«Оказание психологической помощи взрослым и несовершеннолетним, у которых родственники находятся в зоне специальной военной операции»
консультация

Богданова Татьяна Николаевна

Важно оказать психологическую помощь взрослым и несовершеннолетним, у которых родственники находятся в зоне специальной военной операции. В это сложное для них время нужно их поддержать, оказать психологическую поддержку для гармонизации их внутреннего состояния и адаптации к новым условиям жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Оказание психологической помощи взрослым и несовершеннолетним, у которых родственники находятся в зоне специальной военной операции»

 Богданова Татьяна Николаевна,                                                                             педагог-психолог «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (ОЦДиК)

Работа с семьями военнослужащих, которые находятся в зоне боевых действий – это работа с семьями, которые находятся в кризисе. В первую очередь работу необходимо проводить с детьми. Несмотря на то, что государство предприняло соответствующие меры, направленные на поддержку семей военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий, несовершеннолетние, у которых мобилизованы родственники нуждаются в поддержке и обеспечении условий их личностной социализации и гармоничного развития.

В это сложное для детей время важно оказать им поддержку, ведь ситуации угрозы жизни и здоровью их близких, вызывает негативные психические состояния у детей, которые характеризуются доминированием негативных эмоциональных переживаний: отчаяния, тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности. Дети ещё не обладают достаточной эмоциональной зрелостью и жизненным опытом, чтобы справиться со всеми эмоциями, которые они переживают. В некоторых случаях развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое требует особенного внимания специалистов из сферы психического здоровья. Всем известно, что посттравматическое стрессовое расстройство личности – это нарушение работы психики. Психика не успевает накопить резервы, происходит накопление негатива, ну и как следствие происходит расстройство личностного, поведенческого и эмоционального характера. У детей могут наблюдаться: чувство тревожности, повышенная возбудимость, раздражительность,  ощущение физического дискомфорта.  Дети считывают со взрослых уровень тревожности, но ничего поделать с этим чувством не могут, им трудно его идентифицировать. Это может нанести психологическую травму ребенку. Появляются проблемы в учебе и общении.

Виды оказания психологической помощи детям и семьям участников СВО:

 -Консультации родителям по вопросам обучения и воспитания детей: индивидуальные и возрастные особенности ребёнка; трудности во взаимоотношениях со сверстниками; кризисные проявления у детей; трудности адаптации и социализации ребёнка в социуме.

 - Проведение тренингов, индивидуальных или групповых занятий для детей. Ведь дети, испытывая кризисные проявления, могут не делиться этим с близкими людьми. На приеме у психолога ребенок может осознать, что с ним происходит, осмыслить свои переживания, многое понять для себя, получить помощь в разрешении конфликтных ситуаций, снять тревожность, идет поиск ресурсов для восстановления психического состояния ребенка.

 -  Важна гармонизация внутреннего эмоционального состояния. Адаптация к новым условиям жизни, профилактика дезадаптации, улучшение качества жизни.

 - Проведение арт – терапевтических занятий для взрослых и детей (занятия на снятие тревожности: избавление от навязчивых мыслей, негативных переживаний, всё это помогает гармонизировать психологическое состояние взрослых и детей. Родители, которые участвуют с детьми на занятиях, замечают, что они лучше начинают  понимать своих детей, скрепляют их внутрисемейные связи.

  - Проведение песочной терапии с детьми, это дает возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, ведь это простой и действенный способ научиться выражать свои эмоции, чувства, переживания. И ещё это прекрасная возможность для самовыражения, развитие творческих способностей у ребенка. Ведь не даром автор песочной терапии, швейцарский психотерапевт Дора Калфф, характеризует этот метод как особенный способ взаимодействия с миром, возможность лучше понять себя, решить разнообразные психологические проблемы и научиться новому поведению в разных ситуациях. Творческая деятельность очень полезна для самореализации детей.

  - Проведение одной из развивающих методик – правополушарное рисование. Польза правополушарного рисования не только в развитии творческого воображения и развитии когнитивных функций, но и способствует повышению самооценки. Живопись – это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, дети демонстрирует свой внутренний мир, а получая положительные отклики, обретают уверенность в себе, и когда на белом листе «оживает» созданный ими мир, то тревоги и проблемы улетучиваются.  Хорошо использовать музыкотерапию. Безвредность, доступность и простота применения делают ее хорошим решением для многих семей. Музыкотерапия является хорошим помощников при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера, даже очень тревожный ребенок начинает успокаиваться. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых жизненных ориентиров.

      Участникам специальной военной операции и их близким, столкнувшимся с тяжелыми переживаниями, важно иметь возможность получить своевременную профессиональную помощь и поддержку специалиста-психолога для того, чтобы пережить сложившуюся кризисную ситуацию, найти наиболее приемлемые пути решения и справиться с ней наименьшими потерями. Одним из наиболее доступных в настоящее время способов обращения к специалисту является получение дистанционной психологической помощи. На территории нашей страны работают службы, специальные центры поддержки, в которых семьи мобилизованных с детьми могут получить помощь. Профессиональную психологическую помощь взрослые и семьи с детьми могут получить по телефону.

 - Бесплатный телефон доверия для детей и подростков, он сейчас работает на всех: 8 800-2000-122.

-Горячая линия для семей мобилизованных движения «Мы вместе»

Запущена при поддержке Народного фронта. Волонтеры принимают заявки на оказание юридической, психологической, гуманитарной и бытовой помощи семьям мобилизованных граждан.

8 800 200 34 11 (круглосуточно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...

Оказание психологической помощи обучающимся, оказавшимся в кризисной ситуации

Виды кризисных ситуаций, коррекционная работа по оказанию психологической помощи  выхода из кризиса...

Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам

Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам на базе информационного сайта ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №52 (http://...

Оказание психологической помощи детям среднего и старшего школьного возраста, участникам конкурсов различной направленности

Участие ребенка в конкурсе  - очень ответственный и волнительный момент. Волнение, переживание, эмоциональное напряжение всегда имеет определенное объяснение. В статье представлены методы и прием...

Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам

Неслышащие подростки в силу ограниченных физических возможностей, информационных каналов, общения, разнородности сред, в которых они находятся, подвержены сильным стрессам, депрессиям, психологически...

Опрос для родителей "О необходимости оказания психологической помощи"

Опрос для родителей,  для изучения мнения о необходимости оказания психологической помощи в школе....

Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.

Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...