отдаленные уголки этого пропитанного страхом помещения... Кап-кап...
Сестра Аленка испуганно жмется к моему боку, пока я пытаюсь добыть нам чью-нибудь пищевую карточку, стоя на окраине деревни Ховрино – свою я оставил в поезде.
Кап-кап...
Недавно я видел пленного немца. Честно говоря, я б никогда не признал его, кабы не акцент: спасибо уроку немецкого в школе!..
Кап-кап...
Сегодня мне исполнилось одиннадцать лет. Я даже как-то забыл об этом, но в одиннадцать часов пополудни объявили воздушную тревогу.
Кап... Звук падающих капель внезапно смолк. Я очнулся от охватившего меня забытья, услышав движенья сестры сбоку от меня. Выйдя на свет божий, я вдохнул морозный воздух полной грудью. Хорошо!.. Внезапно я скорее почувствовал, чем увидел взрыв где-то у себя под ногами...
Не плачь, Аленка!..»
2.5 Стихотворение В.Занадворова Война
Ты знаешь сынок, что такое война?
Это вовсе не дымное поле сраженья.
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выражение.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок.
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок:
Это – кровью омытые письма мои
Что написаны криво на ложе винтовок
Это в жизни короткой последний рассвет.
Над изрытой землей. И лишь как завершенье.
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
III этап – контрнаступление.
Кинохроника
3.1 Ведущие Слайды
1. 5 декабря войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Конев), а 6 декабря — Западного (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление. К началу контрнаступления советские войска насчитывали более 1 млн солдат и офицеров.
8 декабря главнокомандующий вермахтом А. Гитлер подписал директиву № 39 о переходе к обороне на всём советско-германском фронте.
В ходе советского контрнаступления под Москвой были проведены Калининская, Клинско-Солнечногорская, Нарофоминско-Боровская, Елецкая, Тульская, Калужская и Белёвско-Козельская наступательные операции.
2. Итоги Московского сражения
В ходе сражения немецкие войска потерпели ощутимое поражение. В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.
В то же время силы вермахта смогли сохранить фронт и Ржевско-Вяземский плацдарм. Советским войскам не удалось разгромить группу армий «Центр». Таким образом, решение вопроса об обладании стратегической инициативой было отложено до летней кампании 1942 года.
Битва за Москву является одной из самых масштабных битв за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям.
3.2 Из-за кулис: Большой вклад в поддержание боевого духа у советских солдат и работников тыла внесли наши военные журналисты - Константин Симонов, Александр. Дунаевский, Аркадий Гайдар, Александр Твардовский и другие, чьи очерки, корреспонденции, стихотворения и призывы публиковались в таких изданиях, как «Правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда».
3.3 Стихотворение Глеба Пагирева Слайды
Остановясь на полуслове,
Стою, бросаю карандаш.
Горит родное Подмосковье,
Гудит от выстрелов блиндаж.
Ну что, поэт? Бери гранаты,
Тяни латунное кольцо!
По фронту хлещут автоматы,
Песок и снег летят в лицо.
Умри, но стой! Назад ни шагу:
Ты эту землю не отдашь.
Здесь ценят стойкость и отвагу,
Здесь штык нужней, чем карандаш.
Забудь пристрастье к многословью,
К строке, что лирик сочинил.
Сегодня люди пишут кровью
За неимением чернил…
Земля, седая от мороза,
Окопы, надолбы, штыки.
Война, война – святая проза
И позабытые стихи
3.4 Инсценировка главы «Гармонь» А Твардовского « Василий Теркин»
3.5 Шубин. Стихотворение о войне Слайды
Есть в этой бронзовой медали
Синь затемненных фонарей
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упрямый, чистый звон металла -
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою...
Солдаты, дети, командиры -
В крови, у смерти на краю,
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву,-
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву
3.6 Песня Газманова “Москва”. Слайды
3.7 Музыкальная композиция “Свечи”
Звучит фонограмма песни “Жди меня…” выходят девушки- солдатки со свечами
“Поклонимся великим тем годам.
Тем самым командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой…”
1. Отстояв Москву, русский народ отстоял будущее человечества. Теперь много лет спустя, это видно особенно ярко.
2. Остановившись у обелиска или памятника на братской могиле, не забудем, что эти солдаты погибли в бою, отстаивая мир на земле, наше будущее. Подвиг народа в борьбе за свою свободу и независимость бессмертен.
3. Парк Победы устроен на Поклонной горе, где в 1812 году Наполеон так и не дождался ключей от Москвы.
4. Люди приходят сюда в любой день, а особенно много народу в выходные и праздничные дни. Это говорит о том, что человек никогда не забудет ‘‘какой ценой завоевано счастье‘‘, право на жизнь.
3.8 Песня "Моя Москва".Марка Лисянского, Исаака Дунаевский
Ведущий 1: Если мы хотим сказать: “Нет фашизму!”, то должны хорошо учиться, стараться вырасти всесторонне образованными и физически сильными людьми. Только наши успехи в учебе, спорте, наши добрые дела и поступки, чистые мысли и открытые сердца могут сказать, что мы за люди и чего достойны в жизни, а не цвет глаз или цвет кожи, они здесь ни при чем.
Ведущий 2: Если в классе 30 человек, а в школе 27 классов, а в Москве тысячи школ, а в России – миллионы и каждый ученик не маленький фашистик, ответ будет впечатляющим. Это целый хор детей: белых и черных, рыжих и кудрявых, веселых и не очень, толстых и худых – совершенно разных, но каждый скажет: “Нет фашизму, и я не хочу быть и не стану фашистом!”
3.9 Заключительная литературная композиция Слайды
Выходят все участники
Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.
Михаил Светлов
Вперед! В наступление! Назад ни шагу!
За нашей спиной Москва.
Алексей Сурков
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Игорь Иванов
И вражьих пикировщиков орава,
И грохот бомб солдату нипочем,
Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться москвичом!
С. Смирнов
Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова — всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Владимир Карпенко
Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
Зарю Победы ощутив едва.
И умирали, зная — будем живы,
Была б жива священная Москва.
А. Ржавский
Когда у стен твоих гремят мечи,
Мы все в такую пору москвичи,
Мы все — твои бойцы — богатыри,
Все наши силы, Родина, бери!
Кималь Маликов
Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству.
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!
Николай Добронравов
«…Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали…
Михаил Юрьевич Лермонтов
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Павел Шубин
Готовы мы пожертвовать собой,
Зови, Москва, веди на смертный бой.
Кималь Маликов
Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца.
Александр Прокофьев
Память горя сурова,
Память славы жива.
Все вместит это слово:
«Москва, Москва!»
Александр Твардовский
Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву.
Георгий Константинович Жуков
Но героев не сбить на колени,
Во весь рост они встали окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосекова темный разъезд.
Николай Тихонов
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной,
Опрокинем,
Отбросим врага.
Алексей Сурков
За каждый дом, израненный войной,
Заплатит враг стократною ценой!
С. Галкин
Москва, моя родная мать,
Люблю тебя всем сердцем, свято.
Тебя иду я защищать
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня.
Г. Акопян
И пусть всегда
В честь тех ребят,
Достойных и стихов и бронзы
Листвою нежною шумят
Родные русские березы.
С. Баренц
Уже вблизи его войска
Гремят броней стальною,
Уже видна ему Москва
С Кремлевскою стеною.
Уже слова: «Моя Москва»
По-русски враг заучивал…
Александр Твардовский
Это имя столицы,
Как завет, повторим.
Расступились границы,
Рубежи перед ним…
Стой, красуйся в зарницах
И в огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира — Москва!
Александр Твардовский
И скажет, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
Александр Твардовский
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя, Москва!
Марк Лисянский
Вручение цветов ветеранам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой 1941г.
Классный час о Великой отечественной войне, внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой в 1941 году, 5-6 класс....
Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 8 класса «Битва Эрудитов»
В данной разработке представлены вопросы и ответы для химической части "Битвы эрудитов"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия " Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, технологическая карта ур...
Разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву"
Данное внеклассное мероприятие посвящено битве под Москвой. Разработка может использоваться для проведения классного часа или мероприятия на параллель....
Внеклассное мероприятие посвященное битве под Москвой
Внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой«МОЯ МОСКВА»Цели:· гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития и...
Разработка внеклассного мероприятия "День Любви" в форме "Битвы хоров" для учащихся 9-11 классов
Разработка внеклассного мероприятия "День Любви" в форме "Битвы хоров" для учащихся 9-11 классов...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Битва за Москву". Можно использовать на уроке при прохождении темы "Великая Отечественная война", а также как внеклассное мероприя...