Методическая разработка к программе «Основы социальной жизни»
план-конспект урока (6 класс)

Абагалова Надежда Андреевна

Учебная программа «Основы социальной жизни» строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.

Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_programme_oszh.docx321.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к программе

«Основы социальной жизни»

для детей с ограниченными возможностями здоровья:

нарушение интеллекта

6 класс

Общая характеристика учебного предмета

Учебная программа «Основы социальной жизни» строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.

Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. На занятиях по предмету «Основы социальной жизни» следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Главной специфической особенностью изучения предмета «Основы социальной жизни» является коррекционная направленность обучения, предполагающая использование специальных методов, приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом.

Коррекционная работа по предмету включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция и развитие речи: коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; диалогической речи;

Формы контроля: тестирование, проверочные работы в конце каждого раздела/четверти, итоговые контрольные работы в конце учебного года

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, экскурсии, предусмотренные адаптированной образовательной программой.

Основы социальной жизни в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми учебными предметами. Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный фактор активации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые качественно преобразуют все ее компоненты.

Урок 1.

Личная гигиена. Её значение для здоровья человека.

Цели:

Образовательные –повторить знания учащихся по теме «Туберкулёз»;

-дать детям понятия «личная гигиена», «утренний туалет», «вечерний туалет»;

- учить учащихся ухаживать за собой;

- показать ребятам значимость личной гигиены в жизни человека;

- учить учащихся правильно выполнять утренний и вечерний туалет;

Коррекционные – корригировать аналитико–синтетическую деятельность;

- развивать пассивный и активный словарь учащихся;

-развивать связную речь;

Воспитательные – прививать навыки самообслуживания;

- воспитывать аккуратность; чистоплотность.

Оборудование:

  1. Рисунок двух мальчиков (чистого и грязного);
  2. Картинка микроба под микроскопом;
  3. Проектор и интерактивная доска;
  4. Презентация «Правила личной гигиены»;
  5. Плакат «Схема чистки зубов»;
  6. Зубные щётки, зубная паста, полотенца, мыло, ножницы маникюрные;
  7. Статья «Личная гигиена. Её значение для здоровья человека.»;
  8. Пословицы о чистоте;
  9. Загадки;
  10. Ребусы
  11. Словарь: личная гигиена, утренний туалет, вечерний туалет

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

  1. Введение

Беседа на тему: «Что такое личная гигиена»

  1. Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки.

-Что на них изображено? (На картинках изображено мыло, зубные щётки, мочалка, полотенца, расчёска, ножницы маникюрные, зеркало.)

- Для чего предназначены эти вещи? (Эти вещи предназначены для ухода за собой.)

-Как их всех можно назвать?

-Это предметы личной гигиены.

Сообщение и запись темы в тетрадь.

- О личной гигиене мы сегодня и поговорим. Я вам расскажу о значении личной гигиены для здоровья человека. Так же мы будем учиться правильно умываться, чистить зубы и стричь ногти.

И так, тема нашего урока: Личная гигиена. Её значение для здоровья человека

Откройте свои тетради и запишите число и тему в тетрадь.

(дети записывают тему в тетрадь)

- А сейчас отложите ручки и послушайте меня.

  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Словарная работа – это прежде всего уход за собой.

Работа в тетрадках

Отгадайте загадку

Руки не мыты, тетради залиты,

Волосы растрёпаны, чулки не заштопаны:

Кто это? (неряха, грязнуля)

-Ребята, посмотрите на картинки. Кто на них изображён?

img019

-А кто из них грязнуля? (первый)

Грязнули никому не нравятся, никто их не любит. Кому захочется дружить с человеком, у которого вечно грязные вещи, да и сам он не чист: сальные волосы, грязные руки и уши, запачканное лицо. Конечно, вы понимаете, что быть грязнулей стыдно и некрасиво. Но на самом деле, это ещё и опасно. Ведь вокруг нас живёт множество микробов. Они есть в воздухе, которым мы дышим, на вещах, которые мы трогаем, и даже на нашей коже.

Просто так, без микроскопа их не увидишь – микробы очень маленькие. Среди них есть и вредные, они могут вызвать у человека болезнь. Выглядят микробы под микроскопом примерно так:

Иногда случается так, что микробов скапливается слишком много, например, грязь под ногтями или на немытых руках. Если они попадут в рот, с пищей – придётся долго лечиться от болей в животе. А зачем доводить дело до болезни? Не проще ли быть всегда чистым и опрятным? Вспомните, как тщательно умывается кошка, вылизывая себя языком, чистит свои перья попугайчик. Делают они это не раздумывая, ведь в животных это заложено природой. А уж человек, которого природа научила думать, мыслить, размышлять, должен непременно дружить с мылом и водой, а также помнить правила личной гигиены.

Посмотрите на доску.

Словарная работа

Работа в тетрадях

ФИЗМИНУТКА

Хомка, хомка, хомячок

(Руки на талии, повороты вправо-влево)

Полосатенький бочёк.

(Руками показывают полосы на животе)

Хомка рано встаёт,

(Потянуться, руки вверх)

Щёчки моет, носик трёт

(Показываем, как моет)

Подметает хомка хатку

(Имитируем подметание пола)

И выходит на зарядку.

(Шаги на месте)

Раз, два, три, четыре, пять-

(Руки поочерёдно кладём на пояс, затем на плечи)

Хомка сильным хочет стать.

(Тянемся, руки кверху)

Рассказ учителя

- А знаете ли вы, как надо правильно чистить зубы?

Посмотрите на доску.

IV. Закрепление

Практическая работа

Откройте тетради. Запишите правила личной гигиены к себе в тетрадь.

Пословицы

-Посмотрите на доску.

(проектор)

-Давайте прочитаем первую пословицу. Как вы её понимаете?

- Давайте прочитаем вторую пословицу. Как вы её понимаете?

- Ученик читает заранее подготовленную статью о личной гигиене и ее значения для здоровья человека

- Остальные дети отвечают на вопросы:

Вопросы:

  1. Что такое личная гигиена?
  2. Почему опасно быть грязным?
  3. Что надо делать, чтобы не заболеть?
  4. Что такое утренний туалет?
  5. Что такое вечерний туалет?

Самостоятельная работа по карточкам

V. Итог урока

Устный опрос

-Какую тему мы сегодня изучали? (Мы сегодня изучали тему «Личная гигиена»)

- Какие правила личной гигиены надо соблюдать? (Правила личной гигиены.

Резерв

Ребусы

(мыло) (душ)

Загадки

(мочалка)

*** ***

Ускользает, как живое, Майдодыру я родня,

Но не выпущу его я. Отверни-ка ты меня,

Белой пеной пенится, И холодную водою

Руки мыть не ленится. Живо я тебя умою.

(мыло) *** (кран)

Хвостик из кости,

А на спинке щетинка.

(зубная щётка)

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по программе «Основы лидерства» «Үз тормышым-үз юлым!” (Моя жизнь-мой выбор)

Классный час на тему "Үз тормышым-үз юлым! (Моя жизнь-мой выбор!)" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.Основная цель  классного часа на ...

Методическая разработка по теме "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни"

Цель работы: формировать социальные установки на здоровый образ жизни с првлечением школы, родителей и общественных организаций.  Данная проектная разработка создана на основе здоровьесберегающих...

Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Методическая разработка "Примерная программа Основы современного танца: учебно-методическое пособие"

Учебно-методическое пособие содержит теоретико-методический и практический материал по основам современного танца. В пособии отражены особенности осуществления образовательного процесса на начальном э...

Методическая разработка воспитательного занятия по социальной адаптации и профессиональному самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья «Вот она – самостоятельная жизнь...»

Цель занятия: закрепить знания умения и навыки  социального адаптирования к самостоятельной жизни и труду,  нацелить воспитанников на оценку своих трудовых и профессиональных возможностей пр...