Статья на тему «Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»
статья

Севидова Юлия Владимировна

«Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»

С каждым днем меняется мир, в котором мы живем, и, переходя в стадию информационного общества, изменяется жизнь современного человека, независимо ребенок это или взрослый. В современном мире достаточно трудно представить свою жизнь без гаджета с использованием сети интернет. Практически любой человек имеет доступ к сети. Это самое простое средство связи с внешним миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.53 КБ
Файл prezentatsiya_informatsionnaya_bezopasnost_detey.pptx481.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

г. Мичуринска Тамбовской области

Статья на тему:

«Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»

Авторы:

педагог-психолог

Авдеева Светлана Александровна,

социальный педагог

Севидова Юлия Владимировна

г. Мичуринск

«Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»

С каждым днем меняется мир, в котором мы живем, и, переходя в стадию информационного общества, изменяется жизнь современного человека, независимо ребенок это или взрослый. В современном мире достаточно трудно представить свою жизнь без гаджета с использованием сети интернет. Практически любой человек имеет доступ к сети. Это самое простое средство связи с внешним миром. Педагоги и родители уже давно задаются вопросом о влиянии информационных технологий на подрастающее поколение. Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и подростков, выделяют и множество негативных моментов, таких как: изменения качества высших психических функций (памяти, внимания, мышления), аддикция (зависимость) от гаджетов, риски влияния отрицательного по содержанию контента на психику и социализацию ребенка, а также нежелательные контакты, появляющиеся с помощью коммуникационных технологий сети Интернет. В связи с этим встает вопрос об обеспечении информационной безопасности детей и подростков в цифровом пространстве. Актуальность проблемы очень значима в современном мире. Как же оградить школьника от агрессивного, небезопасного влияния информации, которой в настоящее время становится очень много? Именно психологический аспект информационной безопасности поможет разобраться в этом вопросе. Что же такое информационная безопасность детей?

Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве – это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности — школьников- это система личностно- ориентированных методов, приемов и психолого-педагогических технологий, направленных на достижение состояния защищенности психики, сознания и физического здоровья учащихся от опасных информационных воздействий и в целом на обеспечение определенного уровня информационной безопасности для дальнейшей самореализации и саморазвития личности обучающегося. Целью психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников – создание системы социально-педагогических и психологических условий для развития личности обучающихся на основе построения безопасного информационного пространства школьников, формирование личностных характеристик, отвечающих запросам современного информационного общества на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории и формирования устойчивой мотивации познания вопросов информационной безопасности. Для развития личности подростков, необходимо создание безопасного информационного пространства, где будут формироваться личностные характеристики, которые смогут отвечать запросам информационного общества и сформируется устойчивая мотивация познания вопросов о информационной безопасности. Психологическое развитие, обусловленное применением информационных технологий, может пойти по позитивному, нейтральному и негативному пути, хотя компьютеры, информационные системы и сеть Интернет не определяют направления развития субъекта и общества в целом. С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях подростка увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного пространства.

Существуют риски при использовании сети Интернет:

– контентные риски, связанные с настройкой браузера и скачивания файлов;

– электронные риски, связанные с вредоносными программами, которые могут быть скачены из сети Интернет;

– коммуникационные риски, связанные с взаимодействием и общением школьника с другими людьми в социальных сетях, с помощью мессенджера (skype, zoom, viber, whatsapp и т.д.);

– потребительские риски, связанные с информацией, музыкой и покупки вещей в сети Интернет.

– психологические риски, связанные с возникновением компьютерной и Интернет - зависимости, а также психологической незащищенности.

Например, дети подросткового возраста неспособны перенести известные им этические нормы в виртуальную среду. Такое поведение может свидетельствовать о неспособности предугадать результаты своих действий, нести ответственность за неэтичные поступки. Непредумышленные правонарушения могут оказаться также следствием халатности, моральной незрелости, равнодушия, недостатка любопытства, а часто – необразованности.

Несформированная система личностных ценностей, отсутствие регулирования доступа к средствам информационного воздействия, индивидуальные психологические особенности ребенка, а также неразвитость информационной культуры обучающихся, может привести к тому - что система нравственных норм и ценностей станет оценочным регулятором жизни и деятельности обучающегося и реализуется она в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты и осмыслены ребенком. Таким образом, целесообразно формировать информационную безопасность, применяя категории нравственных ценностей и норм, которые активизируют собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию. Следственно, ребенок должен уметь критически мыслить. Данное умение может формироваться в процессе целенаправленного обучения. Для того, чтобы в дальнейшем формировалось самостоятельное критическое мышление, необходимо с начальной школы обучать детей базовым умениям работы с информацией (уметь выделять главную мысль в тексте, делать вывод, дать оценку событию и т.д.)

Важнейшим фактором информационной безопасности детей и подростков является развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Это вполне возможно и реально:

Во-первых, когнитивное развитие является одной из задач современной психологической службы в школе.

Во-вторых, необходимо развивать способности силами учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов, эту задачу, возможно, реализовать в школе.

Когнитивные способности лежат в основе того, насколько человек может обеспечить себе информационно – психологическую безопасность в широком смысле этого слова.

Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту подростков от нежелательного контента. Никакие программные фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем сформировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Чтобы сформировать навык "безопасного" поведения в Интернете нужно, чтобы знакомство с основными правилами работы Сети было включено в различные формы образовательной деятельности или в образовательную программу, как системная деятельность по обеспечению безопасности детей. Это важно не только для обучающихся, но и для их родителей и учителей.

Виды психолого-педагогического сопровождения

информационной безопасности школьников

по степени взаимодействия (прямое и опосредованное сопровождение);

по степени реализации (превентивное, своевременное, предупреждающее последействие);

по длительности реализации (импульсное, пролонгированное, дискретное)

1. По степени взаимодействия:

- Прямое педагогическое сопровождение информационной безопасности подростков практикуется учителем в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью такого сопровождения является совместный продуктивный поиск путей выхода из ситуации нарушения информационной безопасности обучающегося. Примером может служить обращение обучающегося к учителю с просьбой помочь разрешить ситуацию, связанную с навязыванием нежелательного знакомства в сети Интернет.

- Опосредованное сопровождение осуществляется педагогом с помощью демонстрации примеров борьбы с негативными проявлениями в сети Интернет. Этот способ может натолкнуть обучающегося на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе учеников в целом.

2. По степени реализации:

-При превентивном сопровождении обучающиеся получают от учителя некоторый набор «информации к размышлению», информационный повод для наблюдения раньше, чем может возникнуть сама проблема. И в тот момент, когда в его реальности возникает проблемная ситуация, обучающийся успешно ее разрешает на основе имеющегося набора методов и приемов.

-своевременное сопровождение состоит в поддержке обучающегося именно тогда, когда возникает такого рода потребность, когда по внешним признакам можно разглядеть надвигающуюся на ребенка опасность физического или психологического плана, также по его запросу, например, у обучающегося педагог замечает симптомы интернет-зависимости.

 -предупреждающее последействие, применимо в случае, если в жизни подростка произошло некоторое событие, которое способно создать информационную проблему. Цель такого вида сопровождения заключается в снятии первоначального стресса и напряженности для того, чтобы ребенок смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию информационной проблемы и предупредить возникновение и развитие возможных последствий, например, запугивание и унижение ребенка при общении в социальной сети.

3. По длительности реализации.

- Импульсное сопровождение актуально в случае, если педагог имеет уверенность, что обучающийся сам может справиться с проблемой информационных угроз и рисков и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Характерной его особенностью является использование педагогом не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.

-пролонгированное сопровождение применяется педагогом в ситуациях, если подросток не может самостоятельно длительное время справиться с проблемой, связанной с информационной безопасностью, несмотря на его регулярные обращения к педагогу, или же, если этот процесс носит длительный характер, требует наблюдения со стороны педагога или педагога-психолога. Характерной особенностью такого вида ППС является серия встреч педагога и учащегося (или группы детей со сходными проблемами). Основная цель - вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

-дискретное сопровождение уместно применять эпизодически, тогда, когда педагог видит возникающую необходимость вмешаться для того, чтобы предотвратить негативное развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых обучающимся при встрече негативного контента. Вариативность, многообразие форм и методов педагогического сопровождения для обеспечения информационной безопасности школьников зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Таким образом, в современной педагогической практике психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности подростков рассматривается в первую очередь как система профессиональной деятельности педагогов и педагогов-психологов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях информационного воздействия, в том числе негативного.

Например, в нашем образовательном учреждении в целях поддержки и сопровождения, обучающихся от негативной информации, поступающей из сети Интернет, педагогами-психологами, социальным педагогом были разработаны рекомендации для обучающихся, педагогов и родителей, буклеты с целью повышения знаний и уровня компетентности по проблеме «Информационной безопасности». В работе используется методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой, анкеты и опросники для отслеживания динамики по формированию у обучающихся информационной культуры личности.

К сожалению, но дети часами готовы сидеть у компьютера, занимаясь не только образовательными задачами, они решают все свои проблемы онлайн самостоятельно или с друзьями (реальными или виртуальными), ждут с замиранием сердца ответы на свои вопросы от чужих людей, раскрываются перед всем миром, ожидая помощи или поддержки. Почему? Да потому, что в реальности некому довериться, посоветоваться. А там тебя принимают, готовы выслушать, а дома всем некогда, неинтересно, твои проблемы так малозначимы или даже смешны, да и тайну доверить страшно, кто знает, как отреагируют близкие. Голова подростков занята ответами на вопросы:

– почему равнодушны родители, почему неинтересен, неужели так плохо, что можно не любить?

– если они не любят, тогда, кто сможет полюбить?

– я хоть кому-то в этой жизни нужен? А если нет?

Такое бывает и встречается довольно часто. Поэтому ограждать детей от чего бы то ни было нужно, важно и говорить об этом необходимо, но прежде стоит набраться смелости родителям и задать ребенку вопрос: «Что я делаю не так, почему компьютеру ты доверяешь больше?». И вспомнить о том, что все мы рождаемся для любви и всю жизнь к ней стремимся, потому что это тоже потребность.

Советы родителям по информационной безопасности детей и подростков в цифровом пространстве:

-требуется создать список правил посещения сети Интернет вне стен школы

-необходимо проводить беседу с детьми об их друзьях в виртуальном мире. Спрашивать о людях, с которыми дети общаются в сети Интернет

-нужно использовать программы-фильтры блокирования запрещенного контента; проводить беседу про нежелательные встречи с незнакомцами из сети Интернет; требуется приучить ребенка не выкладывать личную информацию на просторах сети Интернет; приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом, а себя просматривать посещаемые ребенком сайты и социальные сети, мессенджеры.

В настоящее время только комплексное решение данной проблемы как со стороны семьи, так и со стороны школы позволит уменьшить риски негативного воздействия на ребенка.

Список литературы:

1. Астахова Л.В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2011 № 2 С. 40–47.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Психологическая наука и образование. 2012 № 3 С. 30-40.

3.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 С. – 125.

4.Губанихина Е.В. Основы психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017 — №48. — С. 202-205.

5.Рогов Е.В. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 ч/ Е. В. Рогов. – М.: Владос, ч. 1 – 2000 – 383 с.

6.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогическое творчество, 1980 – 298с.

7.Щекотуров А. В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 4 (110). — С. 80–88. Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая Газета, 2016. — Вып. 51.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области «Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве» Подготовили: педагог-психолог Авдеева Светлана Александровна, социальный педагог Севидова Юлия Владимировна

Слайд 2

Влияния IT-технологий на развитие детей и подростков Негативные моменты Изменения качества высших психических функций: 1. Память 2. Внимание 3. Мышление Аддикция (зависимость) от гаджетов Риск влияния отрицательного по содержанию контента на психику Риск влияния отрицательного по содержанию контента на социализацию Нежелательные контакты

Слайд 3

Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве - это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Психолого-педагогическое сопровождение Цель – создание системы социально-педагогических и психологических условий для развития личности обучающихся на основе построения безопасного информационного пространства школьников, формирование личностных характеристик, отвечающих запросам современного информационного общества на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории и формирования устойчивой мотивации познания вопросов информационной безопасности.

Слайд 4

Существуют риски при использовании сети Интернет : – контентные риски, связанные с настройкой браузера и скачивания файлов; – электронные риски, связанные с вредоносными программами, которые могут быть скачены из сети Интернет; – коммуникационные риски, связанные с взаимодействием и общением школьника с другими людьми в социальных сетях, с помощью мессенджера ( skype , zoom , viber , whatsapp и т.д.); – потребительские риски, связанные с информацией, музыкой и покупки вещей в сети Интернет. – психологические риски, связанные с возникновением компьютерной и Интернет - зависимости, а также психологической незащищенности.

Слайд 5

Факторы информационной безопасности во-первых, когнитивное развитие является одной из задач современной психологической службы в школе. во-вторых, необходимо развивать способности силами учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов, эту задачу, возможно, реализовать в школе.

Слайд 6

Виды психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников: по степени взаимодействия Прямое сопровождение. Особенность - прямое педагогическое сопровождение. Цель - совместный продуктивный поиск путей выхода из ситуации нарушения информационной безопасности обучающегося. Опосредованное сопровождение. Осуществляется педагогом с помощью демонстрации примеров борьбы с негативными проявлениями в сети Интернет. Этот способ может натолкнуть обучающегося на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе учеников в целом.

Слайд 7

Виды психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников: по степени реализации: Превентивное сопровождении . Обучающиеся получают от учителя некоторый набор «информации к размышлению», информационный повод для наблюдения раньше, чем может возникнуть сама проблема. И в тот момент, когда в его реальности возникает проблемная ситуация, обучающийся успешно ее разрешает на основе имеющегося набора методов и приемов. Своевременное сопровождение. Поддержка обучающегося именно тогда, когда возникает такого рода потребность, когда по внешним признакам можно разглядеть надвигающуюся на ребенка опасность физического или психологического плана, также по его запросу, например, у обучающегося педагог замечает симптомы интернет-зависимости. Предупреждающие последействия. Сопровождение заключается в снятии первоначального стресса и напряженности для того, чтобы ребенок смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию информационной проблемы и предупредить возникновение и развитие возможных последствий, например, запугивание и унижение ребенка при общении в социальной сети.

Слайд 8

Виды психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников: по длительности реализации Импульсное сопровождение. Особенностью является использование педагогом не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Цель общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах. Пролонгированное сопровождение. Характерная особенность такого вида ППС является серия встреч педагога и учащегося (или группы детей со сходными проблемами). Основная цель - вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности. Дискретное сопровождение. Педагог используют разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых обучающимся при встрече негативного контента. Вариативность, многообразие форм и методов педагогического сопровождения для обеспечения информационной безопасности школьников зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Слайд 9

Выводы и советы родителям : В современной педагогической практике психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности подростков рассматривается в первую очередь как система профессиональной деятельности педагогов и педагогов-психологов, направленнаяна создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях информационного воздействия, в том числе негативного. Требуется создать список правил посещения сети Интернет вне стен школы; Необходимо проводить беседу с детьми об их друзьях в виртуальном мире. Спрашивать о людях, с которыми дети общаются в сети Интернет; Нужно использовать программы-фильтры блокирования запрещенного контента; Проводить беседу про нежелательные встречи с незнакомцами из сети Интернет; Требуется приучить ребенка не выкладывать личную информацию на просторах сети Интернет; Приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом, а себя просматривать посещаемые ребенком сайты и социальные сети, мессенджеры.

Слайд 10

Источники: 1. Астахова Л.В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект // Вестник УрФО . Безопасность в информационной сфере. 2011 № 2 С. 40–47. 2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Психологическая наука и образование. 2012 № 3 С. 30-40. 3.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 С. – 125 4.Губанихина Е.В. Основы психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017 — №48. — С. 202-205. 5.Рогов Е.В. Настольная книга практического психолога : Учебное пособие: в 2 ч/ Е. В. Рогов. – М.: Владос , ч. 1 – 2000 – 383 с. 6.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогическое творчество, 1980 – 298с. 7.Щекотуров А. В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети « ВКонтакте » // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 4 (110). — С. 80–88. Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая Газета, 2016. — Вып . 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет и воспитание: проектирование безопасного информационного пространства детей и подростков.

Согласно образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и инт...

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков

Проблема сохранения физического, психического и нравственного здоровья ребенка в современном информационном мире. Необходимость повышения воспитательного потенциала семьи в решении данной проблемы. Ос...

Интернет и воспитание: проектирование безопасного информационного пространства детей и подростков.

Современные средства массовой информации и новые технологии привнесли радикальные и необратимые изменения в жизнь общества. Наиболее чувствительным к подобным изменениям оказывается подрастающее покол...

Разработка внеклассного часа на тему “Информационная безопасность детей в сети Интернет”.

Данная разработка ознакомливает детей с какими опасностями они могут сталкиваться при использовании сети Интернет. Также данная работа дает способы избежания этих опасностей....

Дети в интернете: В Н И М А Н И Е ! Виртуальная НЕреальность! (Заметки для педагогов и родителей на тему интернет-безопасности детей и подростков)

Законы «бытия» вир­туального мира легко проникают в подсознание ребенка или под­ростка, минуя основные механизмы психологической защиты......

Родительское собрание «Координация действий семьи и школы по вопросам информационной безопасности детей и подростков»

Родительское собрание. В данной разработке рассмотрены вопросы информационной безопасности подростков в сети Интернет....

Статья "Оценка состояния информационной безопасности детей и подростков."

Информационная среда основывается на предметности культуры общества и выступает как фактор развития ребенка, образующий динамическую систему взаимодействий участников информационного простра...