Программа работы социального педагога с детьми «группы риска» 2023 – 2024 учебный год
рабочая программа

Севидова Юлия Владимировна

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный ребенок». Многие огрехи семейного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска». Такие дети проживают в неполных социально-неблагополучных семьях, в которых, как правило, низкий образовательный уровень. Так же существенно осложняет процесс социальной адаптации то, что эти дети не прошли организованной дошкольной подготовки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppa_riska.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на Педагогическом совете

Протокол № 1  от « 30 » августа 2023 г.

.

Утверждена        

Приказ №  от «01 » сентября 2023 г.

Директор школы

_______________ Кострикина Н.И.

       

Программа работы

социального педагога

с детьми «группы риска»

2023 – 2024 учебный год

Социальный педагог: Севидова Ю.В.

Пояснительная записка

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный ребенок». Многие огрехи семейного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска». Такие дети проживают в неполных социально-неблагополучных семьях, в которых, как правило, низкий образовательный уровень. Так же существенно осложняет процесс социальной адаптации то, что эти дети не прошли организованной дошкольной подготовки.

Возрастной диапазон таких детей 10-16 лет, который включает подростковый период развития ребёнка. Поэтому для нашей школы очень важно создание программы социального пелагога по работе с детьми «группы риска», которая позволила бы осуществить комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации обучающихся.

Для того чтобы найти верный подход к таким обучающимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.

МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» несет ответственность перед обществом и государством за:

  • реализацию прав личности ребёнка на образование и трудовую подготовку;
  • создание максимально благоприятных условий образования школьника.

В целях социальной адаптации и реабилитации школа решает такие задачи, как:

- организация образовательного процесса;

- определение содержания, методов обучения в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития, обеспечение трудовой подготовки и коррекции их.

Работа с детьми «группы риска» проводится на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон об образовании в РФ;
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.

Актуальность создания программы по работе с детьми «группы риска» обусловлена необходимостью в диагностировании проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников, в разработке комплекса мероприятий, направленных на реализацию их успешной социализации.

Цель программы: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на развитие личности и решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности.

Задачи программы:

  1. Формирование навыков личной и социальной адаптации к условиям жизни в обществе у обучающихся, входящих в «группу риска».
  2. Организация профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся.
  3. Повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции родителей обучающихся.
  4. Осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально – психолого – педагогической поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в «группе риска».
  5. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  6. Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
  7. Разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации, по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения учащихся, входящих в «группу риска», восстановление их в статусе субъекта учебной деятельности, формирования их гражданского самосознания.

Основными направлениями работы с детьми «группы риска» являются:

  1. Изучение проблемных детей.
  2. Составление индивидуального маршрута работы с этими детьми.
  3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего, педагогическому коллективу необходимо выявить всех проблемных детей в классе и школе. Для более детального знакомства с такими обучающимися необходимо:

  1. Определение характера педагогической запущенности детей и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями обучающихся).
  2. Установление статуса педагогически запущенного обучающегося в классном коллективе (путем наблюдения, анкетирования).
  3. Изучение склонностей, интересов и способностей такого ученика, с целью возможного включения его во внеурочную общественно – полезную деятельность.
  4. Диагностика детско-родительских отношений.
  5. Изучение нравственных ориентиров личности, воспитательного потенциала семьи.

Отличительные особенности программы:

  1. Тесное взаимодействие с семьей.
  2. Сотворчество педагогов и обучающихся.
  3. Способность педагогов к неформальному общению.
  4. Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
  5. Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
  6. Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты и способы оценки:

  1. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
  2. Снижение числа обучающихся, входящих в «группу риска».
  3. Снижение количества правонарушений обучающимися «группы риска».
  4. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  5. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
  6. Снижение заболеваемости среди детей «группы риска».
  7. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
  8. Формирование у детей представления об общечеловеческих ценностях.
  9. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
  10. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей посредством организации и проведения лекций, родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед.

Риски сопровождения детей «группы риска».

Риски

Пути решения

Проблемы, связанные с опозданием и пропусками уроков.

Регулярный контроль со стороны классных руководителей за посещаемостью;

информирование родителей и законных представителей об отсутствии на учебных занятиях.

Проблемы во взаимоотношениях с родителями.

Своевременное информирование органов и учреждений системы профилактики.

Организация профилактической работы:

  • профилактическая беседа;
  • постановка на ВШУ;
  • разработка индивидуального плана по работе с семьей.

Нет согласия со стороны родителей и законных представителей на посещение семьи.

Информирование органов системы профилактики и взаимодействие по решению возникающих вопросов.

Типичные трудности детей и подростков из «группы риска»:

1. Взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

2. Взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками.

3. Самоотношение, самопонимание.

4. Формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей.

5. Внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность, непонятость другими.

6. Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного.

7. Поиск комфортного существования, эмоционального благополучия.

8. Отсутствие позитивных жизненных стремлений и целей.

9. Обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности.

10. Переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию ситуацией.

11. Неорганизованность.

12.Зависимость от других, низкая сила своего «Я».

13. Трудности в обучении.

14. Отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях.

15. Трудный характер, наличие неудобных черт в характере, обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.

16. Отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника.

17. Чувство вины, «стыда» из-за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.

Перечень мероприятий по работе школы с детьми «группы риска».

  1. Выявление детей «группы риска».
  2. Изучение причин социально – педагогической запущенности подростка.
  3. Встречи с инспектором ОПДН.
  4. Правовое просвещение подростка.
  5. Совет по профилактике правонарушений (1 раз в месяц).
  6. Психологические консультации для детей и родителей.
  7. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
  8. Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
  9. Вовлечение подростка во внеурочную деятельности и дополнительное образование г. Мичуринска)

Информационные источники

  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания, М., 2020.
  2. Алексеева Л.С. Девиантное поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М.,2009.
  3. Белоусова О.В., Галстукова О.В. «Социальный педагог в школе» Москва 2008г.
  4. Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога» Москва 2022г.
  5. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод.пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 239 с. – (Коррекционная педагогика).
  6. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2021.
  7. «Система социально – психологического сопровождения детей – сирот в интернатном учреждении» Методическое пособие, Москва 2013г.
  8. «Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних» издательство «Глобус» 2015г.
  9. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 160 с.
  10. Казанская В.Г. «Подросток трудности взросления» Москва 2016г.
  11. Журналы «Социальная педагогика».
  12. Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога» «ВАКО» Москва 2015г.
  13. Шульга Т. И., Спаниярд Х., Солт В., методика работы с детьми группы риска. М., 2020.


План мероприятий по реализации программы.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос

Сентябрь, январь

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель

Диагностика уровня агрессивности

Сентябрь, январь

Педагог-психолог

Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми «группы риска»

В течение года

Педагог – психолог

Контроль за успеваемостью, посещаемостью, работоспособностью детей «группы риска»

Ежедневно

Классный руководитель, социальный педагог

Оформление информационных стендов

1 раз в четверть

Социальный педагог, психолог, библиотекарь

Психолого – педагогическое и социально – педагогическое сопровождение детей «группы риска»

В течение года

Социальный педагог, педагог – психолог

Исследование адаптации к школе

1 четверть

Педагог – психолог, социльный педагог

Контроль за курильщиками на территории школы;

Проведение профилактических бесед, с просмотром видео с детьми «группы риска»

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель, педагог – психолог

Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель, педагог – психолог

Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов

В течение года

Мед. сестра, врач-психиатр, социальный педагог

Спортивно – оздоровительные мероприятия:

- привлечение к участию в спортивных соревнованиях, кружках, секциях детей «группы риска»

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель, педагог – психолог

Работа с библиотекой:

- контроль за посещением библиотеки;

- привлечение к участию в мероприятиях, проводимых библиотекой

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель, педагог – психолог, библиотекарь

Профориентационная работа с детьми «группы риска»

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель, педагог – психолог

Вовлечение обучающихся «группы риска» в организацию и проведение акций

В течение года

Социальный педагог, классный руководжитель, педагог – психолог

Заседание Совета профилактики правонарушений

1 раз в месяц

Состав Совета профилактики

Рейды в семьи

В течение года

Социальный педагог, педагог – психолог, заместитель директора по ВР

Проведение экскурсий и посещения различных благотворительных мероприятий на территории города

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель, зам. директора по ВР

Организация санаторно – курортного лечения детей «группы риска»

В течение года

Социальный педагог педагога

Организация помощи обучающимся «группы риска»  в трудоустройстве

В течение года

Социальный педагог

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей посредством организации и проведения лекций и индивидуальных консультаций.

В течение года

Социальный  педагог, заместитель директора по ВР, классные руководители,

Организация и проведение родительских собраний

В течение года

Зам. директора по УВР, социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с детьми группы риска

Как организовать работу с данной категорией  детей....

Программа работы с детьми "группы риска"

Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...

Программа работы с детьми группы риска

В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...

Программа работы с детьми "группы риска"

Программа работы с детьми "группы риска"...

Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год....

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 2023-2024 учебный год

Основная задача воспитания школьников - формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности ...

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса  как второму иностранному для школ и гимназий (первый год обучения)...