Формы социально - педагогической помощи семье
учебно-методический материал
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия учебного заведения и семьи.
И если работа с родителями будет проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_sotsialno_-_pedagogicheskoy_pomoshchi_seme.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы социально - педагогической помощи семье.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: учебное заведение, семья, общественность.
Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на четыре группы:
- Индивидуальные
- Групповые
- Коллективные
- Наглядно-информационные.
1 группа – индивидуальные: беседы, консультирование, социальный патронаж, посещение на дому.
2 группа - групповые: групповая консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи – эта форма больше подходит для родителей мл. школьников
3 группа – коллективные: различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий,
4 группа – наглядно-информационные: выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, листовки, буклеты, памятки и д.р.
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими и, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому, как правило, следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи. Мониторинг - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Очень действенной формой мониторинга является анкета «Знакомство».
АНКЕТА «Знакомство»
1.ФИО матери (лиц, их заменяющих).
2.Место работы, должность, контактный телефон матери.
3.ФИО отца (лиц, их заменяющих).
4.Место работы, должность, контактный телефон отца.
5.Образование матери и отца (лиц, их заменяющих).
6.Домашний адрес, телефон.
7.Члены семьи, живущие вместе с учеником.
8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка, наличие рабочего места).
9.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра, праздники).
10.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование, уход за домашними животными, искусство и т.д.)
11.Увлечения ребенка, кружки, секции.
12.Обязанности ребенка по дому.
13.Кто в основном занимается воспитанием ребенка.
14.Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания, поощрения, дружеский контакт) .
15. Друзья ребенка, ходят в гости .
16.Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднения, какие вызывают.
17. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из учебного заведения.
18. Как складываются отношения с педагогами учебного заведения.
19. Как складываются взаимоотношения внутри семьи.
20. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з,
культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело) .
21. Как часто посещаете родительские собрания.
Родители: ( )
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено для оказания помощи родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: беседа, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги, метод активного слушания и пр.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефон, минусы и плюсы этого метода: отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.
Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – он проводят консультации.
Подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе, например - непринятие ребенка в коллективе, нарушение контактов с одноклассниками/одногруппниками – предложено организовать семейный вечер с развивающими играми с приглашением одноклассников.
Формирование у родителей потребности в самообразовании. Например – мама говорит о проблеме общения с ребенком, но прийти не может (маленький ребенок) – можно предложить адреса сайта с видео – консультациями или скинуть материал на электронную почту.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – консультации и тренинги.
Групповая консультация. Этот метод может использоваться на родительском собрании – где социальный педагог кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться. Проводит ролевые игры. Например «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Социально - психологический тренинг - для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коллективные методы работы с семьей - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий.
Наглядно-информационные методы работы с семьей – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты, листовки, памятки и д.р.
Для многих родителей важно и действенно напоминание об ответственности – в виде Памятки, где собраны выдержки из Закона… Тем более, что они знакомятся с этим под подпись! Памятка им вручается…
Также исп. буклетов с рекомендациями на различные темы – например «Агрессивные дети», «Рекомендации родителям тревожных детей», «Способы конструктивного взаимодействия», «Гиперактивность».
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия учебного заведения и семьи.
И если описанная выше работа с родителями будет проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками учебного заведения и администрации, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных...
Основные формы социально-педагогической помощи семье
Основные формы социально-педагогической помощи семье...
Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)
В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....
«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....
Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Чем раньше начать реабилитационную работу с семьей, тем эффективнее будет нормализация эмоционального, психического состояния ребенка....
Статья "Как научить ребенка проводить время без телефона" Заведующий отделением социальной и психологи-педагогической помощи семье и детям Молчанова Н.Н.
Заведующий отделением социальной и психологи-педагогической помощи семье и детям Молчанова Н.Н....