Декоративное рисование по мотивам народного прикладного искусства – хохлома
план-конспект

Шамаева Светлана Леонидовна

Декоративное рисование по мотивам народного прикладного искусства – хохлома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное рисование по мотивам народного прикладного искусства – хохлома

Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи: расширить и углубить знания детей о народном промысле – «золотая хохлома»; объяснить назначение предметов, исходный материал; рассмотреть специфику узора; развивать восприятие элементов узора (травка, ягоды, цветы);
Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к предметам быта, к русской национальной культуре через знакомство с народным искусством и чтение русских народных сказок.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, развивать интерес к культуре своей страны.
Предварительная работа: знакомство с традиционным народным декоративно-прикладным промыслом, рассматривание элементов хохломской росписи и цветового колорита, чтение русской народной сказки «Три медведя».
Материалы и оборудование: пособия по декоративной росписи «золотая хохлома», образцы элементов и цветосочетаний хохломской росписи, шаблоны-заготовки доски из белой бумаги для самостоятельной росписи, гуашь, акварель, кисти тонкие, стаканы-непроливайки.

Ход занятия

Перед занятием воспитатель выставляет стол, накрытый расшитой скатертью, сервированный деревянной посудой, расписанной хохломской росписью. Также на столе стоит русский самовар, чугунок и другие предметы старинного русского быта.
Дети проходят под русскую народную музыку, их встречает воспитатель и приглашает расположиться на ковре перед накрытым столом.
Воспитатель и дети приветствуют друг друга.
Воспитатель: Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Любите отгадывать загадки?
Дети(Да).
Воспитатель: Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздь огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне суздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий.
Воспитатель: - Ребята, давайте немного пофантазируем. Мы попробуем представить, что очутились в русской народной сказке «Три медведя». Мы вошли в первую и увидели там…(приглашает детей к накрытому столу).
Дети рассматривают предметы на столе и рассказывают, что они увидели в первой горнице.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего раньше на Руси делали посуду?
Дети: Из глины, из дерева.
Воспитатель: А в горнице у медведей посуда, в основном, деревянная. Да не простая, а «золотая». Кто помнит, как называется «золотая» роспись?
Дети: «Золотая хохлома».
Воспитатель: Какие деревянные предметы посуды расписывали мастера?
Дети: Чашки, ложки, кружки, разносы, сахарницы, солонки, супницы, салфетницы и прочее.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А теперь давайте отдохнем. Представим, что мы медведи (дети располагаются, стоя на ковре).
Воспитатель: Папа медведь был большой и лохматый (дети показывают руками) и ходил он медленно вразвалочку, вот так (дети показывают);
мама медведица была средняя и не такая лохматая (дети показывают руками) и ходила она спокойно и ровно, вот так (дети показывают);
а Мишутка был маленьким, и шерсть у него была совсем короткая (дети показывают руками) и ходил он косолапо и шустро, вот так (дети показывают).
Воспитатель: Отдохнули? А теперь я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим ложки в стиле «золотой хохломы». Для этого нужно пройти за столы (на столах все заранее приготовлено: образцы росписи, шаблоны, краски, кисти, стаканы с водой, салфетки).
Воспитатель: Давайте вспомним, какие элементы использовали мастера хохломской росписи.
Дети: Веточки, ягодки, кустики, цветы.
Воспитатель: Абсолютно верно. Хохломские мастера любят их рисовать и называют ласково «травкой». Они вырисовывают травку с завитками, которые называются «кудриной» (от слова кудри).
Воспитатель демонстрирует детям варианты растительного орнамента. Затем предлагает самим расписать ложки в стиле «золотая хохлома».
Воспитатель: А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?
Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами тоже будем использовать в работе эти цвета. А работать мы будем с помощью кисти и ватных палочек.

Физкультминутка
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель:- Молодцы! Присаживайтесь
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши дощечки узорами

C:\Users\Стационарная группа\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20231021_113715_edit_165484068919892.jpgC:\Users\Стационарная группа\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20231021_103338.jpg


Воспитатель: Вот какие у нас получились замечательные дощечки, как у настоящих мастеров.
Воспитатель: Какой росписью мы расписывали с вами ложки?
Дети: Хохлома
Воспитатель: Какие элементы росписи мы использовали в своей работе?
Дети: Завиток, кудри, травка.
Воспитатель: Я думаю, они обязательно пригодятся нашим героям – трем медведям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...

Использование народно-прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»  «Искусство – мудрый учитель»   (Использование народно – прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка ...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о Гжельской росписи по теме:"Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами ознакомления с народно-прикладным искусством Гжели"

Наш детский сад с 2011 года работает по проекту "Мусор" в рамках Международной экологической программы ЭКО -школа "Зеленый флаг". Основные темы: "ТБО" (твердые бытовые отходы), и "Пищевые отходы", их ...

Декоративно -прикладное искусство «Золотая хохлома».

Изделия из хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами.Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках,где их заслуженно отмечают высокими...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Народно – прикладное искусство в коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В статье говорится об опыте использования народно-прикладного искусства при работе с детьми ДЦП в группе продленного дня в коррекционной школе....