Методическая разработка на тему:"Семья и семейные ценности"
методическая разработка (5 класс)

Тема:  «Семья и семейные ценности»

 

Цель: способствовать формированию и поддержанию семейных ценностей.

 

Задачи урока

 

Обучающая: познакомить учащихся с понятиями «семья», «ценность».

 

Развивающая: развитие духовно-нравственных качеств учащихся.

 

Воспитывающая: развитие уважительного отношения к семейным ценностям, способствовать развитию

коммуникативных качеств.

 

Основные термины и понятия: семья, ценность, традиция, поддержка, родственники, забота.

 

Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор.

 

Оформление: рисунки, пословицы о семье, ромашки из бумаги.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент. Приветствие.

 

Учитель читает стихи о семье:

«Семья – это МЫ»

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!

«Семья»

Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)

2. Ресурсный круг.

- Назовите свое имя и состав вашей семьи. (Дети по очереди отвечают, круг завершает учитель).

  1. Мотивация деятельности.

У вас на столах находятся ромашки, они выбраны не случайно. Надо отметить, что именно этот белоснежный цветок с желтой сердцевиной, на Руси считался символом любви. Ромашки символизируют семью, заботу и любовь, которая есть в каждой семье.

Учащиеся отвечают. Формулируют тему: «Семья и семейные ценности».

 

  1. Обсуждение.

У Л.Н. Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме». 

Продолжите фразу. Семья – это

 

  1. Работа с понятиями

Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.

Ценность – важность, значимость.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Слово учителя:

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

- А какие традиции в вашей семье? (Дети отвечают по очереди).   

 

  1. Пословицы о семейных традициях

Существует множество поучительных пословиц о семейных обычаях и традициях. Вот некоторые из них:

«На что клад, когда в семье лад».

«Дети не в тягость, а в радость».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Дерево держится корнями, а человек семьей».

«Коли внучек маю, так и сказки знаю».

«Не прячь свои неудачи от родителей».

«Родителей чти — не собьешься с истинного пути».

«В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

  1. Притча о семье

Жила была одна семья. Отец и мать воспитывали шестеро детей, и все у них было хорошо.

Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом, и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как.

На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу.

Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина — не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно.

На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков.

- Ну, ладно, — посмотрел на удивленных и уставших детей отец, — Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать!
И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол, и стали ждать пока мама накроет обед.

На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол.

-Этими ложками невозможно поесть! — воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган.

На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось.

- Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? —посмотрел на детей отец.
- Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого — тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.

Слово учителя:

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

- Ребята, а каковы задачи семьи? 

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к родителям, традиции, забота, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

 

  1. Задание  - Собери пословицу (предлагаются разрезанные пословицы).

1.В хорошей семье хорошие дети растут. 

2.Дерево держится корнями, а человек семьей.

3.Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

4.В своем доме и стены помогают.

5.В дружной семье и в холод тепло

6.Человек без семьи, что дерево без плодов.

7.Отца с матерью почитать — горя не знать.

Слово учителя: дети, с заданием вы справились отлично!

Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы учеников)

Учитель: Верно. В семье должен быть мир, любовь и забота.

Учитель: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души.

 

9. Рефлексия.

  • Перед вами ромашки из бумаги. Напишите на каждом лепестке, какими семейными ценностями обладают члены вашей семьи? 

Ответьте на вопросы:

- Что такое семья?

- Какие семейные ценности вы знаете ?

- Без чего не может быть семьи? (ученики отвечают).

Без мамы, папы и меня…

- А чем же скреплена она? (ученики отвечают).

Любовью, заботой …

Дети! Я желаю, чтобы у каждого из вас была крепкая любящая семья, соблюдающая традиции. Дома был всегда уют, доброта и забота! Цените своих ближних! Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данилова Александра Александровна

Социальный педагог

ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением

английского языка Невского района СПб

Предмет: ОДНКНР, 5-й класс

Тема урока: «Семья и семейные ценности»

Цель: способствовать формированию и поддержанию семейных ценностей.

Задачи урока

Обучающая: познакомить учащихся с понятиями «семья», «ценность».

Развивающая: развитие духовно-нравственных качеств учащихся.

Воспитывающая: развитие уважительного отношения к семейным ценностям, способствовать развитию

коммуникативных качеств.

Основные термины и понятия: семья, ценность, традиция, поддержка, родственники, забота.

Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор.

Оформление: рисунки, пословицы о семье, ромашки из бумаги.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель читает стихи о семье:

«Семья – это МЫ»

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!

«Семья»

Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)

2. Ресурсный круг.

- Назовите свое имя и состав вашей семьи. (Дети по очереди отвечают, круг завершает учитель).

  1. Мотивация деятельности.

У вас на столах находятся ромашки, они выбраны не случайно. Надо отметить, что именно этот белоснежный цветок с желтой сердцевиной, на Руси считался символом любви. Ромашки символизируют семью, заботу и любовь, которая есть в каждой семье.

Учащиеся отвечают. Формулируют тему: «Семья и семейные ценности».

  1. Обсуждение.

У Л.Н. Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме». 

Продолжите фразу. Семья – это

  1. Работа с понятиями

Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.

Ценность – важность, значимость.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Слово учителя:

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

- А какие традиции в вашей семье? (Дети отвечают по очереди).        

  1. Пословицы о семейных традициях

Существует множество поучительных пословиц о семейных обычаях и традициях. Вот некоторые из них:

«На что клад, когда в семье лад».

«Дети не в тягость, а в радость».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Дерево держится корнями, а человек семьей».

«Коли внучек маю, так и сказки знаю».

«Не прячь свои неудачи от родителей».

«Родителей чти — не собьешься с истинного пути».

«В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

  1. Притча о семье

Жила была одна семья. Отец и мать воспитывали шестеро детей, и все у них было хорошо.

Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом, и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как.

На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу.

Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина — не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно.

На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков.

- Ну, ладно, — посмотрел на удивленных и уставших детей отец, — Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать!
И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол, и стали ждать пока мама накроет обед.

На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол.

-Этими ложками невозможно поесть! — воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган.

На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось.

- Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? —посмотрел на детей отец.
- Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого — тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.

Слово учителя:

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

- Ребята, а каковы задачи семьи? 

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к родителям, традиции, забота, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

  1. Задание  - Собери пословицу (предлагаются разрезанные пословицы).

1.В хорошей семье хорошие дети растут

2.Дерево держится корнями, а человек семьей.

3.Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

4.В своем доме и стены помогают.

5.В дружной семье и в холод тепло

6.Человек без семьи, что дерево без плодов.

7.Отца с матерью почитать — горя не знать.

Слово учителя: дети, с заданием вы справились отлично!

Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы учеников)

Учитель: Верно. В семье должен быть мир, любовь и забота.

Учитель: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души.

9. Рефлексия.

  • Перед вами ромашки из бумаги. Напишите на каждом лепестке, какими семейными ценностями обладают члены вашей семьи?  

Ответьте на вопросы:

- Что такое семья?

- Какие семейные ценности вы знаете ?

- Без чего не может быть семьи? (ученики отвечают).

Без мамы, папы и меня…

- А чем же скреплена она? (ученики отвечают).

Любовью, заботой …

Дети! Я желаю, чтобы у каждого из вас была крепкая любящая семья, соблюдающая традиции. Дома был всегда уют, доброта и забота! Цените своих ближних! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»

Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...

Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности"

Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности" для 5-11 классов....

Методическая разработка мероприятия по теме: «Семья и семейные ценности»

Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;способствовать формированию представлений о жизненном идеале с...

Методическая разработка по теме: "Семья и семейные отношения"

Методическая разработка урока по Обществознанию для 5 класса - Семья и семейные отношения...

Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»

1.     Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2.     Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»

Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...

Методическая разработка на тему «Семья. Семейные ценности и традиции»

Актуальность темы.Данная тема является ключевой в развитии не только человека, но и общества. Для каждого человека семья является началом начал; ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи...