Профориентация в школе: новый взгляд и современные подходы
материал

Один из главных выборов, который  делает в своей жизни каждый человек, это кем быть. Профессий на свете существует множество. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? С кого возраста нужно говорить детям о выборе профессии?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация в школе: новый взгляд и современные подходы.


(Аминева Альфия Хамитовна, заместитель директора по
воспитательной работе МБОУ «Тюльганская СОШ №1»).

Один из главных выборов, который делает в своей жизни каждый человек, это кем быть. Профессий на свете существует множество. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? С кого возраста нужно говорить детям о выборе профессии?

О выборе профессии очень точно высказывались, каждый в своё время, великие философы и мыслители. Например, ещё римский философ Сенека, который родился в 4 веке до нашей эры, говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Древний мыслитель и китайский философ Конфуций, под стать Сенеке, по поводу выбора профессии утверждал: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать». Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Российский психолог Е. А. Климов утверждает, что выбор профессии — это второе рождение человека. Все эти высказывания и утверждения актуальны и в современном обществе. От того, насколько правильно определён профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье.

В рабочую программу воспитания включён модуль «Профориентация». В рамках реализации этого модуля определены направления деятельности по профориентации на начальной, основной и средней ступенях образования. Важно среди учебных предметов в школе проводить систематическую работу и про профориентации. Учителя начальных классов профориентационную работу с детьми начинают с знакомства с профессиями их родителей. Педагоги учат младших школьников уважать любой труд. От класса к классу формы, методы и приёмы проводимой работы в нашей школе совершенствуются.

Мероприятия, проводимые в нашей школе по профориентации.

Мероприятие

Информация

1

Организованные встречи профориентационной направленности (наименование).

- встреча с представителями Оренбургского института путей сообщения (филиал СамГУПС);

- встреча с представителями ОГУ (г. Оренбург);

- встреча с представителями филиала ОГУ (колледж г. Кумертау);

- встреча с сотрудниками РЭС (районные электрические сети)филиала ОАО «МРСК Волги» - Оренбургэнерго;

- встреча с помощником военного комиссариата Октябрьского, Сакмарского и Тюльганского районов Оренбургской области.

- онлайн-встреча с представителем Военного университета радиоэлектроники (г. Череповец) (онлайн);

онлайн встреча с военным комиссаром Октябрьского, Сакмарского и Тюльганского районов Оренбургской области.

встреча с представителями Филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Оренбурге;

- встреча с участником Афганской войны;

- встреча с государственным инспектором по пожарному надзору;

- встречи с выпускниками школы – студентами различных ВУЗов.

- -встречи с сотрудниками правоохранительных органов.

2

Участие в областных мероприятиях

- участие в кейс-чемпионате «Траектория карьеры»;

- участие в профориентационном вебинаре «Профконтур» для учащихся выпускных классов.

3

Экскурсии

- экскурсия в РЭС (районные электрические сети) филиала ОАО «МРСК Волги» - Оренбургэнерго;

- экскурсия в филиал ГАПОУ «Шарлыкский технический техникум»;

- экскурсия в швейную мастерскую «Фантазия»,

- хлебозавод.

4

Анкетирование

- анкетирование выпускников школы «Мой выбор».

5

Конкурсы

Участие в конкурсах профориентационной направленности:

- «Мастера и подмастерья» (муниципальный и региональные этапы регионального конкурса);

- конкурс рисунков, посвященный Дню сельского хозяйства (муниципальный уровень);

- участие в районном детском конкурсе социальной антикоррупционной рекламе «Молодежь против коррупции»;

- участие в районном конкурсе творческих работ «Славим человека труда»;

6

Занятия в лабораториях «Точка роста»

реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

- «Химический практикум»;

- «Занимательная физиология живых организмов»;

- «Основы робототехники»;

- «Юный физик».

7

Занятие в творческих объединениях

На базе школы открыт педагогический класс. Обучающиеся 10-11 класса изучают дополнительно такие предметы как педагогика и психология.

8

Организация работы школьной трудовой бригады

Ежегодно летом трудоустраиваются обучающиеся достигшие 14 летнего возраста

9

Участие в открытых онлайн-уроках «Шоу профессий», реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ».

1-11 классы (640 человек)

10

Участие в проекте «Билет в будущее»

6-11классы (290 человек)

11

Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», направленный на раннюю профориентацию

6-11 классы (290 человек)

12

Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном»

Также уделяется внимание профориентации

В урочной деятельности

В урочной деятельности также подчеркивается значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. На уроках русского языка, математики, технологии, физической культуры, географии, химии, биологии и т.д. школьники знакомятся с различными профессиями. Так, на уроках русского языка используются слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания. На уроках математики решаются практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках литературы ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники). На уроках географии, химии, биологии ведется:

- знакомство с отраслями экономики, медицины, природоохранных предприятий, даются первоначальные представления об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;

  • изучение видов транспорта и его использование в современных условиях;
  • изучение профессий, необходимых нашему региону и стране.

На уроках ИЗО

  • знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

Уроки ОБЖ не только изучают правила безопасного поведения, но и знакомят с особенностями таких профессий как спасатель, водитель, работник ГИБДД, медицинские работник, работники транспорта (воздушного, наземного, подземного, водного) и др.

Итак. Работу по профориентации в школе можно выстраивать по-разному. Но важно знать и помнить, что причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: мнение окружающих о профессии и её престижности, желание родителей, уровень заработной платы, доступность обучения. К внутренним причинам можно отнести: интерес, физические возможности, наличие склонностей, таланта, способностей, возможность самореализации.

Как показывает современная жизнь – молодёжь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру. В современном обществе увеличилось количество людей, которые не работают по своей специальности после получения диплома. А это приводит к насыщению рынка труда бесполезными специалистами.

Успешным в своей карьере становится тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе, а начинаться она должна в школе и продолжаться на протяжении всей жизни человека.

«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии» Н.Г.Чернышевский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ПОЯВЛЕНИЕ. КАК СОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА.

«Атлас новых профессий» включает:Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективахв быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.Универсальные навыки и умения, даю...

Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы

Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы...

Профориентация школьников. Современные подходы.

Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профес...

Участие в вебинаре «Профориентация в школе: новый подход» (Свидетельство)

Участие в вебинаре "Профориентация в школе: новый подход) (Свидетельство)...