Практика наставничества в школе
методическая разработка
Наставничество в школе по модели "ученик- ученик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 325.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Октябрьское
Усманского муниципального района Липецкой области
Региональный конкурс
«Лучшие практики наставничества 2023»
номинация конкурса «Дети учат детей»
Огнерубова Татьяна Николаевна,
заместитель директора
МБОУ СОШ с.Октябрьское
с.Октябрьское, 2023г
Аннотация
За каждым успешным человеком стоят наставники.
Наставничество в нашей школе – это инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций учащихся школы. Представлена наставническая практика непосредственной передачей живого опыта от ученика к ученику, формированием доверительных, взаимообогащающих отношений, выгодных всем участникам наставничества.
С 2013 года в школе сформирован волонтерский отряд «Я –патриот», который первоначально занимался шефской работой по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны и учителям-пенсионерам. За годы работы отряда деятельность его расширилась, и сегодня ребята–волонтеры оказывают помощь не только ветеранам войны и ушедшим на пенсию учителям, но и учащимся младших классов, отстающим одноклассникам, вновь прибывшим ребятам.
Сегодня деятельность волонтеров школы представлена формой наставничества «ученик – ученик», которая предполагает такое взаимодействие школьников, когда один обучающийся находится на более высокой ступени образования и владеет организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но, тем не менее, лишенное строгой субординации влияние на наставляемого.
Ведется эта работа не по принуждению, а по желанию, как правило, учащимися 9-10 классов.
В школе практикуются разные модели наставничества:
- Традиционная модель наставничества (наставничество «один на один»);
- Ситуационное наставничество (оказание помощи «здесь и сейчас»);
- Командное наставничество (два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним или группой подопечных, чтобы помочь им достичь определенных целей развития);
-Групповое наставничество (один наставник работает с группой из 2–4 подопечных одновременно).
Формы воздействия практики «ученик-ученик»:
-«Успевающий - неуспевающий»,
- «Лидер - пассивный», «Равный - равному»,
-«Адаптированный - неадаптированный».
Заместитель директора по воспитательной работе является куратором модели наставничества «ученик-ученик». Куратор выявляет лидеров, способных организовать деятельность школьников, обучает данных ребят наставничеству. Они овладевают базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства, узнают формы работы в коллективе и основы формирования команды, овладевают основами организаторской деятельности и методикой проведения мероприятий (акций, флешмобов, слетов, лидерских сборов, праздников, квестов). В итоге, они умеют свободно общаться с разными категориями людей, свободно высказывают свое мнение.
И как результат использования практики наставничества «ученик-ученик», в школе повысились показатели по включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и образовательные процессы. Отмечается снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с конфликтами внутри коллектива обучающихся (2022год - не отмечено), снижение числа школьников, состоящих на внутришкольном учете и в полиции. Рост успеваемости, улучшение психоэмоционального климата в школе, отсутствие конфликтов на межнациональной основе.
Взаимодействие наставника и наставляемого происходит как в урочное время, так и во внеурочные часы в случае совместной работы над какими-либо проектами, совместной подготовки домашнего задания или при участии ребят в проведении совместных конкурсов, праздников, акций. Тем самым подростки привлекаются к активной деятельности, что способствует формированию гражданской позиции, развитию лидерских качеств и профилактике преступности среди несовершеннолетних.
Обучающиеся - наставляемые подросткового возраста получают необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Обучающиеся – наставники получают практику управленца, реализуют свой лидерский потенциал, приобретают опыт нестандартного общения, определяются с будущей профессией.
Обучающиеся МБОУ СОШ с.Октябрьское - дети из семей, разных по социальному статусу. Отмечается низкий социально-экономический уровень многих семей, отсутствие запроса на образование, бесконтрольность детей. В то же время много семей, имеющих высокую мотивацию к получению их детьми качественного образования. И это заставляет задуматься о ресурсах и внутреннем потенциале педагогического коллектива, позволяющем справиться с вызовами внешней среды.
Сложный социальный состав семей, социально-экономические неравенства вступают в противоречия с возможностью предоставления качественного образования и получения высоких образовательных результатов. Решение данной задачи считаем возможно при реализации практики наставничества, которая необходима для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся МБОУ СОШ с.Октябрьское.
Графическое представление взаимодействия
Место реализации практики наставничества
МБОУ СОШ с.Октябрьское является средней общеобразовательной школой, расположенной в сельской местности. В состав школы входят 2 филиала (Кривский и Куликовский), расположенных в соседних селах. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Географическое положение школы очень удобное, т.к. она расположена в 35 км от г. Липецка и в 25км от г.Усмани. Это было всегда привлекательно для людей, желающих поменять свое место жительства.
В селе проживает много семей из стран ближнего Зарубежья (Узбекистана, Таджикистана, Армении), дети которых посещают школу. Для проживания сюда прибывают семьи из города Липецка и Липецкой области.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей.
Актуальность практики.
Настоящая практика наставничества МБОУ СОШ с.Октябрьское, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа" и "Успех каждого ребенка" национального проекта «Образование».
Наставничество помогает в решении ключевой задачи по достижению образовательных результатов, созданию благоприятных условий для раскрытия способностей и талантов каждого человека и определяет переход к непрерывному индивидуализированному образованию.
Практика наставничества «ученик-ученик» добавляет новые перспективные направления как в школе, так и в системе дополнительного образования:
– развитие талантов;
– профориентация;
– профессиональная подготовка;
– учебная мотивация;
– поддержка в инклюзивном образовании;
– реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
Цель практики наставничества «ученик-ученик»
Целью взаимодействия наставника и наставляемого является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными/социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).
Задачи практики:
- улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
- увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
Средства и способы реализации практики
Инфраструктурные ресурсы:
- школьные детские организации: Юнармия, первичное отделение РДШ, волонтерский отряд «Я патриот», «Орлята России»; налажена эффективная работа с социальными партнерами школы (филиал школы искусства, Досуговый центр сельского поселения), ПЧ-35, филиал Технического училища г.Усмани).
Материально-технические ресурсы: имеются помещения для индивидуальной и групповой работы со школьниками, профильный центр «Точка роста», актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, школьный музей, компьютерный класс, электронные пособия и учебники, доступ в Интернет
Кадровые ресурсы:
- Наставляемый – учащийся 4-10 классов, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник – учащийся 9-10классов, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Куратор – заместитель директора по воспитательной работе, который отвечает за организацию практики наставничества в школе.
Способы реализации наставничества
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности через реализацию модулей рабочей программы воспитания школы:
Ключевые общешкольные дела
- Экскурсии, экспедиции, походы
- Самоуправление
- Школьные медиа
- Детские общественные объединения
- Волонтерство
Форма наставничества «Ученик – ученик».
Ролевые модели внутри формы «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:
взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Показатели результативности практики
Наши достижения:
лучшие практики обмена опытом между обучающимися | Результатами реализации практики наставничества формат «ученик-ученик» на конец 3 четверти текущего года следующие достижения: - нет опаздывающих в школу; - повысилась успеваемость учащихся, участвующих в практике; - наставники и наставляемые провели круглый стол для одноклассников, где ответили на вопросы; - оформили в фойе школы музейную экспозицию «Школьные династии», -разработали стендовые проекты «Год педагога и наставника», -научились решать практические задачи, результатами такой деятельности стала мотивация, -обучающиеся преодолели вынужденную замкнутость образовательного процесса и получили представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия. Лидеры старших классов наставляют младших, являются примером реализации модели «равный равному» учат провести досуг в стенах школы, являются вожатыми в пришкольном лагере, помогают воспитателям проводить культурно-массовые мероприятия, учат строевой подготовке, разборке автоматов, помогают раскрыться остальным; научились вести мероприятия школьного и районного уровня, разучили новые танцевальные композиции, систематически вовлечены в волонтерскую и театральную деятельность. Отмечены благодарственными письмами и дипломами по итогам взаимодействия. |
Выявленные проблемы | В процессе реализации практики «ученик-ученик» - это недостаточное количество свободного времени для обучающихся 9-10 классов, недостаточность технического оснащения, низкая мотивация отдельных наставляемых. |
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы минимизации
Есть ограничения и риски. Для нашей практики наставничества риски - это:
- завышенные ожидания от участников практики. Дети могут ожидать особой заботы, постоянной поддержки, всепоглощающего внимания, а наставники могут считать, что детям заведомо интересно все то, что они хотят им рассказать.
- нерегулярность встреч. И наставник, и подопечный могут иметь нерегулируемую загрузку, особые личные обстоятельства, в результате пара может встречаться нерегулярно.
- изменение мотивации. В ходе практики, особенно если наставник и подопечный встречаются нерегулярно, стороны могут терять мотивацию к коммуникации.
- сопротивление родителей/законных представителей на участие ребенка в практике наставничества. Недостаток родительской поддержки может явиться причиной досрочного прекращения наставнической практики. Родителям важно ощущать свою важность и необходимость быть вовлеченными в наставническую деятельность.
Минимизировать данные риски можно целенаправленной заинтересованной работой куратора практики. Его продуманной работой по развитию у обеих сторон интереса к взаимодействию, коммуникации, привлечению родителей, учета всех возможностей школы.
Реализация практики наставничества «ученик-ученик» не должна стать принудительным, выдуманным, искусственным процессом. Необходимо выделить те проблемы обучающихся, которые оптимально и эффективно можно решить, используя методологию наставничества. Это систематизирует работу, позволит зафиксировать результаты практики наставнической деятельности, провести анализ неудач и достижений.
Дорожная карта по реализации практики наставничества « Ученик- ученик»
№ | Наименование этапа | Мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Подготовка условий для запуска практики наставничества. | Изучение и систематизация имеющихся материалов по проблеме наставничества. | 1. Изучение Распоряжения министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». | Август сентяб рь | администрация школы |
Подготовка нормативной базы реализации практики наставничества в МБОУ СОШ с.Октябрьское |
| август | директор школы | ||
2. | Формирование базы наставляемых | Сбор данных о наставляемых |
| сентябрь | Классные руководители, заместитель директора по ВР |
3. | Формирование базы наставников | Сбор данных о наставниках. |
| сентябрь | Куратор практики наставничества |
4. | Формирование наставнических пар / групп | Отбор наставников и наставляемых. |
| сентябрь | Куратор практики наставничества |
5. | Закрепление наставнических пар / групп | 1. Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения. | сентябрь | Наставники | |
6. | Организация и осуществление работы наставнических пар /групп | Организация комплекса последовательных встреч наставников и наставляемых |
| учебный год | Наставники |
Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками | Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для промежуточной оценки. | январь | Куратор практики наставничества |
Возможность тиражирования практики наставничества
Практика наставничества «ученик-ученик» в нашей школе универсальна и может быть использована в работе других образовательных организаций.
Поощрение наставников на общешкольных линейках, праздниках, Дне села.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Размещение опыты наставничества на сайте школе, в различных интернет ресурсах.
Приложения
Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества «Ученик – ученик».
Анкета наставляемого
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Оцените ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4.Насколько полезными/интересным, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5.Насколько полезны/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6.Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7.Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8.Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Оцените ожидаемые после завершения практики перемены в Вашей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Оцените ожидаемую полезность проекта для Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Оцените ожидаемую полезность практики для Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
14.Что Вы ожидаете от программы?
15.Что для Вас является особенно ценным в программе?
16.Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета наставника
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где? _ Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставником. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в практике? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько могут быть полезны /интересны групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Оцените ожидаемую включенность наставляемого в процесс. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Оцените ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Оцените ожидаемую полезность практики для Вас и Вашего наставляемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
- Что в программе является наиболее ценным для Вас?
14. Насколько важна польза обучения Наставников? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета для участников (по завершению работы) формы наставничества «Ученик – ученик»
Анкета наставляемого
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий
3.Насколько комфортно было общение с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько полезны/интересными были групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ощущение поддержки от наставника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7.Помощь наставника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько был понятен план работы с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9.Ощущение безопасности при общении с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Насколько Вы довольны результатом? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Что Вы ожидали от программы?
14. Насколько оправдались Ваши ожидания? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Что особенно ценно для Вас было в программе?
- Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
- Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
- Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
Анкета наставника
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция
Оцени в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортно было общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в практике? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5.Насколько полезны/интересными были групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6.Насколько полезны/интересными были личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7.Насколько удалось спланировать работу? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8.Насколько удалось осуществить свой план? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9.Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Насколько понравилась работа наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Насколько Вы довольны результатом? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
14. Насколько оправдались Ваши ожидания? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Что особенно ценно для Вас было в программе?
- Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
- Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]
18. Насколько полезным/ интересным было обучение? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
- Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"
Материал содержмит диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....
Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе
Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе" знакомит с метоологией наставничества а образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/21/picture-1338302-1624271960.jpg)
Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"
В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-242331-1366393820.jpg)
Практика наставничества в работе с педагогами-студентами
Молодые студенты, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности.Для того чтобы молодой специалист-ст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825952-1475690789.jpg)
Конкурсная работа «Лучшие практики наставничества в общеобразовательной организации»
Работа учителя в школе-сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержи молодых специалистов - одна из ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1154177-1564481316.jpg)
Практика наставничества в школе.
Данный материал будет полезен тем учителям, которые являются наставниками для молодых педагогов. Кто работает с учителями, которые вернулись к работе после долгого отпуска....