Методическая разработка на тему:"Семья и семейные ценности"
методическая разработка (5 класс)
Тема: «Семья и семейные ценности»
Цель: способствовать формированию и поддержанию семейных ценностей.
Задачи урока
Обучающая: познакомить учащихся с понятиями «семья», «ценность».
Развивающая: развитие духовно-нравственных качеств учащихся.
Воспитывающая: развитие уважительного отношения к семейным ценностям, способствовать развитию
коммуникативных качеств.
Основные термины и понятия: семья, ценность, традиция, поддержка, родственники, забота.
Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор.
Оформление: рисунки, пословицы о семье, ромашки из бумаги.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
Учитель читает стихи о семье:
«Семья – это МЫ»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
«Семья»
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)
2. Ресурсный круг.
- Назовите свое имя и состав вашей семьи. (Дети по очереди отвечают, круг завершает учитель).
- Мотивация деятельности.
У вас на столах находятся ромашки, они выбраны не случайно. Надо отметить, что именно этот белоснежный цветок с желтой сердцевиной, на Руси считался символом любви. Ромашки символизируют семью, заботу и любовь, которая есть в каждой семье.
Учащиеся отвечают. Формулируют тему: «Семья и семейные ценности».
- Обсуждение.
У Л.Н. Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».
Продолжите фразу. Семья – это…
- Работа с понятиями
Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.
Ценность – важность, значимость.
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.
Слово учителя:
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
- А какие традиции в вашей семье? (Дети отвечают по очереди).
- Пословицы о семейных традициях
Существует множество поучительных пословиц о семейных обычаях и традициях. Вот некоторые из них:
«На что клад, когда в семье лад».
«Дети не в тягость, а в радость».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».
«Семья сильна, когда над ней крыша одна».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Дерево держится корнями, а человек семьей».
«Коли внучек маю, так и сказки знаю».
«Не прячь свои неудачи от родителей».
«Родителей чти — не собьешься с истинного пути».
«В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».
- Притча о семье
Жила была одна семья. Отец и мать воспитывали шестеро детей, и все у них было хорошо.
Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом, и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как.
На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу.
Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина — не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно.
На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков.
- Ну, ладно, — посмотрел на удивленных и уставших детей отец, — Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать!
И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол, и стали ждать пока мама накроет обед.
На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол.
-Этими ложками невозможно поесть! — воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган.
На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось.
- Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? —посмотрел на детей отец.
- Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого — тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.
Слово учителя:
- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???
- Ребята, а каковы задачи семьи?
Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к родителям, традиции, забота, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.
Это и есть семейные ценности.
- Задание - Собери пословицу (предлагаются разрезанные пословицы).
1.В хорошей семье хорошие дети растут.
2.Дерево держится корнями, а человек семьей.
3.Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
4.В своем доме и стены помогают.
5.В дружной семье и в холод тепло
6.Человек без семьи, что дерево без плодов.
7.Отца с матерью почитать — горя не знать.
Слово учителя: дети, с заданием вы справились отлично!
Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы учеников)
Учитель: Верно. В семье должен быть мир, любовь и забота.
Учитель: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души.
9. Рефлексия.
- Перед вами ромашки из бумаги. Напишите на каждом лепестке, какими семейными ценностями обладают члены вашей семьи?
Ответьте на вопросы:
- Что такое семья?
- Какие семейные ценности вы знаете ?
- Без чего не может быть семьи? (ученики отвечают).
Без мамы, папы и меня…
- А чем же скреплена она? (ученики отвечают).
Любовью, заботой …
Дети! Я желаю, чтобы у каждого из вас была крепкая любящая семья, соблюдающая традиции. Дома был всегда уют, доброта и забота! Цените своих ближних! Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_semya_i_semeynye_tsennosti_danilova_a.a.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Данилова Александра Александровна
Социальный педагог
ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением
английского языка Невского района СПб
Предмет: ОДНКНР, 5-й класс
Тема урока: «Семья и семейные ценности»
Цель: способствовать формированию и поддержанию семейных ценностей.
Задачи урока
Обучающая: познакомить учащихся с понятиями «семья», «ценность».
Развивающая: развитие духовно-нравственных качеств учащихся.
Воспитывающая: развитие уважительного отношения к семейным ценностям, способствовать развитию
коммуникативных качеств.
Основные термины и понятия: семья, ценность, традиция, поддержка, родственники, забота.
Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор.
Оформление: рисунки, пословицы о семье, ромашки из бумаги.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
Учитель читает стихи о семье:
«Семья – это МЫ»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
«Семья»
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)
2. Ресурсный круг.
- Назовите свое имя и состав вашей семьи. (Дети по очереди отвечают, круг завершает учитель).
- Мотивация деятельности.
У вас на столах находятся ромашки, они выбраны не случайно. Надо отметить, что именно этот белоснежный цветок с желтой сердцевиной, на Руси считался символом любви. Ромашки символизируют семью, заботу и любовь, которая есть в каждой семье.
Учащиеся отвечают. Формулируют тему: «Семья и семейные ценности».
- Обсуждение.
У Л.Н. Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».
Продолжите фразу. Семья – это…
- Работа с понятиями
Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.
Ценность – важность, значимость.
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.
Слово учителя:
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
- А какие традиции в вашей семье? (Дети отвечают по очереди).
- Пословицы о семейных традициях
Существует множество поучительных пословиц о семейных обычаях и традициях. Вот некоторые из них:
«На что клад, когда в семье лад».
«Дети не в тягость, а в радость».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».
«Семья сильна, когда над ней крыша одна».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Дерево держится корнями, а человек семьей».
«Коли внучек маю, так и сказки знаю».
«Не прячь свои неудачи от родителей».
«Родителей чти — не собьешься с истинного пути».
«В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».
- Притча о семье
Жила была одна семья. Отец и мать воспитывали шестеро детей, и все у них было хорошо.
Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом, и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как.
На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу.
Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина — не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно.
На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков.
- Ну, ладно, — посмотрел на удивленных и уставших детей отец, — Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать!
И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол, и стали ждать пока мама накроет обед.
На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол.
-Этими ложками невозможно поесть! — воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган.
На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось.
- Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? —посмотрел на детей отец.
- Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого — тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.
Слово учителя:
- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???
- Ребята, а каковы задачи семьи?
Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к родителям, традиции, забота, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.
Это и есть семейные ценности.
- Задание - Собери пословицу (предлагаются разрезанные пословицы).
1.В хорошей семье хорошие дети растут.
2.Дерево держится корнями, а человек семьей.
3.Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
4.В своем доме и стены помогают.
5.В дружной семье и в холод тепло
6.Человек без семьи, что дерево без плодов.
7.Отца с матерью почитать — горя не знать.
Слово учителя: дети, с заданием вы справились отлично!
Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы учеников)
Учитель: Верно. В семье должен быть мир, любовь и забота.
Учитель: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души.
9. Рефлексия.
- Перед вами ромашки из бумаги. Напишите на каждом лепестке, какими семейными ценностями обладают члены вашей семьи?
Ответьте на вопросы:
- Что такое семья?
- Какие семейные ценности вы знаете ?
- Без чего не может быть семьи? (ученики отвечают).
Без мамы, папы и меня…
- А чем же скреплена она? (ученики отвечают).
Любовью, заботой …
Дети! Я желаю, чтобы у каждого из вас была крепкая любящая семья, соблюдающая традиции. Дома был всегда уют, доброта и забота! Цените своих ближних! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»
Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...
Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности"
Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности" для 5-11 классов....
Методическая разработка мероприятия по теме: «Семья и семейные ценности»
Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;способствовать формированию представлений о жизненном идеале с...
Методическая разработка по теме: "Семья и семейные отношения"
Методическая разработка урока по Обществознанию для 5 класса - Семья и семейные отношения...
Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»
1. Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»
Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...
Методическая разработка на тему «Семья. Семейные ценности и традиции»
Актуальность темы.Данная тема является ключевой в развитии не только человека, но и общества. Для каждого человека семья является началом начал; ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи...