Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 8 класса «Битва Эрудитов»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
В данной разработке представлены вопросы и ответы для химической части "Битвы эрудитов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vm_dlya_8_klassa_viktorina.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 15
ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
Разработка внеклассного мероприятия для 8 класса
(химическая остановка)
«Битва эрудитов»
Выполнено учителем химии
Сафаровой М.А.
Краткое описание: представлены вопросы и ответы для химической викторины учащихся 8 классов.
Карточка №1
1. Вспомните названия пяти элементов периодической системы (за один правильный ответ по 1 баллу – сумма 5 баллов), названия которым даны в честь стран или городов.
2. Из предложенных веществ выберите только те, в молекулах которых присутствует только ковалентная полярная связь: SiO2, P2O5, Al2O3, Cl2O, H2, S8, NaH, CaCl2, Hg.
3. Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная. Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?
4.Определите тип происходящих химических реакций. Расставьте коэффициенты в уравнении и посчитайте сумму коэффициентов.
Cr(OH)3 t Cr2O3 + Н2О
5. В 1870 – 1875 гг. в Петербургской академии наук обсуждалась возможность использования для названий химических соединений сочетание слов, подобных русским именам и отчествам. Например, для воды предлагалось название «водород кислородович», для вещества KCl – «калий хлорович», Al4C3 – «глиноземий углеродович», Fe2O3 «феррум кислородович», Na3N «натрий селитрович». Дайте название веществам по современной номенклатуре.
Карточка №2.
1. Пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева, вспомните названия некоторых элементов:
а) Какой неметалл является лесом?
б) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы?
в) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
г) Название какого металла несет в себе волшебника?
2. Какому веществу посвящает А. Ахматова эти строки
Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это-
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах…
Из предложенных выберите вещества, которые взаимодействуют с вышеназванным веществом: K2O, HCl, KCl, Cl2, SO3, Ca(OH)2, H2.
3. Ребята пошли в поход. Маша варила кашу и рассыпала соль на песок. Помогите Маше все-таки сварить соленую кашу. Опишите способ разделения смеси песка и соли.
4. Определите тип происходящих химических реакций. Расставьте коэффициенты в уравнении и посчитайте сумму коэффициентов.
Cr(OH)3 + HCl CrCl3 + Н2О
5. В древне Египте бусы из этого вещества ценились дороже золота, и носить их разрешалось только родственникам фараона. Назовите это вещество. Подсказка: данное вещество включает в себя атомы натрия, кремния и кислорода. Из этого вещества изготавливают в настоящее время строительные материалы, посуду и т.д.
Карточка №3
1. Пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева, вспомните названия некоторых элементов, названия которых связаны с греческой мифологией?
2. В огне не горит, в воде не тонет. Что это? Назовите вещество.
С какими из представленных веществ: Са, СuO, CO2, NaCl, H2S, Na2O, Fe(NO3)2 это вещество (при комнатной температуре) будет взаимодействовать?
3. Предложите два способа разделения смеси железных и деревянных опилок.
4. Известно, что с изобретением фотоаппаратов широко использовалась магниевая вспышка для освещения, фотографируемого объекта. Магний, ярко сгорая, излучает ослепительный свет, а при этом получается белый порошок, образующий дым при вспышке. (Укажите тип реакции, посчитайте сумму коэффициентов в реакции). Mg + O2 = MgO,
5. Говорят, что римляне выродились и «вымерли» потому что делали из него водопроводные трубы. О каком химическом элементе идѐт речь? Этот металл находится в побочной подгруппе.
Карточка № 4.
1. Пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева, вспомните названия некоторых элементов:
а) Какой химический элемент состоит из двух животных?
б) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека?
в) в названии какого элемента есть цифра три?
2. Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростёрлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке. Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, большое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос пробасил: «Спасайтесь кто может! Этот человек плюнул огнём! На вид он молодой, но только сам старый дьявол умеет это делать!» Какой элемент упомянут в рассказе? Подсказка: Это элемент 1 группы главной подгруппы, 3 периода. Назовите для него электронные аналоги.
3. Как называют твёрдый углекислый газ? Где он используется?
Выберите вещества, с которыми будет взаимодействовать СО2 при обычных условиях: NO2, KOH, H2O, HCl.
4. Определите вид смеси спирта и воды. Как разделить такую смесь?
5. Определите тип реакции: Al + HCl → AlCl3 + H2. Расставьте коэффициенты и посчитайте их сумму.
Карточка №5.
1. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
А) Куй феррум, пока горячо.
Б) Слово - аргентум, а молчание - аурум.
В) Стойкий станнумный солдатик.
2. В организме взрослого человека содержится 3,5г железа, 1кг кальция, 1,5кг фосфора. Рассчитайте массовую долю этих элементов, исходя примерного веса взрослого человека – 80 кг.
3. Решите ребус и узнаете название простого вещества
Назовите вещества, которые будут взаимодействовать с ним: вода, оксид кремния, водород, сульфид железа, медь, гидроксид натрия.
4. Предложите простейший способ выделения в чистом виде компонентов смеси, состоящей из железных опилок, порошка цинка, сахарного песка.
5. Без этого вещества человек не может долго обходиться (суточная норма – 8 г). В старину оно нередко заменяло деньги (в средние века им иногда расплачивались с крестоносцами). В древности просыпать данное вещество означало навлечь на себя гнев богов или просто неприятности. К какому классу относится это вещество?
Карточка №6
1. Воспользовавшись периодической системой Д.И.Менделеева, предложите элементы, названные в честь ученых.
2. Если верить древнему историку, то во время похода Александра Македонского в Индию, офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, а вот посуда металлическая – разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? Найдите число протонов, нейтронов и электронов в атоме данного элемента.
3. В желудке человека находится крепкий раствор соляной кислоты. Выберите вещества, которые взаимодействуют с раствором соляной кислоты: хлорид натрия, оксид кальция, медь, железо, серная кислота, гидроксид кальция.
4. Ее папа – оксид азота (V), ее мама – вода, когда она родилась, она была жидкая, прозрачная и почти бесцветная, но при добавлении к ней фиолетового лакмуса, все заметили изменение его цвета на красный. Что за вещество образовалось? Как поведет себя метиловый оранжевый при добавлении к этому веществу?
5. Какие вещества входят в состав воздуха? Что представляет собой воздух с точки зрения химии?
Карточка №7
1. В головоломке затаились названия четырёх простых веществ. Читать названия можно только по вертикали и горизонтали или сверху вниз и снизу вверх, или слева направо и справа налево. Найдите эти названия.
2. Тот о котором этот сказ горючий, самый лёгкий газ
Парацельс его открыл, Кавендиш свойства изучил
Лавуазье ему названье дал получившее признанье
«Рождаю воду» означает! Что за элемент, кто знает?
Из предложенных элементов выберите те, которые взаимодействуют с этим веществом: Cl2, CuO, Cu, KOH, NaCl, S.
3. Если смешать два объема водорода и один объем кислорода, то мы получим гремучую смесь. Водород и кислород в таком соотношении взаимодействуют при малейшем внешнем воздействии со взрывом. Напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты. К какому типу относится реакция?
4. Вспомните правила техники безопасности при работе со спиртовкой.
5. Мачеха разрешила Золушке поехать на бал после того, как она разделит смесь медных, железных и древесных опилок. Помогите Золушке справиться с заданием. Назовите методы разделения
Карточка №8
1. Воспользовавшись таблицей Д.И.Менделеева, вспомните:
а) Какой элемент всегда рад?
б) В названии какого элемента «сидят» сразу два животных?
в) Какие элементы вращаются вокруг Солнца?
2. В предложенных рядах исключите «лишнее» вещество, указав признак, которому оно не соответствует.
а. H2S; H2CO3; H2SO3; H2SO4;
в. КОН; NaOH; Mg(OH)2; Zn(OH)2
с. K2O; CaO; Ag2O; CO2;
3.Маме необходимо приготовить 5%-ный раствор соли. Рассчитайте соли, которую нужно взять для приготовления раствора массой 100г.
4. Какое вещество Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»? Это же вещество покрывает ¾ земной поверхности. С какими веществами из предложенных будет оно взаимодействовать?
Вещества: оксид калия, оксид фосфора (V), азот, водород, натрий.
5. Перечислите правила техники безопасности при работе со стеклянной посудой и реактивами.
Карточка №9
1. Пользуясь периодической таблицей назовите элементы, которые названы в честь стран и городов.
2. Английский химик Г. Деви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы, а результате которых «одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязывались языки, третьи лезли со всеми в драку». Этот газ – оксид азота (I), веселящий газ. Рассчитайте массовую долю азота в этом веществе.
3. Из предложенных выберите названия смесей: воздух, дистиллированная вода, хлорид натрия, водопроводная вода, песок, оксид кремния, сероводород. Какие способы разделения смесей вы знаете?
4. Решите загадку: Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым… Исчезаю. Был я …
К какому классу относится это вещество? Назовите известные вам классы соединений.
5. Вспомните с какими веществами взаимодействует гидроксид калия?
Вещества: SO2, CuO, NaNO3, H2SO4, Cu
Ответы.
Карточка №1
1. Галлий, Германий, Магний, Индий, Медь, Европий, Тулий, Франций, Полоний, Амерций, калифирний и т.д.
2. SiO2, P2O5, Cl2O
3. Фильтрование. Уголь и песок являются адсорбентами, поглощают вредные вещества.
4.Реакция разложения. Сумма коэффициентов равна 6.
2Cr(OH)3 t Cr2O3 + 3Н2О
5. Хлорид калия, карбид алюминия, оксид железа (три), нитрид натрия.
Карточка №2.
1. а) бор, б) бром, хром, в) платина г)магний
2. Вода. K2O, Cl2, SO3
3. Маша должна растворить полученную неоднородную смесь песка и соли, отфильтровать (или декантировать) песок от однородного солевого раствора. Затем выпарить воду из солевого раствора.
4. Реакция обмена. Сумма коэффициентов = 8.
Cr(OH)3 + 3HCl CrCl3 + 3Н2О
5. Стекло
Карточка №3
1. Прометий, тантал, титан, ванадий, палладий, ниобий, торий
2. Вода. СаCO2, Na2O
3. 1) с помощью магнита, 2) из-за различной плотности при погружении смеси в воду железные опилки утонут, а деревянные – будут плавать на поверхнгости. Можно разделить декантацией.
4. Реакция соединения, сумма коэффициентов = 5. 2Mg + O2 = 2MgO,
5. свинец
Карточка № 4.
1. а)мышьяк, б) Серебро,в) натрий, иттрий?
2. Натрий. К, Сs, Rb, Li.
3. Сухой лед. KOH, H2O.
4. Однородная. Перегонкой или дистилляцией
5. Тип реакции - замещения: 2Al + 6HCl → 2AlCl3 +3 H2. Сумма к-тов = 13.
Карточка №5.
1. А) железо Б) серебро, золото В) оловянный.
2. железа 4,37*10-3%, кальция 1,25%, фосфора 1,88%.
3. кислород; водород, сульфид железа, медь.
4. Железо отделим магнитом. Растворим смесь, отфильтруем оксид цинка, с помощью выпаривания или кристаллизации отделим сахар от воды.
5. хлорид натрия, поваренная соль. Класс: соли.
Карточка №6
1. Лоуренсий, Менделеевий, Гадолиний, Кюрий, Берклий, Эйнштейний, Резерфордий, Фермий, Нобелий, Борий.
2. Серебро. Протонов, электронов по 47, нейтронов 61.
3. оксид кальция, железо, гидроксид кальция.
4 Азотная кислота. МО краснеет.
5. Азот, кислород, углекислый газ, пары воды, благородные газы. Однородная смесь
Карточка №7
1. водород, алюминий, озон, графит.
2. водород. Cl2, CuO, S.
3. 2H2 + O2 = 2H2O соединение
4. Зажигать спиртовку спичкой или зажигалкой, закалывать волосы, нагревать жидкости осторожно, держа пробирку пробиркодержателем или закрепляя в штативе, прогреваем постепенно, направляя отверстием в безопасную сторону, тушить спиртовку колпачком.
5. Железные опилки отделим магнитом. Медные и деревянные, руководствуясь знанием их различной плотности, поместим в воду.
Карточка №8
1. а) радон, радий, б) мышьяк, в) плутоний, нептуний, уран.
2. а. H2S; (не содержит кислорода) или H2CO3 (не содержит серы)
в. Zn(OH)2 ( амфотерное основание) ,с. CO2 (кислотный)
3.5 г соли
4. Вода. оксид калия, оксид фосфора (V), натрий.
5. Осторожность при работе со стеклянной посудой. Все работы проводят только с разрешения учителя. Вещества берут специальным шпателем или пипеткой, нельзя пробовать на вкус, нужно экономить реактивы, работы с токсичными веществами проводят под вытяжкой, не наклоняться над посудой при нагревании, определять запах соответственно, держать в порядке рабочее место.
Карточка №9
1. Галлий, Германий, Магний, Индий, Медь, Европий, Тулий, Франций, Полоний, Амерций, калифирний и т.д.
2. 63,64%
3. воздух, водопроводная вода, песок. Дистилляция, хромотография, выпаривание, кристаллизация, декантация, фильтрование, действие магнитом
4. Мел, карбонат кальция. Соль. Кислоты, соли, оксиды, основания.
5. SO2, H2SO4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Говорим на русском языке».
Цели:1) расширить и обобщить знания в области орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;2) формировать у учащихся умения грамотно пользоваться богатыми ресурсами рус...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия для обучающихся 8-9 классов «Молодая гвардия», посвященного Дню защитника Отечества
Это сценарий конкурсной программы для 2 команд к Дню защитника Отечества....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «День молодого избирателя»
Цели внеклассного мероприятия: Образовательные:- повторить, систематизировать обобщить исторические факты избирательного права;- определить значение избирательного права в жизни людей.Развивающи...
Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся «Противодействие ЧУМЕ XXI века»
Для представления подросткам объективной информации о вредных привычках и проблеме ВИЧ/СПИД в доступной и разнообразной форме, я стала инициатором разработки внеклассного мероприятия по профилак...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10 класса
Важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование чувства патриотизма, а именно: принятие личностью базовых национальных ценностей, главно...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 6-8 классов "Дорогою добра"
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Битва эрудитов"
Игра предназначена для учеников 7-9 классов....