Декоративно прикладное искусство - один из компонентов комплексного изучения русской народной культуры в детской школе искусств «Этнос».
статья по теме

Кузнецова Ольга Николаевна

Культура современного общества сложна и многообразна. Ее особенности - это всеобщая унификация человеческой индивидуальности, повсеместное распространение, стирание национальных и территориальных границ. В.В. Миронов полагает: «Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации». В этих условиях особенно актуальным становится сохранение, развитие народной культуры, приобщение к ней детей.

Детская школа искусств «Этнос» - уникальное по своей значимости учреждение дополнительного образования. В школе сосуществуют три отделения: «Корейского национального искусства», «Русского фольклора» и «Отделение раннего эстетического воспитания».  На каждом из отделений реализуются образовательные программы, направленные на изучение национальной культуры и народного творчества...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_-_statya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно прикладное искусство - один из компонентов

комплексного изучения русской народной культуры

в детской школе искусств  «Этнос»

О.Н.Кузнецова

Культура современного общества сложна и многообразна. Ее особенности - это всеобщая унификация человеческой индивидуальности, повсеместное распространение, стирание национальных и территориальных границ. В.В. Миронов полагает: «Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации» [1, 56]. В этих условиях особенно актуальным становится сохранение, развитие народной культуры, приобщение к ней детей.

Детская школа искусств «Этнос» - уникальное по своей значимости учреждение дополнительного образования. В школе сосуществуют три отделения: «Корейского национального искусства», «Русского фольклора» и «Отделение раннего эстетического воспитания».  На каждом из отделений реализуются образовательные программы, направленные на изучение национальной культуры и народного творчества.

На отделении русского фольклора основными профилирующими предметами являются: «Народное хоровое пение», «Фольклорная хореография» и «Русский фольклор». В процессе обучения осуществляется комплексный подход к изучению народного творчества. То есть дети не просто учат народные песни, а знакомятся с ними в контексте того или иного обряда,  региональной принадлежности и особенностей не только с музыкальной стороны, но и со стороны бытовой принадлежности и этнической обусловленности.

Фольклор – уникальная культура, с древних времен дающая возможность множеству поколений приобщаться к своим национальным жизненным истокам. В рамках ДШИ «Этнос» русский фольклор является актуальной и целесообразной дисциплиной. Она помогает ввести учащихся в мир фольклора,  дать им знания о традициях русского народа.

Программа «Русский фольклор» является авторской, она обобщает две по ранее существовавшим в учебном плане предметам: «Детский фольклор» (1-4 классы) и «Русские обряды и праздники» (5-7 классы); рассчитана она на восьмилетнее изучение по сквозному учебно-тематическому плану. Такая цельная программа позволяет избежать дублирования тем, дает возможность более глубоко освоить наиболее сложный материал, а так же наполнить занятия практической работой (рисованием, шитьём, лепкой, сооружением поделок, слушанием фольклорной музыки и исполнением песенного репертуара), что особенно важно на начальном этапе изучения данного предмета у детей младшего школьного возраста [2].

 В третьем классе программа предусматривает изучение народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, которые составляют обширную и глубокую область традиционного народного творчества.

Пути эстетического воспитания с помощью народного и декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание все большего числа педагогов, художников и исследователей, так как:

  • народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
  • в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
  • произведения народного и декоративно-прикладного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности;
  • при изучении народного творчества у детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение; накапливается сенсорный опыт, обогащается речь.

Важным является единство эстетического познания и художественной практики учащихся. Разрабатываются методические приемы, которые стимулируют творческую самостоятельность, а не простое подражание приемам народного искусства [3, 4].

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы на отделении русского фольклора в ДШИ «Этнос», согласно программе,  изучаются в третьем классе (один час в неделю). За этот период дети знакомятся с росписью и резьбой по дереву, народной художественной керамикой и лаковой миниатюрой. Эти объемные разделы были сформированы по принципу выбора материала, из которого создаются предметы декоративно-прикладного искусства. В отдельную группу была  выделена «Русская игрушка» (ей отведена вторая четверть). Хоть эта тема и представляется собирательной, так как игрушки мастерили из всевозможных материалов: дерево, солома, ткань и прочее. Тем не менее, она является: 1-неотьемлемой частью  декоративно-прикладного искусства; 2- переходным этапом между «деревом» и «глиной»; 3- пожалуй, одной из наиболее интересной тем для детей.

Итак, рассмотрим подробнее содержание данной дисциплины.

На первом занятии дети знакомятся с понятием «Декоративно-прикладное искусство» и его значением, его местом и ролью в русской народной культуре.

Ученые определяют «декоративно-прикладное искусство» как  собирательное понятие, условно объединяющее два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Декоративное творчество основывается на стремлении художника связать разнородные формы (архитектурные, скульптурные, живописные, графические) в целостный ансамбль. Работа художника-прикладника состоит в ином — в приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета (мебели, посуды, одежды). Иначе говоря, декоративное творчество концептуально, прикладное — предметно.

Эти замысловатые формулировки очень сложны для ребенка, поэтому беседа проходит на простом и доступном для ученика языке, с использованием  примеров, демонстрационного материала.

Следующий урок открывает увлекательную для младшего школьного возраста тему «Роспись и резьба по дереву». В ее рамках дети знакомятся с деревянным зодчеством Древней Руси: хохломская, городецкая, семеновская росписи, полхов-майданские изделия. Далее тематика расширяется и захватывает «Русскую игрушку»: расписная токарная кукла, матрешка, созданная в 90-е годы ХIХ века художником талашкинского круга С.Малютиным, богородская игрушка, тряпичные и соломенные куклы. Г.Дайн говорит: «Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старших поколений младшим. Одним из таких важнейших педагогических инструментов была рукотворная игрушка» [4, 8].  Народные игрушки делаются без каких-либо выкроек и чертежей. Все их размеры определяются величиной ладони, пальцев – это позволяет ученикам ощутить себя настоящими мастерами.

Третья четверть открывается глиняной игрушкой (дымковская, филимоновская, каргопольская, абашевская), однако уже в рамках следующей объемной темы «народная художественная керамика». Таким образом, осуществляется плавный переход к гончарному ремеслу, глине и ее применению в быту: дома, изразцы, маски для игрищ. Отдельно выделяется керамика и  гжельский фарфор.

Изучение русского декоративно-прикладного искусства завершает раздел «лаковая миниатюра»:

  • художественные лаки: искусство села Федоскино, палехские и холуйские миниатюры, живопись мстёрских мастеров;
  • художественная обработка металла: жостовские подносы;
  • лаковая миниатюра: ростовская финифть.

Помимо распространенных типов урока, таких как: урок объяснения учебного материала, урок формирования и закрепления умений и навыков, урок обобщения, повторения, урок контроля, проверки и оценки знаний учащихся, комбинированный урок; программой предусмотрены нетрадиционные формы: посещение выставок, музеев, концертов, праздников и фестивалей народного творчества, экскурсии; проведение викторин; оформление выставок детского рисунка, поделок, игрушек и пр.

В процессе реализации программы, на уроках широко применяются современные технические средства – мультимедиа. При помощи компьютера и проектора осуществляется трансляция фильмов, слайдшоу, программ с поэтапным выполнением творческих заданий, викторин и пр.

Ученики с удовольствием принимают участие в выполнении творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных: сочиняют стихи, придумывают кроссворды, выполняют рисунки и поделки. Это способствуют формированию и развитию художественного вкуса, проявлению индивидуальности и самостоятельности.

По окончании курса «Декоративно-прикладное искусство», учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  • Овладеть начальными техническими навыками выполнения различных росписей.
  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

Фольклор - это живая нить традиций русского народа, его знания, умения и мудрость, которые с древних времен передавались от отца – сыну. В настоящее время эта цепь нарушена. Декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть народной культуры, без изучения которой невозможно формирование полноценной всесторонне развитой личности. Оно как никакой другой вид учебно-творческой работы помогает раскрыть духовную ценность и красоту изделий народных мастеров, развить художественный вкус и творческие начала у ребенка.

 

  1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – Хотьково.: Сергиев Посад, 2010.
  2. Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Русский фольклор» по учебному предмету «Русский фольклор», разработчик  Алешко Е.И., 2013г.
  3. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии. // Вопросы философии, 2006, № 2.
  4. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

"Декоративно-прикладное искусство – один из видов искусства."

Декоративно-прикладное искусство  -  один из видов искусства.Виды искусства: пространственные, временные, пространственно - временные.Декоративно-прикладное искусство.Определение, согласно с...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

В проекте обобщены научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области организации коллективного музицирования детей на русских народных инструментах, направленные на соверше...