Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему: "Скажем "НЕТ" агрессии!"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ревякина Валерия Петровна

Методическая разработка плана-конспекта мероприятия "Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему: "Скажем "НЕТ" агрессии!".

Подротки плохо справляются со своими эмоциами и не умеют контролировать их, из этого и получаются внутренние конфликты в классном коллективе. Из-за того, что учащиеся среднего звена не умеют контролировать свои эмоции, а чаще всего это может быть внутрення злость, с которой порой очень сложно справится, было принято решение провести мероприятие, где учащиеся не только бы рассуждали на тему контроля своих эмоций, но и учились их контролировать с помощью различных упражнений. 

В мероприятии участвовали учащиеся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) 6-х классов, НО данная разработка мероприятия подойдёт и для более старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_na_temu_-_skazhem_net_agressii.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Круг сообщества, разрешение конфликтов

на тему «Скажем «НЕТ!» агрессии»

Автор методической разработки: Ревякина Валерия Петровна

Должность: учитель индивидуального обучения, учитель дополнительного образования, медиатор.

Данная разработка по кругу сообщества разрешения конфликтов в сфере «Медиация» адаптирована для обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат № 111 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара», для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

Цель мероприятия: создание условий для формирования умения у учащихся взаимодействовать в коллективе, сообща решать проблемы в классе.

Задачи мероприятия:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «агрессия», гнев;
  • научить учащихся взаимодействовать друг с другом;
  • научить учащихся способам контролировать свой внутренний гнев, бороться с агрессией;
  • научить учащихся способам сообща находить решения проблемы или конфликтной ситуации в классе.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение высказывать собственное мнение по отношению к той или иной ситуации;
  • развивать коммуникативные умения: взаимодействовать друг с другом, слушать мнение друг друга, находить общее решение проблемы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитать уважительное отношение обучающихся друг к другу через работу в парах, группах.

Форма проведения:круглый стол

Дата проведения: 02.03.2023 г.

План проведения мероприятия круглого стола:

Фаза

Действия

1. Создание основ для диалога

 - приветствие

 - церемония открытия

 - раунд знакомства

 -достижение консенсуса по правилам Круга (ведущий и/или участники)

 - раунд личных историй

 - благодарность присутствующим

 - объяснение цели Круга

2. Обсуждение ситуации, проблем, интересов и намерений  

 - рассказы о переживаниях, чувствах, проблемах

 - определение проблем, интересов, намерений, надежд

 - подведение итогов

3. Рассмотрение возможных вариантов решения ситуации и проблем, выявленных в ходе встречи

-  обсуждение возможных решений (раунды)

 - создание условий для достижения консенсуса по плану действий (ведущий)

Закрытие

 - подведение итогов: соглашение/ следующие шаги (ведущий)

 - завершающий обмен мыслями о встрече в Круге (раунд)

 - церемония закрытия

Методы: словесный, наглядный, практический.

Виды деятельности: беседа, игра.

Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, презентация, видеоматериал с ситуациями на тему «Агрессия» (для обсуждения).

Ход мероприятия

Создание основ для диалога

Разминка: Участникам выдаются картонные «ладошки» - красная и зеленая. Красную ладошку участник поднимает, если к нему высказывание не относится, зеленую, если он согласен с утверждением. Участникам задаются вопросы:

  • У кого сегодня хорошее настроение?
  • Кто сегодня пришел в школу вовремя? Кто завтракал?
  • У кого в одежде есть красный цвет, поднимите зеленую ладошку, у кого нет – красную.
  • У кого есть лучший друг, поднимите зеленую ладошку
  • Кто испытывал злость в последние четыре дня, поднимите зеленую ладошку, кто нет, - красную.

- Ребята, мы увидели, что большинство из вас иногда злятся, испытывают негативные эмоции. Это норма? Конечно, ведь все мы иногда попадаем в неприятные ситуации. Испытывать злость и гнев – нормально. Но то, как мы с ним справляемся, может быть различным у разных людей. Когда человек не способен контролировать себя в критических ситуациях, возникает агрессия. Агрессия – поведение, направленное на причинение физического или словесного вреда кому-либо. Давайте попробуем разобраться, какие ситуации провоцируют человека на агрессию (мозговой штурм).

  • Обсуждение ситуаций, которые вызывают человека на агрессию, гнев.

- Сегодня мы с вами поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. (Видеоролик с ситуациями агрессивного характера).

  • Обсуждение ролика.

Обсуждение ситуации, проблем, интересов и намерений

- Ребята, есть разные виды проявления агрессии и гнева, давайте разберемся в них.

Идет разбор и обсуждение разных форм проявления агрессии, гнева.

- Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций

  • физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
  • вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);
  • косвенная – агрессия ни на кого не направленная;
  • раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);
  • обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия;
  • подозрительность – недоверие или убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  • негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.

- А теперь я предлагаю вам поговорить о том, как человек проявляет свою агрессивность? Какие причины по вашему мнению провоцируют вашу агрессивность?

  • Обсуждение с учащимися об проявлении у человека агрессивности, учащиеся высказывают своё мнение.

Работа над высказываниями детей

От чего накапливается агрессия в течение школьного дня?

Я не могу слышать…

  • От утреннего настроения.
  • От того, как тебя приветствуют с утра ( и было ли это вообще?)
  • От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам.
  • ОТ того, как развита твоя нервная система ( закаляешь ли ты её).
  • О том, что сплетничают, смеются, шепчутся за моей спиной.
  • О драках, ссорах.
  • О моей любви.
  • Когда обо мне плохо говорят.
  • О своих ошибках.

Я терпеть не могу, когда…

Когда я злюсь…

  • Кто-то дерется.
  • Обсуждает мнение других людей.
  • Надоедает мне.
  • Шутят надо мной.
  • Кричат на меня.
  • Обзывают меня.
  • Запрещают мне что-то делать.
  • Друзья обижаются из-за пустяков.
  • Издеваются надо мной, пристают.
  • Просят о том, что я не могу сделать.
  • Кто-то выпендривается и считает себя крутым.
  • Поучают меня.
  • Я теряю над собой контроль.
  • Пытаюсь успокоиться.
  • Начинаю кричать.
  • Стараюсь успокоиться, если не получается, то лезу в драку.
  • Стараюсь избегать ситуаций, которые меня злят.
  • Пытаюсь разобраться.
  • Плачу.
  • Я начинаю чувствовать себя правой.
  • Я должен побыть один.
  • Я нервничаю.
  • Начинаю царапать обидчика.
  • Стараюсь объяснить тому человеку, на которого злюсь, выслушать его, и только если это не помогает, пускаю в ход кулаки.

Я просто психую, когда…..

  • Меня ставят в неловкое положение.
  • Меня кто-то достаёт.
  • Лезут в драку без причины.
  • Ребята настроены против меня.
  • Врут прямо в глаза.
  • Нужно что-то быстро найти, а не получается.
  • Надо мной шутят, обзываются и издеваются.
  • Получаю плохие отметки.
  • Когда родители заставляют чувствовать меня виноватой.
  • Кричат на меня.
  • У меня что-то не получается.
  • Болею.
  • Смотрю романтические сериалы.

Рассмотрение возможных вариантов решения ситуации и проблем, выявленных в ходе встречи

- Ребят, давайте подумаем, как же можно предотвратить конфликт, причиной которого стала агрессия (гнев)

  • Обсуждение с учащимися, они предлагают свои варианты исхода ситуации.

Учитель предлагает свою схему (алгоритм) предотвращения конфликта, причиной которого стала агрессия (гнев)

Для предупреждения драки

алгоритм действий может быть следующим

Развести в разные стороны.                                Выяснить причину.

Постараться успокоить.

                                     Объяснить непродуктивность

                                            данных действий

- Если вас рассердили действия одноклассника (ов) и вам

захотелось его ударить, то мы предлагаем сделать следующее:

  • Снять напряжение с помощью: счёта до 10;
  • умывания или обмывания рук;
  • направления агрессии на неодушевлённый предмет: эспандер,
  • шарики,
  • подушку (если дома), боксёрскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.
  • Пойти к психологу.
  • Закалять психику и тело: обливания, контрастный душ   бассейн, водные процедуры.
  • Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

- Ребят, если вас втягивают в драку, я хочу вам порекомендовать:

  • Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс.
  • Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:

- Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

- Я возмущён твоим поведением.

- Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.

- Я вижу, ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?

  • Не нападать первым.
  • Перевести конфликт в шутку.

- Если вдруг вы стали свидетелем драки между одноклассниками, надо:

  • Предложить драчунам продолжить разбор отношений - на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся,  также за это время можно сказать учителю или психологу, они     окажут им помощь в примирении).
  • Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить, что это не причина для драки,
  • Рассказать о возможных последствиях ( моральные и физические травмы).

!!!! Если вышеназванные способы не помогают, позвать учителя.

- Я думаю, что из сегодняшнего мероприятия вы взяли много полезного для себя. В трудных жизненных ситуациях будете пользоваться теми рекомендациями, которые я вам дала на нашей встрече.

- А пробовал ли кто-нибудь из вас рисовать агрессию? На что она похожа? Как ее можно изобразить? На столах все, что нужно для рисования – попробуйте выплеснуть агрессию на бумагу.

Рисование (музыка)

- Что чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения. Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей.

- Есть разные способы преодоления агрессии, я вас с ними познакомлю. Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу.

Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.

 Сейчас выполним упражнения на снятие негатива, агрессивности:

  • дыхание на счет 5 – 5 – 5 (вдох – пауза – выдох)
  • свеча
  • клубочек с пожеланиями, добрыми словами – скажите что-то хорошее своему соседу, передайте клубочек, держа нить в руке. Натяните нить, закройте глаза, почувствуйте себя единым целым, ощутите тепло надежного дружеского плеча. Каждый из вас важен и ценен в этой жизни!

- А теперь я вам предлагаю избавиться от агрессии, которую вы выплеснули на бумагу. Вы порвете свой листок и выбросите его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью.

Закрытие мероприятия. Подведение итогов

Рефлексия. Упражнение «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Участникам предлагается по очереди продолжить предложения:

-        Я сегодня узнал что…

-        Оказывается, что можно…

-        Это занятие помогло мне…

-        Самым важным для меня стало…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликты. Разрешение конфликтов.»

Классный час на тему: «Конфликты.         Разрешение     конфликтов.»...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).

Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы  "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...

Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?»

Методическая разработка плана-конспекта мероприятия "круг сообщества" на тему: «Что можно сделать, чтобы наш класс стал дружным?». Учащимся необходимо учиться разрешать...

Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему "Кибербуллинг"

Круг сообщества, разрешение конфликтов на тему "Кибербуллинг"...