Методические рекомендации по организации социальной адаптации дошкольников в ДОУ.
учебно-методический материал
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации поорганизации социальной
адаптации дошкольников в ДОУ.
Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.
Социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом. Процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности. Критериями уровня адаптивности являются следующие показатели:
- Коммуникативная включенность;
- Эмоциональное самочувствие;
- Усвоение нравственных норм (правил поведения) коллектива;
- Самореализация.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных дошкольных образовательных организациях. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений.В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации.
Социализация (социальное развитие) детей в процессе психологического сопровождения в период адаптации в детском саду - это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств, которые позволяют ребенку комфортно и эффективно общаться с другими детьми; развитие толерантности детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОО, выдвигает ряд требований к социальному развитию дошкольников:
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Социально - психологическая адаптация детей дошкольного возраста представляет собой сложный и многомерный процесс взаимодействияв соответствии с новыми для них социокультурными условиями. Эти условия характеризуются:
- изменениями в развитии личностного потенциала дошкольников по мере их включения в активную игровую деятельность;
- систему межличностных отношений и социокультурную среду, обеспечивающими им позитивную самооценку;
- снижение тревожности и эмоциональное благополучие.
В психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации включается весь коллектив образовательного учреждения (психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а также родители детей.
В качестве основных принципов организации социального развития в процессе психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации в ДОУ могут быть сформулированы:
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- индивидуальная помощь в решении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии ребенка с детьми, ценностном становлении ее жизненных отношений;
- становление потребности и способности общения ребенка с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов;
- развитие в ребенке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах творческой деятельности.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) позитивной социализации детей можно использовать показатели и критерии, с помощью которых изучается адаптированность детей дошкольного возраста: тревожность; эмоциональное благополучие дошкольников; самооценка; сформированность представлений об особенностях собственной группы и осознание себя её членом; принятие детьми себя, психологическую устойчивость, личностные и групповые ценности, позитивные установки и индивидуальные качества личности.
Психолого-педагогические условия психологической адаптации детей дошкольного возраста:
- создание системы мониторинга психоэмоционального состояния;
- организация взаимодействия в системах «психолог - педагог», «психолог-родитель», базирующегося на единстве диагностики и коррекции личностного развития ребёнка;
- создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ;
- организация взаимодействия между детьми в специально создаваемой образовательной среде, привлекательной и ценной для дошкольников.
При представлении методов, способов и форм реализации содержания деятельности с детьми используются:
- проблемные ситуации;
- моделирование игровых и реальных ситуаций;
- моральные дилеммы;
- творческие игры и игровые упражнения;
- продуктивные виды детской деятельности;
- пение, хореография, музыцирование;
- аудио и видеозаписи;
- игры, упражнения, направленные на формирование позитивного психоэмоционального состояния дошкольников.
Взаимодействие педагогов и родителей через систему содержательных, эмоциональных, коммуникативных и действенных связей, основанных на межличностных отношениях партнеров и направленных на решение общей педагогической задачи, будет эффективным при поэтапной педагогической технологии.
Первый этап - создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.
Второй этап - нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения.
Третий этап - реализация единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка для преодолениятрудностей в освоении нового социального опыта, для вхождения в группу сверстников.
Психологическая составляющая сопровождения обеспечивается педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей; помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и пр. Педагогическая составляющая — предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы (индивидуального образовательного маршрута) интеграции ребенка в детское сообщество, использование активных средств обучения, взаимодействие детского сада с семьей ребенка для помощи в освоении нового социального опыта, возможности самореализации.
Ситуация, как важнейшая категория методики, определяет пути решения многих методических вопросов: отбора и организации материала, классификация упражнений, приемов обучения и т.п.
Находясь в реальной или вымышленной ситуации, изображенной в пособии, ребенок оказывается в ситуации необходимости общения.
Правомерность использования игрового моделирования обусловлена следующими факторами: возможность создания особой атмосферы общения, психологической среды формирования личности ребенка; статус игры как ведущего вида деятельности детей данного возраста; структурная изоморфность игры другим видам деятельности; возможность воссоздания в учебно-игровой деятельности естественных ситуаций общения.
Мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Мотивами игры дошкольников- являются следующие:
- коммуникативно-познавательный мотив - стремление к общению со сверстником и взрослым (желание играть в новую интересную игру);
- возможность воссоздания эмоционально значимых событий в рамках актуальной, потенциальной или воображаемой (нереальной, сказочной) деятельности через соответствующие социальные, фантазийные, сказочные роли или без этого (например, в игре- фантазии, когда ребенок выполняет какие-то игровые действия от своего имени, но в нереальных ситуациях);
- мотив достижения - стремление достичь конечной цели, определенного результата в игре.
Таким образом, игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большой мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству и условий адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками.
Буклет содержит методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками находящимися в труд...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х, 5-Х, 10-Х КЛАССОВ
тесты для работы психолога...
Методические рекомендации по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях.
В связи с вступлением в силу с 11 декабря 2013 года дополнения к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” о том, что ...
Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»
Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...
Методические рекомендации по организации взаимодействия педагогического состава школы и социального педагога.
В рекомендациях изложены основные условия для успешного взаимоде1йствия учителя и социалного педагога...
Методические рекомендации к организации и проведению динамических пауз в 1 классе специальной (коррекционной) школы (в рамках работы по школьной адаптации) «От движения к развитию»
Игры для проведения динамических пауз в начальной школе...
Методические рекомендации по проблемам социальной адаптации для педагогов и родителей
Адаптация в своем психологическом аспекте предполагает приспособление человека как личности к существованию в конкретном обществе в соответствии с его требованиями и собственными потребностями, мотива...