Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
рабочая программа на тему

Программа разработа для осуществления деятельности социального педагога школы, включает в себя различные разделы - деятельность, результативность, мониторинг и др., 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Погорельская СОШ»  имени Героя Советского Союза Н.И.Черкасова

Зубцовского района Тверской области

Программа

воспитания и социализации

 обучающихся на ступени основного общего образования

                                                                                                 Автор-составитель :

                                                                                  социальный педагог  

                                                                                               

                                                                                              Сорокина В.Н.

                                                                                             

2014 год

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………...3

2.Цель и задачи  воспитания и социализации обучающихся……………………………….4

 4. Формы деятельности……………………………………………………………………….5

5.Основные формы  организации педагогической поддержки

социализации обучающихся ……………………………………………………………….   9

6.Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного  образа жизни…………………………………………………………………………....11

7. Планируемые результаты воспитания  и социализации обучающихся на ступени основного общего образования……………………………………………………………....13

8.Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся ………………………………………………….17

9.Методологический инструментарий  мониторинга воспитания и социализации обучающихся……………………………………………………………………………………18

10.Литература…………………………………………………………………………………...22

1.Пояснительная записка.

Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Погорельская СОШ» имени Героя Советского Союза Н.И. Черкасова Зубцовского района Тверской области являются:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — Стандарт),
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
  • Конвенция о правах ребенка.

   Обеспечена преемственность с программой духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся на  начальной ступени общего образования.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития учащихся, учитывает возрастные особенности, разработана  с учетом отечественных воспитательных традиций, базовых российских ценностей и современных социокультурных условий. Психологические особенности подростков  11 – 15 лет свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, углублении в свой собственный внутренний мир; стремлении самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитанию подростка будет способствовать развитие социализации личности.

Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учеными, как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.

 В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, жителей села в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего содержания каждого ребенка, формировании образа выпускника МБОУ «Погорельская СОШ», а также выработки единых подходов в воспитании и социализации обучающихся и  разработана данная  Программа.

2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.                  

Задачи:

  В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной ;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•  жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

3. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности ОУ с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами

 

        Социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Это обстоятельство учитывается при организации целенаправленной социальной деятельности обучающихся, которая должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.

Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация школы) включает:

• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;

• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;

• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;

• определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;

• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

Этап социализации обучающихся включает:

• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);

• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;

• регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет;

• осознание мотивов своей социальной деятельности;

• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;

• владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

4. Формы деятельности

В деятельности МБОУ «Погорельская  СОШ»   по формированию социальной среды школы, воспитания и социализации обучающихся   используются следующие формы деятельности:

1. Создание воспитывающего уклада школьной жизни:

- организация самоуправления в классе (в школе),  поощрение талантливых детей, использование школьных традиций:  

- игровые программы, викторины, конкурсы (Соблюдай ПДД, Зимние праздники,  , День Здоровья и др)    

-  сотрудничество с социальными партнерами: учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, а также  школами, детскими дошкольными учреждениями   района ;

-  организация деятельности научного общества (совместная деятельность учителей и учащихся);

-   деятельность детских объединений : «Солнечная страна»-(1-4 кл.); «Истоки»- (5- 7 кл.); «Мы»-(8-11 кл.);  школы (Работа Управляющего совета школы);

2. Коллективное планирование, подготовка, проведение и анализ общешкольных событий:

- фольклорные праздники, выставки различной направленности, научно-исследовательские проекты, конференции;

- День Победы, День защитника Отечества, День освобождения села, города Зубцова; города Твери, Встречи с ветеранами, День Матери, День Пожилого человека, 8 марта, Новый год и др.;

3. Включение учащихся в социально-значимую деятельность:

- формирование и развитие навыков проектной деятельности (разработка или участие в социальных проектах )

- направления  социально-значимой деятельности: трудовые акции — «Чистота села,  «Чистый двор» ,  акции милосердия «Спешите делать добро»,  «Ветеран живет рядом» и др.

- облюдение школьных традиций: День Победы, День Здоровья, посвященный Дню защитника Отечества, День освобождения села, День Учителя, День Знаний, День Пожилого человека, 8 марта, Новый год,  месячник Здорового образа жизни и др.;

4.Реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности

Воспитательный потенциал урока реализуется через содержание учебных предметов, воспитательными задачами которых являются: воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к действительности, понимание духовной сущности произведений культуры, формирование нравственного сознания и эстетического вкуса школьников, воспитание  интереса  к предмету, эмоционально-ценностного отношения к искусству, развитие эмоциональной сферы и личностных качеств.

 

5.Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности

Виды деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, способствующие формированию и развитию духовно-нравственных  ценностей, и формы их реализации:

- познавательная деятельность: олимпиады, марафоны; беседы, деятельность научных объединений, экскурсии, приобщение обучающихся к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре и истории своей страны;

- проблемно-ценностное общение: проведение этических бесед  и бесед по проблемам толерантности, патриотизма, гражданственности; реализация социально значимых проектов; праздники семейных традиций;

- игровая  деятельность: организация воспитывающих, познавательных, ролевых игр, способствующих личностному росту учащихся;

 - трудовая деятельность: трудовые десанты, акции в школе, микрорайоне, городе, «Чистая школа», «Чистый двор»  , развитие самостоятельности, бережного отношения к результатам своего и чужого труда, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;  , встреч с представителями различных профессий, формирование представлений о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- художественное творчество: работа кружков, студий; взаимодействие с учреждениями культуры; подготовка и проведение школьных смотров, фестивалей;

- спортивно-оздоровительная деятельность: проведение школьных спортивных праздников, посвященных знаменательным датам, соревнований, участие в   «  районных и городских соревнованиях и  спартакиадах, использование здоровье сберегающего потенциала урочной и внеурочной деятельности, работа кабинета Здоровья и спортивных секций, сотрудничество со спортивными школами для физического развития и оздоровления обучающихся;

 - туристско - краеведческая деятельность: работа школьной Комнаты Боевой Славы   изучение истории школы, родного края, истории страны; организация исследовательской деятельности; участие в школьных, региональных краеведческих мероприятиях.

6.Формирование ученического коллектива

- создание условий для формирования и развития  детского самоуправления;

- игры и тренинги, внутриклассные и общешкольные КТД, направленные на сплочение классных коллективов школьного коллектива в целом;

- включение  учеников в активные формы деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные; группы сменного и постоянного  состава: Совет дела, Совет старшеклассников. На заседаниях Совета   старшеклассников  планируется деятельность по   организации   рейдов  «Внешний   вид»,  «Учебные принадлежности»,   «Самый лучший классный уголок»,  по организации школьных добровольческих акций,  по анализу роли каждого классного коллектива в общешкольных делах, по сбору материалов в «Летопись школы»,  Комната Боевой Славы. Результаты рейдов отражаются в «Молниях» пресс-центра Совета  старшеклассников. Члены Совета  старшеклассников информируют свои классные коллективы о планировании общешкольной деятельности.

7.Социальное партнерство школы и семьи

-Связь с Управляющим Советом школы

- классные родительские собрания, индивидуальные консультации;

- общешкольные тематические родительские собрания.

- индивидуальная работа с семьями 

Индивидуальная работа с семьями «трудных» учащихся проводится педагогическим коллективом и администрацией школы  совместно с педагогом-психологом  школы, социальными  педагогами, инспектором ИДН, врачами-специалистами, классными родительскими комитетами.  При Администрации  Погорельского сельского поселения работает Комиссия по делам несовершеннолетних, куда приглашаются учащиеся вместе с родителями  для  обсуждения вопросов учёбы и дисциплины.

- совместные мероприятия детей и родителей (День матери, концерты, выставки, спортивные соревнования с участием учащихся,  педагогов, родителей)  и т. д.

      Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной деятельности – развитие и целостность личности.

5.Основные формы организации педагогической поддержки                                           социализации обучающихся

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной  и трудовой деятельности

Ролевые игры. 

Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.

Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификаци-онных, социометрических и др.) могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. 

Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. 

Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.

Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности, обучающиеся должны иметь возможность:

• участвовать в принятии решений Управляющего совета школы;

• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;

• контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;

• защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.

Деятельность органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также:

• придания общественного характера системе управления образовательным процессом;

• создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.

Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры.

Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. 

Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.

При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.

Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.

6.Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного  образа жизни.

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни.

 Модуль 1 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

- способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

- умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

- знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Модуль2 -  комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

- представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

- представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

- потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

- умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.

Модуль 3 -  комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

- навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;

- навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;

- владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;

- навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;

- представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;

- навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

- навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

В результате реализации данного модуля, оучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.

Модуль 4 -  комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

-  представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

- знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

- интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).

Модуль 5 - комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

- развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

- формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

- формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

- включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;

- ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

- развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

Модуль 6 - комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:

- развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;

- развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;

- формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

7.Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности

Направление воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, её истории, родному языку, своему народу, традициям, краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2.Обучающиеся имеют  представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского  и патриотического долга.

3.Обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

4.Обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации.

5.Обучающиеся имеют  представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища.

6.Обучающиеся получат первоначальный опыт участия в гражданской жизни.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение равноправие, семья; ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, нравственности; духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности

1.Обучающиеся имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп.

2.Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

3. Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

4. Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации.

5.Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

6. Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

3.Воспитание трудолюбия, сознательного творческого  отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие, самоопределение, самообразование, трудовое законодательство.

1.Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству.

2. Обучающиеся имеют представления о различных профессиях, трудовом законодательстве.

3. Обучающиеся обладают  навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста.

4. Обучающиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового.

5. Обучающиеся имеют  начальный опыт участия в различных видах деятельности.

6. Обучающиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

7.Сформированы первоначальные профессиональные намерения и интересы.

4.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Здоровьесбережение,

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание, экологическая культура

1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2. Обучающиеся имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3.У обучающихся сформирован первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе.

4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах,  проектах.

5.Обучающиеся знают  и выполняют санитарно-гигиенические правила, соблюдают здоровьесберегающий  режим.

5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному; формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, ценности, самовыражение в творчестве и искусстве

1.Обучающиеся имеют  представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

2. Обучающиеся имеют  опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

3. У обучающихся есть  опыт эстетических переживаний, наблюдений,  отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности.

4. Обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

6.Воспитание социальной ответственности и компетентности.

Самостоятельность, ответственность,

организованность,

взаимопонимание

1.Обучающиеся умеют дифференцировать, принимать или не принимать информацию.

2.Обучающиеся понимают свою принадлежность к социальным общностям (семья, коллектив, сообщество и др.)

3.Обучающиеся умеют вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог, достигать взаимопонимания.

4.Обучающиеся знают различные общественные и профессиональные организации, их структуру, цели и характер деятельности.

5.Обучающиеся умеют самостоятельно разрабатывать, согласовывать и выполнять правила поведения в семье, в коллективе.

6.Обучающиеся знают и принимают правила полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

8.Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

  1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

  1. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

 

  1. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:

-  принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

-  принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

      -  принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

- принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

9.Методологический инструментарий мониторинга

 воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) - исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

- анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

- интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

- беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

- включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

- узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся. 

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.  

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

    

Основные показатели

Методы проведения мониторинга

Класс, период проведения

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

1. Социометрия

4-5 классы,     триместр

2. Опросник П.В.Степанова

5,7,9 классы,  2 триместр

3. Создание портфолио, конкурс «Лучший портфолио»

Все классы,     3 триместр

4.Диагностика познавательной сферы

5,6,7 классы,1 триместр

5.Диагностика эмоционально-личностной сферы и самооценки

5,7 классы,1 триместр

6.Анкета Н.Г.Лускановой (уровень школьной мотивации)

4,5,6 классы, триместр

7.Профдиагностика

9 класс, в течение уч.года

8.Мониторинг социальных компетенций

5,9 классы ,1 раз в год

9. Диагностика экологической культуры (анкетирование)

5-9 класс, 3 триместр

2.Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера, нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

1. Изучение уровня тревожности

5,6 классы,1 триместр

2.Диагностика атмосферы в группе (классе)

5-9 классы,2 триместр

3.Изучение межличностных взаимоотношений и уровня сплоченности классных коллективов

7,8 классы,2 триместр

4.Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

5-9 класс, 1 триместр

5.Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе»

Педагоги, 3 триместр

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

1.Диагностика детско-родительских взаимоотношений

5,7,9 классы; 2 триместр

2. Изучение степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс школы   (анкетирование учителей)

 5-9 класс, 3 триместр

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

 Школа соблюдает моральные и правовые нормы исследования, создает условия для проведения мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Примерная схема проведения мониторинга личностного роста и развития коллектива школьников в МБОУ «Погорельская СОШ» :

                                                                                                                     

                  Диагностика        /          класс

4

5

6

7

8

9

Стартовая диагностика

Социометрия (май)

+

Адаптация к 5 классу (ноябрь)

+

Личностный рост (октябрь)

+

Уровень тревожности (январь)

+

Текущая, промежуточная диагностика

Какой у нас коллектив (методики Лутошкина, «Мой класс» и др.)(апрель-май)

+

+

+

+

Личностный рост (декабрь)

+

Социометрия (октябрь)

+

Уровень тревожности (январь)

+

Итоговая диагностика

Личностный рост (апрель)

+

Какой у нас коллектив (методики Лутошкина, «Мой класс» и др.)( март)

+

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования

Уровни психолого-педагогического сопровождения

Индивидуальное

Групповое

На уровне класса

На уровне ОУ

Основные формы сопровождения

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

 

 

10. Список использованной литературы.

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. РАО – М.: Просвещение. 2009

2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

3.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010

4.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под ред. Горского В.А. –М.: Просвещение, 2010

5. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М., УРАО ИТИП, 2010

6.Курцева З.И. Духовно – нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.- №9, 2010, с.6-9

7.Емельянова И.Е. Развитие духовно – творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме.- № 11, 2009, с. 10 – 14

8.Лобанова И.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.- №01, 2008, с.26 – 29

9.Гладкова Т.М. Социально – эстетические чувства как основа социокультурного воспитания.- №02, 2008, с.38-41

10.Неретина Л.В. Роль родителей  в этнокультурном образовании учащихся.- №01, 2005, с.43-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень основного общего образования "Стать Человеком"

Настоящая Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Целью воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного граж...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования "Мой мир"

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования «Мой мир»    строится  на основе базовых национальных ценностей российского общес...