Понятие, содержание и основные формы социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
методическая разработка

Социальное обеспечение детей-сирот является одним из самых важных направлений социальной политики государства. Законодатель должен обеспечить достойный уровень жизни детям-сиротам путем эффективной реализации государственных программ, выплат пособий и льгот, а также обеспечения специализированного жилья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие, содержание и основные формы социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый – в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй – в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования.

Второй уровень – чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами заключается в контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем, а также главным аспектом выделяется социально-правовая защита данной категории населения.

Стоит отметить, что в российской системе социальной защиты традиционно применяется категориальная модель социальной защиты, т.е. прямое следование установленным нормам и правилам в отношении конкретных категорий граждан. Отсутствие индивидуального подхода в системе соцзащиты не может способствовать ее эффективному построению. Не стоит забывать, что помимо материального аспекта удовлетворения необходимых потребностей, главной целью социальной защиты детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, является гармоничное развитие личности ребенка в целях его дальнейшей социализации и адаптации ко взрослой жизни. Социальная защита детей должна быть направлена на решение различных проблем. Так, в нашей стране, например, практически не работает психологическая и педагогическая помощь детям-сиротам. А психическое состояние ребенка — это немаловажный аспект, от которого зависит его дальнейшая реализация как личности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поступают в государственные учреждения по разным причинам, но чаще всего это дети, родители которых самоустранились от содержания и воспитания ребенка. Попадая в учреждения интернатного типа, такие дети чаще всего оказываются в условиях, где они не могут полноценно развиваться и социализироваться. Кроме того, права таких детей, даже самые базовые, часто нарушаются.

На сегодняшний момент в России существуют следующие учреждения для оказания социальной поддержки детям-сиротам: 1) дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет – для детей-инвалидов), как для детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обычных детей; 2) детские дома и школы-интернаты различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет; 3) специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, признается жизнь в семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью – на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их проживания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Следует обратить внимание, что передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5% до 10% детей-сирот.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Оптимизация деятельности в сфере оказания социальной поддержки указанной категории детей с целью создания условий для предоставления качественной помощи лежит в плоскости создания эффективной системы, основу которой составляет механизм социального взаимодействия региональных органов власти и общества в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результативность данного механизма обеспечивается согласованностью действий между организациями и органами, входящими в систему социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и развитием гражданского контроля в указанном направлении.

Необходимо активно продвигать и развивать разнообразные формы реализации социальных задач, программ и проектов: социальный заказ, муниципальный грант, тендеры, конкурсы социальных проектов; конкурсы для некоммерческих общественных организации по разным номинациям, конкурсы на получение кредита, создание ассоциированных структур (государственно-общественных, общественно-государственных, муниципально-общественных, общественно муниципальных организаций, фондов, некоммерческих ассоциаций; партнерств и т.д.), имеющих определенный круг целей и задач, и создающихся специально для их достижения и решения подписание временных соглашений о сотрудничестве, в рамках которого могут проводиться разовые мероприятия или акции по социальной поддержке детей-сирот; подписание долгосрочных соглашений, определяющих принципы взаимоотношений различных секторов общества в данной сфере.

Способами для активизации взаимодействия власти и общества могут быть «круглые столы», совместные семинары, создание ассоциаций, работа с депутатским корпусом, организация консультирования с управлениями, в муниципалитетах и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социализации и адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. "Ты не один"

Цель: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе....

Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ДОКЛАД «ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.."

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей." Предназначен для проведения занятий н...

Общая программа воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей

Данная программа разработана для воспитания детей проживающих в детских домах. Реализуется по модулям....

Социально-правовой статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Правовые и практические проблемы обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно сказываются на возможностях фактической реализации прав и интересов детей, нуждающихся в по...