ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.."
план-конспект по обществознанию

Елена Анатольевна Тарасова

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей." Предназначен для проведения занятий на 1 курсе СПО. Включает:задания и тесты по теме:" Опека и попечительство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине

  ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  

для обучающихся

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                 

                               

преподаватель Тарасова Е.А.

        Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):

1. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

2. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: электронный учебно-методический комплекс. – М., 2017 п.п.21

3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

СК РФ ст.120. Форма доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/c4a94d572a281590b3dde8a4489b3f8cd9f5c03e/

4. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Форма доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/

5. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "Об актах гражданского состояния". Глава IV. Государственная регистрация расторжения брака. Форма доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/1ddc1160e9e6eb66c455d4b2e7ca99f804167c02/

6. Права детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей

Форма доступа https://youtu.be/uvDu_S5iGDQ

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

 Правосубъектность — это

А) способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

Б) способность несовершеннолетнего самостоятельно осуществлять свои права

В) способность несть ответственность за свои действия

Г) Способность иметь свои права

 Гражданская дееспособность наступает с достижения

А) 18 лет

Б) 16 лет

В) 14 лет

Г) 15 лет

 Какие права имеет ребенок с момента рождения:
а) гражданство;
б) право на имя, отчество, фамилию;
в) самостоятельно совершать сделки.

Обязательно учитывается мнение ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопросов:

а) об усыновлении;
б) при получении детских пособий;
в) о восстановлении родительских прав лиц, ранее лишенных этих прав

В каких случаях алименты бывают взысканы в приказном производстве?

A) при взыскании алиментов в долях на несовершеннолетних детей,

 Б) при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме,

B) при взыскании алиментов в отношении любого члена семьи.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Семейное правопредпринимательское правочастное правотрудовое правогражданское право.

Обязаны ли содержать своего ребенка родители, лишенные родительских прав?

A) нет,

 Б) да,

B) да, если они являются трудоспособными

В каких случаях выплаченные алименты не бывают истребованы обратно?

A) если признано, что соглашение об уплате алиментов было заключено под влиянием обмана, угрозы или насилия со стороны получателя алиментов,

Б) в случае отмены решения суда о взыскании алиментов в связи с сообщением получателем алиментов ложных сведений,

B) если выплачена сумма алиментов в размере большем, чем предусмотрено соглашением об уплате алиментов или решением суда

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1. Основания признания детей оставшимися без попечения родителей.

2. Выявление детей оставшихся без попечения родителей

3.  Формы семейного устройства. Опека и попечительство.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 (ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

1. Основания признания детей оставшимися без попечения родителей.

1.Понятие дети-сироты

 

1.

2.Отобрание ребенка (ограничение родительских прав) — это

А) принудительное изъятие ребенка у родителей, основанное на судебном решении,

Б) принудительное изъятие ребенка у родителей, основанное на решении органов опеки и попечительства,

В) изъятие ребенка у лиц, которые незаконно его содержат у себя, основанное на судебном решении,

Г) принудительное изъятие ребенка у родителей а также его законных представителей, основанное на судебном решении.

2.

3.  Органы опеки и попечительства - это

А) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенные законодательством субъектов РФ в сфере опеки и попечительства

Б) федеральные органы власти, наделенные законодательством субъек РФ в сфере опеки и попечительства

В) федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенные законодательством РФ и субъектов РФ в сфере опеки и попечительства

Г) федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также муниципальные органы, наделенные законодательством РФ и субъектов РФ в сфере опеки и попечительства

3.

4.К формам опеки (попечительства) относятся

А) опека в общем порядке и предварительная опека

Б) патронатное воспитание, опека в общем порядке и предварительная опека

В) патронатное воспитание, опека в общем порядке, предварительная опека, патронаж

Г) Опека по договору и приемная семья

4.

5 Патронатное воспитание это

А) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание

Б) форма устройства ребенка, которая осуществляется по договору о патронатном воспитании, заключаемому между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем, на срок, указанный в договоре и при которой законное представительство, не передается в полном объеме семье

В) опека или попечительство над ребенком или детьми, которое осуществляется по договору о патронатном воспитании, заключаемому между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем, на срок, указанный в договоре

Г) временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 15 лет, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание

5.

6.Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой

А) помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Б) помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, детские дома семейного типа, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

В) Временное, на срок не более 2 месяцев, помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы

Г) Временное, на срок не более 2 лет, помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы

6.

7.Какой термин используется по отношению к детям, не имеющим места жительства и оставшихся без внимания родителей:
а) социальные сироты;
б) безнадзорные;
в) беспризорные;

г) социально-незащищенные.

7.

2. Выявление детей оставшихся без попечения родителей

1.Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей представляет собой

А) совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации - региональный банк данных о детях, и на федеральном уровне - федеральный банк данных о детях, а также информационные технологии, обеспечивающие предоставление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи

Б) орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий учет детей, оставшихся без попечения родителей

В) систему органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих учет детей, оставшихся без попечения родителей

Г) систему органов исполнительной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, осуществляющих учет детей, оставшихся без попечения родителей

.

1.

2. Ход действий компетентных органов для выявления детей-сирот (расставить действие компетентных органов по порядку)

  1. После обращения должностного лица органы опеки и попечительства обязаны в трёхдневный срок установить условия проживания ребёнка, наличие родителей или родственников, на попечении которых он находится. Если таковые не находятся, органы опеки и попечительства обязаны защитить права и интересы несовершеннолетнего до момента, пока не решится вопрос о его устройстве (абз. 2, п. 1, ст 122 СК РФ).
  2. Должностные лица различных заведений, где находятся дети или субъекты, располагающие данными о нахождении ребёнка, оставшегося без попечения родителей, обязаны сообщить о ребёнке в органы опеки и попечительства по месту пребывания несовершеннолетнего. Если данное учреждение носит воспитательный, образовательный или лечебный характер, срок обращения для должностного лица ограничивается до 7 дней (п.1, 3, ст. 122 СК РФ).
  3. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца после получения документов о ребёнке обязан найти для ребёнка семью, где его будут растить и воспитывать, проживающую в данном регионе. В противном случае, при не обнаружении подходящих семей, региональный орган в обязательном порядке оповещает о сложившейся ситуации федеральные органы исполнительной власти (абз. 2, 3, ст. 122 СК РФ).
  4. Размещение и обустройство ребёнка осуществляется сроком не более чем в 1 месяц. Если вариант с передачей ребёнка на воспитание в семью не представляется возможным, органы опеки и попечительства перенаправляют документы о ребёнке в соответствующий орган исполнительной власти того или иного субъекта Российской Федерации и российский федеральный орган исполнительной власти. Он, в свою очередь, определяется непосредственно Правительством РФ. Сделано это не просто так. Таким образом ребёнок ставится на учёт и претендует на оказание ему помощи в поисках новой семьи (абз. 1, п.3, ст. 122 СК РФ).

2.Вставьте ответы в таблицу

3. Формы семейного устройства. Опека и попечительство.

1.К формам опеки (попечительства) относятся

А) опека в общем порядке и предварительная опека

Б) патронатное воспитание, опека в общем порядке и предварительная опека

В) патронатное воспитание, опека в общем порядке, предварительная опека, патронаж

Г) Опека по договору и приемная семья

1.

2.Предварительные опека и попечительство регламентируется

А) законом «Об опеке и попечительстве"

Б) Семейным кодексом РФ

В) Гражданским Кодексом РФ

Г) Законодательством субъектов РФ и семейным законодательством РФ

2.

3. Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» относятся:
а) оказавшиеся в экстремальных условия;
б) имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;
г) жертвы вооруженных конфликтов;
д) имеющие задолженности по учебе.

3.

4.Формы семейного устройства:

a) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под опеку или попечительство, передача в приемную семью, передача, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью; передача в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;

б) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под опеку или попечительство, передача, в приемную семью, передача в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, передача в детский дом семейного типа;

в) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под патронаж, под опеку и попечительство, передача в приемную семью, передача, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, передача в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;

г) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под патронаж, под опеку и попечительство, передача в приемную семью, передача, в патронатную семью, передача в детский дом семейного типа, в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

4.

5. Для усыновления (удочерения) ребенка необходимо решение:

  1. Органа государственной регистрации актов гражданского состояния.
  2. Суда об установлении усыновления.
  3. Администрации муниципального образования.
  4. Решение прокуратуры.

5.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1. Прочитать §21, выучить определения.

2. Написать конспект по вопросам учебного занятия в тетради по источникам 3, 4, 5 (см. список источников после темы урока).

3. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В Российской Федерации существует несколько форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Разумеется, что по возможности преимущество отдаётся воспитанию ребёнка в семье. В Семейном Кодексе представлена целая система форм воспитания детей-сирот:

  • Усыновление или удочерение. По сути – юридический акт, закрепляющий между усыновителем и усыновлённым законные права и обязанности родителей и детей. Если на момент усыновления у ребёнка живы биологические родители, то после процедуры они полностью утрачивают свои права на него.
  • Опека и попечительство. Правовая форма государственной заботы о детях-сиротах за счёт воспитания ребёнка в семье опекуна (над ребёнком до 14 лет) или попечителя (над подростком с 14 до 18 лет). Этим детям также, как и усыновлённым гарантируется защита всех личных и имущественных прав, однако в полном объёме юридические отношения опекун/опекаемый в семейные не переходят. Полномочия опекуна ограничены по сравнению с полномочиями усыновителя.
  • Воспитание в приёмной семье. Форма размещения детей в семью на воспитание на ограниченный срок, установленный по договору между семьёй и органами опеки и попечительства. Данный вид воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, может являться напоминанием усыновления, однако, он не порождает прав и обязанностей родителей и детей.
  • Воспитание детей в различных образовательных и лечебных учреждениях. В данном случае опекуны или попечители не назначаются, ими автоматически становится администрация заведения, в котором содержится ребёнок. Она же осуществляет контроль за соблюдением прав и интересов ребёнка, его содержанием и воспитанием. 

На основании текста и диаграммы, сделайте выводы о ситуации с детьми сиротами в РФ за период 1996-2018 г.г.

Преподаватель                                                                Тарасова Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социализации и адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. "Ты не один"

Цель: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе....

Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

ДОКЛАД «ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время ...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...