Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии. Дети группы риска представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. |
Дети "группы риска" есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в "группу риска": - Отчуждение детей от семьи, школы и общества;
- Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.;
- Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка;
- Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению);
- Влияние дурной компании, окружения, социума;
- Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам;
- Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.
|
К внутренним факторам риска относятся: · ощущение ребенком собственной ненужности, · низкая самооценка, неуверенность в себе, · недостаточный самоконтроль и самодисциплина, · незнание и непринятие социальных норм и ценностей, · неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях, · неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей. Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы. Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашего лицея – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия. Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. |
В деятельности социального педагога с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений: - диагностическая деятельность,
- аналитическая, коррекционная работа,
- образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.
Социальная работа с детьми в группе риска должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи. Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности. Исходя из этой цели в лицее сложилась система работы с детьми «Группы риска». Участники системы: зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители, обучающиеся. |
Принципы работы с детьми группы риска формулируются следующим образом: - Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - ребенок»;
- Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
- Тесное взаимодействие с семьей ребенка.
- Взаимодействие с классным руководителем.
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку. - Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся "группы риска". Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В начале каждого учебного года в лицее оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
- Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.
Мониторинги: 1. Психодиагностическое исследование уровня адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов; 2. Диагностика изучения социализированности личности учащихся 5-11 кл.; 3. Диагностика уровня нравственной воспитанности 5-11 кл.; 4. Диагностика познавательного интереса учащихся 7-11 кл.; 5. Диагностика уровня осведомленности о требованиях ЗОЖ; 6. Диагностика уровня воспитанности учащихся 5-11 кл; 7. Диагностика изучения коммуникативных наклонностей учащихся 5-11 кл.; 8. Диагностика удовлетворенности учащимися жизнью класса, лицея; 9. Диагностика удовлетворенности родителями жизнью лицея; 10. Диагностика уровня личностного роста. 3. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей. Ведущими методами являются: организация и проведение профилактических бесед, индивидуальных бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, консультирование, и т.д. |
На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящегося в социально опасном положении или семью, составляется личная карта. В ней ведется учет сведений о проведенной работе. Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей. Профилактическая работа лицея направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся. Значительное место в деятельности педагогического коллектива с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность. Формы работы: - Индивидуальные профилактические беседы;
- Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути.
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: - Общественно полезной;
- Трудовой;
- Спортивно-оздоровительной;
- Художественно-эстетической;
- Игровой и др.
Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.). Учащиеся вовлекаются в кружки и секции. В начальной школе проводятся кружки: национальные танцы, шахматы. Тесное сотрудничество с детским технопарком «Кванториум-15». |
Работа с родителями. Ведется активная работа по выявлению семей, не занимающихся воспитанием своих детей, асоциальных семей и т.д Проводятся беседы как индивидуально, так и на родительских собраниях. Посещение на дому семей группы риска и детей сирот и оставшихся без попечения родителей. |
Психологическое сопровождение – одно из звеньев системы работы с детьми из группы риска, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Индивидуально - ориентированное сопровождение детей группы риска Задачи: - выявление неблагополучных семей, способных принять социально психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
- помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности;
- психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
- профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях: Проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные и внешние аспекты, проводится работа , включающая следующие основные составляющие: - Индивидуальная работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
- Работа с семьей направлена на повышение психологической компетентности родителей, представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
- Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов).
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу в случаях: · наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.); · появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.); · употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; · кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка. К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся: - проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
- сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- негативный образ "Я", неадекватная самооценка;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях;
- отсутствие чувства безопасности.
Основная цель работы педагога-психолога в лицее с детьми группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи. Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, поступает от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка. Учитываются временные рамки индивидуальной диагностической работы: · с детьми подросткового возраста - в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый. Основной диагностический инструментарий психолога в работе с детьми группы риска Эмоционально-личностная сфера · Тест школьной тревожности Филлипса; · Личностный опросник Р. Кеттелла ; · Тест Р. Кеттелла (14-факторный, подростковый вариант); · Диагностика уровня личностного роста. Коммуникативная сфера личности и социальное развитие - Методика диагностики социальнопсихологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда;
- СПТ (Социально –психологическое тестирование)7- 11кл.;
- Диагностика уровня нравственной воспитанности 5-11 кл.;
- Диагностика познавательного интереса учащихся 7-11 кл.;
- Диагностика уровня воспитанности учащихся 5-11 кл;
- Диагностика изучения коммуникативных наклонностей учащихся 5-11 кл.;
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел). Психологическое конс ультирование детей группы риска Схема консультирования строится двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка. В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой: - запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
- установление контакта с подростком;
- диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;
- интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;
- совместная выработка конструктивных способов решения.
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками. Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи: - развитие обще учебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;
- повышение учебной мотивации;
- формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
- формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;
- профилактика употребления психоактивных веществ.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы. |
В период с августа по декабрь 2020 года проведена следующая работа: - Составлен социальный паспорт лицея (сентябрь);
- Проведено социально-психологическое тестирование, сбор согласий (сентябрь);
|
- Выявление детей «группы риска»;
- Посещение на дому детей сирот и оставшихся без попечения родителей (ноябрь);
- Психодиагностическое исследование уровня адаптации учащихся 5-х, 10-х классов (октябрь);
- Заседание Совета по профилактике - 3;
- Проведена беседа в 7 «Б» классе со специалистом экспертом УКОН МВД по РСО-Алания Маргиевой Анной, тема: «Пагубное влияние наркотиков на организм человека. Правовая ответственность за употребление и незаконный оборот наркотиков.» (октябрь);
|
Проведена беседа с инспектором по ПДН Газзаевой Аидой Семеновной, тема: «О вреде употребления энергетических напитков, нацвая, табачных изделий, курительных смесей» (октябрь); |
- Проведены индивидуальные беседы с детьми «группы риска»;
- Проведены беседы:
- в 8 «А» кл. «Мы в ответе за свои поступки»
|
6 «А» - «Правонарушение как результат вредных привычек», |
6 «Г» - «Драка – наказуемое деяние» |
- Проведены индивидуальные беседы с родителями;
- Проведено родительское собрание «Асоциальное поведение»;
|
- Диагностика уровня нравственной воспитанности 5-11 кл. (ноябрь);
- Диагностика познавательного интереса учащихся 7-11 кл. (декабрь);
- Диагностика по профориентации учащихся 9 кл. (декабрь);
- Беседа «Боюсь заразиться коронавирусом» (сентябрь);
- Беседа с класс. рук. «Как не допустить суицид у подростков» (декабрь);
- Беседа с класс. рук. «Дети и Интернет. Профилактика правонарушений в сети Интернет» (октябрь).
|
|
|