Педагог и родитель: вместе к общей цели
методическая разработка
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
На тему:
Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как бы большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Следовательно целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
- РОДИТЕЛЬКОЕ СОБРАНИЕ – основная форма работы с родителями.
Главная задача родительского собрания: совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей, а также получить информацию о своём ребёнке, его ученых успехах, поведении, родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности.
Главные показатели родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
- ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы.
- ПЕРЕПИСКА С РОДИТЕЛЯМИ – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ – Часто в решении той или иной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учащихся, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для классного руководителя. Родители учащегося получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, классный руководитель – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно придут к взаимному согласию конкретных форм родительского содействия.
- ОТКРЫТЫЕ УРОКИ – обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями преподавателя или классного руководителя.
- ЛЕКЦИИ – это форма психолого – педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
Лучший лектор – сам преподаватель или классный руководитель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.
Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций.
Метод общения во время лекции – непринуждённый разговор, задушевная беседа.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
- Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума классный руководитель предлагает найти выход из какой – либо ситуации, объяснить свою позицию в той или иной предлагаемой или реально возникшей ситуации.
ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
- информационная;
- воспитательно- развивающая;
- формирующая;
- охранно – оздоровительная;
- контролирующая;
- бытовая.
ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Изучение семьи – дело деликатное, тонкое требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желании оказать помощь педагогу в воспитании детей.
ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО НАЙТИ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.
Подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка.
I ТИП – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не требуется.
II ТИП – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «ОСОБЫХ» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимание педагога.
III ТИП – конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
IV ТИП – внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
V ТИП – неблагополучные семьи, для которых характерны, грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагогов, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
В СВОЕЙ РАБОТЕ НЕОБХОДИМО ЦЕЛЕСООБРАЗНО ЗНАТЬ СОБЕННОСТИ ДАННЫХ СЕМЕЙ, И УЧИТЫВАТЬ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие цели обучения толерантности: ценности, знания, компетентности
Исследовательская работа. Обучение толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает пр...
Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье (презентация)
Взаимодействие людей в системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой воспитательной системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Как правильно общаться с младшим школьником. Советы педагога-психолога родителям.
В статье – рекомендации родителям, как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие , как критиковать ребенка; принципы, как п...
Индивидуальные приемы, используемые для улучшения взаимодействия с воспитанниками. Создание единой команды в группе, с общими целями и задачами.
Индивидуальные приемы, используемые для улучшения взаимодействия с воспитанниками. Создание единой команды в группе, с общими целями и задачами....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
Презентация на тему Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтом
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образов...