Методическая разработка внеклассного мероприятия " Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Богданова Лидия Николаевна

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, технологическая карта урока, мультимедийная презентация. Цели урока (кратко): систематизация знаний по истории определенного периода, развитие у учащихся умения обобщать и логически мыслить, формированеие патриотических и нравственных чувств. Учебник Данилов А.А. Косусина Л.Г.  История России. 6 класс. С древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2010.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.  Куликовская битва»

ЦЕЛЬ:  Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы. Выделить причинно-следственные связи в изменении сознания русских людей и раскрыть значение  Куликовской битвы в истории России.

Задачи: 

*образовательная  – выявить причины политического возвышения Москвы;  на основе прослушанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича,  усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство.  На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде  иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы;  рассмотреть ход битвы на поле Куликовом, выделить причины победы русских войск.

 *развивающая – формирование умения использовать исторические понятия в ходе обсуждения, продолжать формировать умение определять цель и составлять план, выделять проблему в изучаемом материале и искать пути ее решения, оценивать результат деятельности, работать с текстом исторического источника, выделяя необходимую информацию;

*воспитательная  – создать условия для осознания роли единства в истории народов нашей страны, понимания чувств, мыслей и переживаний людей того времени, способствовать формированию гордости за историческое прошлое нашего народа.

Основные понятия и термины: Куликовская битва, маневр.

Основные персоналии урока: Дмитрий Иванович Донской,  Михаил Тверской,  Сергий Радонежский,  Дмитрий Боброк Волынский,  Владимир Серпуховской,  Мамай, Тохтамыш.

Оборудование урока: учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века ». М.:, «Просвещение», 2009; атлас История России с древнейших времён до 16 века, авторская презентация «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Тип урока:  урок изучения нового материала

Ход урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент.

Подготовка и организованное начало урока. Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность. Ознакомление учащихся с целью и задачами урока, создание условий для мотивации учебной. Введение в тему урока. Приветствие, подготовка рабочих мест, объявление темы урока, его эпиграфа

“Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья”…
Н. Кончаловская

  1. Актуализация знаний.

Вопросы учащимся:

1. Перечислите причины возвышения Москвы. Покажите ее расположение на карте.

2.Какие княжества стали самыми значимыми в северо-восточной Руси? Покажите на карте Московское княжество.

3. Вспомните, какой обычай сложился в отношениях с ордынцами у Александра Невского и Ивана Калиты?

  1. Постановка цели урока (совместно с учащимися)

Исходя из информации, которую сейчас обсудили и с учётом объявленной темы, давайте попробуем сформулировать цель   нашего урока?

Цель урока: выявить причины политического возвышения Москвы, познакомиться с выдающимся деятелем этой эпохи – великим князем Дмитрием Донским,  рассмотреть ход битвы на поле Куликовом, выделить причины победы русских войск

  1. Постановка проблемного вопроса, на который необходимо ответить в конце урока. Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Как решил действовать Дмитрий Иванович в отношении ордынцев? Какое противоречие мы наблюдаем?

Формулировка проблемы после предложенных вариантов учеников: почему Дмитрий Иванович нарушил обычаи предков – пошел против Орды?

организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация результатов

Русь и Орда накануне решающего  столкновения. Рассказ  учителя о получении московского престола Дмитрием Ивановичем и одновременном начале усобиц и борьбы за власть в Орде. Решающей схватке ордынцев и русских войск предшествовала подготовка обеих сторон.

Отмечает, что авторитетный представитель церкви того времени Сергий Радонежский дал благословение Дмитрию перед сражением.

Описание ученикам построения войск Дмитрия Ивановича и Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Акцентируется внимание на том, что Дмитрий Иванович сам принял участие в битве в доспехах простого ратника среди воинов большого полка. Предлагает ученикам выделить причины победы русского войска в битве, оценить в ней роль Дмитрия Ивановича.

Решение проблемы. После разбора хода битвы, ее итогов, обсуждения особенностей политического развития московского княжества, делают вывод о  причинах начала борьбы с Ордой.

Значение Куликовской битвы. Набег Тохтамыша.Рассказ учителя о походе на Москву  хана Тохтамыша в 1382 году и возобновлении выплаты дани.

Вопрос: какие последствия, по вашему мнению, имела битва для Руси?

  1. Этап закрепления нового материала. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее

усвоенных  ЗУНов и УУД.

*Какое княжество было соперником Москвы в борьбе за политическое первенство? Чем окончилось это соперничество?

*Когда  состоялась битва на поле Куликовом? Чем она закончилась?

*Была ли битва завершением монгольского ига?

  1. Рефлексия деятельности: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

*Какую тему мы изучали?

*Над решением какой проблемы работали?  Нашли решение? Что осталось непонятым? Что предстоит, на ваш взгляд, изучать далее?

  1. Подведение итогов, выставление

отметок, домашнее задание

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения.

Отвечают на вопросы.

Работа с картой.

Формулируют цель урока. (Учитель корректирует ответы, помогая сформулировать цель)

Анализ  карты, затем   исследование текста. Аналитическая беседа по тексту. Практическая работа

Записывают дату битвы в тетрадь.

 Исследование текста. Аналитическая беседа по тексту. Практическая работа. Самостоятельная работа. Учебная дискуссия. Работа с источниками.

Выделяют самостоятельно причины начала борьбы с Ордой. 1) политическое усиление московского княжества; 2) поддержка идеи борьбы и Дмитрия Ивановича духовенством в лице Сергия Радонежского; 3) ослабление ханской власти и усобицы в Орде; 4) осознание необходимости борьбы с ордынцами, вера в возможность освобождения.

Выделяют причины победы русских сил: удачная расстановка сил, военный талант Дмитрия, героизм и мужество русских воинов, вера в победу, усиление Руси. Оценивают Дмитрия как героя, патриота, смелого политика и военачальника.

Выдвигают свои версии ответов: 1) рост авторитета московских князей и укрепление позиций Московского княжества; 2)признание Ордой Москвы политическим центром Руси; 3) битва – первая победа над главными военными силами Орды; 4) укрепление веры в свои силы и совместную борьбу под единым руководством.

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги деятельности на уроке.

Конкретизируют новое содержание материала, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, оценивают достижение поставленной цели.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Предметные

УУД

Закрепление учебного материала.

Формирование умения анализировать карту.

Формирование умения выдвигать цель деятельности

Получают новые знания о политическом курсе Дмитрия Ивановича

Получают знания о личности Сергия Радонежского, его роли в подготовке битвы, дают оценку его деятельности

Получают новые знания о битве.

Выделяют причины победы в сражении.

Получают знания о последствиях победы в Куликовской битве, о роли в этом московского князя.

Закрепляют новый материал, усваивают новые факты, полученные в ходе урока.

Оценивают свои действия, ход урока, полученные знания, умения, навыки

Познавательные (общеучебные) УУД (осознанное построение речевого высказывания в устной форме)

Познавательные (логические) - анализ объектов

Регулятивные УУД (целеполагание), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Познавательные УУД (постановка и решение проблемы), логические УУД (выдвижение гипотез, выдвижение следствий), общеучебные УУД (извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов)

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

общеучебные УУД ( извлечение необходимой информации из прослушанных текстов),

 (анализ и синтез объектов, сравнение, установление причинно-следственных связей), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи)

коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и свестниками)

Регулятивные УУД (коррекция, оценка)

Регулятивные (оценка, выделение  и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва История России 6 класс Автор учитель истории Л.Н.Богданова ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербург, Красносельский район

Слайд 2

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва “Стоял такой великий стон, Шёл бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья”… Н. Кончаловская

Слайд 3

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.

Слайд 5

Великий князь Московский Дмитрий Иванович 1359-1389 Найдите в тексте информацию об этом князе. Когда и как он пришёл к власти? С. 156

Слайд 6

Борьба Москвы за политическое первенство 1 этап Московский князь и суздальско-нижегородский князь Прочитайте текст на с. 156 и назовите итоги борьбы за власть.

Слайд 7

2 этап. Московский князь Дмитрий Иванович и тверской князь Михаил Александрович Каковы итоги борьбы ?

Слайд 8

Как изменилась политическая ситуация в Московском княжестве? С помощью текста учебника с.157-158 сформулируйте и запишите вывод.

Слайд 9

Золотая Орда 1. С конца 50-х гг. XIV века в Орде начались усобицы. 2. Орда разделилась на две части – западную и восточную. О чём могут свидетельствовать эти факты?

Слайд 10

В Западной части власть захватил военачальник Мамай Что известно об этом правителе? Прочитайте текст на с. 158. Дайте ответ на вопрос.

Слайд 11

Русь и орда накануне решающего столкновения Изменился ли характер отношений Руси и Золотой Орды? Прочитайте текст с. 158-159. Свой ответ аргументируйте.

Слайд 12

Куликовская битва Дмитрий Иванович получает благословление у Сергия Радонежского

Слайд 13

8 сентября 1380 года

Слайд 14

Схема построения войск В чём проявился полководческий талант Дмитрия Донского

Слайд 15

Поединок Пересвета и Челубея

Слайд 16

После битвы

Слайд 17

Значение Куликовской битвы В чём заключалось историческое значение битвы на поле Куликовом? Прочитайте текст на с.164. Сформулируйте и запишите в тетради ответ.

Слайд 18

Набег Тохтамыша Хан Тохтамыш – потомок Чингизхана

Слайд 19

Разорение Москвы

Слайд 20

Прочитайте текст на с.163-164. Вопросы для обсуждения. В чём причины успеха Тохтамыша ? Каковы последствия этого набега?

Слайд 21

Подводим итоги урока Какое значение имела Куликовская битва для русского народа?

Слайд 22

Памятник в честь победы на Куликовом поле

Слайд 23

Храм Сергия Радонежского

Слайд 24

Домашнее задание 1.Параграф 18 читать, вопросы 3-5 устно 2.С. 165-166 работа с документом. 3. Контурная карта с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прил...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 2 урок

конспект урока с применением ЭОР. тип урока - урок-проект...

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Вашему вниманию предлагается презентация к уроку  по теме: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". Цель: показать преимущество Московского княжества над Тверским. Оцени...

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Разработка урока с ЭОР. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Разработка рекомендована педагогам для реализации перехода на ФГОС...