Показатели научно-методической, исследовательской, инновационной деятельности через транслирование опыта
материал

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный период, когда молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача социального педагога в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Однако и семья сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников и выяснить что же толкает подростков на совершение правонарушений? Это:

  • Бедственное положение в семье, нужда
  • «Легкая нажива»
  • Желание выделиться
  • Определение «статуса», имиджа перед сверстниками, друзьями

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех обучающихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении обучающихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии откланяющегося поведения:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

  • девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец- это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на- строения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите- лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным об- разом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все опре- деляется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания до- бра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несо- стоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению

нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности. Чрезмерная        требовательность        и        авторитарность                родителей. Излишняя        суровость        родителей,        чрезмерное        использование        всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их

«понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишком рано начинают вести беспорядочную половую жизнь.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Я сегодня познакомлю вас с причинами, по которым ребёнка можно поставить на учёт. Это:

  • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;
  • пропуски учебных занятий (прогулы);
  • постоянные драки, грубость, сквернословие;
  • драки, приводящие к телесным повреждениям;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков;
  • совершение        несовершеннолетним        правонарушения        с        дальнейшей доставкой
  • его в органы полиции;

-совершение преступления или соучастия в нем;

  • систематическая порча государственного и личного имущества;
  • издевательства над маленькими или более слабыми обучающимися, над

- учащимися другой национальности (нарушение Международной    конвенции ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

  • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;
  • совершение        несовершеннолетним        правонарушения,        за        которое установлена административная ответственность.

В нашей школе работает совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:

  • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;
  • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые виды правонарушений, совершаемых подростками.

1)«Хулиганство» (Ст. 213 УК РФ)

  • «Хулиганство», т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся

применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

  • арестом на срок до 2-х лет;
  • до 5 лет.
  • С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
  • тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.

  • 2) «Распитие спиртных напитков» (Ст. 162 УК РФ)
  • Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

  • 3)«Мошенничество» (Ст. 159 УК РФ)
  • «Мошенничество», т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
  • штрафом,
  • обязательными работами,
  • исправительными работами.
  • Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

  • 4) «Вымогательство» (Ст. 163 УК РФ)
  •         «Вымогательство», т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:
  • ограничением свободы;
  • арестом;
  • лишением свободы.

5)

  • «Кража» (Ст. 158 УК РФ)
  • Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны
  • штрафом,
  • исправительными работами (до 1 года),
  • арестом (до 4 месяцев),
  • лишением свободы (до 3 лет).

Подводя итог выше изложенному, можно сказать:

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ!

Уважаемы родители , напомню вам, что:

Уголовная ответственность

самый строгий вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет,  такие как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • кража;
  • грабеж;
  •         разбой; вымогательство;
  • угон транспортного средства;
  • умышленное уничтожение или повреждение        имущества;
  • терроризм ;
  • захват заложника;
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
  • вандализм;
  • хищение оружия, наркотиков;
  • приведение в негодность        транспортных средств или путей сообщения.

  • УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних:
  • Штраф;
  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Лишение прав заниматься определённой деятельностью;
  • Арест;
  • Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.

И мне хочется, уважаемые родители, что вы уяснили для себя следующее: Существует психологический приём, который называется:

«Дорога в четырнадцать шагов» Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку. Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать. Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки. Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ре- бенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек. Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Но несмотря не на что, «Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, если не уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него

ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек!»

Помогите своим примером, своей любовью, не потерять, а приобрести совесть, уверенность в себе, ибо:

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних»

Цель: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ среди подростков.

Задачи:

-развивать способность педагогов к осмыслению проблемных ситуаций;

-научиться вырабатывать активную жизненную позицию;

-совместно с коллегами решать проблемы профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними.

«Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. …Но у человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин»

        (Альберт Эйнштейн)

Теоретическая часть

Наркомания, алкоголизм – болезни «заразные». Как выработать иммунитет, вызвать отрицательное отношение детей к ним?

Притча

Путник шел вдоль реки и услышал детские крики. Подбежав, увидел тонущих детей и бросился спасать. Увидел еще одного путника и позвал. Увидев третьего, позвал и его, но тот не обращая внимания, ускорил шаг. «Разве тебе безразлична жизнь детей?» - кричали ему в спину. Третий ответил: «Вижу, вы вдвоем справляетесь. Лучше добегу до поворота реки и узнаю, почему дети падают в реку и постараюсь это предотвратить».

Школа - как социальный институт - обладает рядом универсальных возможностей по профилактике вредных привычек. Школа может:

-прививать навыки ЗОЖ;

-влиять на самооценку детей;

-осуществлять совместную работу с семьей для контроля за ситуацией;

-привлекать узких специалистов для профилактической работы с подростками.

Превентивная профилактика употребления ПАВ в ОО осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.

1.Работа с детьми

-Проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

-Учебные предметы дают информацию о пагубном влиянии наркотиков на здоровье человека.

-Занятость детей во внеурочное время.

-Социально-психологическое тестирование.

-Психологический практикум «Познай самого себя» 5-11 классы.

-Групповые развивающие занятия.

-Регулирование физических нагрузок (двигательная активность приводит к выработке у человека эндорфинов, которые повышают эмоциональные и снижают депрессивные состояния, страхи, неуверенность в себе).

В ОО это: физкультминутки, Дни здоровья, тематические классные часы, конкурсы рисунков, плакатов по ЗОЖ, ролевые игры, агитбригады, малые олимпийские игры.

2.Работа с родителями

В семье ЗОЖ должен находить свою ежедневную реализацию.

Формы работы с родителями в школе: заседания семейных клубов, круглые столы, родительские чтения, родительские консультации, родительские психолого-педагогические практикумы, родительский всеобуч по вопросам воспитания.

Второй год подряд в школе проводится социально-психологическое тестирование в режиме on-line.

Обязательной стала разъяснительная работа для родителей по социально-психологическому тестированию обучающихся 7-11 классов,  цель которого выявление адаптационных возможностей подростков в трудной жизненной ситуации.

Каждый человек в жизни сталкивается с трудностями, но не все их успешно преодолевают. В трудной жизненной ситуации для человека становится актуальной психологическая устойчивость (уравновешенность, стабильность, сопротивляемость). Психологическая устойчивость – это ресурс человека, его адаптационные возможности. Адаптационные возможности человека представляют собой соотношение факторов риска (ФР) и факторов защиты(ФЗ).

Факторы риска для подростка:

-потребность в одобрении (в гипертрофированном виде - желание угождать всем, лгать, чтобы нравиться, избегание критики);

-подверженность негативному влиянию группы (высокая восприимчивость к негативу, принятие ценностей группы);

-принятие асоциальных установок (подростки не осознают того, что вредные привычки разрушают наше здоровье);

-склонность к риску, жажда острых ощущений;

-импульсивность (действие по первому побуждению на волне эмоций);

-тревожность (плохое настроение, негативные предчувствия).

Факторы защиты для подростка:

-принятие родителями (ощущение нужности, «любимости» у ребенка);

-принятие одноклассниками;

-социальная активность;

-самоконтроль поведения.

Что же преобладает у подростка: факторы защиты или факторы риска? Это показывают результаты социально-психологического тестирования. Если преобладают факторы защиты – то подросток как личность развивается нормально. Если факторы риска – ребенок склонен попасть в первичную группу риска.

Результаты социально-психологического тестирования в школе помогают адекватно спланировать профилактическую работу со всеми детьми и коррекционную - с первичной группой риска.

3.Работа с педагогическим составом:

-педсоветы;

-МО классных руководителей;

-семинары;

-ролевые, деловые игры;

-круглые столы;

-психолого-педагогические практикумы;

-психологическое просвещение.

Практическая часть

«Систематизация знаний по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и работе с родителями по данной проблеме».

Задание №1. Мозговой штурм «Осветить проблему употребления ПАВ».

Вывод: уметь выделить проблему и найти варианты ее решения.

Задание №2 (работа в группах). Ролевая игра «Индивидуальная беседа с «родителем» по профилактике ПАВ».

Задача: каждая группа презентует беседу, где один – в роли педагога, другой – в роли родителя.

Вывод: ребенка любим безоценочно.

Задание №3 (работа в группах). Ролевая игра «Поговорим, доченька?»

Проблема: дочь – подросток пришла домой после вечеринки в нетрезвом состоянии (ситуацию обыгрывает каждая группа).

1.Как отреагирует на проблему благополучная семья? Ее пути решения.

2.Как отреагирует на проблему асоциальная семья? Пути решения.

3.Как отреагирует на проблему неполная семья? Пути решения.

Вывод: Ребенок нам дан для того, чтобы мы его любили.

Задание №4. Творческая мастерская (по группам) «Мы против употребления ПАВ».

Подготовить и защитить:

-профилактический бюллетень;

-рекомендации родителям;

-советы подросткам.

Вывод: первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить комплексно и дифференцированно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на научно-методический совет "Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия одаренности ребенка"

Материал предназначен для учителей работающих по теме самообразования, связанной с исследовательской деятельностью...

Научно-методические аспекты исследовательской деятельности обучающихся.

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться ...

Инновационная деятельность педагога (из опыта работы)

материал для выступления на городском методическом объединении учителей информатики и ИКТ...

4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности. приложение 14.

Участвую в работе методического обьединения школы. Вхожу в состав инициативной группы....

Форма 14 4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности

Систематически принимаю участие в инновационной деятельности, которая заключается в разработке педагогических продуктов с учетом требований ФГОС, использовании современных образовательных технологий....

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....

Показатели научно-методической, исследовательской деятельности через транслирование опыта

Выступления на школьных, районных и республиканских  мероприятиях....