«Роль учителя в современном обществе»
статья
Сегодня некоторые люди говорят, что учительство — неутраченное искусство, а вот уважение к учительству — утраченная традиция. Так ли это? Поразмышляем вместе с учениками нашего лицея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_v_sovremennom_obshchestve_1.docx | 11.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Роль учителя в современном обществе».
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Н. А. Некрасов
Сегодня некоторые люди говорят, что учительство — неутраченное искусство, а вот уважение к учительству — утраченная традиция. Так ли это? Поразмышляем вместе с учениками нашего лицея.
В меняющемся мире профессий (общее количество их - несколько десятков тысяч) профессия учителя остаётся неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Профессия учителя - одна из древнейших, это даже не профессия, а призвание, потому что для того, чтобы стать педагогом, необходимо этого очень сильно хотеть. Нужно научиться находить подход к детям, быть готовым жертвовать собою ради других.
Особенно значительна роль учителя в современном обществе. Ведь педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Это новатор, мудро преобразующий жизнь, исследователь, организатор и руководитель проектов. Это воспитатель, любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Он формирует духовный мир молодёжи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, давая подрастающему поколению знания, формируя понятия и убеждения о правилах человеческого общежития, о принципах и нормах нравственности, права, эстетики. Все мы понимаем, что именно педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, способных увидеть всё передовое в разносторонней жизни и использовать его во благо своей страны.
Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К. Д. Ушинский: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».
Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические особенности детей, подростков, юношей и девушек, возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.
Для того чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательное взаимодействие, стимулировать их самостоятельность, инициативность, необходимо глубокое знание законов, в соответствии с которыми происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Важно уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Нужно суметь увидеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, но и умнее, добрее, милосерднее. Это очень важно для учителя.
Конец XX и начало XXI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества. Информационное общество - это общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, её свободой и доступностью.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого- «Быть с веком наравне». Важнейшая задача преподавателя XXI века - научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь самостоятельно находить и использовать необходимые знания.
С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Сегодня очень нужны специалисты, способные осваивать новшества, нести в школьный класс творческий дух и энергию. Современный учитель должен чутко реагировать на все изменения в стратегии образования и воспитания, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века.
В наше время бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой каждый ученик чувствует необходимость обучения.
Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура её носителя – высокопрофессионального специалиста, Учителя с большой буквы. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Передача детям знаний, умений и навыков, формирование универсальных образовательных компетентностей, организация разнообразной учебной исследовательской и проектной деятельности закономерно влечёт за собой развитие сущностных сил личности ученика, его высоких потребностей, способностей и дарований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...
Доклад о роли учителя в современном обществе
Стремительно меняющееся образование заставляет и педагогов идти в ногу со временем...
Урок обществознания "Роль религии в современном обществе", 11 класс
Урок подготовлен для класса социально-экономического профиля, занимающегося по программе Боголюбова Л.Н....
Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...
Есть двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...
Роль учителя в современном обществе
Современный учитель - душа системы образования, «двигатель» общества, связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта....
«Роль учителя в современном обществе»
Сегодня некоторые люди говорят, что учительство — неутраченное искусство, а вот уважение к учительству — утраченная традиция. Так ли это? Поразмышляем вместе с учениками нашего лицея....