ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
статья
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
Коробейникова Екатерина Викторовна, Книтель Максим Владимирович, г. Нижний Тагил
Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.
Функционирование информационной образовательной среды образовательного учреждения обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.
Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
- увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
- обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев;
- дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
- повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
- активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
- развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
- создавать установку на непрерывное образование в течение жизни[1].
Из определения информационно-образовательной среды образовательного учреждения мы выделяем понятие информационно-образовательная среда урока. Ей присущи следующие характеристики, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов:
Гибкость организационной структуры обучения. Информационную образовательную среду урока можно рассматривать как своеобразный конструктор, из элементов которого учитель может создавать её варианты (версии), наиболее адекватно удовлетворяющие потребности поставленных учебных задач для каждого фрагмента осваиваемого содержания.
Целостность, т. е. внутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развёртывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся. Она конструируется с учётом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей обучения.
Открытость как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.
Полифункциональность. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Вариативность. Каждому учащемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов. Такой подход вызван избыточностью информационной образовательной среды.
Визуализация — представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.
Интерактивность предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации, организации индивидуальной работы школьников.
Помимо этого, информационно-образовательная среда урока позволяет реализовать дидактические возможности инновационных педагогических технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.
Современные тенденции в организации учебного процесса
Учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения.
Формирование способов деятельности, применимых как в рамках учебного процесса, так и при решении проблем в реальных ситуациях .Совместная деятельность учителя и учащихся (педагогика сотрудничества)
Ученик - активный субъект, учитель - организатор коммуникации, моделирующий затруднения в осуществлении деятельности.
Планирование учебного процесса сегодня — это цепь тщательно отобранных и взаимосвязанных структурных компонентов, предполагающих анализ и отбор актуальных для данного этапа обучения планируемых образовательных результатов, подбор видов учебной деятельности, соответствующих выделенным образовательным результатам, и средств обучения для реализации этих видов учебной деятельности.
Виды учебной деятельности
Со словесной основой :
- Контент-анализ
- Отбор и сравнение материалов из разных источников
- Поиск информации
- Составление тезисов, резюме, аннотаций, отчётов, и т.д.
- Классификация понятий
На основе восприятия образа:
- Участие в телеконференции
- Просмотр и обсуждение (презентации, фильма, ролика, и т.д.)
- Описание и интерпретация
С практическом основой:
- Моделирование (конструирование)
- Проект
Очевидно, что данный подход даёт учителю возможность выстроить урок по-новому при условии использования в процессе обучения средств ИКТ. Это, в свою очередь, требует переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях работы в новой информационной образовательной среде.
Информационная составляющая
Основные (учебник с аудио и мультимедийным приложением, рабочие тетради с тренировочными заданиями, диск для интерактивной доски, методические рекомендации для учителя)
Вспомогательные (элективные курсы, дополнительные пособия, книги для чтения, словари, энциклопедии, пособия-тренажёры, обучающие компьютерные программы, электронные плакаты, интернет-поддержка основного учебника, онлайн - консультации авторов учебника, и т.д.)
Средствами реализации информационной составляющей являются технические средства обучения.
Современный урок информатики невозможно представить без использования таких средств обучения как:
- проекционное оборудование (проектор + экран);
- интерактивная доска;
- аппаратно – программный комплекс или персональный компьютер для каждого ученика;
- системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass (предназначенной для анализа уровня восприятия и понимания изучаемого материала);
Применение современных средств обучения позволяет повысить темп урока и обеспечить учащимся доступ к информации различного типа (текстовой, звуковой, графической, мультимедийной), а так же обогатить информационную среду урока, тем самым повысить мотивацию учащихся и как следствие улучшить качество образования.
[1] Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения и информационном обществе. — М.: Просвещение, 2011. — С. 126-127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии
Использование информационно-образовательных ресурсов на уроках географии. Из опыта работы....
Информационные образовательные ресурсы на уроках биологии.
Статья рассматриет ряд вопросов по использованию средств мультимедиа на уроках биологии....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Использование материалов ФЦИОР (федерального центра информационно-образовательных ресурсов) на уроках физики
В данной папке представлены материалы из коллекции ФЦИОР. Образовательные мультимедиа системы (ОМС) объединяют электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные модули....
Использование информационных образовательных технологий на уроках английского языка
Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей....
банк информационно- образовательных ресурсов к урокам ангийского языка
Банк информационно-образовательных ресурсов содержит полезный материал к урокам английского языка по разным видам деятельности...
Информационный образовательный ресурс к уроку алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений"
Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая,...