Диагностика трудновоспитуемости и отклоняющегося поведения подростков
рабочая программа
Сложный мир современного подростка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_trudnovospituemosti.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ
И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Проявление отклонений
Нарушения | Проявления |
Нарушения отношения к учебной деятельности | Рассеянность, невнимательность на уроках, невыполнение домашнего задания, отказы отвечать на уроках, неуспеваемость, недисциплинированность на уроках, опоздания, пропуски занятий, постоянное списывание, плохое состояние книг, тетрадей, других учебных пособий |
Нарушения отношений с преподавателем | Конфликтность, грубость, агрессивность, невыполнение требований, нарушение дисциплины, угодливость, вранье, игнорирование обращения, несдержанность, избегание контакта, демонстративность |
Нарушения отношений с товарищами по учебе | Враждебность, мрачность, некоммуникабельность, обидчивость, демонстративность поведения, отказ участвовать в делах, неестественная веселость, отстраненность |
Нарушение отношений в семье | Нежелание идти домой, побеги из дома, нежелание говорить о родителях, пренебрежительные или злые высказывания о семье или о ком-то из близких, семейные конфликты, отказ в помощи |
Нарушение отношения к общественно-полезной деятельности | Равнодушие к мнению и делам коллектива, демонстративное отсутствие на мероприятиях класса, полная пассивность, безынициативность, отказ выполнять поручения, робость, растерянность перед любым поручением |
Включенность в дезадаптированную неформальную группу | Хвастовство своими друзьями вне техникума, побеги из дома, наличие вредных привычек, нехарактерных для семьи и друзей, внешний вид, соответствующий определенным неформальным объединениям, увлечение делами, нехарактерными для школьной группы (футбольный фанатизм, музыкальные фанаты, религиозные секты и др.) |
Нарушение отношений с окружающими | Неумение найти контакт с людьми, постоянные отрицательные поступки в отношении окружающих (стремление обидеть малышей, слабых животных), отказ сделать что-либо полезное для других, циничные высказывания, разговоры о ненужности жизни |
Нарушение отношения к себе | При заниженной самооценке – робость, скованность, некоммуникабельность, молчаливость, отказ участвовать в делах класса, боязнь отвечать на уроках, излишняя робость при обращении. При завышенной самооценке – наглое поведение, выпячивание своего «Я» по любому поводу, недовольство оценкой знаний, стремление быть замеченным, подстрекательство к отрицательным поступкам |
Возрастные особенности и трудновоспитуемость
Возрастные особенности | Ошибки и недостатки воспитания, искажающие возрастные особенности | Какие отрицательные качества могут при этом возникнуть |
Социализация подростка, расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений. Чувство потребности в общении | Несформированность первичного коллектива, узость сферы общения, излишняя педагогическая опека или бесконтрольность поведения | Индивидуализм, эгоизм, недисциплинированность, зависть, черствость, невнимание к людям, неуважение к старшим |
Интенсивное развитие самосознания | Отсутствие возможности применить в общих интересах свои силы и способности; пренебрежение индивидуальными особенностями, своеобразием подростка, отсутствие обучения методике самопознания и самовоспитания | Неадекватная самооценка, низкая требовательность к себе и завышенная к другим, неуверенность или самоуверенность |
Рост физических сил, развитие трудового опыта | Нерегулярность труда и общественных поручений, нетребовательность к результатам работы | Трудовая и общественная пассивность, лень, иждивенчество, безответственность |
Обостренная потребность в самовыражении и самоутверждении | Сковывание инициативы, самостоятельность, бедность духовной жизни коллектива | Стремление к уходу из поля педагогического контроля, безнадзорность, своеволие |
Методы диагностики дезадаптации
Метод | Качество |
Вопросник А. Басса и А. Дарк | Агрессия: физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, чувство ненависти |
Модификация теста Розенцвейга | Фрустрация |
Тест «Конфликтная ли Вы личность?» | Конфликтность |
Патохарактерологический диагностический опросник | Акцентуация |
Тест-опросник Шмишека | Акцентуация |
Личностная шкала проявления тревожности | Тревожность |
Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилбергера) | Тревожность |
Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) | Невротизация, психопатизация |
Психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского | Невротизм, психопатизм, расторможенность, робость |
Тест на определение чувства неуверенности в себе | Неуверенность в себе |
Шкала одиночества (Д. Рассе, Л. Пепо, М. Фергюсон) | Одиночество: тревожность, социальная изоляция, депрессия, скука |
Шкала депрессии (модификация Т. Балашевой) | Депрессия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка
Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел...
Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков
Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка или юноши, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку,...
Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения подростка
Социализация личности начинается в семье. Здесь происходит сложный процесс формирования характера, взглядов, интересов и потребностей личности подростка, усвоения подростком нравственности и стандарто...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»
В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....
Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.
Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»...