Диагностика трудновоспитуемости и отклоняющегося поведения подростков
рабочая программа

Лада  Вадимовна Балан

Сложный мир современного подростка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_trudnovospituemosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ
И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Проявление отклонений

Нарушения
поведения

Проявления

Нарушения отношения к учебной деятельности

Рассеянность, невнимательность на уроках, невыполнение домашнего задания, отказы отвечать на уроках, неуспеваемость, недисциплинированность на уроках, опоздания, пропуски занятий, постоянное списывание, плохое состояние книг, тетрадей, других учебных пособий

Нарушения отношений с преподавателем

Конфликтность, грубость, агрессивность, невыполнение требований, нарушение дисциплины, угодливость, вранье, игнорирование обращения, несдержанность, избегание контакта, демонстративность

Нарушения отношений с товарищами по учебе

Враждебность, мрачность, некоммуникабельность, обидчивость, демонстративность поведения, отказ участвовать в делах, неестественная веселость, отстраненность

Нарушение отношений в семье

Нежелание идти домой, побеги из дома, нежелание говорить о родителях, пренебрежительные или злые высказывания о семье или о ком-то из близких, семейные конфликты, отказ в помощи

Нарушение отношения к общественно-полезной деятельности

Равнодушие к мнению и делам коллектива, демонстративное отсутствие на мероприятиях класса, полная пассивность, безынициативность, отказ выполнять поручения, робость, растерянность перед любым поручением

Включенность в дезадаптированную неформальную группу

Хвастовство своими друзьями вне техникума, побеги из дома, наличие вредных привычек, нехарактерных для семьи и  друзей, внешний вид, соответствующий определенным неформальным объединениям, увлечение делами, нехарактерными для школьной группы (футбольный фанатизм, музыкальные фанаты, религиозные секты и др.)

Нарушение отношений с окружающими

Неумение найти контакт с людьми, постоянные отрицательные поступки в отношении окружающих (стремление обидеть малышей, слабых животных), отказ сделать что-либо полезное для других, циничные высказывания, разговоры о ненужности жизни

Нарушение отношения к себе

При заниженной самооценке – робость, скованность, некоммуникабельность, молчаливость, отказ участвовать в делах класса, боязнь отвечать на уроках, излишняя робость при обращении. При завышенной самооценке – наглое поведение, выпячивание своего «Я» по любому поводу, недовольство оценкой знаний, стремление быть замеченным, подстрекательство к отрицательным поступкам

Возрастные особенности и трудновоспитуемость

Возрастные особенности
подростков

Ошибки и недостатки воспитания, искажающие возрастные особенности

Какие отрицательные качества могут при этом возникнуть

Социализация подростка, расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений. Чувство потребности в общении

Несформированность первичного коллектива, узость сферы общения, излишняя педагогическая опека или бесконтрольность поведения

Индивидуализм, эгоизм, недисциплинированность, зависть, черствость, невнимание к людям, неуважение к старшим

Интенсивное развитие самосознания

Отсутствие возможности применить в общих интересах свои силы и способности; пренебрежение индивидуальными особенностями, своеобразием подростка, отсутствие обучения методике самопознания и самовоспитания

Неадекватная самооценка, низкая требовательность к себе и завышенная к другим, неуверенность или самоуверенность

Рост физических сил, развитие трудового опыта

Нерегулярность труда и общественных поручений, нетребовательность к результатам работы

Трудовая и общественная пассивность, лень, иждивенчество, безответственность

Обостренная потребность в самовыражении и самоутверждении

Сковывание  инициативы, самостоятельность, бедность духовной жизни  коллектива

Стремление к уходу из поля педагогического контроля, безнадзорность, своеволие

Методы диагностики дезадаптации

Метод

Качество

Вопросник А. Басса и А. Дарк

Агрессия: физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, чувство ненависти

Модификация теста Розенцвейга

Фрустрация

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Конфликтность

Патохарактерологический диагностический опросник

Акцентуация

Тест-опросник Шмишека

Акцентуация

Личностная шкала проявления тревожности

Тревожность

Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилбергера)

Тревожность

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)

Невротизация, психопатизация

Психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского

Невротизм, психопатизм, расторможенность, робость

Тест на определение чувства неуверенности в себе

Неуверенность в себе

Шкала одиночества (Д. Рассе, Л. Пепо, М. Фергюсон)

Одиночество: тревожность, социальная изоляция, депрессия, скука

Шкала депрессии (модификация Т. Балашевой)

Депрессия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка

Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел...

Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков

Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка или юноши, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку,...

Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения подростка

Социализация личности начинается в семье. Здесь происходит сложный процесс формирования характера, взглядов, интересов и потребностей личности подростка, усвоения подростком нравственности и стандарто...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»

В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....

Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.

Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»...