Типологии девиаций в подростковом возрасте
статья

Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Типологии девиаций в подростковом возрасте

Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.

Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  1. Социальное окружение.
  2. Условия воспитания.
  3. Физическое развитие.

Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

  • Оно отличается от общепринятого.
  • Оно выражает дезадаптацию человека к общественным устоям.
  • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
  • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
  • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
  • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
  • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
  • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
  • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
  • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
  • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
  • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
  • Оно выражается агрессией и упрямством.
  • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

  1. Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
  2. Нанесение увечий.
  3. Уничтожение своего творчества.
  4. Нарушение питания.

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:

  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей.

Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками.

Например, поджоги, воровство, жестокость.

  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. Подросток становится агрессивным, жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

  • Страхи.
  • Комплексы.
  • Недостаточный надзор.
  • Невыраженная агрессия.
  • Мечтательность и фантазерство.

Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

  1. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
  2. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.

Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся сейчас проводится во многих школах, и связаны такие действия с желанием предотвратить возникновение девиантных признаков у детей. Однако прежде, чем рассуждать о нюансах борьбы с проблемой, нужно рассказать, что же подразумевает отклоняющееся поведение? Считается, что отклоняющееся поведение — это любое отхождение от нормы, часто связанное с агрессивностью и нездоровым поведением детей. Любые признаки озлобленности, чрезмерной активности, склонности в вредным привычкам и к асоциальности можно считать отклонениями от нормы.

Многие родители обнаруживают признаки девиантного поведения у своих детишек именно тогда, когда они достигают подросткового возраста. В этот период школьники сталкиваются с серьезным психологическим и социальным давлением, и первая реакция на него — это агрессия. Желая доказать окружающим собственную взрослость, дети переходят к другому признаку отклоняющегося поведения — к асоциальности. Желание попробовать алкоголь, сигареты или наркотики, ранняя склонность к сексу и к насилию — с помощью все этого ребенок пытается показать, насколько он вырос.

Обычно отклоняющееся поведение очень сильно влияет на обучаемость ребенка и на его положение среди сверстников. Дети часто боятся чересчур агрессивных или гиперактивных товарищей, прекращая общение с ними. Низкие показатели в учебе и отсутствие поддержки среди детей — все это негативно влияет на самооценку ребенка, заставляя его еще больше замкнуться в себе. Если в такой ситуации вовремя не помочь подростку, он может буквально пуститься во все тяжкие, испортив жизнь и себе, и родителям.

Психологами давно было доказано, что отклонения в психологическом поведении могут появиться как у неблагополучных детей, так и у школьников из хороших семей. Вот только, если благополучные родители сразу же обращают внимание на проблемы чада, пытаясь их решить, ребенок из маргинальной семьи оказывается наедине со своими проблемами, не в силах справиться с ними. Его агрессия и истерики становятся адекватной реакцией на плохое положение в семье, бросая школьника в объятия пагубных привычек.

Прекрасно понимая, насколько опасно девиантное поведение среди подростков, педагоги и родители предпочитают использовать профилактические меры по борьбе с такой проблемой. Иногда они оказываются не эффективными, особенно, если инициатива по борьбе с отклоняющимся поведением исходит только от преподавателей при полном игнорировании необходимых мер членами семьи. В таком случае, преодолеть отклонения в поведении на удается, из-за чего психологические проблемы ребенка продолжают прогрессировать, приводя к ужасающим последствиям в будущем.

Современная профилактика отклоняющегося поведения подростков обычно имеет три этапа. На первом из них педагогический состав учебного заведения и родители обязаны сделать все возможное, лишь бы не допустить возникновения отклонений в поведении ребенка. В этих целях в школах создаются специальные кружки по интересам, группы психологической помощи. Также в этих целях на регулярной основе в школе проводятся собрания как для детей, так и для родителей, чтобы объяснить все нюансы подросткового возраста.

Иногда родители просто не понимают, в каком стрессовом состоянии живут их дети, что оборачивается возникновением дополнительной конфликтной среды. Задача педагогов и членов семьи на этом профилактическом этапе — не допустить зарождения девиантного поведения, заранее выявив его признаки и справившись с ними. Для этого во всех школах и интернатах работают психологи, которые должны помочь детишкам справляться с их внутренними демонами без вреда для себя и окружающих.

Следующий, так называемый вторичный этап профилактической деятельности — это психологическая и медицинская помощь ребенку с зародившимися отклонениями в поведении. Несмотря на то, что современные педагоги делают все возможное, лишь бы вовремя выявить признаки девиантного поведения, им далеко не всегда удается справиться с отклонениями. В таких ситуациях, задача родителей и учителей направлена на срочную борьбу с проявившимися отклонениями. В этих целях функционируют разнообразные реабилитационные центры для подростков, где им помогают справляться с агрессией и вредными привычками. В этих же целях функционируют социальные и психологические группы помощи, куда ребенок вместе с родителями может обратиться в случае развития психологических отклонений.

Третичная профилактика подразумевает социально-психологические меры по предотвращению повторного возникновения проблемы. В таких ситуациях педагогам и родителям ни в коем случае нельзя опускать руки, поскольку борьба за будущее школьника все еще продолжается. Сейчас существуют разнообразные центры реабилитации, специализированные группы поддержки, которые помогают ребенку нормализовать его поведение.

В целях предотвращения отклоняющегося поведения у детей, педагоги устраивают тематические уроки, посвященные, например, проблеме подросткового суицида. На таких уроках ведется дискуссия по поводу того, почему возникает данная проблема, и каким образом с ней можно бороться. С вредными привычками также борются при помощи организации тематических уроков, просмотра фильмов по теме, а также выездных экскурсий. Некоторые педагоги практикуют выезды в реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков, где дети могут посмотреть на реальные последствия вредных привычек. Такая профилактическая деятельность обычно оказывается крайне эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Причины и формы девиаций в подростковом возрасте

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимсяДевиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся о...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...