Социализация
презентация к уроку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Адаптация – приспособление организма к условиям существования или к изменившимся условиям жизни. - Социальная адаптация – это вид взаимодействия личности с определенной социальной средой, где согласуются требования и ожидания всех участников коммуникативного процесса. - Биологическая адаптация – эта специфическая характеристика адаптивного процесса, которая характерна всем живым существам, в том числе, человеку, в период развития Э.Н. Пятыгина в научных исследованиях социальной адаптации детей с умственной отсталостью глубоко раскрывает понятие адаптация. Понятие адаптация она рассматривает с разных сторон:
«Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация» «Ребенок с дефектом – еще не дефективный ребенок» Л.С. Выготский
- социальная адаптация, которая рассматривается как процесс знакомства старшеклассников с умственной отсталостью с профессиями, которые востребованы на рынке труда, с требованиями общества к работникам и возможностями молодых специалистов с ограниченными возможностями ; - профессиональная адаптация характеризуется приобретением первичных представлений о выбранной или рекомендуемой сфере труда ; - психофизиологическая адаптация отражает процесс соотнесения требований будущей профессиональной деятельности со своими психофизиологическими особенностями развития Компонентами содержания социально-профессиональной адаптации учащихся школ-интернатов являются следующие:
1) личную адаптацию и интеграцию в общество, основанную на навыках и умениях общения, межличностных взаимодействиях в процессе образовательного процесса и досуга; 2) профессиональную подготовку, связанную с практикой «закрытых мастерских», деятельностью в сфере обслуживания: в магазинах, ресторанах, гостиницах, больницах; 3) обеспечение равных возможностей проживания вне привычных домашних условий Период перехода от детства к юности у школьников с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей:
1) Умственно отсталые дети старшего подросткового возраста не обладают возможностями социального опыта родителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей. Часто социальный опыт родителей носит негативный асоциальный характер. 2) Умственно отсталые дети не способны усвоить социально-ролевые отношения из-за жесткой регламентации и ограниченности социальных контактов: эта проблема отражает режим жизни в школе-интернате. 3) Ранний детский опыт ребенка основан на материнской депривации и формирует главный феномен - утрата базового доверия к окружающему миру. Данный феномен реализуется в коммуникативном процессе в виде негативных эмоциональных реакций и качеств личности: агрессивности, подозрительности, конфликтность, неспособность позитивно реагировать на создавшуюся ситуацию [6, с.105]. 4) Процесс саморегуляции практически не развит, так как в школе-интернате ведущая функция контроля сохраняется за воспитателями и педагогами-предметниками. Многие исследователи выделяют другие трудности вхождения выпускников школ-интернатов умственно отсталых детей в систему общественных отношений:
единство интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский) мышление является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального (С.Л. Рубинштейн) мышление имеет аффективную регуляцию (А.Н. Леонтьев)
- объединение нескольких человек в одной квартире с целью на других квартирах заработать какие-либо деньги; - переход после окончания первого профессионального училища в другое с целью обеспечения себя бесплатной едой и одеждой; - вместо устройства на работу обращаются в центр занятости для получения пособия Специфика формирования личности умственно отсталых детей в подростковом возрасте. Умственно отсталые дети не планируют свое будущее – они живут сегодняшним днем: у них отсутствуют цели, ориентиры. Большинство психологов выделяют типичные модели поведения выпускников в постинтернатный период:
К первой группе выпускников относятся дети, способные выполнять малоквалифицированные работы на производстве и малых предприятиях. Эта категория учащихся является самой немногочисленной. Вторая группа выпускников способна выполнять работы в качестве надомников или на предприятиях, которые используют труд инвалидов. Третья группа воспитанников интерната может выполнять элементарную домашнюю работу и владеет навыками самообслуживания. Весь контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида условно разделен на 3 категории:
Список литературы: 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 2004. – 340 с. 2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии / Соб.соч . Т.3, Т.5. – М.: Педагогика, 1993. – 346с., 420 с. 3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2003. 4. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью во вспомогательных школах. - М.: Педагогика, 2005. – 275 с. 5. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях: Психология эмоций / Под редакцией В.К. Вилюнаса , Ю.Б. Гиппенрейтер . – М.: Изд-во Московского универс ., 1994. – 288 с. 6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособ . для студ. высш . пед . учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина . М.: Академия 1999. - 280 с. 7. Дмитриев Ю.А. Подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников: 13.00.08: автореф . дис . докт . пед . наук.- М., 2003. 8.Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания: Учеб. пособие для пед . ин- ов . 2-е изд., перераб . и доп. Минск: Изд-во Университетское, 1988. 9. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2003.- 391 с. 10. Кащенко В.А. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1994. 11. Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. - М., 2004. 12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с. 13. Пятыгина Э.Н. Современная школа и пути социальной адаптации умственно отсталых детей-сирот // Сибирский вестник специального образования. 2012. № 3 (7). 14. Ромашова ТА Трудовая и профессиональная подготовка учащихся школы-интерната коррекционного типа//Повышение качества современного образования: Методология. Теория. Практика: Межрегиональный сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НИПК и-ПРО, 2002.- С. 40-42. 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1996. – 498 с. 16. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие / О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во Московского универс ., 1984. – 272с. 17. Хартман Х. Эго-психология и проблема адаптации, институт общегуманитарных исследований, 2002. 275с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Творческая работа «Социализация – сущность и этапы. Механизмы социализации.»
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемы...
Педагогический проект «Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации»
Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С....
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...