Пособие по ранней профилактики наркомании у школьников
материал

Серазетдинова Флюра Василевна

Пособие по ранней профилактики наркомании у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_po_ranney_profilaktike_narkomanii_u_shkolnikov.docx552.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

ПОСОБИЕ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Составитель:
Серазетдинова Ф. В.,

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Нормативно-правовое обеспечение профилактической деятельности в образовательных организациях

5

1.2. Профилактика употребления наркотических и психотропных веществ несовершеннолетними в образовательной организации

6

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПОСОБИЯ

2.1. Методические рекомендации для учителей

10

2.2. Методические рекомендации для родителей

12

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

3.1. Игра «Марионетки»

14

3.2. Игра «Отказ»

15

3.3. Техника «Последний герой или зомби-апокалипсис»

16

3.4. Игра «Оковы»

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

21

22

23

24

25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. На сегодняшний день проблема профилактики употребления наркотиков является одной из наиболее актуальных среди других проблем здоровья подрастающего поколения. Согласно статистическим данным, средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15 ‒ 17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9‒13 лет. Зафиксированы вопиющие случаи, когда употребление наркотиков имеет место в 6-7-ми летнем возрасте. Эта динамика проявилась в том, что детская смертность выросла в 4 раза. Управление ООН по наркотикам и преступности отметило, что пандемия во всем мире привела к росту потребления наркотиков.
Одной из основных задач, стоящих перед органами и учреждениями системы профилактики, является повышение эффективности работы, направленной на недопущение вовлечения подрастающего поколения в незаконный оборот наркотиков [1].

Наркомания в подростковой среде, как правило, обуславливается неправильным воспитанием, пробелами в образовании, семейным неблагополучием и социальной незащищённостью. Подростковая наркомания имеет тенденцию очень быстро распространяться, дети начинают принимать наркотики, пытаясь тем самым уйти от проблем, избавить себя от неприятных ощущений и внутреннего дискомфорта. Подросток, знающий, как справляться с проблемами, способный хорошо общаться и находящийся в безопасности, менее предрасположен к наркотикам.  Поэтому воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь молодым приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ими большей ответственности за свое поведение, постановки целей, навыков эффективной учебы и положительного взаимодействия со сверстниками. Такие мероприятия способствуют сохранению жизни, здоровья и психологического благополучия детей и подростков в разных ситуациях, иными словами, способствуют формированию здорового образа жизни.

В целях повышения компетенций педагогов в вопросах профилактики зависимостей в образовательной организации и развития системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ возникла необходимость в создании данного пособия для педагогов и специалистов субъектов профилактики. Предлагаемое пособие содержит материалы, относящиеся к теме ранней профилактики наркотической зависимости. В работе раскрыта специфика информационно-просветительской работы с родителями, обучающимися и педагогами, представлены современные технологии, формы и методы работы по профилактике наркомании в подростковой среде, показана необходимость комплексного подхода в организации профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Нормативно-правовое обеспечение
    профилактической деятельности в образовательных организациях

По определению Всемирной организации здравоохранения − вещества, воздействующие на нервную систему и изменяющие психику, являются психоактивными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством, считаются наркотиками.

В России юридический термин «наркотик» определён следующим образом: наркотические средства − вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (предшественников), подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года [Приложение А].

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду [6].

Ведущая роль системы образования в первичной профилактике была отражена в постановлениях Правительства Российской Федерации, решениях Совета безопасности, Федеральных целевых программах «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999– 2001 годы», а также на 2002–2004 и на 2005–2009 годы. В соответствии с Приказом Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999–2000 гг.» антинаркотическая профилактическая работа была признана приоритетным направлением деятельности министерства, органов управления образованием субъектов Российской Федерации. В 2000 году была разработана первая «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», которая была одобрена коллегией Минобразования России 08.02.2000 г., утверждена Приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619, одобрена Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (Протокол от 22.05.2000 г.). В 2011 году разработана новая «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (утверждена Минобрнауки РФ от 5 сентября 2011 г. и рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (Протокол № 13 от 28 сентября 2011 г.)).

  1. Профилактика употребления наркотических
    и психотропных веществ несовершеннолетними
    в образовательной организации

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами — это организованная профессиональная деятельность, использующая ресурсы, средства, технологии, методы и методики различных наук и практик: медицины, педагогики, психологии, социологии. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России от 28.02.2000 № 619 и одобренная Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, служит основой деятельности участников профилактического процесса. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами определяется как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления психоактивных веществ. По объекту профилактического воздействия выделяют следующие виды профилактики: первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию [Приложение Б].

При этом дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики производится с учетом возраста и степени вовлечения в наркогенную ситуацию. Профилактические мероприятия в образовательной организации являются важнейшей составляющей профилактики наркозависимости, направленной на формирование у обучающихся мотивации к здоровому и безопасному образу жизни. В связи с тем, что воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения являются первоочередными задачами нашего общества, следовательно, ведущая роль в этой работе принадлежит образовательной организации, приоритетным направлением деятельности которой является первичная профилактика. Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Профилактика злоупотребления ПАВ в системе образования направлена: на формирование ценностей здорового образа жизни у обучающихся, на совершенствование компетенций педагогов системы образования, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья. Традиционный проблемно-ориентированный подход (акцентирование отрицательных последствий приема ПАВ) не обеспечивает достижения поставленных целей, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ [Приложение В].

Особенности восприятия детьми и подростками негативной информации в зависимости от пола. У мальчиков при восприятии одновременно позитива и негатива головной мозг чаще выбирает негатив, следовательно, повышается активность моторных центров головного мозга и лобных отделов. Активизация происходит в начале эмоционального воздействия. Долго это не происходит и возникает блок, мозг перестает реагировать на эти воздействия и мальчик вас «не слышит». Кроме того, у мальчиков «понимание другого» происходит через интеллектуальное сходство. Если вы приводите доводы, и они действительно совпадают с его объективной реальностью и картиной мира, то он их принимает. В противном случае мальчикам необходимо «проверить» и убедиться, что есть истина. 80 % мальчиков демонстрируют восприятие информации по типу мальчика и 20 % — по типу девочки. Поэтому ложно считается, что большинство мальчиков подвержены употреблению психоактивных веществ.

В отличие от мальчиков при восприятии «эмоциональной» информации у девочек мозг реагирует менее избирательно и включаются все центры коры. Продолжительность воздействия и повторность дают «реакцию», которая усиливается через эмоциональное сопереживание. Если информация не вызывает эмоций, то у девочек не включаются ассоциативные системы, ответственные за смыслообразование. Именно поэтому, считается, что девочки лучше осознают свое поведение, умеют осмысливать свои поступки. Особенно важна для девочек фигура, которая дает оценку её действий и поведения. Большинство девочек удерживает от употребления психоактивных веществ чувство вины за «отклонения от нормы» или страха, повышенной боязливости и внушаемости. Остальная часть воспринимает информацию по типу мальчика и взрослым кажется, что никакие доводы они не воспринимают.

Итак, мальчикам важна эмоционально положительная информация и разбор причинно-следственных связей. Девочкам — кем и в каком тоне излагается информация. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде предполагает воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, формирование положительного образа «Я» ребенка, навыков ответственного принятия решений, эффективного общения, стрессоустойчивых личностных установок, навыков быть успешным, значимым, способности к саморегуляции, ценности и навыков укрепления здоровья, регулирования эмоций, разрешения конфликтов, сопротивления наркогенному давлению со стороны сверстников, взрослых и рекламных компаний в СМИ, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, помощь в самореализации собственного жизненного предназначения.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПОСОБИЯ

2.1. Методические рекомендации для учителей

1. Первичную профилактику с обучающимися любого возраста актуальнее проводить через занятия по ценностному отношению к своему здоровью. Например, «Мы — за здоровое настоящее!», «Здоровый образ жизни — для сильных», «Я — личность». Профилактические мероприятия необходимо строить с учетом возрастных особенностей детей, затрагивая их интересы. Грамотная профилактическая работа позволит сформировать установку на здоровый образ жизни, встроиться в систему его ценностей, в его картину мира.

2. С точки зрения мотивации наши исследования подтверждают большую ориентацию подростков на позитивную профилактику, что подчеркивает Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утверждена Министерством образования и науки РФ). Работа с детьми, незнакомыми с данным явлением, должна исключать педагогические воздействия, основанные на чувстве страха.

3. Независимо от возраста большое влияние на мировоззрение школьников оказывают их одноклассники. Необходимы мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости давлению сверстников, обучение подростков освоению жизненных навыков по принятию решений. Лишь к 10 классу у подростка формируется устойчивое мнение в отношении употребления психоактивных веществ.

4. Осуждение и порицание не является эффективным способом профилактики употребления психоактивных веществ.

5. С категорией детей «группы риска» необходимо строить работу в рамках вторичной профилактики с привлечением специалистов соответствующего профиля. Необходимо разъяснять опасность «пробы», которая в итоге может иметь продолжение, что и создает предпосылки для активного и регулярного потребления и формирования зависимости.

6. С точки зрения технологии проведения профилактической работы малоэффективным оказывается односторонний дидактический процесс (например, лекции), а также воздействие, основанное на чувстве стыда, или с применением мер репрессивного характера.

7. Недопустимо в работе с обучающимися использование видео- и кинофрагментов, демонстрирующих визуальный контент употребления психоактивных веществ (в том числе табачных изделий) или процесса потребления (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г.; ст. 16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.)).

8. На родительских собраниях следует смещать фокус внимания родителей на реализацию потребностей подростков, так как употребление психоактивных веществ зачастую привлекательно для подростков потому, что воспринимается ими как взрослое поведение. К сожалению, большинство родителей воспринимает взросление ребенка как повод для дополнительных обязанностей, а не расширения возможностей.

9. Особое внимание следует уделить организации контроля родителями за времяпровождением детей, организации всеобщей занятости, в том числе занятости посредством вовлечения в мероприятия досуга, организованные на базе школ [Приложение Г].

10. Ранняя диагностика регулярного употребления психоактивных веществ школьниками, вооружение окружающих подростка взрослых (педагогов и родителей) маркерами «групп риска», своевременное повышенное внимание позволят сократить количество несовершеннолетних, нуждающихся в лечении.

Цель профилактических занятий — привлечение внимания детей к проблемам, связанным с употреблением психоактивных веществ и формирование ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, при составлении профилактических программ педагогам необходимо учитывать возрастные категории обучающихся, степень вовлечения в проблему и культурные особенности контингента с применением позитивной профилактики.

2.2. Методические рекомендации для родителей

Сохраняйте доверительное общение с детьми, не держите ребенка в информационном вакууме, дайте ребенку правильное представление о медицинских и правовых последствиях употребления психоактивных веществ, обсудите, как это может отразиться на значимых для подростка ценностях. Это должен стать не монолог родителя, а обмен мнениями, в ходе которого родители тактично могут повлиять на взгляды подростка.         Принимайте своего ребенка, интересуйтесь его делами и жизнью. Он должен быть уверен в вашей любви независимо от своих сегодняшних успехов.  Научите ребенка справляться с неудачами, делиться своими переживаниями с близкими, адекватно реагировать на критику, приводите примеры из своей жизни, как вы справляетесь со стрессом, научите говорить «нет» в провоцирующих ситуациях, противостоять психологическому давлению.  

Поощряйте интерес подростка к любой деятельности —общественной, спортивной, творческой, помогите ему создать ситуацию успеха, это стимулирует самоуважение и уверенное поведение. Начать с себя. Здоровый образ жизни должен стать ценностью семьи. С раннего детства необходимо воспитывать ответственность за свое здоровье, организовывать совместный активный и познавательный отдых без употребления ПАВ.

Доверяй, но проверяй.  В современных условиях у родителей должна быть наркологическая настороженность. Нельзя исключить полностью возможность пробы подростком ПАВ. Необходимо знать круг общения своего ребенка, познакомиться с его друзьями. Если появились косвенные признаки, такие как изменения в поведении подростка, смена друзей, пропажа вещей из дома, позднее возвращение домой и т. п., если вы обнаружили в его вещах подозрительные предметы, то необходимо поговорить об этом с подростком. В этой ситуации надо четко понимать, что проблема, с которой столкнулась семья, достаточно серьезная и необходимо обращаться за помощью к специалистам.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости – разъяснение детям не только медицинских последствий употребления психоактивных веществ, но и последствий социальных.

Наиболее эффективным методом профилактической работы являются тренинговые занятия. В этой части, мы попытались освятить эффективные методики, используемые для работы в детско-подростковой возрастной группой [6].

3.1. Игра «Марионетки»

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
  • Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  • Хотелось ли что-либо сделать самому?

3.2. Игра «Отказ»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно

больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль – «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

3.3. Техника «Последний герой или зомби-эпидемия»

Интересная техника, направленная на проверку эмоциональной устойчивости. Особенные плюсы упражнения в том, что оно простое и не требует никакого оборудования! Его возможно применять в любых возрастных группах. Техника формирует потребность контролировать собственное эмоциональное состояние.

Суть игры: половине группы нельзя улыбаться, несмотря на то, что на это их активно провоцирует другая половина.

Ход игры:

1. «Хотите ли вы пошуметь и похулиганить?!!» Разделите группу на две равные подгруппы («Рассчитайтесь на 1-ый, 2-ой»);

2. Пусть первая подгруппа расположится вдоль стены, встав лицом к людям. Это оставшиеся в живых, которым удалось избежать заражения. Задача каждого в этой подгруппе – выжить! Как это сделать? Им нельзя улыбаться, нельзя смеяться, нужно хранить полную серьезность. Нельзя отворачиваться, нельзя закрывать глаза, опускать или закидывать голову, нельзя так же разговаривать и издавать звуки;

3. Участники во второй подгруппе выполняют роль зомби. Их задача – эмоционально заразить всех из первой подгруппы. Для «заражения» достаточно вызвать у человека из первой подгруппы улыбку. Можно смешить человека, разговаривать с ним, в общем вести себя провоцирующе, но ни в коем случае нельзя дотрагиваться до участников из первой подгруппы, нельзя дуть им в лицо или пугать человека резкими движениями и хлопками;

4. Итак, как только человек из первой подгруппы улыбается, он считается «заразившимся». «Заразившийся» переходит в стан зомби и участвует вместе со всеми в дальнейшем распространении заражения на участников, которые сумели сохранить серьезный вид;

5. Выявите участника, который остаётся в первой подгруппе последним выжившим. Это самый эмоционально устойчивый человек в подгруппе;

6. Упражнение начинается заново. Только теперь подгруппы меняются ролями. Теперь у тех, кто выполнял роль зомби есть шанс на собственном опыте узнать, каково это – стоять возле стены и стараться ни в коем случае не улыбнуться. Технику можно повторять сколько угодно раз.

Позвольте участникам вдоволь насладиться этим упражнением – пусть подгруппы меняются. В качестве эксперимента можно проводить упражнение, когда изначально есть только один зомби – рассмешив других участников он постепенно набирает себе помощников, и вместе они распространяют пандемию в группе. Или же выбираем человека, который уверен в своих силах, т.е. в том, что он самый эмоционально устойчивый, и всей группой «зомби» пытаемся его рассмешить. Попробуйте так же вариант, когда «здоровых» и «зомби» должна разделять дистанция в два метра.

После окончания упражнения спрашиваем участников: «Как вы думаете, на что направлено это упражнение?», «Тяжело ли вам было сохранять спокойствие?», «Как вы думаете, что посоветовать тому, кто попал в ситуацию, когда его на что-то провоцируют?» и т.д. Далее поводим итоги, резюмируем озвученные детьми идеи.

3.4. Игра «Оковы»

Всё упражнение выполняется под динамичную современную музыку, знакомую подросткам. Для проведения это тренинга требуются веревки, записанные на электронный носитель современные музыкальные композиции.

1-ая часть упражнения: Связываем участников тренинга по 2 человека. Еще лучше по 3 человека! Необходимо, будучи связанными по 2-3 человека, станцевать или выполнять некие физические упражнения. Далее участники этого упражнения должны провести рефлексию, т.е. описать свои реакции, ощущения и ответить на вопросы. «Почувствуйте себя?», «Что с вами происходило сейчас?», «Кто был ведущий?», «Кто был ведомый?» (это можно определить по силе нажима, натяжения веревок), «Кто из вас задавал темп, ритм?». Участники минигрупп должны вместе ответить на эти вопросы, достигнув единого мнения.

2-ая часть упражнения: Необходимо выбрать человека, который будет выполнять роль дирижера. Это должен быть самый активный участник. Он должен задавать сложные задания на фиксированные, т.е. связанные части тела. Остальные участники упражнения должны встать по кругу, их связывают по рукам и ногам. Дирижер становится в центре круга и начинает «манипулировать» остальными связанными в круг участниками. «На сколько вам было трудно двигаться в темпе, но лишенными свободы?», «Что вы чувствовали?», «Как вам было?».

3-ья часть упражнения: Эмоциональная разгрузка. Легко двигаться по подобию, в темпе движений кого-то, но в жизни каждый задает свой темп. Каждый участник двигается сам по себе, задает свой темп, т.е. танцует под музыку. Даем такую команду: «Танцуйте, двигайтесь, выразите в движениях свои эмоции». И вновь включаем музыку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В данном пособии мы рассмотрели теоретические и нормативно-правовые основы профилактической деятельности, а также практические материалы для ранней профилактики наркомании и организации работы по предупреждению употребления психоактивных веществ.

        Анализ литературы и интернет-источников показал, что проблема наркомании среди детей в современном обществе очень актуальна и требует особого внимания. Поэтому в пособие мы подобрали методические рекомендации и конкретные упражнения для учителей и родителей, которые помогут в ходе профилактики ранней наркомании.

Первичным толчком к развитию отклоняющегося поведения служат нарушения общения со взрослыми в семье и школе. Если один из этих социальных институтов понимает и поддерживает ребёнка, ситуация разрешается легче; если обе инстанции вооружились против, он ищет поддержку на стороне, и часто – в асоциальных группах. Вхождение в группу воспринимается как повышение статуса и личности, и группы. Характерно, что их лидером является физически более развитый парень, который подавляет не только своим авторитетом, но и угрозами физической расправы. Выйти из такой группы достаточно сложно.

Основной задачей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития –социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями

Одной из важнейших задач в вопросах профилактики наркомании и правонарушений несовершеннолетних является работа по раннему выявлению детей и подростков, употребляющих психоактивные вещества на стадии первых проб. Это позволяет своевременно проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, предупреждать формирование зависимости от психоактивных веществ.

        Мы уверены, что при правильном подходе в профилактической работе возможно оградить детей и подростков от неправильного, а может, и рокового выбора в своей жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Методические материалы для педагогических работников и администрации образовательных по порядку действия при выявлении среди обучающихся проявлений девиантного поведения, - М.: Центр «Школьная книга», 2014г. - 24 с.

2. «Москва – территория здоровья!», Главное управление МВД России по г. Москве. Управление по контролю за оборотом наркотиков.

3. «Советы врача‒нарколога педагогам», ГБУЗ «Московский научно‒ практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы».

4. «Подростковые зависимости», ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер», г. Астрахань, 2014г.

5. Смирнов А.И., Орлов С.В., Бушлякова Д.В. О совершенствовании методик раннего выявления лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, и организации индивидуальной профилактической работы с ними. // Алтайский юридический вестник. - 2019. - № 1 (25). - С. 78-83.

Интернет-ресурсы

6.  Информационно-методические материалы по организации профилактической антинаркотической работы среди несовершеннолетних и молодёжи. – URL: https://krpero.rk.gov.ru/file/4(615).pdf 

7. http://mosmetod.ru/ 

8. https://ru.wikipedia.org

9. http://ukodeksrf.ru/.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-конференция по профилактике наркомании в школе "Я выбираю жизнь!

Наркомания – это замедленное самоубийство, самоликвидация разума, который оказался в оболочке человекообразного животного. Это последняя  отчаянная попытка ощутить счастье ценой собственной жизни...

«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»

В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...

Профилактика наркомании у школьников

В данной работе подробно описаны способы борьбы с наркоманией, а также методы профилактики наркомании у младших школьников и подростков. презентация может использаться как учебное пособие на уроках ОБ...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Мероприятие по профилактике наркомании «Наркомания или счастливое будущее?»

ГБОУ СОШ №152 Красногвардейский район Санкт-Петербург         Мероприятие по профилактике наркомании«Наркомания или счастливое будущее?»...