Особенности подросткового возраста: физическое, психическое и нравственное развитие
статья
Развитие человека как личности происходит в определенном обществе и детерминировано процессом «социализации индивида», который осуществляется в определенных политических, экономических, социокультурных и этнонациональных условиях региона, страны, и обусловлено социальными факторами его семьи и ближайшего окружения. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения с социумом, отбор которых осуществляется с помощью личностно или общественно значимых «критериев». Основой этих «критериев» являются общезначимые ценности. В понятие «ценности» входят идеи, идеалы, цели и все то, что связано с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 112.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности подросткового возраста:
физическое, психическое и нравственное развитие
Качества и свойства личности в процессе жизни и деятельности человека претерпевают изменения, они в совокупности образуют целостную структуру, обладающую относительным постоянством, характерным для определенных жизненных фаз человека. Именно это постоянство позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, установить причины ее поступков, прогнозировать будущее.
Однако главная особенность подросткового возраста заключается в переходе от детства к взрослости (юности), сопровождающемся постоянной изменчивостью.
Определенное затруднение возникает с определением возраста подростка. Разные науки (медицина, психология, педагогика, юриспруденция, социология) определяют хронологические границы подросткового возраста по-разному: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет
[Беличева, 1982, с. 88].
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» – 14-15 лет.
В словаре русского языка С.И. Ожегова и академическом
четырехтомном словаре русского языка 1983 г. подросток определяется как «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству в возрасте от 12 до 16 лет» [Ожегов, 1978, с. 497]. В настоящее время границы подросткового возраста связывают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет.
Однако следует учитывать, что основным критерием периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме человека.
Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
Бурный рост и физиологическая перестройка организма являются причиной возникновения у подростка различных психических переживаний, психологических процессов и поведенческих актов. Подростку трудно владеть своими чувствами и эмоциями. По этой причине у него часто возникает полное равнодушие, как к хорошим, так и к негативным событиям, а также неадекватная реакция на происходящее.
В этот период у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, заниженная самооценка.
Однако биологическое лишь предпосылка для становления человека, формирования его общественных качеств, свойств, способностей. Становление человека явилось результатом действия факторов социального порядка. В человеке биологическое неотделимо от социального, и наоборот, однако собственно человеческое в человеке имеет социальное происхождение [Афанасьев, 1985, с. 216].
Личность характеризуется не ее биологическими, а социальными качествами: характером, темпераментом, волей, чувствами, разумом, привычками, потребностями и т.д.
Подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Цементирующим началом взаимопонимания и взаимодействия взрослых и подростков является единая система общечеловеческих ценностей. Задачами воспитания и обучения подростка с целью формирования его как личности является освоение им этой системы. При этом взрослые должны не столько провозглашать эти ценности, сколько своим поведением и самой жизнью демонстрировать их действенность и эффективность.
Подростковый период – это период, для которого характерна начинающаяся активная работа над собой, это период формирования нравственного сознания, идеалов, период развития самосознания личности.
При этом образцы поведения смещаются с взрослых на сверстников.
В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Социальная активность подростка, интерес к событиям общественной жизни, стремление участвовать в них сопровождается усвоением подростком правил и образцов взаимодействия с природой и обществом (в первую очередь – с взрослыми и сверстниками). Так формируется готовность подростка к активной жизни в обществе.
Новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – более высокий уровень самосознания. Подросток начинает всматриваться в самого себя по мере того, как открывает для себя свое «Я». У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности. Он стремится познать свои сильные и слабые стороны, иными словами, у него появляется потребность в самооценке.
Трудность освоения самооценки образно описывает определение личности, данное Л.Н. Толстым: «Человеческая личность подобна дроби, у которой числитель – то, что человек собою представляет, а знаменатель – то, что о себе думает» (Толстой, 1911, с. 47).
На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нём взрослых (учителей и родителей), товарищей, школьного коллектива. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, подросток начинает самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность.
В психологии подростка появляется новая черта – более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания является главным итогом переходного возраста.
Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Потребность оценивать свои возможности возникает у подростка потому, что он стремится найти свое место в коллективе.
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей подростка, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.
Представления, на основании которых у подростков формируется критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков и формирования критериев самооценки является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, прежде всего - со сверстниками. В этом возрасте распространена как завышенная, так и заниженная самооценка. [Боголюбов и др., 2012, с. 54].
Заключение по содержанию данного параграфа приведено графически на рисунке 1.
Рисунок 1. Характеристики личности подростка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.
Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань Семья- надежный оплот. В н...
Особенности своеобразия психического и речевого развития глухих детей
Дефект слуха нарушает не только развитие речи по всему речевому полю, но и вызывает своеобразные особенности развития психических процессов и изменяет личность ребенка в целом....
Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста
Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...
Возрастные особенности психического и физического развития детей 2-3 лет.
Материал выступления на первом родительском собрании. Раскрывает особенности психического и физического развития детей 2-3 лет....
Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра
Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...
Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.
Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...