Выступление на тему «Возможности организации родительского контроля за доступом детей в Интернет»
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ирина Николаевна Чиркина

 

Данный материал  информирует родителей об опасностей , которые подстерегают детей в интернет пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rod.sob_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Возможности организации родительского контроля

за доступом детей в Интернет»

Выполнила: Чиркина И.Н.

 XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.

        В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества.        

      Современные технические средства очень сильно изменили виды мошенничества, которые используются злоумышленниками. Они могут, например, подделывать сайты, создать страницу абсолютно идентичную странице Интернет-магазина с нужным вам товаром, но при оплате деньги отправятся напрямую к мошенникам.

      Самым распространенным способом мошенничества в Интернете является «фишинг». С его помощью мошенники выуживают у пользователя данные и потом используют их в своих целях. В Интернете существует огромное множество фишинговых сайтов. Они могут копировать страницу, например, известной соцсети. При попытке войти в свой профиль на таком сайте мошенники получат полный доступ к вашему аккаунту

                  В первую очередь следует научить ребенка перепроверять информацию.

  1. Объясните ребенку, что не следует принимать поспешных решений. Мошенники могут требовать от жертвы принять решение в текущий момент. Они рассчитывают на то, что в спешке, панике или страхе человек утратит бдительность и охотнее согласится на перевод денег.
  2.  Ребенка следует приучить беречь свои персональные данные с раннего возраста. Ребенок должен знать, что именно относится к персональным данным и что их нельзя размещать в Интернете без необходимости.
  3. Научите ребенка опасаться звонков с незнакомых номеров и не перезванивать на них.
  4. Объясните ребенку, что нельзя переходить по ссылкам из СМС и загружать файлы, которые пришли с неизвестного номера. Такой файл или ссылка могут установить на устройство вирус или отправить все данные владельца телефона прямо в руки к мошенникам.
  5. Если ребенок уже стал жертвой мошенников, следует немедленно обратиться в полицию. Не забудьте сохранить все доказательства мошеннической деятельности – скриншоты сайтов, переписок, квитанции онлайн-платежей.

     Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами массовой информации, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой.

     Социальные сети являются самым эффективным и широким по охвату инструментом, с помощью которого злоумышленники могут вербовать пользователей в разные преступные организации.      

       

К опасным сообществам в социальных сетях относятся:

 • Группы, пропагандирующие экстремистскую и нацистскую идеологию: террористические группировки, (в том числе движение «Колумбайн», признанное террористическим движением на основании решения Верховного суда РФ), шутеры, нацистские, неонацистские движения и др.

Группы и каналы, пропагандирующие опасные увлечения: зацепинг, опасные квесты, группы с пропагандой наркотиков, трэш-стримеры, шок-контент и др.

Группы, пропагандирующие причинение вреда себе или окружающим: селфхарм (буквально переводится как «вред себе»), пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), депрессивно-суицидальные группы («синий кит» и аналогичные), анорексию и др.

Группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, феминизм, нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность, зоофилию и пр.

Аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме могут быть очень опасны, поскольку нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства и самоубийства. По данным исследователей через «кровавое аниме» популяризуется даже скулшутинг. Аниме-продукция также является лидером по депрессивно-суицидальному контенту. По данным опроса экспертов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, многие несовершеннолетние, имевшие опыт суицидального поведения, увлекались данной субкультурой.

 Видеохостинги – специальные сайты, где пользователи могут загружать и просматривать видео, делиться ими со своими друзьями. С помощью видеохостингов любой пользователь, в том числе ребенок или подросток, получает доступ к огромному количеству разнообразного контента. Самый популярный видеохостинг в России и в мире – «YouTube». Именно он представляет наибольшую опасность для жизни, здоровья и психики детей.

    Видеохостинг является одним из мест, где кибербуллинг происходит чаще всего – о таких случаях заявили 79% детей, пользующихся YouTube. В России данная статистика сочетается с крайне высокой уверенностью родителей в том, что их дети не подвергаются кибербуллингу.

Прямые трансляции позволяют пользователям Интернета, в том числе детям и подросткам, снимать видео и транслировать его в режиме реального времени на широкую аудиторию. Функция прямых трансляций доступна во многих приложениях, социальных сетях, видеохостингах и даже на площадках для онлайн-игр.

    Детям необходимо рассказать о негативных последствиях, к которым может привести неосторожное проведениепрямых трансляций. В последствии удалить из Интернета какую-либо информацию о себе невозможно.

Особо опасной категорией онлайн-трансляций являются трэш-стримы. Трэш-стримы содержат контент, включающий в себя насилие, избиения, унижения, пытки, истязательства над людьми или животными.

Ребенок может попытаться повторить увиденное в трансляции, в том числе, опасное или насильственное действие. В результате может быть нанесен вред его здоровью или здоровью окружающих.

Считаю  необходимым напомнить о ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОТИВОПРАВНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

За правонарушения и преступления несовершеннолетнего в виртуальных сетях, ответственность, как правило, выше, чем за такие же правонарушения без использования Интернета.

Каждый подросток должен знать положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) так как незнание закона не освобождает от ответственности. Подростки, достигшие 16-летнего возраста, могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности за совершение с использованием Интернета, следующих видов правонарушений и

преступлений.

За противоправные действия в сети Интернет против чести, достоинства, жизни и здоровья и конституционных прав личности (включая кибербуллинг: троллинг, издевательство, кибертравля, киберпреследование, раскрытие личной информации):

оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной

или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, – по

статье 5.61 КоАП;

угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – по статье 119 УК РФ;

клевету – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство

другого лица или подрывающих его репутацию, в том числе, – по части 2 статьи 128.1 УК РФ;

доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз,

жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства

потерпевшего, – по части 2 статьи 110 УК РФ;

склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана

или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства – по части 3

статьи 110.1 УК РФ;

содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением

информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий

к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства –

по части 3 статьи 110.1 УК РФ;

организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства

путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к

совершению самоубийства, – по части 2 статьи 110.2 УК РФ*;

публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях

оскорбления религиозных чувств верующих, – по статье 148 УК РФ;

незаконное распространение в сети персональных данных человека без его согласия –

действия, направленные на раскрытие личных данных другого человека неопределенному

кругу лиц, в том числе информации о его фамилии, имени, отчестве, годе и месте рождения,

месте жительства и месте учебы, почтовом и электронном адресе, номере телефона,

состоянии здоровья:

сбор, запись, передачу, в том числе распространение, предоставление, доступ

персональных данных без согласия лица – по частям 1, 2 статьи 13.11 КоАП РФ;

 незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица,

составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение

этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении

или средствах массовой информации – по части 1 статьи 137 УК РФ**;

За распространение в сети Интернет фейковых новостей – заведомо недостоверной

или заведомо ложной информации о социально значимых событиях:

За незаконное распространение в сети Интернет информации о потенциально

опасных предметах и веществах:

За преступления в сфере компьютерной информации:

За преступления против общественной нравственности с использованием сети

Интернет (включая «секстинг» – склонение несовершеннолетних к пересылке личных

фотографий, сообщений интимного содержания):

Запомните: Незнание закона не освобождает от ответственности!

      В Интернете действует большое количество преступников, чьей целью является вовлечение все новых и новых пользователей в деятельность таких опасных сообществ. Такие лица называются «вербовщиками». Чаще всего вербовка начинается с личного и очень навязчивого общения. Информация часто бывает заманчивой и оказывает сильное психологическое давление на детей и подростков, которые не способны до конца осознать смысл происходящего и отказаться от просмотра и изучения сайтов с негативным содержимым. Влияние подобного рода информации на еще неокрепшую психику детей и подростков - непредсказуемо; под воздействием таких сайтов может пострадать не только психика, но и физическое здоровье ребенка.

   В России 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".       Данный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ.

Но не смотря на действие данного закона родителям учащихся необходимо выполнять следующие рекомендации.

Полезные советы для родителей

 1. Спрашивайте или аккуратно проверяйте, с кем ведёт переписку ребёнок в личных сообщениях.

2. Обращайте внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе.

 3. Замечайте изменения круга общения ребёнка, спрашивайте о его новых друзьях. 4. Обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию. Такие челленджи начинаются с простых и безобидных действий, а заканчиваются потенциальной угрозой для здоровья и жизни ребенка.

5. В случае обнаружения нежелательных контактов в соцсетях ребенка и потенциальной угрозе, необходимо сообщать в полицию, прикладывая все имеющиеся доказательства: ссылки на группы и сообщества, скриншоты переписки, ссылки на аккаунты преступников и т.д.

6. По возможности обеспечьте регистрацию ребенка в социальных сетях со своего компьютера или номера телефона, что позволит отслеживать его действия в Интернете. Следует помнить, что ребенок, вовлеченный в деструктивные сообщества, заводит второй (третий) аккаунт в социальных сетях, который держит в тайне от родителей.

7. Не стесняйтесь читать сообщения и переписку своего ребенка. Это не является нарушением его прав, но есть непременное условие обеспечения его безопасности. Не забывайте регулярно проверять в компьютере несовершеннолетнего историю его запросов и поиска в Интернете.

8. Необходимо помнить, что первым этапом вовлечения ребенка в деструктивные сообщества является его отдаление от родителей и близких людей, провоцирование конфликтов между ними, культивирование претензий, ненависти и агрессии к родным и друзьям. Поэтому очень важно не ссориться с ребенком и не конфликтовать, а пытаться всегда оставлять возможность для диалога, искать подлинную причину его поведения и устранить ее. Старайтесь постоянно поддерживать своего ребенка.

9.  Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, а также доверять своим родителям. Важно, чтобы в случае опасности, появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям.

10. Поддерживайте контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителям, информация от которых может быть весьма полезной для общего понимания интересов, сложностей и проблем ребенка, а также для принятия своевременных мер.

Что родители должны обсудить со своими детьми?

• Обязательно объясните ребенку, какую информацию ему можно, а какую нельзя рассказывать и показывать в своих видео. Объясните, почему некоторые вещи нельзя публиковать на всеобщее обозрение.

• Расскажите ребенку о необходимости настройки и защиты конфиденциальности его аккаунта. Личные видео, не предназначенные для чужих глаз, лучше вовсе не публиковать.

• Расскажите ребенку, что абсолютно всё, что он публикует, в том числе и видео, так или иначе попадает в публичный доступ, где его могут увидеть не только друзья, но и вся школа, все родственники, друзья родственников, и даже родители одноклассников. Если ребенок сомневается, хочет ли он, чтобы все эти люди увидели его видео, то лучше его не публиковать.

• Покажите и объясните ребенку, как на данном видеохостинге отправить жалобу в службу поддержки на неприемлемые видео и оскорбительные комментарии.

  У нас в школе совместно с родителями и классными руководителями уже не первый год проводится мониторинг с помощью сервиса родительского контроля «Герда бот». Этот бот анализирует группы с опасным контентом в соцсети «ВКонтакте» и сообщает родителям, если ребенок стал участником одной из них. Данный сервис является отличным помощником для родителей и для всех системы профилактики по мониторингу страниц несовершеннолетних в социальной сети «ВКонтакте».     

Что нужно сделать для проверки страницы ребенка: ввести в поисковик «ГЕРДА БОТ» и ссылку, скопировать на страницу в контакт ребенка.

       Система в режиме реального времени проводит мониторинг опасных групп из специальной базы. И как только среди участников находит аккаунт ребенка, родитель получает сообщение (sms или email) с информацией о данной группе.
    Таким образом, с помощью сервиса можно быстро и бесплатно узнать, вовлечен ли ребенок в суицидальные игры («Синий кит», «Розовый пони» и др.), опасные группы (зацепинг, руфинг и др.), проявляет ли интерес к криминальной культуре А.У.Е. и является ли участником группы с депрессивным контентом

    Обращаю внимание, что на домашних компьютерах и на телефонах также можно задействовать антивирусные программы с функцией «Родительский контроль», которые могут защитить ребенка от нежелательного контента.

Возможности родительского контроля.

  1. Фильтры web-сайтов. Слова-запреты (фильтры).

2. Ограничение времени, проводимого ребенком за компьютером. Определяйте расписание пользования компьютером и Интернетом: выбирайте допустимое время суток и продолжительность работы.

3. Управление доступом к игровым приложениям. Возможности родительского контроля позволяют помочь детям играть в безопасные, дружелюбные, занимательные и обучающие игры, соответствующие их возрасту. В частности, родители могут блокировать как все игры, так и только некоторые из них. Дополнительно родители могут устанавливать разрешение или запрет на доступ к отдельным играм, исходя из допустимой возрастной оценки и выбора типа содержимого.

4. Журнал отчетов о работе ребенка за компьютером. С целью анализа того, чем занимался ребенок за компьютером в отсутствие взрослых, какие программы запускал, какие сайты просматривал в Интернете, с кем общался и т.д., В журнал записываются адреса посещенных детьми страниц Интернета. В некоторых программах журнал с отчетом можно получать по электронной почте, что очень удобно, если родитель находится вне дома, и хочет просмотреть, какие сайты посещал ребенок.

 5.Возможность настраивать распорядок дня – в какое время ребенок может или не может пользоваться устройством;

7. Возможность четко разграничить учебу и досуг ребенка путем настройки распорядка электронного дня;

       Если вы выяснили, что ваш ребёнок пытался заходить на запрещенные сайты. Объясните, в чем состоит опасность обращения к таким интернет-ресурсам. Вы можете просить ребенка изменить поведение, при этом придется признать, что полностью контролировать его поведение вы не сможете и поэтому рассчитываете, что он сделает выводы сам и примет правильное решение. Самое важное, не потерять контакт с ребенком. Критикуя его поведение, не обращайтесь к личности. Недопустимо давать ему повод обидеться и хлопнуть дверью.

                Все решает воспитание. Ребенку важно продемонстрировать Интернет с хорошей стороны, заинтересовать полезными сайтами. Объяснить, что можно делать, а чего делать не следует. Доверие и дружеские отношения между родителями и ребенком помогут оградить его от "негативного" контента и возможной опасности.

 Не забывайте, что Вы должны показывать личный пример своим детям.

Помните!

Эти простые меры, позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное и безопасное путешествие по Всемирной сети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов »

         Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов к...

Родительское собрание «Внимание: дети в Интернете»

Родительское собрание«Внимание: дети в Интернете»...

Родительское собрание "Наши дети в интернете"

О безопасности детей в сети интернет...

Родительские университеты "Наши дети в интернете"

Семинар для родителей порсвящен освещению опастностей с которыми ребенок встречается в социальных сетях. Даются советы, как обеспечить безопастность детей в интернете...

Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"

Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"...

Родительское собрание " Безопасность детей в Интернете - простые, но важные правила"

Родительское собрание " Безопасность детей в Интернете - простые, но важные правила"...