Методическая разработка по теме: "Семья и семейные отношения"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему
Методическая разработка урока по Обществознанию для 5 класса - Семья и семейные отношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 31.05 КБ |
semya.pptx | 893.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание 5 класс
Глава II. Семья
(§ 3) Семья и семейные отношения
Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, поколение, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивационно-целевой этап.
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, написал на нём, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…
- В чем смысл этой притчи?
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения». (слайд)
- Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(зачем люди создают семьи, какие бывают семьи, как образуются семьи, права и обязанности семьи, что такое семья и т.д.)
План урока
1.Зачем люди создают семьи.
2.Если семья не выполняет своих обязанностей.
1. Зачем люди создают семьи.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 26—27 учебника.
- Что их объединяет?
Слово «семья» является одним из самых распространенных в нашей повседневной речи и это неудивительно. Благодаря семье мы появились на свет, научились говорить и понимать окружающий мир, в семье мы проводим большую часть своего свободного времени, работаем и отдыхаем, делимся самым сокровенным – тем, о чем нельзя рассказать посторонним людям. Семья – важнейшая часть жизни любого человека.
- Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему. (слайд)
Давайте попробуем дать определение слову «семья»: Что такое семья? (слайд)
«Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).
А назовите мне, пожалуйста, главную особенность, на которой строится семья. (Любовь.)
Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.
Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа или коллектив? Давайте перечислим признаки семьи, и запишем в тетради?
Признаки семьи: (слайд)
- объединение лиц связанных браком или родством;
- чувство любви и привязанности;
- взаимная ответственность;
- общее хозяйство;
- совместный отдых;
- совместное проживание;
- общий семейный бюджет;
- воспитание детей.
- Что отличает одну семью от другой? У каждой семьи свои традиции, религии, особенности, нравы, устои и т.д.
Помните, что в семье все должны ощущать ответственность друг перед другом, вносить свой вклад в благополучие семьи, осознавать, что равноправие в семейном коллективе заключается не только тогда, когда распределяются блага (конфеты, подарки и пр.), но и тогда, когда каждый член семьи берет на себя заботу о других и окружает их вниманием. Культура взаимоотношений между членами семьи состоит в том, что каждый, кто берет на себя часть общих забот, не ждет за это награды, поощрения и что радость приносит само ощущение своей причастности к общим семейным делам.
А кто выполняет особую роль в защите семьи
(наше государство).
Ведь семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
Предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.
Главное предназначение семьи – рождение и воспитание детей.
- Почему функция деторождения и последующего воспитания детей является настолько важной для общества?
- Потому что иначе люди бы вымерли и человечество исчезло.
- Каким образом государство защищает семью?
(издает законы, которые все должны выполнять)(слайд)
Эти законы содержаться в статьях Конституции и Семейном кодексе.
Конституция – это основной закон государства.
Семейный кодекс – это законодательный акт, регулирующий семейные отношения.
Так вот в Ст. 38 Конституции РФ записано « материнство и детство, семья находятся под защитой государства.» и давайте прочитаем фрагмент из Семейного кодекса на стр. 28 учебника.
А теперь давайте, используя свои знания и опыт, назовем те виды помощи, которые государство оказывает семьям.
(в тетради записать.) (слайд)
Государство- (строит детские сады, школы, больницы, стадионы, дома творчества школьников, театры и т.д.) – (материально обеспечивает школы, сады и т.д.) – (заботится о благополучии семей) – (выплачиват материнский капитал) – (осуществляет помощь многодетным семьям) – (помогает семьям приобрести жилье) – (отпуск по беременности и родам)
Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи (царь Вавилона), одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов.
Физкультминутка
- Если семья не выполняет своих обязанностей
— Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи.
(Слайд)
В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. Например, в таких семьях дети без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ. За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Ребенок имеет право:
- жить и воспитываться в семье;
- право знать своих родителей, право на их заботу о себе;
- право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов;
- право на совместное с ними проживание;
- на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами другими родственниками;
- ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов;
- право ребенка на имя, фамилию и отчество;
- право на имущество.
Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, современная семья объединяет родных и близких людей и несет ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей, за внимательное и бережное отношение к старшему поколению.
— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
- На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
- Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
- Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
5.Домашнее задание
- Прочитать § 3, с. 26-28 учебника, записи в тетради
- Задание на выбор:
- Написать небольшое сочинение на тему « Я и моя семья»
- Нарисовать иллюстрации к любым правам ребенка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тёти и их племянники, одинокие сестры и т.д.) Основа такой семьи : взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей Основа такой семьи : желание помогать друг другу, заботится о малых детях и стариках
Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).
Признаки семьи: - объединение лиц связанных браком или родством; - чувство любви и привязанности; - взаимная ответственность; - общее хозяйство; - совместный отдых; - совместное проживание; - общий семейный бюджет; - воспитание детей, забота о старшем поколении
Семья находится по защитой государства Ст. 38 Конституции Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. фрагмент из Семейного кодекса на стр. 28 учебника.
строит детские сады, школы , больницы, стадионы, дома творчества, театры и т.д. ; гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание; выплачивает материнский капитал , денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей. осуществляет помощь многодетным , малообеспеченным семьям ; государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвалидам; помогает семьям приобрести жилье . В иды помощи, которые государство оказывает семьям
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) Ребенок имеет право: - право жить и воспитываться в семье; - право знать своих родителей, право на их заботу о себе; - право на воспитание своими родителями; - право на совместное с ними проживание; - на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; - ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов; - право ребенка на имя, фамилию и отчество; - право на имущество. Основные права ребенка
Первое и главное, что требуется от детей, это учиться ( Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными ); Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать правила поведения в различных заведениях (школа, театр, дом творчества, музей и т.д.); Соблюдать стандартные правила гигиены ; Уважать старших ; Бережно относится к имуществу ; Должен помогать родителям по дому; Заботится о близких. А также несовершеннолетние лица могут привлекаться к административной ответственности с 16- лет, а к уголовной ответственности с 14- лет (за особо тяжкие преступления). При этом, незнание закона не освобождает от ответственности.
Домашнее задание 1) Параграф 3, с. 26-28 устно 2) Задание на выбор: Написать небольшое сочинение на тему « Я и моя семья» Нарисовать иллюстрации к любым правам ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Семя"
Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя". Оформление кабинета. Оформление доски. Демонстрация семян. Виды. Проверка знаний об особенностях строения семян двудоль...
Разработка урока в 10 классе «Семейные отношения, конфликты в семье»
Тема урока: «Семейные отношения, конфликты в семье»Тип урока: урок обобщения новых знаний.Вид урока: урок - дебатыЦель урока: повторение и закрепление лексического материала по теме «Семейные от...
Методическая разработка по теме "Семья", 10 класс.
Данный материал может быть использован для работы по теме "Семья". Материал представлен в виде буклета, который содержит лексический материал, тексты для чтения, индивидуальные задания...
Методическая разработка по теме " Семья" 6 класс к УМК О.В. Афанасьева , И.В. Михеева
Методическая разработка по теме " Семья" 6 класс к УМК О.В. Афанасьева , И.В. Михеева...
Методическая разработка по теме "Семья"
Методическая разработка предназначена для использования на уроках английского языка на 1 курсе обучающихся по специальности "Преподавание в начальных классах" с целью повторения и закреплени...
Методическая разработка на тему «Семья. Семейные ценности и традиции»
Актуальность темы.Данная тема является ключевой в развитии не только человека, но и общества. Для каждого человека семья является началом начал; ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи...
Методическая разработка на тему:"Семья и семейные ценности"
Тема: «Семья и семейные ценности» Цель: способствовать формированию и поддержанию семейных ценностей. Задачи урока Обучающая: познакомить учащихся с понятиями «с...