Родительские университеты "Наши дети в интернете"
методическая разработка по психологии на тему

Семинар для родителей порсвящен освещению опастностей с которыми ребенок встречается в социальных сетях. Даются советы, как обеспечить безопастность детей в интернете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_deti_v_internete.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

   

 Родительские университеты

Тема: «Наши дети – в интернете».

  1. Актуальность проблемы « Безопасный интернет детям»
  2. Степень осведомленности обучающихся «Промо-М» правилами поведения в интернете.
  3. Психологические основы формирования интернет зависимости.
  4. Что делать? Уместен ли прямой запрет?
  5. Памятка для родителей.

Проблема  обеспечения    безопасности  детей  в информационно-телекоммуникационных  сетях  становится  все  более актуальной  в  связи  с  существенным  возрастанием  численности несовершеннолетних пользователей.

Для современных детей интернет давно и прочно превратился из простого средства общения и получения информации,  в один из важнейших аспектов жизни. Подавляющее большинство детей переписываются со сверстниками в соц. сетях и мессенджерах, выкладывают фото в Instagram, слушают музыку в Apple Music и даже учат школьные предметы по Википедии.

По данным свежего исследования TNS Web Index Report, 76 процентов подростков сидят в интернете минимум три часа в день, а каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в сети почти треть жизни, то есть приблизительно восемь часов в день. Всего же интернетом пользуются более 98 процентов российских детей, а 92 процента регулярно выходят в сеть со смартфонов и планшетов.

Упражнение «За и против»

Цель: настроить родителей на ведение дискуссии.

 Не слайде несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы, отражающие  противоположную точку зрения.

1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного

образования. И это хорошо!

2. Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!

3. Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение виртуальному.

4. Интернет является мощным антидепрессантом. Да?

5. В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!

Интернет, наряду с полезными функциями, все больше представляет угрозу из-за доступности информации асоциального характера, мошеннических действий и действий, направленных против здоровья, личности (призывы к суициду, продажи вредных товаров и т.д.), половой неприкосновенности детей. Дети далеко не всегда владеют полной информацией о таящихся в сети опасностях. В поисковиках можно свободно отыскать ссылки на порносайты и ресурсы с фильмами и книгами, не предназначенными для неустойчивой детской психики. В соц. сетях активно регистрируются извращенцы, устраиваются негативно влияющие на психику ребенка массовые акции. Примером такого поведения могут служить печально известные «группы смерти» в соц.сети «ВКонтакте», обнаруженные журналистами в мае 2016 года. Дети сталкиваются с травлей в соц. сетях,  так называемым онлайн-буллингом.

Постоянная  подключенность  к информации из интернета, необходимость «быть на связи» или «быть в курсе» это реалии современности.  По исследованиям ученых, постоянная подключенность   ведет к тому, что снижается память, концентрация внимания, критичность, умение анализировать, появляется рассеянность, апатичность, возникает зависимость с родни наркотической, когда отсутствие привычного допинга в виде компьютерной игры, общения в интернете на компьютере или телефоне ведет к серьезным ломкам и конфликтам с окружающими.

В нашей школе во всех классах с 1 по 11 ежегодно проводится урок «Хороший интернет – безопасный интернет», и единый урок который проводится по всем школам России «Безопасность в интернете» 30 октября.  1-2 минуты видео.   С детьми обсуждаются следующие вопросы:

1. Для чего нужен Интернет?

2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?

3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?

4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?

5. Что такое безопасный чат?

6.Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

Результаты опроса обучающихся «Промо-М» ….( в презентацию)

«Моя безопасность в интернете»

Психологические основы формирования интернет зависимости.

Серьезная опасность интернета это формирование психологической зависимости у ребенка от компьютерных игр и социальных сетей.

Что происходит с ребенком во время компьютерной игры?

Доктор психологических наук и директор «Фонда Развития Интернет» Галина Солдатова видит одной из причин в нынешнем пристрастии детей к интернету, ощущение свободы: «Чем старше ребенок, тем больше его потребность в самостоятельности и автономии. В интернете как раз много возможностей для приобретения так нужного детям опыта в непростом деле взросления».

По словам психолога, для современных детей интернет — своеобразная «территория свободы».

Исследования  «Лаборатории Касперского» показывает, дети почти всегда успешно скрывают просмотр неподходящего их возрасту контента, общение с опасными незнакомцами или участие в онлайн-буллинге. Пятая часть детей выходят в интернет только когда родителей нет дома, 16 процентов устанавливают на свои устройства пароль, а 10 процентов всегда чистят историю в браузере. Более того, 22 процента детей еще в юном возрасте узнают об анонимной сети Tor и VPN-сервисах, что позволяет им просматривать запрещенный на территории России контент.

 Психологи утверждают, чем раньше ребенок садится за игру, тем выше вероятность того, что ценность жизни для него к 10 годам утратится. Родители жалуются, что ребенок стал чаще говорить: «Я тебя убью, … голову оторву!», не вкладывая в эти слова эмоцию, присущую им лет 15–20 назад. Дети «теряют жизнь», но у них есть другая, а психика у них неустойчива и сложно переложить себя из игры в реальную жизнь. Чем раньше он пришел в виртуальное пространство, тем сложнее ему потом объяснить истинную ценность жизни.

Увлечение играми с насилием и убийствами — способ сброса агрессии или признак жестокости?

В игре можно все — там мы выбираем себя героями и можем чувствовать себя королем. Ребенок один раз почувствовал себя успешным, второй раз, а в реальной жизни в школе обидели — он невольно проводит параллель: «Там я молодец, а здесь нет». Все! Бессознательная тяга уже сформирована, меня обидели в реальной жизни, я обижу в виртуальной. За этим, казалось бы, незамысловатым мотивом влечется следующее: чем больше я совершаю жестокие действия в виртуальном пространстве, тем больше этого хочется сделать в реальной жизни. Потому что нет четкой грани между реальным миром и виртуальным. Это взрослый может их разграничить, и то не всегда. Что говорить о детях, которые не умеют разграничивать виртуальное и реальное пространство на уровне психики?

Игра это постоянное напряжение на глазодвигательную зону: с точки зрения нейрофизиологии это опасно. Снижается концентрация внимания, растет тревожность, количество страхов и пр. Убийства, перестрелки, погони — предел возможностей мозга ребенка до 11 лет, когда он может безболезненно выдержать все эти мельтешения, всего 7 минут. Дальше включается зона, отвечающая за стрессоустойчивость — она компенсирует психическое напряжение. Ребенок, увлеченный компьютерной игрой, не сразу слышит, что ему говорят взрослые. Потому что глаза берут максимум напряжения, а слуховой анализатор частично блокируется.

Компьютерные игры часто строятся на конфликте «хищник – жертва», поэтому дети-игроманы и переписку в соц. сетях воспринимают точно так же, проявляя агрессию.

Подростковый и юношеский возраст традиционно считается одним из наиболее существенных факторов риска для развития разных форм зависимостей.

В презентацию.

Детские психиатры выделяют следующие ведущие параметры, влияющие на формирование у подростков игровой компьютерной и интернет-зависимости. 

1) отклонения психопатологического характера у родителей или эмоционально-значимых для ребенка родных, включая особенности аномального родительского воспитательного воздействия, например, материнская депрессия или невротическая тревога и связанная с ней депривация— психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей), неопределенность родительских требований;

2) стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребенка;

3) противопоставление родительских или семейных ценностей ценностям ребенка. 

4) академическая неуспеваемость и конфликты с учителями;

5) отвержение сверстниками;

6) предложения и давление субкультуры компьютерных игр и субкультуры on-line общения;

7) вовлеченность в виртуальную группу с принятием и разделением ее ценностей, языка, отличительных знаков.  

Как мы видим, здесь не только давление компьютерной субкультуры. Здесь и проблемы семейного воспитания и проблемы в школе. 

Компьютерная зависимость ребенка это всего лишь хорошо видимый симптом, маркер того, что мы не достаточно хорошо знаем, что происходит с ребенком, как ему живется в этом мире, его проблемы и желания. 

Стадии формирования игровой компьютерной зависимости:

1. Стадия легкой увлеченности. Появляется интерес к сюжету игры, происходит соотнесение себя с главным героем, нравится графика, музыка, динамика игры.

Специфика стадии в том, что игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический, характер. Устойчивая потребность в игре пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека

2. Стадия увлеченности. Игра приобретает систематический характер и становится способом бегства от реальности и замещения значимых потребностей. Если возможности сесть за любимую игру нет, человек прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере зависимого. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Первые симптомы компьютерной зависимости у детей можно заметить уже в возрасте восьми лет. Активно она развивается до четырнадцатилетнего возраста, пока не пройдет переходный возраст.

Причиной возникновения данного психологического заболевания всегда является неправильное отношение к ребенку в семье. Так если в семье введено строгое воспитание, он постоянно находится под жестким контролем, у него множество табу и запретов, а поощрений в разы меньше, ребенок начинает искать выход из такой ситуации в цветном и волшебном компьютерном мире.

Другой вариант – излишняя избалованность. Когда у ребенка есть все, что он может пожелать, все капризы исполняются, родители спешат дать ему, чего сами были в детстве лишены, он быстро теряет интерес к развлечениям в жизни и начинает искать нечто новое в виртуальной реальности.

Еще более простая ситуация, когда просто ребенка постоянно считают маленьким, недооценивают, не воспринимают его, как полноценного члена семьи. Так появляются комплексы, мешающие общению со сверстниками, развивается застенчивость, ребенок ищет мир, где можно от всего этого спрятаться, и компьютер заменяет друзей.

Что делать? Уместен ли прямой запрет?

Как предотвратить непоправимое? Чтобы уберечь ребенка от дурного влияния в соц. сетях и неосмотрительных шагов, которые могут обернуться трагедией, придется отказаться от легких, но заведомо ошибочных путей – контроля и давления. Необходима тактика по формированию внутри ребенка сильного ресурса, к которому относятся любовь к себе и к жизни, ценностные ориентиры, крепкая самооценка и т.д.

Этот внутренний ресурс – лучшая защита от негативных соблазнов внешнего мира. Что для этого нужно?

Позитивное воспитание. Оно складывается из многих моментов: Важно знать особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, воспитывать его, исходя из его особенностей, а не из представления, каким должен быть ребенок, с точки зрения родителя.  

Дети берут пример с нас, копируют наше поведение. Если мы сами зависимы от интернета, часами играем в компьютерные игры. Можем ли мы что-то требовать от ребенка?

 Уже считается нормальным иметь свою страничку в «Инстаграме» с 7 лет. 3 года назад детей до 10 лет, сидящих во «ВКонтакте», было на 15 % меньше, чем сегодня. Каждый четвертый ребенок имеет там аккаунт и активно переписывается, начиная с 1-го класса, а каждый третьеклассник его имеет точно. Мы сами стимулируем привыкание детей к гаджетам, к зависимости от них. Не стоит приучать детей без конца отзваниваться — достаточно оговорить время звонка. Мы даем детям блага, а потом с этими благами боремся. В 9 месяцев нельзя давать планшет, чтобы  в 3 года не идти к психологу, потому что ребенок не спит, не ест и неадекватен. Мало кто связывает это с гаджетами.

Важно не утратить доверие ребенка. А доверие теряется, когда родители начинают оскорблять и унижать ребенка, говорить такие обидные слова, унижающие личность: "Что ты понимаешь в этой жизни? Мы столько прожили, слушай нас, и все будет хорошо".

Если сохраняется доверие ребенка к нам, то, когда он в начнет общаться в соц. сетях, то будет делиться с взрослыми. И если что-то произойдет, он наверняка расскажет родителям: "Я куда-то влез, там так ужасно! Там такое предлагают!". При наличии доверия ребенок будет рассказывать, с кем и о чем он общается в соц. сетях.

Хвалите, а не критикуйте. Позитивный стиль воспитания заключается в том, что родители учатся видеть и поощрять положительное в ребенке, а отрицательное не замечать. Если ребенок что-то хорошее сделал, нужно его похвалить. Если у него не получается что-то сделать – помочь это сделать и после этого похвалить. Так внутри ребенка формируется его позитивный ресурс.

Ненавязчивый инструктаж. Важно рассказывать ребенку, что есть его личные границы, которые неприкосновенны. Есть границы его семьи и его дома, которые нужно защищать. О том, что существуют люди с психическими отклонениями, склонные к насилию. Что незнакомцы могут добавляться в друзья в соц. сетях, и неизвестно, что это за человек и каковы его намерения. Но такой инструктаж будет действенным лишь на фоне позитивного воспитания.

Бывает, что подростковый нигилизм проявляется настолько бурно, что налаживание контакта с таким ребенком превращается в сложнейшую математическую задачу, решение которой далеко не каждому родителю под силу. В этом случае имеет смысл попросить помощи психолога. Серия занятий психолога с подростком помогут исправить ситуацию. В эру киберсоциализации невозможно уберечь ребенка от общения в социальных сетях. Мы можем лишь повлиять на ребенка таким образом, чтобы это общение приносило ему пользу, а не вред.

Существует технологическая защита, которая ограждает ребенка от нежелательного контента.

Одной из первых компаний на рынке, разработавших подобную систему, стал мобильный оператор «МегаФон», еще в 2011 году запустивший услугу «Детский интернет». Теперь же с помощью обновленной версии услуги для детей будут не просто заблокированы запрещенные сайты, но даже на разрешенных ресурсах будет закрыт нежелательный контент — например, баннеры, реклама и ссылки на вредоносные сайты.

В «Детский интернет» по умолчанию включена опция безопасного поиска и автоматическое исключение сайтов, представляющих вирусную опасность для компьютера. Защита достигается благодаря двойной фильтрации DNS-запросов и HTTP-трафика, что позволяет блокировать не только опасные ресурсы, но и отдельный нежелательный контент внутри сайта, не закрывая доступ к нему целиком.

Кроме того, любой сайт, на который планирует зайти ребенок, проверяется по черным спискам, куда ежедневно добавляется по 100 тысяч ресурсов. Далее страницы подвергаются морфологическому анализу для ограничения доступа к нежелательной информации.

Важность этой услуги отметили многие российские психологи, в том числе детский психолог Александр Макаров: «Интернет бывает разный — детский для детей и взрослый для взрослых. Если этот баланс соблюдается, дети растут соматически и психологически здоровыми и современными».

Впрочем, здесь имеются свои подводные камни - такие программы годятся только для маленьких детей, подростки могут самостоятельно обойти эти препятствия и конечно же они могут воспринимать это как выражение родительского недоверия. Поэтому лучше постараться развивать в ребенке ответственность за свои действия, объясняя, что в интернете, как и в мире, полно опасностей и просто нежелательных вещей и что существует альтернатива.

 Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны- напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей- норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок, т.е. во всем нужна мера.

Только мирный договор с ребенком поможет вам держать под контролем ситуацию

 Постарайтесь с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета - возможность получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.

 Не делать из мухи слона, то есть излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.

Важно дать ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.

Обращайтесь к ребенку с уважением, скажите, что понимаете, у ребенка там, в игре сейчас очень важные события, но вам без его помощи не обойтись, а надо помочь убрать квартиру, куда-то вместе сходить.

Чаще предлагайте  альтернативу. Кино на большом экране дарит более сильные эмоции. Чаще водите ребенка в кино, театр. Или если существует книга, по которой сделана игра или интересный ребенку фильм, расскажите, как там сюжет отличается от увиденного в компьютере сюжета. Старайтесь давать ребенку больше пищи для размышлений. Детский ум склонен к анализу, побороть зависимость ребенок может только своими силами, когда ему дано более выгодное и интересное занятие взамен.

Крики, угрозы и просьбы прекратить сидеть за компьютером, вряд ли могут помочь – они создают дистанцию и непонимание. Нужны: поддержка, внимание, доверительный диалог.

Памятка

  • Совместно с ребенком создайте список домашних правил посещения интернета  и требуйте безусловного его выполнения.
  • Укажите список запрещенных сайтов, часы работы в интернете, руководство по общению в интернете.
  • Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю.
  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию.
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения, во избежание заражения компьютера вирусами.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
  • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают ваши дети.
  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Дети и Интернет"

Презентация к родительскому собранию  "Дети и Интернет". Этика и вежливое общение, внимательность, осторожность - факторы безопасности при работе в сети Интернет....

Родительское собрание "Дети и Интернет"

Предлагаемый материал может быть использован классными руководителями при подготовке и проведении родительских собраний, а также  при  проведении воспитательных занятий с детьми....

Родительское собрание "Дети и Интернет"

Как сделать так, чтобы Интернет стал другом и помощником. Родительское собрание для учащихся 6-7 классов....

Родительское собрание Тема: «Основные правила защиты наших детей от Интернет опасностей»

Тема: «Основные правила защиты наших детей от Интернет опасностей»Цель:  «Раскрытие пути предотвращения возможных негативных  последствий использования Интернета».Задачи:·...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Дети и Интернет"

Материал модет быть использован при подготовке к родительскому собранию по теме "Дети и Интернет"....

Родительское собрание«Дети в интернет - мы за них в ответе!»

Цель: познакомить родителей с проблемой интернет - зависимости , оказать профилактическую и психологическую помощь родителям.Задачи:- расширить знания родителей о причинах, признаках, последствия...

Родительское собрание «Дети в интернет - мы за них в ответе!»

Родительское собрание на данную тему является актуальным в том плане, что большинство родителей остается безграмотным в вопросах использования сети Интернет....