Показатели научно-методической, исследовательской, инновационной деятельности через транслирование опыта
материал по психологии
Показатели научно-методической, исследовательской, инновационной деятельности через транслирование опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Принято: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО зам.директора по УР директор
Протокол № 1 ___________Е.В.Хамуева __________Е.Ю. Островский
От г. г.
Рабочая программа
групповой работы
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
для 5 класса
(вариант 1)
на 2022 – 2023 учебный год
с. Турунтаево
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа групповой работы для 5 класса разработана с учѐтом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к результатам освоения АООП.
Нормативно-правовой и методологической основой составления Программы являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» №514н от 24 июля 2015 года;
- Приказ Министерства образования России от #1075;. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от № 07-1207 «О психологической службе в системе образования РФ»;
- Письмо Минобрнауки России от № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (вместе с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи)»;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 07-4715 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ (Протокол заседания Правительственной комиссии от 30 июня 2020 г. N 25) Примерное положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях;
- Письмо Минобрнауки России от № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (вместе с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи)»;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях».
Начало учебы в 5 классе - особый этап в школьной ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к привычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т. п. У пятиклассников наблюдается относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается и «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростке. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5 класса. Данная модифицированная авторская программа направлена на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене. Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в период адаптации снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим.
В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменившихся условиях. В условиях постоянно изменяющихся ситуаций иногда приспособиться к новым требованиям очень сложно, и на этом этапе очень важно вовремя помочь учащемуся адаптироваться к новым обязанностям, обстановке и коллективу.
Программа рассчитана на учащихся 5 классов и включает в себя 32 занятия, 1 раз в неделю, продолжительность каждого из которых 40 минут.
В процессе реализации данного курса были поставлены с дующие задачи:
1) повышение информированности о работе школы и работе преподавателей;
2) развитие навыков самопознания;
3) повышение адаптации к новому классному коллективу и классному руководителю.
Цели:
- развить навыки уверенного поведения;
- снятие уровня школьной тревожности;
- развить коммуникативные навыки;
- сформировать основные представления о жизни учащихся среднего звена.
Занятия проходят в форме тренинга, поисковых самостоятельных занятий, презентации самостоятельных работ.
Структура программы
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арт-терапии, сказкотерапии.
Планируемые результаты освоения программы:
Программа обеспечивает достижение учащимися 5 класса личностных и предметных результатов.
Личностными результатами являются формирование следующих умений и навыков:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Предметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Минимальный уровень:
- проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми в ходе игры, используя речь как средство общения;
- производить простейшие воображаемые действия по ходу игры.
Достаточный уровень:
- выполнять игровые действия совместно с взрослым, с детьми, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
- проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя речь, как средство общения;
- использовать в игре различные предметы – заменители;
- создавать простейшую воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи со стороны взрослого;
- выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительным и литературным произведениями.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Школа пятиклассника | 6 |
2 | Мой внутренний мир | 8 |
3 | Трудности в общении со сверстниками | 5 |
4 | Жизненные трудности человека на пороге взросления | 13 |
Итого | 32 |
Календарно-тематический план
групповой работы
для учащихся 5 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
№ | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Вид учеб. Деятельности | Планируемый результат | Оборудование | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||||
Школа пятиклассника | ||||||||
1 | Знакомство | 1 | Беседа | Создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении | Познакомиться с одноклассниками, развить навыки конструктивного общения | |||
2 | Мир информации | 1 | Игра «Память на лица», «Испорченный телефон» | Развитие навыков уверенного поведения | Формирование основных способов самопознания | |||
3 | Поисковое задание | 1 | Анкетирование | Самостоятельный опрос и заполнение бланков задания | Повысить информированность о расположении основных школьных объектов и руководящем звене | Анкета, ручка | ||
4 | Делимся впечатлениями | 1 | Упражнение «Я тебя помню» | Развитие коммуникативных навыков | Систематизация полученных ранее знаний | Бумага, ручки | ||
5 | Школа пятиклассника | 1 | Работа в группах | Развитие навыков уверенного поведения | Формирование необходимых психологических средств адаптации | Бумага, ручки, карандаши | ||
6 | Вопросов водоворот | 1 | Анализ проделанной работы | Развитие навыков уверенного поведения | Формирование основных представлений о жизни пятиклассника | |||
Мой внутренний мир | ||||||||
7 | Беседа о психологии | 1 | Беседа | Создание благоприятных условий для работы в группе. Знакомство с основными принципами работы тренинга | Освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия | Бумага, ручки | ||
8 | Каков я на самом деле? | 1 | Тестирование | Создание положительной мотивации к предстоящим занятиям | Закрепление навыков самоанализа | Бумага, ручки | ||
9 | Кто я? | 1 | Игра «Встреча взглядами» | Развитие самораскрытия, самопознания | Умение анализировать и определять психол. характер-ки, свои и окружающих людей | Бумага, ручки | ||
10 | Моя индивидуальность | 1 | Упражнение «Комплименты» | Углубление процессов самораскрытия | Научить находить в себе индивидуальные особенности | Бумага, ручки | ||
11 | Мой дневник | 1 | Беседа | Способность высказывать свою точку зрения | Создание в группе атмосферы доверия и открытости | Мяч, тетради, ручки | ||
12 | Точка опоры | 1 | Упражнение «Тройка» | Помочь участникам в раскрытии своих сильных сторон | Актуализировать личностные ресурсы участников | Бумага, ручки | ||
13 | Чувство собственного достоинства | 1 | Игра «Найди свою пару» | Углубить процесс самораскрытия | Познать себя при помощи группы | |||
14 | Уверенное и неуверенное поведение | 1 | Игра «Зеркало» | Отрабатывать приемы уверенного поведения | Отличать уверенное поведение от неуверенного | |||
Трудности в общении со сверстниками | ||||||||
15 | Занятие 1 | 1 | Игра «Слепой и поводырь» | Снятие барьера на проявление чувст и эмоций | Поддержка друг друга | |||
16 | Занятие 2 | 1 | Упражнение «Разговор через стекло» | Умение разделять вербальные и невербальные элементы общения | Знакомство с базовыми навыками общения | |||
17 | Занятие 3 | 1 | Упражнение «Гости» | Различие демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения | Отработка приемов уверенного поведения | |||
18 | Занятие 4 | 1 | Упражнение «Смогу ли я…» | Знакомство с понятиями манипулирование и групповое давление | Отработка навыков сопротивления групповому давлению | |||
19 | Занятие 5 | 1 | Упражнение в парах | Знакомство с понятием критика и виды критики | Отработка навыков реагирования на критику с уверенностью в себе | |||
Жизненные трудности человека на пороге взросления | ||||||||
20 | Каков я на самом деле? | 1 | Тест на самоопределение | Знакомство с самоанализом | Способствовать раскрытию ребенка | Бумага, ручки | ||
21 | Мужество и трусость человека | 1 | Задание «Жизненные трудности человека» | Развитие умения выбирать модель поведения | Общение со сверстниками | Бумага, ручки | ||
22 | Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях | 1 | Беседа «Трудности человека, связанные с общением» | Дать представление о психологических аспектах процесса общения | Осознание роли общения в жизни человека | |||
23 | Навыки общения | 1 | Творческое задание «Мое общение» | Знакомство с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения | Преодоление трудностей, возникающих при общении | Бумага, ручки | ||
24 | Общение и уважение | 1 | Игра «Письмо» | Формирование толерантности | Осознание значимости в процессе общения такого чувства как уважение | Бумага, ручки | ||
25 | Компания и я | 1 | Тест | Дать представление о положительных и отрицательных компаниях | Учить быть верным своей жизненной позиции | Бумага, ручки | ||
26 | Помощь твоей семьи в преодолении жизненных трудностей | 1 | Мини-анкета | Осознание роли семьи в жизни каждого человека | Учить преодолевать трудности, возникающие в процессе общения со своими близкими | Бумага, ручки | ||
27 | Одиночество. Из трудностей в одиночку не выйти | 1 | Игра «Разговори одинокого человека» | Осознание роли близких людей и друзей в формировании полноценной личности | Формирование качеств, способствующих гармоничным отношениям с окружающими | |||
28 | Я и моя семья | 1 | Беседа «Наш дом- наша защита» | Развитие качеств, необходимых для гармоничного сосуществования с родными и близкими людьми | Формирование умения отстаивать свою личную позицию | Бумага, ручки | ||
29 | О тех, с кем я делю любовь родителей | 1 | Беседа «Правила общения братьев и сестер» | Осознание важности уважительности, терпимости, ответственности | Формирование качеств, необходимых для гармоничного сосуществования в семье | |||
30 | Благодарная память моей семьи | 1 | Задание «генеалогическое дерево» | Осознание значимости такого человеческого свойства, как память | Формирование уважительного и благодарного отношения к истории своей семьи | Бумага, ручки | ||
31 | Воспоминания моего детства | 1 | Задание «Мое детство» | Осознание важности этапа детства в жизни каждого человека | Формирование способности анализировать свои ощущения | |||
32 | Подведение итогов | 1 | Анализ | Оценка эффективности проведенных занятий | Закрепление позитивной установке на будущее |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. Горчаков Г.С. Основы эволюционной психологии /Г.С. Горчаков. – Томск: Твердыня, 2003.
2. Клег Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления /Б. Клег. – М.: Астрель: АСТ, 2004.
3. Ключников С.Ю. Невидимая броня: теория и практика психологической защиты /С,Ю, ключников. – М.: Беловодье, 2002.
4. Пономаренко Л.П. Основы психологии для подростков: пособие для педагога / Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.
5. Практикум по психологии. –СПб.: Лань, 2002.
6. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности: психологические тесты / Н.А. Преображенская. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
7. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой- СПб: Речь: Институт тренинга, 2002.
8. Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинг. Занятия по формированию социальных навыков для уч-ся 5 – 9 кл. / В.А. Родионов. – Ярославль: Академия развития, 2002.
9. Степанов С. Психологические подсказки на каждый день /С. Степанов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
10. Таланов В.Л. Справочник практического психолога /В.Л. Таланов. – СПб.:ЭКСМО, 2003.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Принято: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО зам.директора по УР директор
Протокол № 1 ___________Е.В.Хамуева __________Е.Ю. Островский
От г. г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
по предмету «Игротерапия»,
2 класс
на 2022-2023 учебный год
с. Турунтаево
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу "Игротерапия " для 2 класса разработана с учѐтом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к результатам освоения АООП.
Нормативно-правовой и методологической основой составления Программы являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» №514н от 24 июля 2015 года;
- Приказ Министерства образования России от #1075;. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от № 07-1207 «О психологической службе в системе образования РФ»;
- Письмо Минобрнауки России от № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (вместе с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи)»;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 07-4715 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ (Протокол заседания Правительственной комиссии от 30 июня 2020 г. N 25) Примерное положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях;
- Письмо Минобрнауки России от № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (вместе с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи)»;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях».
Игротерапия является учебным предметом образовательной области: коррекционные технологии адаптированной основной образовательной программы для учащихся с умственной отсталостью начальных классов под редакцией И.М. Бгажноковой и входит в школьный компонент. В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
В последнее время, среди вновь прибывших в школу учащихся, растет число неуправляемых детей, не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых, пребывающих в состоянии тревоги. Они ведут себя неестественно, не находя возможности самим адекватно оценивать свое состояние. Это обусловлено в первую очередь особенностями их развития, а также:
- отсутствием дошкольного обучения и воспитания (многие из них в силу различных обстоятельств, не имели возможность посещать ДОУ);
- недостатком любви и внимания со стороны близких (как правило, это дети из неблагополучных семей, которые, зачастую, предоставлены сами себе.);
- чувством невостребованности, неспособностью осознать свое реальное место в обществе;
- недостаточностью позитивного опыта общения с родителями и сверстниками;
- доступностью информации, несущей в себе зачатки жестокости и насилия.
Учителю, учитывая специфику данного образовательного учреждения, наряду с обучением необходимо осуществлять коррекцию недостатков в развитии, поведении и отношениях ребенка.
Образовательные программы по предметам составлены таким образом, что во время урока представляется возможным использовать коррекционный материал, направленный в основном, на развитие памяти, мышления, воображения, восприятия и внимания, на овладение интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности.
Поэтому, возникает необходимость использования других форм коррекционной работы в младшем звене школы 8 вида. В первую очередь, это неспецифические методы коррекции, среди которых приоритетным является игротерапия.
Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия – специально создаваемые игровые ситуации, в которых взрослый становится источником игровой активности для ребенка, сохраняя при этом контроль над особенным или нарушенным поведением своего подопечного.
Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов.
В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося
Формирование у детей в игре психических процессов, личностных черт, интеллекта реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Это происходит, во-первых, потому, что игра является основным видом деятельности ребенка. Во-вторых, игра – это целостное состояние души (единство мыслей, чувств, движений). Поэтому правильно подобранные и хорошо организованные игры способны выполнять не только обучающие, но и компенсаторные функции, а также являются максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить детям максимально доступный объем помощи со стороны педагога, что обусловлено значением игровой деятельности для социально-личностного и эмоционального развития ребенка.
Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно - педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;
- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.
В связи с тем, что в школьном компоненте учебного плана представлена коррекционная технология «Игротерапия», но учебно-методический комплекс отсутствует, программа предмета «Игротерапия» разрабатывается педагогом психологом школы.
В данном случае, это не спонтанно использованные игры в системе работы учителя, а планомерно проводимые, хорошо продуманные и организованные занятия в форме урока, подчиняющиеся общим и конкретным целям.
Программа составлена для обучения детей школы VIII вида и рассчитана на 1 год обучения, для 2 класса – 32 часа, с учетом праздничных дней. По 1 часу в неделю, продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Приоритетным направлением коррекционно-терапевтической работы по программе является эмоционально-личностное развитие детей. Оно заключается:
- в формировании нравственной жизненной позиции;
- в позитивном отношении к окружающим;
- в формировании самосознания;
- в выработке адаптивных форм общения и поведения;
И ставит следующие цели и задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы:
- расширение диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
- формирование адекватной реакции на различные явления окружающей действительности;
- совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния других людей.
2. Стимуляция гуманных чувств:
- расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
- развитие способностей к сопереживанию и проявлению сочувствия;
- формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
- воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.
3. Целенаправленное развитие коммуникативной функции речи:
- устранение коммуникативных барьеров;
- формирование монологической и диалогической речи;
- апробирование вариантов коммуникативного взаимодействия;
- формирование навыков ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.
4. Развитие речедвигательных функций:
- совершенствование крупной моторики;
- развитие координации движений;
- коррекция мелкой моторики рук;
- формирование согласованности между двигательной и речевой функциями.
5. Преодоление различного вида фобий.
6. Коррекция поведения в социуме:
- формирование элементарных знаний о социальном окружении;
- развитие социальной ориентировки в микросоциуме;
- подготовка к интеграции в обществе;
- формирование навыков поведения в сложных ситуациях.
7. Преодоление агрессивности:
- формирование способности противостоять стимулам, провоцирующим агрессивное поведение;
- обучение способам снятия общей агрессии.
Принципы построения программы.
При построении программы учитывались следующие принципы:
1. Принцип комплексного воздействия. Предмет «Игротерапия» представляется как синтез современных психотерапевтических методов: арттерапии, психогимнастики, библиотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, релаксации и игротерапии в чистом виде. Это дает возможность использовать для коррекции коммуникативной, двигательной, поведенческой, эмоциональной функций сильные стороны различных видов деятельности: игра, театрализация, изодеятельность и т.д..
2. Концентрический принцип. На каждом последующем этапе обучения темы повторяются, но изменяется их содержание, что позволяет, с одной стороны, закреплять ранее достигнутый результат, а с другой стороны, при помощи усложнения материала, совершенствовать его.
3. Принцип практической направленности. В сюжетно-ролевых и театрализованных играх обыгрываются ситуации, имеющие реальный сюжет, что способствует формированию адекватных форм поведения в социальной действительности.
4. Принцип интегрированного подхода. Он дает возможность одновременно решать на уроке несколько разноплановых задач.
5. Принцип доступности. Игровой материал подбирается с учетом возрастных и психофизических особенностей данной категории школьников.
Урок состоит из трёх частей:
I. Вводная часть.
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию, настроить детей на активную работу.
II. Основная часть.
Цель: решение основных задач конкретного урока.
III. Заключительная часть.
Цель: закрепление положительного эффекта, достигнутого на уроке, приведение в равновесие эмоционального фона ребёнка.
При проведении уроков игротерапии учитель должен соблюдать следующие правила:
1. Во время занятий необходимо присутствие атмосферы полного доверия и доброжелательности;
2. Не давать готовые выводы и умозаключения, а подводить к этому детей в процессе игры и обсуждения. Но каждый учащийся имеет право высказывать свои мысли и предложения (тем самым он проявляет свою индивидуальность, а это не должно быть наказуемо.)
3. Приниматься должны любые ответы и выводы детей, даже если они далеки от эталона (таким образом, учащиеся отражают собственное видение мира).
4. Желательно, что бы в играх участвовали все дети, иначе может возникнуть чувство неполноценности (например, педагог должен так организовывать игру, чтобы для отдельных учащихся такие причины, как застенчивость, недоразвитие речи и д.р. не были препятствием. Другой пример: если в игре есть водящий или главная роль достается одному ученику, необходимо повторять эту игру до тех пор, пока каждый из детей не побудет в этой роли. Иначе, может возникнуть чувство невостребованности.)
5. Нельзя использовать соревновательные игры в коррекционно-терапевтической работе с учащимися, имеющими нарушения в развитии (так как у проигравших может потеряться чувство уверенности в себе, появиться нежелание заниматься дальше).
6. На уроках игротерапии должны отсутствовать все виды оценивания, кроме похвалы (иначе есть вероятность обострения у детей чувства неполноценности).
7. Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей.
Основные метапредметные связи на уроках игротерапии осуществляются с уроками:
1. Музыка
2. Ритмика
3. Русский язык
4. Математика
5. Окружающий мир
Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов. На занятиях используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки еѐ по темам и развития каждого ребенка.
Планируемые результаты освоения программы:
Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса личностных и предметных результатов.
Личностными результатами являются формирование следующих умений и навыков:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Предметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Минимальный уровень:
- адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;
- выполнять игровые действия совместно с взрослым, с детьми и по подражанию;
- проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми в ходе игры, используя речь как средство общения;
- совместно с взрослым моделировать постройки из крупного и мелкого строительного материала.
Достаточный уровень:
- адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;
- выполнять игровые действия совместно с взрослым, с детьми, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
- проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя речь, как средство общения;
- использовать в игре различные предметы – заменители;
- производить простейшие воображаемые действия по ходу игры;
- создавать простейшую воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи со стороны взрослого;
- выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительным и литературным произведениями;
- совместно с взрослым моделировать постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе сюжетно – ролевых игр.
Учебно-тематический план
2 класс
1 час в неделю. Всего 32 часа
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
1 | Преодоление внутренних барьеров общения | 2 |
2 | Развитие коммуникабельности | 2 |
3 | Развитие речедвигательных функций | 3 |
4 | Пространственная организация | 3 |
5 | Развитие мимики и пантомимики | 3 |
6 | Идентификация эмоций | 5 |
7 | Преодоление страха | 4 |
8 | Преодоление агрессивности | 5 |
9 | Стимуляция гуманных чувств | 1 |
10 | Поведение в социуме | 2 |
11 | Развитие сплоченности (коллективизма) | 2 |
32 |
\
Календарно-тематический план курса
«Игротерапия»
для учащихся 2 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
№ | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Вид учеб. Деятельности | Планируемый результат | Оборудование | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодоление внутренних барьеров общения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Знакомство детей с невербальными способами общения | 1 | Игра «Пойми меня» | Создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении | Снятие психического напряжения | Аудио и медиафайлы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Преодоление застенчивости | 1 | Игра «Кто это?» | Развитие эмоционально-выразительных движений | Развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим | Мяч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие коммуникабельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Давай дружить | 1 | Игра | Возможность каждому ребенку выразить свою индивидуальность | Помочь детям получить новый положительный результат | Мяч, лист ватмана, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Преодоление нерешительности | 1 | Игра «Робот» | Воспитание способности к согласованному взаимодействию | Развить интерес и внимание к партнерам по общению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие речедвигательных функций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Веселись, детвора! | 1 | Игра | Способствовать развитию координационно-регулирующих функций речи и движения | Способствовать установлению ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Все захлопали в ладошки | 1 | Игра | Способствовать развитию координационно-регулирующих функций речи и движения | Развивать дыхательную систему, все виды моторики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Скороболтушка | 1 | Игра | Способствовать развитию координационно-регулирующих функций речи и движения | Развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пространственная организация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Формирование ориентировки «На себе» | 1 | Игра «Солнышко» | Развитие умения ориентироваться на собственном лице | Закрепление знаний о месте расположения частей лица | Схематическое изображение лица человека | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве | 1 | Игра «Дорога в школу» | Развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти | Умение составлять схему пути | Лист бумаги, карандаш | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов» | 1 | Игра «Кто правильно назовет» | Развитие умения определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами | Умение определять пространственные отношения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие мимики и пантомимики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Развитие мимики и эмоций | 1 | Игра | Развитие воображения, наблюдательности, сообразительности | Понимание мимики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | «Угадай, кого покажу» | 1 | Пантомимическая игра | Дети, по желанию, пантомимическим, иногда помогая голосом, изображают героев сказки | Отгадать героев сказки по признакам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Развитие мимики и эмоций | 1 | Игра «Немое кино» | Понимание жестов и мимики | Закрепление пройденного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идентификация эмоций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Идентификация и понятие эмоций | 1 | Игра «Смешинки и злючки» | Развитие умения распознавать эмоциональные состояния | Умение распознавать эмоциональные состояни | Картинки лиц с разными эмоц. состояниями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Идентификация и понятие эмоций | 1 | Игра «Что было бы, если бы» | Развивать способность распознавать и выражать различные эмоции | Умение распознавать различные эмоции | Сюжетные картинки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Развитие эмоциональной сферы детей | 1 | Игра «Что случилось?» | Развитие умения распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию | Умение распознавать различные эмоции | Картинки лиц с разными эмоц. состояниями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Развитие эмоциональной сферы детей | 1 | Игра «Кого-куда» | Развитие способности распознавать различные эмоции | Умение распознавать различные эмоции | Картинки лиц с разными эмоц. состояниями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Идентификация эмоций | 1 | Игра «Угадай эмоцию» | Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям | Развитие самосознания и индивидуальности | Картинки лиц с разными эмоц. состояниями, бумага, карандаши | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодоление страха | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | «Страхи в домиках» | 1 | Анкетирование | Выявление уровня тревожности у детей и наличия конкретных страхов | Снижение уровня тревожности | Анкета | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | "Прогноз погоды" | 1 | Игра | Осознание своих эмоций и возможность их выразить | Разрядка эмоционального напряжения | Лист бумаги, карандаши | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Преодоление страха | 1 | Упражнение «Агрессивная скульптура» | Актуализация эмоции страха с целью снижения его уровня | Снижение уровня страха | Пластилин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Азбука страхов | 1 | Игра | Снизить уровень страха через идентификацию с его объектами | Снижение уровня страха | Бумага, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодоление агрессивности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Обучение выражать эмоции | 1 | Игра «Выбери правильно» | Научиться определять и правильно выражать свои эмоции | Умение распознавать различные эмоции | Картинки лиц с разными эмоц. состояниями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Способы выражения гнева в приемлемой форме | 1 | Игра «Маленькое привидение» | Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние | Научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Приемы саморегуляции | 1 | Упражнение «Пузырь» | Тренировка психомоторных функций; Обучение навыкам релаксации; Обучение навыкам самоконтроля | Умение владеть собой в различных ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Приемы саморегуляции | 1 | Упражнение «Ласковый мелок» | Тренировка психомоторных функций; Обучение навыкам релаксации; Обучение навыкам самоконтроля | Снятие мышечных зажимов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях | 1 | Беседа по мотивам сказки «Винни-Пух и все, все, все…..». | Привитие новых форм поведения; Обучение самостоятельному принятию верных решений | Умение владеть собой в различных ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стимуляция гуманных чувств | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Развитие гуманных чувств | 1 | Беседа «Что такое доброта?» | Формирование представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие | Научить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации | произведение В.Осеевой «Просто старушка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поведение в социуме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Взаимодействие в социуме | 1 | Игра «Эхо» | Развитие умения согласовывать свои действия с членами группы | Формирование у детей способности устанавливать отношения сотрудничества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Взаимодействие в социуме | 1 | Игра «Чудесное превращение» | Развитие способности эффективного взаимодействия в общении | Формирование у детей способности устанавливать отношения сотрудничества | Карандаш | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие сплоченности (коллективизма) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Сплочение | 1 | Игра «Встаньте все то, кто…» «Пересядьте все, кто…» | Создание в коллективе эмоционального и психологического климата | Установление доверительного контакта между детьми | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Организация совместной работы | 1 | Игра «Рисование по инструкции» | Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, понимать, задавать уточняющие вопросы. | Установление доверительного контакта между детьми, внимательно слушать и действовать по инструкции |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе». Сфера, 2004.
2. Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». Питер, 2005.
3. Заморев С.И. «Игровая терапия, совсем не детские проблемы». «Речь», 2002.
4. Лендрет Г.А. «Игровая терапия. Искусство отношений». М., 1997.
5. Минаева В.М. «Развитие эмоций. Занятия. Игры.». Аркти, 2003.
6. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. «Уроки психологии в начальной школе». Речь, 2004.
7. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». «Речь», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на научно-методический совет "Исследовательский поиск на уроках русского языка как одно из условий раскрытия одаренности ребенка"
Материал предназначен для учителей работающих по теме самообразования, связанной с исследовательской деятельностью...
Научно-методические аспекты исследовательской деятельности обучающихся.
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться ...
Инновационная деятельность педагога (из опыта работы)
материал для выступления на городском методическом объединении учителей информатики и ИКТ...
4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности. приложение 14.
Участвую в работе методического обьединения школы. Вхожу в состав инициативной группы....
Форма 14 4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности
Систематически принимаю участие в инновационной деятельности, которая заключается в разработке педагогических продуктов с учетом требований ФГОС, использовании современных образовательных технологий....
4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.
4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....
Показатели научно-методической, исследовательской деятельности через транслирование опыта
Выступления на школьных, районных и республиканских мероприятиях....