Методические рекомендации по организации социальной адаптации дошкольников в ДОУ.
учебно-методический материал

Мурка Елена Николаевна

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации поорганизации социальной

адаптации дошкольников в ДОУ.

           Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение  - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

        Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

        Социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом. Процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности. Критериями уровня адаптивности являются следующие показатели:

  • Коммуникативная включенность;
  • Эмоциональное самочувствие;
  • Усвоение нравственных норм (правил поведения) коллектива;
  • Самореализация.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных дошкольных образовательных организациях. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений.В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации.

Социализация (социальное развитие) детей в процессе психологического сопровождения  в период адаптации в детском саду - это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: норм, ценностей, традиций, правил;  социальных качеств, которые позволяют ребенку комфортно и эффективно общаться с другими детьми; развитие толерантности детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОО, выдвигает ряд требований к социальному развитию дошкольников:

  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;
  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Социально - психологическая адаптация детей дошкольного возраста представляет собой сложный и многомерный процесс взаимодействияв соответствии с новыми для них социокультурными условиями. Эти условия характеризуются:

- изменениями в развитии личностного потенциала дошкольников по мере их включения в активную игровую деятельность;

- систему межличностных отношений и социокультурную среду, обеспечивающими им позитивную самооценку;

- снижение тревожности и эмоциональное благополучие.

В психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации включается весь коллектив образовательного учреждения (психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а также родители детей.

В качестве основных принципов организации социального развития в процессе психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации в ДОУ могут быть сформулированы:

  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • индивидуальная помощь в решении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии  ребенка с детьми, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • становление потребности и способности общения ребенка с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов;
  • развитие в ребенке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах творческой деятельности.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) позитивной социализации детей можно использовать показатели и критерии, с помощью которых изучается адаптированность детей дошкольного возраста: тревожность; эмоциональное благополучие дошкольников; самооценка; сформированность представлений об особенностях собственной группы и осознание себя её членом; принятие детьми себя, психологическую устойчивость, личностные и групповые ценности, позитивные установки и индивидуальные качества личности.

Психолого-педагогические условия психологической адаптации детей дошкольного возраста:

  • создание системы мониторинга психоэмоционального состояния;
  • организация взаимодействия в системах «психолог - педагог», «психолог-родитель», базирующегося на единстве диагностики и коррекции личностного развития ребёнка;
  • создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ;
  • организация взаимодействия между детьми в специально создаваемой образовательной среде, привлекательной и ценной для дошкольников.

При представлении методов, способов и форм реализации содержания деятельности с детьми используются:

  • проблемные ситуации;
  • моделирование игровых и реальных ситуаций;
  • моральные дилеммы;
  • творческие игры и игровые упражнения;
  • продуктивные виды детской деятельности;
  • пение, хореография, музыцирование;
  • аудио и видеозаписи;
  • игры, упражнения, направленные на формирование позитивного психоэмоционального состояния дошкольников.

Взаимодействие педагогов и родителей через систему содержательных, эмоциональных, коммуникативных и действенных связей, основанных на межличностных отношениях партнеров и направленных на решение общей педагогической задачи, будет эффективным при поэтапной педагогической технологии.

Первый этап - создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.

Второй этап - нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения.

Третий этап - реализация единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка для преодолениятрудностей в освоении нового социального опыта, для вхождения в группу сверстников.

Психологическая составляющая сопровождения обеспечивается педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей; помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и пр. Педагогическая составляющая — предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы (индивидуального образовательного маршрута) интеграции ребенка в детское сообщество, использование активных средств обучения, взаимодействие детского сада с семьей ребенка для помощи в освоении нового социального опыта, возможности самореализации.

Ситуация, как важнейшая категория методики, определяет пути решения многих методических вопросов: отбора и организации материала, классификация упражнений, приемов обучения и т.п.

Находясь в реальной или вымышленной ситуации, изображенной в пособии, ребенок оказывается в ситуации необходимости общения.

        Правомерность использования игрового моделирования обусловлена следующими факторами: возможность создания особой атмосферы общения, психологической среды формирования личности ребенка; статус игры как ведущего вида деятельности детей данного возраста; структурная изоморфность игры другим видам деятельности; возможность воссоздания в учебно-игровой деятельности естественных ситуаций общения.

        Мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Мотивами игры дошкольников- являются следующие:

        - коммуникативно-познавательный мотив - стремление к общению со сверстником и взрослым (желание играть в новую интересную игру);

        - возможность воссоздания эмоционально значимых событий в рамках актуальной, потенциальной или воображаемой (нереальной, сказочной) деятельности через соответствующие социальные, фантазийные, сказочные роли или без этого (например, в игре- фантазии, когда ребенок выполняет какие-то игровые действия от своего имени, но в нереальных ситуациях);

        - мотив достижения - стремление достичь конечной цели, определенного результата в игре.

        Таким образом, игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большой мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству и условий адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками.

Буклет содержит методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками находящимися в труд...

Методические рекомендации по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях.

В связи с вступлением в силу с 11 декабря 2013 года дополнения к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” о том, что ...

Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»

Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...

Методические рекомендации по организации взаимодействия педагогического состава школы и социального педагога.

В рекомендациях изложены основные условия для успешного взаимоде1йствия учителя и социалного педагога...

Методические рекомендации по проблемам социальной адаптации для педагогов и родителей

Адаптация в своем психологическом аспекте предполагает приспособление человека как личности к существованию в конкретном обществе в соответствии с его требованиями и собственными потребностями, мотива...