Методическая разработка внеклассного мероприятия " Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, технологическая карта урока, мультимедийная презентация. Цели урока (кратко): систематизация знаний по истории определенного периода, развитие у учащихся умения обобщать и логически мыслить, формированеие патриотических и нравственных чувств. Учебник Данилов А.А. Косусина Л.Г. История России. 6 класс. С древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2010.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
ЦЕЛЬ: Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы. Выделить причинно-следственные связи в изменении сознания русских людей и раскрыть значение Куликовской битвы в истории России.
Задачи:
*образовательная – выявить причины политического возвышения Москвы; на основе прослушанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича, усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство. На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы; рассмотреть ход битвы на поле Куликовом, выделить причины победы русских войск.
*развивающая – формирование умения использовать исторические понятия в ходе обсуждения, продолжать формировать умение определять цель и составлять план, выделять проблему в изучаемом материале и искать пути ее решения, оценивать результат деятельности, работать с текстом исторического источника, выделяя необходимую информацию;
*воспитательная – создать условия для осознания роли единства в истории народов нашей страны, понимания чувств, мыслей и переживаний людей того времени, способствовать формированию гордости за историческое прошлое нашего народа.
Основные понятия и термины: Куликовская битва, маневр.
Основные персоналии урока: Дмитрий Иванович Донской, Михаил Тверской, Сергий Радонежский, Дмитрий Боброк Волынский, Владимир Серпуховской, Мамай, Тохтамыш.
Оборудование урока: учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века ». М.:, «Просвещение», 2009; атлас История России с древнейших времён до 16 века, авторская презентация «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты | |
Подготовка и организованное начало урока. Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность. Ознакомление учащихся с целью и задачами урока, создание условий для мотивации учебной. Введение в тему урока. Приветствие, подготовка рабочих мест, объявление темы урока, его эпиграфа “Стоял такой великий стон,
Вопросы учащимся: 1. Перечислите причины возвышения Москвы. Покажите ее расположение на карте. 2.Какие княжества стали самыми значимыми в северо-восточной Руси? Покажите на карте Московское княжество. 3. Вспомните, какой обычай сложился в отношениях с ордынцами у Александра Невского и Ивана Калиты?
Исходя из информации, которую сейчас обсудили и с учётом объявленной темы, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока? Цель урока: выявить причины политического возвышения Москвы, познакомиться с выдающимся деятелем этой эпохи – великим князем Дмитрием Донским, рассмотреть ход битвы на поле Куликовом, выделить причины победы русских войск
Как решил действовать Дмитрий Иванович в отношении ордынцев? Какое противоречие мы наблюдаем? Формулировка проблемы после предложенных вариантов учеников: почему Дмитрий Иванович нарушил обычаи предков – пошел против Орды? организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация результатов Русь и Орда накануне решающего столкновения. Рассказ учителя о получении московского престола Дмитрием Ивановичем и одновременном начале усобиц и борьбы за власть в Орде. Решающей схватке ордынцев и русских войск предшествовала подготовка обеих сторон. Отмечает, что авторитетный представитель церкви того времени Сергий Радонежский дал благословение Дмитрию перед сражением. Описание ученикам построения войск Дмитрия Ивановича и Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Акцентируется внимание на том, что Дмитрий Иванович сам принял участие в битве в доспехах простого ратника среди воинов большого полка. Предлагает ученикам выделить причины победы русского войска в битве, оценить в ней роль Дмитрия Ивановича. Решение проблемы. После разбора хода битвы, ее итогов, обсуждения особенностей политического развития московского княжества, делают вывод о причинах начала борьбы с Ордой. Значение Куликовской битвы. Набег Тохтамыша.Рассказ учителя о походе на Москву хана Тохтамыша в 1382 году и возобновлении выплаты дани. Вопрос: какие последствия, по вашему мнению, имела битва для Руси?
усвоенных ЗУНов и УУД. *Какое княжество было соперником Москвы в борьбе за политическое первенство? Чем окончилось это соперничество? *Когда состоялась битва на поле Куликовом? Чем она закончилась? *Была ли битва завершением монгольского ига?
*Какую тему мы изучали? *Над решением какой проблемы работали? Нашли решение? Что осталось непонятым? Что предстоит, на ваш взгляд, изучать далее?
отметок, домашнее задание Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения. | Отвечают на вопросы. Работа с картой. Формулируют цель урока. (Учитель корректирует ответы, помогая сформулировать цель) Анализ карты, затем исследование текста. Аналитическая беседа по тексту. Практическая работа Записывают дату битвы в тетрадь. Исследование текста. Аналитическая беседа по тексту. Практическая работа. Самостоятельная работа. Учебная дискуссия. Работа с источниками. Выделяют самостоятельно причины начала борьбы с Ордой. 1) политическое усиление московского княжества; 2) поддержка идеи борьбы и Дмитрия Ивановича духовенством в лице Сергия Радонежского; 3) ослабление ханской власти и усобицы в Орде; 4) осознание необходимости борьбы с ордынцами, вера в возможность освобождения. Выделяют причины победы русских сил: удачная расстановка сил, военный талант Дмитрия, героизм и мужество русских воинов, вера в победу, усиление Руси. Оценивают Дмитрия как героя, патриота, смелого политика и военачальника. Выдвигают свои версии ответов: 1) рост авторитета московских князей и укрепление позиций Московского княжества; 2)признание Ордой Москвы политическим центром Руси; 3) битва – первая победа над главными военными силами Орды; 4) укрепление веры в свои силы и совместную борьбу под единым руководством. Отвечают на вопросы. Подводят итоги деятельности на уроке. Конкретизируют новое содержание материала, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, оценивают достижение поставленной цели. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Предметные | УУД |
Закрепление учебного материала. Формирование умения анализировать карту. Формирование умения выдвигать цель деятельности Получают новые знания о политическом курсе Дмитрия Ивановича Получают знания о личности Сергия Радонежского, его роли в подготовке битвы, дают оценку его деятельности Получают новые знания о битве. Выделяют причины победы в сражении. Получают знания о последствиях победы в Куликовской битве, о роли в этом московского князя. Закрепляют новый материал, усваивают новые факты, полученные в ходе урока. Оценивают свои действия, ход урока, полученные знания, умения, навыки | Познавательные (общеучебные) УУД (осознанное построение речевого высказывания в устной форме) Познавательные (логические) - анализ объектов Регулятивные УУД (целеполагание), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Познавательные УУД (постановка и решение проблемы), логические УУД (выдвижение гипотез, выдвижение следствий), общеучебные УУД (извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов) Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор) Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор) общеучебные УУД ( извлечение необходимой информации из прослушанных текстов), (анализ и синтез объектов, сравнение, установление причинно-следственных связей), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи) коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и свестниками) Регулятивные УУД (коррекция, оценка) Регулятивные (оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва “Стоял такой великий стон, Шёл бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья”… Н. Кончаловская
Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.
Великий князь Московский Дмитрий Иванович 1359-1389 Найдите в тексте информацию об этом князе. Когда и как он пришёл к власти? С. 156
Борьба Москвы за политическое первенство 1 этап Московский князь и суздальско-нижегородский князь Прочитайте текст на с. 156 и назовите итоги борьбы за власть.
2 этап. Московский князь Дмитрий Иванович и тверской князь Михаил Александрович Каковы итоги борьбы ?
Как изменилась политическая ситуация в Московском княжестве? С помощью текста учебника с.157-158 сформулируйте и запишите вывод.
Золотая Орда 1. С конца 50-х гг. XIV века в Орде начались усобицы. 2. Орда разделилась на две части – западную и восточную. О чём могут свидетельствовать эти факты?
В Западной части власть захватил военачальник Мамай Что известно об этом правителе? Прочитайте текст на с. 158. Дайте ответ на вопрос.
Русь и орда накануне решающего столкновения Изменился ли характер отношений Руси и Золотой Орды? Прочитайте текст с. 158-159. Свой ответ аргументируйте.
Куликовская битва Дмитрий Иванович получает благословление у Сергия Радонежского
8 сентября 1380 года
Схема построения войск В чём проявился полководческий талант Дмитрия Донского
Поединок Пересвета и Челубея
После битвы
Значение Куликовской битвы В чём заключалось историческое значение битвы на поле Куликовом? Прочитайте текст на с.164. Сформулируйте и запишите в тетради ответ.
Набег Тохтамыша Хан Тохтамыш – потомок Чингизхана
Разорение Москвы
Прочитайте текст на с.163-164. Вопросы для обсуждения. В чём причины успеха Тохтамыша ? Каковы последствия этого набега?
Подводим итоги урока Какое значение имела Куликовская битва для русского народа?
Памятник в честь победы на Куликовом поле
Храм Сергия Радонежского
Домашнее задание 1.Параграф 18 читать, вопросы 3-5 устно 2.С. 165-166 работа с документом. 3. Контурная карта с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прил...
Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."
Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 2 урок
конспект урока с применением ЭОР. тип урока - урок-проект...
Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Вашему вниманию предлагается презентация к уроку по теме: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". Цель: показать преимущество Московского княжества над Тверским. Оцени...
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....
Разработка урока с ЭОР. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Разработка рекомендована педагогам для реализации перехода на ФГОС...