Проектная работа ученицы 10 класса
проект (10 класс)

Михайлова Маргарита Самандаровна

Проектная работа ученицы 10 класса "Конфликты и способы их устранения" 2024

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_i_sposoby_ih_ustraneniya_issledovanie.docx265.99 КБ

Предварительный просмотр:

1 этап муниципального этапа региональной научно - исследовательской конференции обучающихся «Кузбасская школьная академия наук»

Секция «Психология и педагогика»

КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Работу выполнила:

Степанова Полина

ученица 10 класса А

МБОУ "СОШ № 107"

Руководитель:

Михайлова

Маргарита Самандаровна,

                                            учитель первой квалификационной категории  

МБОУ "СОШ № 107"

2024

Оглавление  

Введение                                                                                                            3

Глава I. Конфликты и способы их решения                                                   6

1.1. Значение понятия «Конфликт»                                                                6

1.2. Виды социальных конфликтов и их причины                                        7

1.3. Способы решения конфликтных ситуаций                                           10

Глава II. Решение конфликтных ситуаций                                                  12

2.1. Анализ результатов анкетирования                                                       12

2.2. Проведение мероприятия «Конфликты и способы их решения»       12

Заключение                                                                                                     14

Список использованной литературы                                                            15

Приложения

Введение

Конфликт очень распространённое явление в обществе, и каждый наверняка сталкивался с ним: в школе, на улице, в любых общественных местах, а так же в интернете. Чаще всего он носит негативный характер и последствия. Поэтому умение распознать конфликтные ситуации и нейтрализовать их является очень важным навыком для любого человека. Несмотря на то, что конфликты преследуют нас всю жизнь, чаще всего они происходят у подростков из-за столкновения интересов, планов, стремлений. Работая над этим проектом, я смогу помочь развить навык выявления конфликтов и их устранения.

О конфликтах  говорил Конфуций еще в VI в. до н.э. в своих изречениях. Он утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и непохожесть людей.

Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования ряда выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский и другие.

В настоящее время большое внимание в психологии и педагогике направлено на изучение вопроса конфликтов в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения. Например, некоторые авторы, такие как В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец рассматривают конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка.

Во второй половине 70-х и начале 80-х годов прошлого века появляются труды по конфликтологии, в которых представлено глубокое теоретическое осмысление эмпирического материала. Активизировано изучение теологии конфликтов, их проявления в различных видах человеческой деятельности и трудовых отношений, на отдельных этапах социализации личности, благодаря работам Е.М.Бабосова, Ф.М.Бородкина, Н.С.Данакина, А.Г.Здравомыслова, Г.И.Козырева, Д.С.Конторова, Г.М.Потанина, В.АЛдова и др.  Теоретические и экспериментальные исследования проблемы конфликта в педагогике получили качественное развитие только с 80-х годов. Их характерной особенностью является комплексное использование различных методов. Н.В.Гришина, Т.А.Полозова и др. применяли различного рода опросники, разрабатывали собственные оригинальные методики. Эксперимент, как метод исследования, использовался для изучения конфликтных отношений в детской среде. В 90-е годы учеными анализируются причины возникновения и различные виды конфликтов, их влияние на жизнедеятельность человека (Ф.М. Бородкин, Н.С.Данакин, В.И.Журавлев, Г.И.Козырев, А.В.Кошарный и др.), исследуются новые методы разрешения конфликтов (Л.А.Любушкина, Т.С.Сулимова ,В.Б.Тарабаева, Е.Е.Тонков и др.), разрабатываются основы профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков (А.Д.Гонеев, Г.М.Потанин и др.). На рубеже XXI века одной из актуальных задач педагогической науки становится разработка воспитательных средств и педагогических приемов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов [https://studfile.net/preview/16197]. 

Таким образом, тема, посвященная конфликтам и путям их устранения, является достаточно актуальной.

Цель: исследование конфликтных ситуаций и способов их решения.

Задачи:

1. Познакомиться с понятием “конфликт”.

     2.Изучить виды и причины конфликтов.

     3. Рассмотреть способы решения конфликтных ситуаций.

     4.Провести анкетирование учащихся старших классов.

     5. Провести мероприятие “Конфликты и способы их решения”.

Объект исследования: подростковые конфликты.

Предмет исследования: причины возникновения конфликтных ситуаций между субъектами образовательного процесса и способы поведения обучающихся в межличностных конфликтах.

Гипотеза исследования: знания о решении конфликтных ситуаций способствуют уменьшению межличностных конфликтов и умению школьников правильно их решать.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, сравнение.

Практическая значимость: результаты проведенной работы помогут школьникам правильно решать конфликтные ситуации.


Глава 1. Конфликты и способы их решения

1.1 Значение понятия “Конфликт”

Что же такое конфликт? У этого понятия много значений, но мы разберём основные. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах [1].

В психологии конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, технические системы. 

Как отличить конфликт от других взаимодействий с людьми? Для этого выделяют несколько признаков конфликта:

  • биполярность;
  • взаимосвязанность и взаимопротивоположность противостоящих элементов (добро и зло);
  • активность, направленная на преодоление конфликта;
  • субъекты конфликта.

Активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом мышления — конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа мышления [3]. 

Типы конфликтов по сферам проявления:

1.Политические конфликты - представляют собой столкновения на почве борьбы за власть и разделения властных полномочий.

2. Социальный конфликт-является противоречием в системе человеческих взаимоотношений.

3. Экономические конфликты- конфликты,основой которых являются противоречия в сфере экономических интересов отдельных людей и социальных групп.

4. Организационные конфликты - их можно рассматривать  в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также использования принципа распределения отношений людей. Например, закрепление за сотрудником определенных обязанностей[4].

В своей работе я затрону именно социальные конфликты,так как они более распространены среди людей любого возраста.

Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния:

1.Скрытые конфликты – конфликты,при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта,однако имеют место быть непрямые,то есть косвенные способы воздействия субъектами друг на друга.

2. Открытые конфликты - отличаются тем, что в них присутствует явное столкновение конфликтующих сторон, то есть споры, ссоры, драки [2].

        Таким образом, конфликт – это столкновение двух и более людей при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

1.2. Виды социальных конфликтов и их причины

Прежде чем говорить о видах и причинах социального конфликта, стоит рассмотреть его функции и строение:

Позитивные функции:

  • информирование о социальной напряженности;
  • стимуляция решения проблемы, социальных изменений;
  • снятие социальной напряженности;

 Негативные функции:

  • создание стрессовых ситуаций;
  • дезорганизация социальной жизни;
  • разрушение социальной системы. 

Структура любого конфликта:

  1. Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
  2. Объект конфликта: ценности и интересы.
  3. Предмет конфликта: обладание тем или иным ресурсом.
  4. Причина конфликта: обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
  5. Последствия: конструктивные и деструктивные. 

Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные. Довольно часто участники социального конфликта всеми правдами и неправдами пытаются скрыть истинные его причины, выдать повод и условия конфликта за его причины;чтобы спрогнозировать, предупредить, предотвратить, разрешить какой либо социальный конфликт, нужно четко разграничить его причины, условия и поводы.

Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам [5]. 

Виды конфликтов:

  •  Внутриличностные
  • Межличностные
  • Конфликт между личностью и группой
  • Межгрупповой конфликт

Разберем каждый из них:

При внутриличностном конфликте участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.).Возможно вы или ваши знакомые часто сталкивались с проблемой не принятия себя ,так вот это и является одной из причин внутриличностного конфликта, а также выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный.

Межличностный же конфликт наиболее распространен в организациях и школах. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы:время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый при этом считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-нибудь другой. Но так же это может проявляться в столкновении интересов и точек зрения людей. 

Если вам не нравился итог работы в группе, то вы вступали в конфликт между личностью и группой.Конфликт проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Такой конфликт может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы [6].

И самый распространённым конфликтом является межгрупповой.Конфликт между разными группами, например между классами или национальностями и т.д

Самые распространенные причины конфликтов:

Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.

Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.

Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами. 

1.3 Способы решения конфликтных ситуаций

Даже вступая в конфликты почти каждый день мы не всегда можем его решить,а если и решаем,то не всегда верно.Поэтому я хочу рассказать о способах решения конфликтов.

При этом необходимо отметить, что понятие разрешение социальных конфликтов и их завершение не являются равнозначными. Так, разрешение конфликта возможно исключительно путем совершения сторонами определенного положительного действия или принятия решения самими участниками конфликта или привлеченным арбитром, направленного на прекращение сложившегося противоборства. В то время как завершение социального конфликта – это более широкое понятие, предполагающее лишь факт прекращения конфликта, независимо от его причин. Иными словами, завершение социального конфликта наряду с собственно его разрешением путем компромисса, также случаи прекращения конфликта по иным причинам, не связанным с обоюдными действиями сторон, например, результате физической «гибели» предмета конфликта [5].

Способы решения социальных конфликтов:

  • компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
  • переговоры — обмен мнениями обеих сторон;
  • посредничество — использование третьей стороны;
  • арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;
  • определить пути преодоления конфликта. 

Глава 2. Решение конфликтных ситуаций

2.1 Анализ результатов анкетирования

Чтобы узнать, насколько эта тема актуальна у учащихся в моей школе, мы провели анкетирование среди 9-11 классов. Было опрошено 110 человек, и его итоги показали, что у обучающихся 11-ых классов самая адекватная реакция на конфликтные ситуации, их процент в анкетировании не достигает и 20% на негативные ответы. Тем временем как у 9-ых классов это значение вырастает почти до 40%. Благодаря этому можно сделать вывод, чем младше класс, тем более неадекватная реакция на конфликтные ситуации. Поэтому было решено провести мероприятие у обучающихся 9-ых классов. По субъективному мнению классных руководителей параллели 9-ых классов, я узнала, что больше всех в этом мероприятии нуждается 9 «Г» класс.

Анализ анкетирования представлен в Приложении 1.

2.2 Проведение мероприятия «Конфликты и способы их решения»

Мероприятие проводится для обучающихся 9 «Г» класса.

Цели мероприятия: формирование установки на поиск эффективных путей разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи мероприятия:

  1. Воспитательная - формирование умения слышать и слушать собеседника и проявлять к нему уважение.
  2. Образовательная – объяснить понятие конфликта и рассказать о его причинах.
  3. Развивающая - развитие навыков правильного поведения в конфликтных ситуациях.

Планируемые результаты:

  1. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении задач, обмениваются мнениями, умеют договариваться и приходить к общему бесконфликтному решению.
  2. Личностные: проявляют уважение и понимание друг к другу.

По итогам мероприятия, я поделилась своими знаниями решения конфликтов с учениками. Они успешно решали ситуационные задачи, и само мероприятие им понравилось, поэтому я могу с уверенностью сказать, что оно позитивно повлияло на учеников.

План мероприятия представлен в Приложении 2.

Заключение

В ходе работы я не только узнала о новых способах решений конфликтов, но и поделилась этими знаниями с обучающимися 9 «Г» класса своей школы. Я планирую распространить мероприятие и на другие классы, это поможет устранить не только конфликты внутри класса, но и по всей школе, что благоприятно скажется на атмосфере самой школы.

Цель была достигнута с помощью мероприятия, которое положительно оценили ученики. В ходе мероприятия ученики научились различать позитивные и отрицательные последствия конфликтов, решать конфликтные ситуации правильно.

Я даю положительную оценку своей работе. И в дальнейшем, я надеюсь, что эти знания помогут ученикам успешно решать конфликтные ситуации.

Список использованной литературы

1. «Виды социальных конфликтов – причины, понятия, формы» [Электронный ресурс] Режим доступа - https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/vidy-soc-konfliktov (дата обращения - 20.10.2023).

2. «Конфликт как предмет изучения различных наук» [Электронный ресурс] Режим доступа - https://ppt-online.org/126558 (дата обращения - 25.09.2023).

3. «Конфликтология и управление конфликтом» [Электронный ресурс] режим доступа - https://4brain.ru/conflictology/vidy.php (дата обращения - 15.11.2023).

4. «Конфликты» [Электронный ресурс] Режим доступа-https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт (дата обращения - 23.12.2023).

5. «Способы решения социальных конфликтов» [Электронный ресурс] Режим доступа - https://spravochnick.ru/konfliktologiya/sposoby_resheniya_socialnyh_konfliktov/#ponyatie-sposobov-razresheniya-konfliktov-strategii-razresheniya-konflikta (дата обращения - 10.01.2024).

6. «Теоретические основы изучения конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях» [Электронный ресурс] Режим доступа - https://kazedu.com/referat/199052/1 (дата обращения - 10.12.2023).

.

Приложения

Приложение 1 «Результаты анкетирования»

В диаграммах числа в процентах.

Приложение 2 «Технологическая карта мероприятия»

Технологическая карта мероприятия

Организатор:

Степанова П.В,

Характеристика обучающихся:

25 человек 16 лет

Продолжительность урока:

40 минут.

Тема занятия:

Конфликты и способы их устранения

Тип занятия:

Интерактивное воспитательное занятие

Цель занятия:

Формирование установки на поиск эффективных путей разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи занятия:

  1. Воспитательная; Формирование умения слышать и слушать собеседника и проявлять к нему уважение.
  2. Образовательная; Объяснить понятие конфликта и рассказать о его причинах.

Развивающая ; Развитие навыков правильного поведения в конфликтных ситуациях.

Формы:

Интерактивное занятие с элементами групповой дискуссии, мозгового штурма и ролевой игры.

Методы:

Словесный, наглядный, практический,  метод рефлексивного анализа, метод моделирования ситуаций групповая дискуссия.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

  1. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении задач, обмениваются мнениями, умеют договариваться и приходить к общему бесконфликтному решению.
  2. Личностные: проявляют уважение и понимание друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа ученицы 7 класса на тему: "Почему у избушки курьи ножки?"

Проектная работа "Почему у избушки курьи ножки?", выполнила ученица 7 класса Фёдорова Ирина....

Проектная работа 10 класса по теме "National Geographic Channel"

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное и...

Проектная работа 9 класса по теме "Clothing as self-expression".

Мультимедийный  исследовательский проект 9 класса по теме "Clothing as self-expression".  Данный проект можно использовать для выступления на научно-практических конференциях....

Проектная работа ученицы "Паскаль и информатика"

В проектной работе рассматривается вклад Б.Паскаля в информатику. Рассматривается принцип работы счетной машины Паскаля, а также интересные свойства Треугольника Паскаля. Представлена программа постро...

Н. С. Лесков. Проектная работа, 10 класс

Паспорт проекта с примерами работ детей, 10 класс....

Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева «Роль изучения английского языка в современном мире»

Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева   «Роль изучения английского языка в современн...

Проектная работа ученицы 9-а класса Верис Ирины "Космический мусор"

Проблема загрязнения околоземного пространства и пути её решения....