Методическая разработка занятия, направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование у них жизнеутверждающих установок «Ты не один»
статья
Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.
Чаще всего у специалистов с СЭВ отмечаются повышенная тревожность, постоянная усталость, раздражительность, напряженность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, негативное отношение к ученикам и их родителям, коллегам, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к деформации личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ. Для диагностики профессионального выгорания педагогов можно использовать готовые опросники, например, тест В.В. Бойко.
Почему педагоги подвержены развитию СЭВ?
Учителя входят в группу повышенного риска по СЭВ, потому что работают в постоянном напряжении и стрессе, ежедневно общаются с большим количеством людей. Педагогическая деятельность требует беспрестанного самоконтроля, причем даже во внерабочее время. Если офисный сотрудник или заводской мастер после рабочего дня могут отвлечься и отдохнуть, то учителю приходится идти на педсовет или субботник, проверять тетради, отвечать на сообщения родителей в чате, составлять план занятий на следующий месяц и репетировать с детьми сценку для концерта.
Когда у педагога появляется свободное время, он все равно не может полностью расслабиться. Современный учитель рискует столкнуться с осуждением, даже если просто разместит «неподходящее» фото на своей личной странице в соцсети. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение может не сказываться на эмоциональном состоянии человека.
Какие факторы приводят к профессиональному выгоранию педагогов?
Факторы, из-за которых специалисты «перегорают», можно разделить на три большие группы:
- Личностные: реактивность, склонность к интраверсии, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, авторитарность и жесткость по отношению к другим, низкий уровень самооценки и самоуважения. Ряд исследований подтверждает, что выгоранию наиболее подвержены педагоги-трудоголики, которые решили посвятить жизнь карьере, постоянно работают без отдыха, закрывая глаза на свои личные интересы и потребности за пределами школы.
- Статусно-ролевые: ролевой конфликт или неопределенность (например, конфликт между профессиональной и семейной ролями), неудовлетворенность карьерным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус профессии, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность, отсутствие признания со стороны детей, родителей, коллег.
- Профессионально-организационные или корпоративные: отсутствие четкой организации и планирования образовательного процесса, монотонность работы, несоответствие между вложенными в карьеру ресурсами и профессиональным признанием, строгая регламентация времени работы, негативные или холодные отношения с коллегами и недостаточная поддержка с их стороны, конфликты, конкуренция, дефицит административной, профессиональной и социальной поддержки.
Проявления синдрома выгорания
У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-своему, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:
- Социально-психологические: нервные срывы, вспышки гнева и безосновательной агрессии, повышенная тревожность, постоянное чувство беспокойства, страха, вины, угнетенное состояние, апатия, отсутствие положительного настроя на будущее, ощущение «неправильности» всего происходящего.
- Физиологические: повышенная утомляемость, постоянная усталость, нарушения сна (сонливость или бессонница), раздражительность, головные боли, беспричинные ухудшения зрения и слуха, резкие скачки веса, обострение хронических заболеваний.
- Профессиональные: безразличие к работе, коллегам (даже если раньше с ними были отличные отношения), к педагогическому процессу в целом.
Профессиональное выгорание приводит к возникновению внутреннего локуса контроля – педагогу кажется, что он несет ответственность за все происходящие вокруг события. Постепенно у специалиста меняется поведение – он начинает откладывать важные задачи. Ухудшаются результаты работы и отношения с коллегами, учениками, родными и друзьями. Отсюда чувство собственной бесполезности, вспышки гнева, нервные срывы. Возникают или обостряются вредные привычки: злоупотребление алкоголем, сигаретами, переедание, игромания и другие.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и его преодоление
Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает.
Работодатель может понизить процент возникновения СЭВ у своих сотрудников, если обеспечит им возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва.
Профилактика профессионального выгорания педагогов зависит и от самих учителей. Для предотвращения и преодоления эмоционального выгорания специалист должен научиться снимать стресс, морально и физически отдыхать от работы, отделять профессиональную жизнь от личной. Подойдут различные техники релаксации, прогулки и занятия спортом, дыхательная гимнастика, водные процедуры, чтение художественной литературы. Важно развивать в себе креативность, не пренебрегать планированием образовательной деятельности, чтобы реже сталкиваться со стрессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 65.3 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Аннотация
Эта методическая разработка направлена на снижение агрессивности и тревожности подростков, сохранение и укрепление психологического здоровья подростков попавших в трудную жизненную ситуацию посредством развития у них стрессоустойчивости и жизнестойкости.
Раскрывает следующие вопросы:
1. Активизация самопознания подростков;
2. Создание условий для формирования позитивной Я-концепции;
3. Развитие у подростков умений по преодолению стресса (эмоциональной и поведенческой саморегуляции);
4. Расширение ролевого репертуара подростков;
5. Формирование позитивной жизненной установки у подростков.
Разработка включает в себя 2 диагностических занятия и 24 тематических занятия, которые проводятся с интервалом 1 раз в неделю. Продолжительность занятий варьирует от 40 мин до 1 часа. Участники программы: подростки 12-17 лет.
В приложении приведены экспресс-методы по изучению психофизиологической напряженности.
2.Введение
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности. Нарастающие учебные нагрузки влияют на нервную систему и психику подростков, приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формирование стрессоустойчивости. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Повышенная агрессивность и тревожность подростков является одной из наиболее острых проблем для образовательных учреждений и для общества в целом.
Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Особенно тяжело переживаются и воспринимаются подростками проблемы, связанные с тревожностью.
Тревожный подросток становится социально дезадаптивным. Он может становиться «хамелеоном» по принципу: «Я - как все» или агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. п.
Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Агрессия - это всегда умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда.
В поведении подростков, особенно тех, кого принято относить к «трудным», часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников и даже взрослых людей путем устрашения или с помощью насилия. На данный момент это является большой проблемой общества, которую надо решать сообща.
Занятия проводятся по результатам диагностики подростков на предмет необходимости в проведение коррекционно-развивающей работы.
Цель разработки : снижение тревожности и агрессивности подростков,обучение приемам отреагирования негативных эмоций и регулирования своего эмоционального состояния; способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, формирование адекватной самооценки и навыков межличностного общения.
Диагностический материал:
- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Р.Филлипса.
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность».
Предложенный диагностический материал может быть применён как на входе, так и на выходе, что позволит сравнить показатели по данным методикам. Учитывая тот факт, что после первичной диагностики пройдёт достаточно времени, можно будет сделать выводы о результативности проведённой работы, сравнивая полученные данные между собой по одним и тем же методикам.
Методы работы:
∙ Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).
∙ Развивающие упражнения и обучающие игры.
∙ Моделирование ситуаций в ролевых играх.
∙ Психогимнастика.
Способы достижения психокоррекционных задач:
- Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).
Общение в ходе дискуссии побуждает подростков искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются в процессе группового обсуждения. Пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения.
- Моделирование ситуаций в ролевых играх.
С помощью ролевых игр сформировываются новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия; расширяется гибкость поведения благодаря возможности принимать на себя роли разных участников общения; подростки обучаются моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.); снижается острота проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями; создаются условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
- Психогимнастика.
Выполнение психогимнастических упражнений приводит к формированию положительного образа тела, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, гармонизации психики и развитию творческих способностей у подростков.
- Обучающие игры и развивающие упражнения направлены на достижение более адекватной адаптации и социализации. Они помогут снять тревожность и психологическое напряжение у подростка, научит правильно выражать свои чувства и эмоции, доносить до окружающих свою точку зрения.
Ожидаемыми результатами является снижение уровня агрессивного поведения, снятие уровня тревожности и эмоционального напряжения, гармонизация внутреннего мира подростка, адекватность и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений.
3. Основная часть
Практические занятия
ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО.
Цель: более направленное знакомство участников друг с другом, правилами и с особенностями работы.
Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях друг с другом и с другими людьми. Вы научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете именно так. Вместе мы сможем освоить эффективные средства общения.
I. Принципы работы в группе.
По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть.
1. Искренность в общении
В группе не стоит лицемерить и врать. Группа – это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. Право каждого члена группы сказать «стоп».
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого.
Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. Высказываться уважительно.
7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:
9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.
II. Представление.
1) «Имя и качество». Предлагается назвать свое имя (в той форме, как бы хотелось, чтобы называли в группе) и качество на ту же букву. Если участник затрудняется назвать качество, группа помогает.
2) «Снежный ком». Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно назвать свою любимую еду, личностное качество, хобби и т.п.
3) «Футболка с надписью». Ведущий говорит, что каждый человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями. Предлагается в течение 5-7 минут придумать надпись на своей «футболке» и главное, чтобы она что-нибудь говорила об участнике (любимые занятия, отношения к другим и др.). Можно попросить любого участника придумать надписи на своей футболке.
Короткое обсуждение: - о чем в основном говорят надписи на футболках;
- что мы хотим сообщить другим людям о себе.
III. Подведение итогов занятия.
IV. Ритуал окончания занятий. Обсуждается, как символически и какими словами можно заканчивать занятия.
ЗАНЯТИЕ 2. О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ЭМОЦИЙ.
Цель: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.
I. «Линейка».
Ведущий говорит фразы, а участники распределяется по выбору: налево или направо, например, «встаньте налево, кто сегодня пил чай, направо, кто не пил чай», «кто любит математику, кто - не любит» и т.д.
II. «Построиться по росту».
Ведущий предлагает встать в круг, закрыть глаза, представить себя слепоглухонемыми. Задание: вам надо построиться по росту.
Обсуждение: - что делать, чтобы достичь лучшего результата;
- какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?
III. Эмоции. Беседа о пользе и вреде.
Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?
Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Конкретно: о пользе и вреде эмоций. Страх, обида или какое-либо иное чувство. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны.
Все чувства, эмоции посещают нас не просто так, а чтобы проинформировать о чем-то. Вы сами испытывали в своей жизни самые разнообразные эмоции и сможете сейчас сами провести исследование вреда и пользы разных эмоций, на основе собственного опыта.
IV. Работа в малых группах (2—4 человек), заполнение таблицы.
Эмоция
Ее польза
Ее вред
Чувства: радость, грусть, страх, обида, любовь, гнев, злость, счастье и др.
Обсуждение в большой группе результатов работы в малых группах.
V. Подведение итогов занятия.
VI. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 3. ЭМОЦИИ ПРАВЯТ МНОЮ ИЛИ Я ИМИ.
Цель: умение управлять и регулировать свои эмоции.
Ведущий: Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства, от которых желательно избавиться или вовсе их не испытывать? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
I. Дискуссия по данным вопросам.
Обобщение: всякое чувство, которое испытывает человек, несет какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия. Давайте подвергнем это наше предположение экспериментальной проверке.
II. «Скульптор».
Разбейтесь на пары (роли «глины» и «скульптора»).
а) Необходимо вылепить скульптуру, символизирующую определенное чувство.
б) Наделить скульптуру даром речи.
Вообразите, что скульптор изобразил свое чувство, а оно заговорило и сообщает творцу, зачем оно его посетило. Если наша гипотеза верна и каждое чувство не какое-то полезное сообщение, то мы его услышим. И наоборот, можно предположить, что бывают абсолютно бесполезные чувства, которые непонятно зачем нас посещают.
Человек, с благодарностью выслушав полезное сообщение посетившего его чувства, может, если он хозяин своих чувств, предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия своих эмоций. Истинный хозяин своего чувства в состоянии дать ему достойный ответ: попросить чувство не причинять никаких неприятностей.
Каждая пара «секретно» договаривается, какое чувство будет изображено и какое сообщение оно принесет своему хозяину.
Например: «Вылепили» скульптуру страха, полезное сообщение страха: «Будь осторожен! Не спеши. Разберись в обстановке». Ответ: «Спасибо за предупреждение. Но, пожалуйста, не бери меня за горло, не разрастайся. Иначе я совсем потеряю голову и не смогу вообще ничего делать!».
Обсуждение: а) назвать чувство; б) подтверждается или опровергается гипотеза о двойной позитивно-негативной природе этого чувства.
Примеры:
Гнев:
Человек: Зачем ты пришел ко мне?
Гнев: Предупредить тебя. Ты должен сдержать свой гнев.
Человек: Я тебе очень благодарен за это.
Гнев: Если ты не будешь сдерживать свои чувства, то это может привести тебя к неприятности.
Чувство вины:
Чувство: — Попроси прощения, а то тебя будет мучить совесть.
Человек: — Я не буду унижаться!
Чувство: — Послушай меня! Ты не найдешь покоя, пока не сделаешь этого!
Человек: — Хорошо, я послушаю тебя. Но это будет в последний раз.
Чувство сообщает человеку некую сверхсрочную информацию, которую стоит принять к сведению и использовать.
Хозяин предупреждает негативные последствия «разгулявшихся» страстей.
Хочу ли я быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями?
1. Нельзя «закрыть рот» своим чувствам.
2. Необходимо их выслушать.
3. Нельзя давать им волю, чтобы они не стали слишком большими.
4. Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались?
а) как это делать?
б) надо ли это делать?
в) зачем и кому?
Обобщение: Подавлять чувства вредно до некоторые пор; выражения чувств небезопасны. Следовательно, надо учиться выражать свои чувства.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 4. В ПОИСКАХ ДОСТОЙНЫХ ПУТЕЙ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ.
Цель: обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, а так же пониманию относительности в оценке чувств.
I. Итоги прошлого занятия
Ведущий предлагает вспомнить выводы прошлого занятия, что открыто выражать или подавлять свои чувства не всегда полезно и что хорошо было бы научиться управлять своими чувствами, и приглашает потренироваться в управлении своих эмоций.
II. «Встреча».
Для этого упражнения участники должны разделиться на две равные группы. Первая группа выстраивается так, чтобы образовался внешний круг, вторая образует - внутренний. Все поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы внешний круг вращался по часовой стрелке, а внутренний – против. По сигналу ведущего круг начинает и заканчивает движение. Стоящие во внутреннем и внешнем кругах поворачиваются друг к другу, образуя пары.
Ведущий: «Представьте себе, что человек, с которым вы встретились, сделал для вас нечто очень непростое и приятное, а вы только недавно об этом узнали. Выразите словами ваши чувства к нему. Что бы вы ему сказали? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем.).
Следующая остановка и задание: Человек, стоящий напротив тебя, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодрите его. Сначала «робкие» будут стоять во внутреннем круге затем поменяются.
Следующее задание: человеку сегодня жутко, чрезвычайно тяжело, с ним обошлись очень несправедливо, ему не повезло. Он, конечно, не подает виду, но ты, его друг, понимаешь, насколько ему «кисло» на душе...». Ситуации подбирает ведущий.
III. Обсуждение способов выражения чувств.
В игре «Встреча» можно почувствовать, как приятно бывает выразить свои добрые чувства человеку и как приятно принимать добрые чувства от других людей. А как быть со злыми чувствами, как их выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому? Тема нашего сегодняшнего занятия: способы выражения чувств. Для анализа предлагается конкретная ситуация, подготовленная ведущим.
Ведущий: вот моя ситуация: я договорилась в 10 часов утра в условленном месте встретиться с подругой (забрать конспект), прождала 20 минут — безрезультатно. Тогда я позвонила ей домой, но ее дома не оказалось, а ее мама сказала, что Катя у Марины. Таков факт.
Как вы думаете, какие чувства я испытывала в этой ситуации? (подростки диктуют чувства, а ведущий их записывает)
Ведущий: Да, я испытывала все эти чувства по очереди и вместе, но сильнее всего я ощущала обиду. Но что же мне делать с этими чувствами?
(Далее следуют варианты подростков)
Ведущий: Предположим, что я подавила обиду и, встретив потом подругу, не сорвала свою злость. Но в другой раз мы договорились встретиться — и она поступает так же, в третий раз она опаздывает, то есть ситуация повторяется. И что случится с моими подавленными, сдержанными чувствами?
— Можно лопнуть....
Есть 2 варианта: я могу подавить свои чувства или выразить их.
Очень важно не просто осознать, но и прочувствовать оба способа выражения чувств и переживать их «плачевные» результаты «здесь и сейчас. Ведущий предлагает разыграть две сценки:
Изобразить учителя, выражающего классу свою обиду за то, что класс не выполнил свои обещания. Изобразить учителя, который долго пытается сдержать обиду, но, наконец, взрывается.
Обсуждение итогов ситуации. Ведущий: «Два пути выражения чувств мы нашли без труда. Но оба эти пути ведут к неприятным результатам: в одном случае человек портит свои отношения с другими людьми, в другом случае рискует собственным здоровьем (например: сдерживание страха перед контрольной может привести к повышению температуры в день контрольной, к головной боли). В любом случае два найденных способа выражения чувств ведут к неприятности. Есть и третий путь».
Ведущий: «Как вы думаете, как можно выразить свои чувства, чтобы никому не было обидно?» (варианты подростков).
Можно сказать так: «Мне очень обидно, что ты не выполняешь свои обещания, потому что я выполняю свои по отношению к тебе, и мне бы хотелось, чтобы ты сдерживала свои обещания или звонила и предупреждала, что не сможешь прийти, потому что мне бы хотелось, чтоб наша дружба не разрушилась».
Это еще один способ выражения своих чувств, который помогает сохранить дружеские отношения с человеком.
Разбор ситуации с подростками.
Придумать ситуацию. (найти все 3 пути решения).
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 5. ОБИДА.
Цель: закрепление навыков уверенного поведения; обучение тому, как справляться с обидой; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи.
I. «Антоним». Ведущий: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, поймав брошенный мяч, нужно называть антоним (противоположное) состояние или чувство к названному. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет другое чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».
II. Обсуждение на тему «Другие люди и я». Из-за чего возникают трения? Непреднамеренные и преднамеренные обиды.
III. Детские обиды
Ведущий: «Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их
(в любой конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас относитесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)? Желающие могут рассказать о том, что они вспомнили, и показать рисунки.
Обсуждение.
∙ Что такое обида?
∙ Как долго сохраняются обиды?
∙ Справедливые и несправедливые обиды и т. д.
IV. Обиженный человек.
Ведущий: «Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...», «Мне обидно, если…». Нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные и неуверенные люди».
V. Обсуждение.
- Что делать с «текущими» обидами?
Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.
- Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.
- Куда уходит злость?
Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом
себе... Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство ведущим, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.
Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии.
Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь, по возможности, выразить все, что накипело.
Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это — игра, так что все принимают условность происходящего и строгой критики не будет. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань.
А сейчас вообразим себе такую картину... Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей.
VI. Подведение итогов занятия.
VII. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 6. МИР ГЛАЗАМИ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Цель: обучение подростков навыкам распознавания деструктивного поведения; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоционального фона в группе.
I. Приветствие. Ведущий предлагает поприветствовать друг друга жестами, как бы это сделал доброжелательный человек, уверенный человек, агрессивный человек.
Ведущий: «Сегодня мы с вами будем говорить об агрессии и агрессивном поведении. Что же такое агрессия? Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессия - это всегда умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда.
Ведущий предлагает вместе подумать и обсудить, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? (Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя в разговоре? Какие жесты использует? Какое у него поведение?)
II. «Галерея агрессивных портретов» Предложить подросткам сесть поудобнее, представить образ агрессивного человека и нарисовать его портрет. После выполнения задания портреты показываются группе. Дается задание: рассмотреть портреты, обратить внимание на общие признаки, выбрать любой понравившийся портрет и поделиться, какие чувства он вызывает.
Обобщение. Подростки называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т. д.
Психологами определены критерии определения агрессивности.
Критерии агрессивности подростка:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.
III. «Говорим гадости» Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости, а члены другой – отвечают комплементами. Правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с Вы, добавлять «сэр» или «мисс». Важно говорить вежливо и с улыбкой, мат не уместен. Например, «Вы дурак, сэр», ответ комплементом: «Вы очень вежливы, сэр».
Обсуждение. Что задевает? В каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения?
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 7. МИР ГЛАЗАМИ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА
(продолжение).
Итоги прошлого занятия.
Ведущий предлагает вспомнить упражнения, которые были на прошлом занятии, какие из них вызвали наиболее яркие чувства и эмоции и почему.
II. «Вещи, которые я ненавижу» Участникам предлагается нарисовать вещи или написать о тех вещах, которые ненавидишь. После выполнения задания - рассказать о том, что получилось.
III. «Противостояние». Участники распределяются по парам: участник «А» и участник «Б». Инструкция: Вы должны вступить в воображаемый спор. «А» берет на себя роль обвинителя и постоянно повторяет предложение: «Нет, это был ты!», у «Б»- роль защищающегося, и он снова и снова повторяет: «Нет, это был не я!». Участники «А» и «Б» произносят только две эти фразы и при этом должны говорить попеременно. Неважно, кто начинает. Произносить эти фразы нужно по-разному: тихо, громко, неуверенно, ликующе, громко, быстро, медленно и т.д. Выполняя упражнение можно перемещаться по классу, жестикулировать. Главное условие – поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда ведущий говорит: «Стоп!», участники заканчивают спор, пожимают друг другу руки и благодарят друг друга за участие
Обсуждение о выполнении упражнения и о тех ситуациях в жизни, в когда приходится защищаться или обвинять.
IV. Обучение навыкам контроля и управления собственным гневом.
Ведущий предлагает вспомнить, как обычно разворачиваются ситуации, в который на вас нападают, обвиняют, какие чувства проявляются в большей степени. Чаще, повышается агрессия, злость. Человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение очень часто приводит к конфликтам, но существуют способы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов, а также существуют приемы и правила, которые помогут справиться с гневом.
Выработка и обсуждение правил.
Правила:
1. «Стоп!» Прежде, чем перейти к действию (агрессивному), скажи себе «Стоп!». (Можно представить себе и описать такой знак или нарисовать его).
2. Прежде, чем перейти к действиям, нужно глубоко вздохнуть и посчитать до 10. (Для особо агрессивных: Прежде чем перейти к действиям, нужно сильно сжать кулаки и разжать – 10 раз).
3. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
4. Проговаривание своих чувств через «Я» - высказывание.
5. Прочие правила («Держи руки при себе» и д.р. Главное в формулировке правила не употреблять частицу «не»).
V. Подведение итогов занятия.
VI. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 7. НЕАГРЕССИВНОЕ НАСТАИВАНИЕ НА СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ.
Цель: научить подростков неагрессивно настаивать на своем мнении.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.
Ведущий: «Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своем мнении. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями.
I. «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».
Ведущий просит перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что вам очень не нравится; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать взрослому, что он поступил нечестно.
II. Виды поведения и их причины.
Ведущий: «На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами. Первый - быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание столкновения, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй - агрессивное поведение - включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий - неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение отстоять свое мнение, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.
Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своем и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; говорят, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему».
IV. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем мнении.
Ведущий: «Первая важная область неагрессивного настаивания на своем мнении включает обучение умению сказать «нет» или умению отстоять свое мнение, когда что-то требуют или просят. Умение сказать «нет» включает три компонента:
а) скажите о вашей позиции;
б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;
в) признайте позицию и чувства другого человека.
Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своем:
а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;
6) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.
Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные (через Я-высказывание). Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я-высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.
Разыгрываются сценки с навыками неагрессивного настаивания на своем.
V. Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем мнении.
Ведущий: «Поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного, настаивания на своем мнении, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция».
Разыграть ситуации, приведенные выше с невербальными компонентами.
Обсуждение. Как неагрессивное настаивание на своем мнении служит вашим интересам? Повышается ли вероятность получения того, что вам надо?
VI. Подведение итогов занятия.
VII. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 8. Я И ДРУГИЕ.
Цель: осознание своего «Я», анализ индивидуальных особенностей.
Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, мелки, краски
I. «Какой Я?» Необходимо ответить на вопрос 5 предложениями.
Обсуждение.
II. «Рисунок вдвоем». Участники делятся по парам, каждая пара получает лист бумаги и в течение 5-10 минут рисует рисунок с общим сюжетом. Задание выполняется молча, участники не договариваются друг с другом. После окончания работы каждая пара представляет свой рисунок.
Обсуждение: какие испытывали трудности при выполнении задания, получился ли действительно общий рисунок, удалось ли договориться и др.
III. Обсуждение «Я и моя группа»
Предлагается закончить предложения: «Моя группа – это…», «Моя группа похожа на …» и др.
IV. «Рецепт хорошей группы». Предлагается обсудить, что такое хорошая группа. Написать рецепт хорошей группы, состоящей, например, из поступков, взаимоотношений, чувств (включая и чувство юмора), интересов и т.п.
Обсуждение.
V. Подведение итогов занятия.
VI. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 9. МОЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
Цель: осознание своего «Я», анализ индивидуальных особенностей.
I. «На что похоже мое настроение».
Ведущий: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?» (Варианты: «На какую погоду? музыку и т.д.»).
Обсуждение о сходстве и различиях.
II. «Моя индивидуальность».
Ведущий: «Наше «Я» многолико. Чтобы понять, что же такое «Я», я предлагаю Вам представить его в виде дерева, которое разделено на несколько этажей: Я – во внешнем мире, Я – в учебе, Я – в семье, Я – с друзьями.
Ваша задача проанализировать себя и подписать на ветвях дерева какой Вы на всех 4 этажах.
А теперь всмотритесь в свой рисунок и почеркните те качества, которыми Вы гордитесь. Продолжите фразу «Я горжусь тем, что…» и подпишите под деревом.
III. «Мы похожи — мы отличаемся». Ведущий предлагает участникам разбиться на пары, найти 5-10 сходных и различных качеств.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 10. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ.
Цель: исследовать процесс принятия решения группой.
I. «Потерпевшие кораблекрушение».
Ведущий: «Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения».
Инструкция. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание по инструкции.
Ведущий: «Представьте, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче километрах к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.
Ваша задача: расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий — номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.
Список предметов:
1. Секстант
2. Зеркальце для бритья
3. Пятидесятилитровый бочонок воды
4. Противомоскитная сетка
5. Одна коробка с армейским рационом питания
6. Карты Тихого океана
7. Подушка, для сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)
8. Двадцатилитровый баллон дизельного топлива
9. Транзисторный приемник
10. Репеллент для отпугивания акул
11. Двадцать квадратных метров светонепроницаемого пластика
12. Одна бутылка пуэрториканского рома
13. Пятнадцать метров нейлоновой веревки
14. Две коробки шоколада
15. Набор рыболовных принадлежностей
II. Выработка решения.
После того как каждый закончит работу над своим списком, группа получает 20-25 минут для выполнения следующей задачи.
Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.
После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите образец, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.
III. Обсуждение процесса принятия решения (групповой дискуссии)
1. Какое поведение способствовало или препятствовало достижению согласия?
2. Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения?
3. Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет?
4. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?
5. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?
6. Как можно улучшить процесс принятия общего решения?
Обобщение: Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников.
Некоторые рекомендации по достижению соглашения:
∙ не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;
∙ не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта;
∙ поддерживать только те решения, с которыми вы можете, согласиться хотя бы отчасти;
∙ избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;
∙ относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.
Ответы и их обоснование
Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием.
1. Зеркальце для бритья. Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной службы спасения.
2. Двадцатилитровый баллон дизельного топлива. Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.
3. Пятидесятилитровый бочонок воды. Необходим для восполнения потери жидкости в организме.
4. Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.
5. Двадцать квадратных метров светонепроницаемого пластика. Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас питания.
7. Набор рыболовных принадлежностей. Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.
8. Пятнадцать метров нейлоновой веревки. Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
9. Подушка для сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах). Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасательное средство.
10. Репеллент для отпугивания акул. Понятно, для чего он может понадобиться
11. Одна бутылка пуэрториканского рома. 80%-ная крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет жажду.
12. Транзисторный приемник. Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
13. Карты Тихого океана. Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вообще неважно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка. Посреди Тихого океана москитов не бывает.
15. Секстант. Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.
Основное соображение, на основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (пища, вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 11. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ.
Цель: формирование чувства уверенности, повышение самооценки; поддержание позитивной самооценки.
Ведущий: «Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, собственной ценности и позитивного отношения к своим интересам. На самооценку влияют:
1) представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть;
2) человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие;
3) человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо».
I. «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»
Ведущий: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку? Например, улучшаем внешность; занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты - лучший!» и т.д; «напрашиваемся» на комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что несвойственно, но это выглядит ярко); не ставим глобальных целей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть.
II. «Два стула». Поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание. Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.
Обсуждение: что вы чувствовали и думали в процессе выполнения задания.
III. «Ресурсы». Предлагается подумать над следующими вопросами: что тебе может помочь достичь целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей (черты характера, увлечения, друзья, близкие и т.п.). Инструкция: «напиши свои четыре (можно больше) сильных качества (стороны), изобрази их в виде каких-то символов. Это твои ресурсы, которые тебе помогут».
Обсуждение.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 13. ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ.
Цели: создание условий для саморазвития; формирование навыков построения жизненной перспективы.
I. «Заглянуть во взрослый мир».
Ведущий: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослым. Как вы будете себя вести? Во что будете одеты? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверно, по имени отчеству? Теперь откройте глаза, давайте поиграем. Я буду вас называть по имени и отчеству. Тот, кого я назову, должен встать со своего места и походить по комнате, как ходят взрослые».
Когда все побывают в роли взрослого, предлагается поделиться своими впечатлениями.
II. «Упаковка чемодана»
Каждый участник словесно собирает чемодан в дорогу (знания, опыт, переживания, интересы). Например, сбор реальных вещей, проассоциированных с переживаемыми в прошлом событиями и ситуациями.
Обсуждение.
III . « Хочу в будущем – делаю сейчас».
Предлагается разговор о том, что будущее начинается в настоящем.
Ведущий: «Как вы это понимаете? Что бы получить какой-то результат в будущем, что надо делать для этого уже сейчас».
Ведущий называет какие-либо факты будущего, участники группы должны придумать, что для этого нужно делать в настоящем.
IV. Проективный рисунок «Я в настоящем – я в будущем».
Каждый участник изображает себя в настоящем и в будущем. Рисунок может быть выполнен в символическом виде.
Обсуждение.
V. Подведение итогов занятия.
VI. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 14. «ВЕЖЛИВЫЕ ХОЗЯЕВА»
Цель: формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.
I.Кукольное представление «Кошкин дом».
Разыгрывается кукольное представление по ролям. Необходимый материал: ширма, кукольный игрушки и атрибуты. Дети проигрывают сюжет, педагог делает акцент на главное событие – пожар и отношения героев в этот момент.
II.Упражнение «Лепим сказку».
Детям предлагается всем вместе слепить сказку. При подборе сказки важно учитывать, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности. III.Ролевая игра «Вежливые хозяева».
Игра проводиться по замыслу предыдущего упражнения. Дети используют в игре как можно больше вежливых слов, уместных сюжету игры. Сюжет устанавливает либо педагог, либо сами дети.
IV .Упражнение «Сбрось усталость». Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть – чуть осталось, повтори еще.
V. Подведение итогов занятия.
VI. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 15 «ЕСЛИ Я ЗЛЮСЬ…»
Цель: обучение самоконтролю и закрепление этих навыков.
I.Упражнение «Если я злюсь…»
Дети по очереди говорят, что они чувствуют, когда злятся, что им хочется делать в этот момент и как они успокаиваются.
II.Упражнение «Кулачок».
Дайте ребенку в руку какую–нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко - крепко. Пусть он держит кулачок сжатым, а когда раскроет его. Рука расслабиться, а на ладони будет красивая игрушка. Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
III.Упражнение «Уходи, злость, уходи!»
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними – подушки. Закрыв глаза, они изо всей силы начинают бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается три минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку три минуты. Предостережение. Следить, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.
IV.Упражнение: «Волевое дыхание»
Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое ровное дыхание. Затем, выдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите обе руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
V. Подведение итогов занятия.
VI. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 16 «ВЕРЬ В СЕБЯ».
Цель: развитие положительной самооценки, формирование у ребенка уверенности в себе. I.Беседа «Вера в себя»
Педагог совместно с детьми разговаривает о том, как важно качество «храбрость» и в какие моменты оно должно проявляться. Необходимо уточнить, что храбрый человек, не только тот, кто всех побеждает. Но и тот, кто может признать свои ошибки и их исправить. Педагог подводит детей к тому, что необходимо верить в свои силы.
II.Рисование «Автопортрет»
Детям предлагается каждому нарисовать свой автопортрет. найди внизу шеи ямку, положи туда руки и со словами «Я дышу, дышу, дышу!»помассируй ямку десять раз в одну сторону и десять раз в другую. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!
III. Подведение итогов занятия.
IV. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 17 «ТЫ ЛЮБИМ».
Цель: формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка.
I.Упражнение «Строители»
Каждому ребенку предлагается построить дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использоваться все предметы, находящиеся в игровой комнате. Каждому строителю задаются вопросы: - Удобно ли тебе будет жить в этом доме? - Где ты разместишь приехавших к тебе гостей? - Кто будет жить в этом доме кроме тебя? Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью детей. игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.
II.Рисование «Моя семья»
Каждому ребенку предлагается нарисовать свою семью. После дети уточняют персонажей рисунка и говорят, что они делают все вместе.
III.Упражнение «Я хороший»
Дети ложатся на ковер. Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: - мысленно скажи: «Я - лев» - выдохни, вдохни; - скажи: «Я - птица» - выдохни, вдохни; - скажи: «Я – цветок» - выдохни, вдохни; - скажи: «Я - спокоен» - выдохни, вдохни; - скажи: «Я - хороший» - выдохни, вдохни.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 18 «ЛЮБИ ДРУГИХ».
Цель: развитие положительного отношения к близким и окружающим. Ход занятия I.Конструирование «Подарок другу»
Каждый ребенок делает своему другу подарок из различных материалов: бумага, строительный материал, природный материал. После изготовления ребенок дарит свой подарок и объясняет, за что он дружит с тем или иным человеком.
II.Игра «Нет! Да!»
Дети свободно бегают по помещению и громко кричат: Каждому участнику дается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.
III.Игра «Брыкание»
Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит «Нет!» Упражнение длится две – три минуты, затем пары меняются ролями. Предостережения: 1. «Нападающий» давит только руками, а не телом. 2. Защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.
IV.Упражнение «Ругаемся овощами»
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец!», «А ты – редиска!», «Ты – морковь!» и тд.
V.Игровой массаж
Дети встают по кругу друг за другом. Сначала они поглаживают спину впереди стоящего, затем начинают тихонько подщипывать спину, снова гладят. Затем дети разворачиваются и выполняют то же самое. Игра длится две – три минуты.
VI. Подведение итогов занятия.
VII. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 19 «ПОМОЩЬ».
Цель: развитие чувства эмпатии, социализация ребенка.
I.Беседа «Помощь»
Дети совместно с педагогом разговаривают о том, что такое «помощь», где и как она проявляется, зачет нужна людям.
II.Игра «Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия: - подняться и сойти со стула; - проползти под столом; - обогнуть «широкое озеро»; - пробраться через «дремучий лес»; - спрятаться от диких животных. На протяжении всей игры дети не должны отцепляться от своего партнера. Игра способствует развитию сплоченности группы.
III.Упражнение «Связующая нить»
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и пожелать другому. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует понятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 20 «ЗНАТОК ЧУВСТВ».
Цель: развитие чувства эмпатии.
I.Игра «Угадай чувство»
Детям предлагается угадать чувство по пиктограмме, по выражению лица ребенка, а так же чувства животных. Затем между детьми разыгрываются пиктограммы чувств, и каждый ребенок самостоятельно показывает чувство в «волшебный куб» (куб с маленькими зеркалами в изображениях морды животного)
II.Рисование «Мое чувство»
Детям предлагается нарисовать чувство, которое он чаще всего испытывает. После окончания работы, каждый ребенок рассказывает когда, почему и из-за чего он испытывает это чувство.
III.Упражнение «Солнечный зайчик»
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по твоему лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу, но носу, по ротику, щечкам, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – и там погладь его. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 21 «СЛОВАРИК ХОРОШИХ СЛОВ».
Цель: закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.
I.Игра «Словарик хороших слов»
Дети стоят в кругу. Взрослый кидает мяч в руки ребенку. Кому попадает в руки мяч, должен назвать хорошее слово и кинуть мяч другому человеку. Желательно, чтобы каждый ребенок назвал по три – четыре слова.
II.Игра «Диспетчер»
Выбирается ведущий. Он загадывает слово одному ребенку на ухо, а тот передает это слово, как понял следующему, тоже на ухо, и так слово передается до конца. Последний ребенок называет, то что услышал. Ведущий сравнивает это слово с тем, которое загадал. Если оно верно, последний в очереди ребенок становиться водящим. (Игра по типу «Сломанный телефон»)
III.Упражнение «Гора с плеч»
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что- то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение пять – шесть раз, и тебе сразу станет легче.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 22 «НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ».
Цель: Закрепление конструктивных способов поведения.
I. «Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций
Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).
Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств.
Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.
Участникам раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Психолог просит подростков вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой). Затем каждый участник должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы (некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок).
Задача остальных участников — отгадать, «памятник» какому чувству они видят.
Желательно, чтобы высказались все участники.
Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.
II. Подведение итогов занятия.
III. Ритуал окончания занятий.
ЗАНЯТИЕ 22 «КОПИЛКА ДОБРОТЫ».
Цель: научить подростков фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за время работы с психологом, вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах.
I. «Спасибо».
Дети благодарят друг друга и объясняют, чему они научились на занятиях и как планируют использовать полученный опыт взаимодействия в реальной жизни (в школе, семье и т. д.).
II. «Сдвинь камень».
Дети лежат на спине. Просим их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 сек.). Затем нога ставится в исходное положение; нога теплая, мягкая, отдыхает. Затем то же самое проделывается с левой ногой.
III. «Апельсин».
Ребята лежат на спине, голова чуть в бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны.
Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин. Пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
«Разожмите кулак, откатите апельсин (некоторые представляют, что они выжали сок), рука теплая…мягкая…отдыхает…»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно сделать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
IV. Подведение итогов занятия.
V. Ритуал окончания занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков
Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...
Методическая разработка классного часа по профилактике суицидального поведения обучающихся "Я люблю жизнь"
Методическая разработка...
Методическая разработка «Ты не один» по профилактике суицидальных намерений у подростков/
В течение последних двух десятилетий в России частота суицидальных действий среди молодежи удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершаю...
Методическая разработка «Ты не один» по профилактике суицидальных намерений у подростков.
В течение последних двух десятилетий в России частота суицидальных действий среди молодежи удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершаю...
Беседа для учителей "Профилактика суицидальных тенденций у детей. Алгоритм действия классного руководителя по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних"
Профилактика суицидальных тенденций...
Консультация для родителей, направленная на профилактику суицидального поведения среди подростков «Подростковый суицид. Как предотвратить трагедию»
Методическая разработка в форме консультация для родителей, направленная на профилактику суицидального поведения среди подростков «Подростковый суицид. Как предотвратить трагедию?» п...
Методическая разработка занятия в рамках реализации программы дополнительного образования, направленная на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся «Агитационный плакат –– визуальное средство профилактики коррупции»
Данное занятие может быть использовано педагогами в объединениях художественной направленности, связанных с изобразительным искусством, а также с компьютерной графикой и графическим дизайном....