Профориентация школьников. Современные подходы.
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профессию, основываясь на его особенностях характера, жизненных ценностях и имеющемся опыте.

Человек заканчивает школу, выбирает будущую профессию и поступает в ВУЗ по специальности. Потом много лет работает в выбранной сфере, профессионально растёт и развивается. Хорошо, если звёзды сошлись и сразу получилось найти своё призвание в профессии. Но чаще происходит по-другому: школьник делает выбор под давлением родителей, в спешке или когда сам не понял, что ему интересно, и поступает «всё равно куда, лишь бы поступить». Через пять лет оказывается, что ему не интересно, работа тяготит, а развиваться не хочется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация школьников. современные подходы

Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профессию, основываясь на его особенностях характера, жизненных ценностях и имеющемся опыте.

Человек заканчивает школу, выбирает будущую профессию и поступает в ВУЗ по специальности. Потом много лет работает в выбранной сфере, профессионально растёт и развивается. Хорошо, если звёзды сошлись и сразу получилось найти своё призвание в профессии. Но чаще происходит по-другому: школьник делает выбор под давлением родителей, в спешке или когда сам не понял, что ему интересно, и поступает «всё равно куда, лишь бы поступить». Через пять лет оказывается, что ему не интересно, работа тяготит, а развиваться не хочется.

XXI в. настоятельно поставил проблему профориентации обучающихся в число наиважнейших, поскольку от ее решения зависит реализация экономических реформ в стране и ее социально-экономическое развитие. Переход к рыночной экономике существенно изменил ситуацию на рынке труда, ужесточив конкуренцию. Значительно повысились требования к качеству профессиональной подготовки выпускников ВУЗов, которые напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций. Не нужно доказывать, что если профессия выбрана правильно, в соответствии с интересами и склонностями, то и обучение в вузе проходит успешно и качество профессиональной подготовки высокое.

В понятие профориентации входят различные методики: научные, психологические, авторские. Каждая из них помогает определить карьерный вектор будущей или новой профессии.

В настоящее время в профориентационной работе используются следующие «инструменты»:

  1.  Методы обучения:

 словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, игровой, дискуссионный, интерактивного обучения, стимулирования и мотивации деятельности.

      2. Формы организации образовательного процесса:

фронтальная; подгрупповая; индивидуальная.

  1. Формы организации учебного занятия:

лекция с элементами беседы; дискуссия; круглый стол; практическое занятие; беседа в сетевой группе; видео-, аудио-урок; урок-лекция; вебинар; онлайн или очная конференция; чат; виртуальная экскурсия; виртуальный мастер-класс; онлайн профпроба; очная профпроба; тренинги личностного и профессионального самоопределения на цифровых тренажёрах; цифровое тестирование и пр.

  1. Образовательные (педагогические) технологии:

  технология личностно-ориентированного подхода;

 технология игрового моделирования;

  технология развивающего обучения;

 технологии проектного обучения;

  технология проблемного обучения;

 технология портфолио (технология накопления и систематизации информации о достижениях обучающегося);

 технология организации контент-анализа;

  технология организации самостоятельной работы;

  информационно-коммуникационные технологии (в т.ч. технологии дистанционного и электронного обучения).

Также огромную помощь в профориентации школьников играют психологические  и социальные службы образовательных учреждений, которые активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;  создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно - мотивационной сфер личности;  оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;  внедряют достижения психологии в практику образовательно - воспитательного процесса.

Ранняя профессиональная ориентация школьников, помощь в самоопределение, обучение предпрофессиональным навыкам будет содействовать скорейшему взрослению индивида, успешному преодолению противоречий подросткового возраста, своевременной социализации.

Профессиональная ориентация - целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет самоопределяющейся личности лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий и потребностях общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Целью профессиональной ориентации является предоставление обучающимся необходимой информации о мире профессий и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии, создание условий для реализации жизненных планов, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональная ориентация обучающихся должна стать органичной частью воспитательной работы общеобразовательной организации, если она действительно заинтересована в успешности своих выпускников в их дальнейшем профессиональном самоопределении и профессиональной карьере. Так же, важно отметить, что по критерию профессиональной успешности выпускников школы можно судить и об эффективности деятельности общеобразовательной организации в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры".

В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако все это многообразие форм движений станов...

Программа деятельности по ранней профориентации школьников " Современный подросток в мире профессий".

Программа предназначена для проведения комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединеннных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащих...

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»: современные подходы к воспитанию.

Доклад об актуальности и необходимости создания Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»...

Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в рамках профориентации школьников

     Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, н...

Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы

Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы...

Программа деятельности по ранней профориентации школьников «Современный подросток в мире профессий» для 7 классов

Программа деятельности по ранней профориентации школьников «Современный подросток в мире профессий» для 7 классов...

Профориентация в школе: новый взгляд и современные подходы

Один из главных выборов, который  делает в своей жизни каждый человек, это кем быть. Профессий на свете существует множество. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? С кого возраста нужно го...