Профориентация в школе: новый взгляд и современные подходы
материал
Один из главных выборов, который делает в своей жизни каждый человек, это кем быть. Профессий на свете существует множество. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? С кого возраста нужно говорить детям о выборе профессии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_v_shkole_novyy_vzglyad_i_sovremennye_podhody.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентация в школе: новый взгляд и современные подходы.
(Аминева Альфия Хамитовна, заместитель директора по
воспитательной работе МБОУ «Тюльганская СОШ №1»).
Один из главных выборов, который делает в своей жизни каждый человек, это кем быть. Профессий на свете существует множество. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? С кого возраста нужно говорить детям о выборе профессии?
О выборе профессии очень точно высказывались, каждый в своё время, великие философы и мыслители. Например, ещё римский философ Сенека, который родился в 4 веке до нашей эры, говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Древний мыслитель и китайский философ Конфуций, под стать Сенеке, по поводу выбора профессии утверждал: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать». Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Российский психолог Е. А. Климов утверждает, что выбор профессии — это второе рождение человека. Все эти высказывания и утверждения актуальны и в современном обществе. От того, насколько правильно определён профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье.
В рабочую программу воспитания включён модуль «Профориентация». В рамках реализации этого модуля определены направления деятельности по профориентации на начальной, основной и средней ступенях образования. Важно среди учебных предметов в школе проводить систематическую работу и про профориентации. Учителя начальных классов профориентационную работу с детьми начинают с знакомства с профессиями их родителей. Педагоги учат младших школьников уважать любой труд. От класса к классу формы, методы и приёмы проводимой работы в нашей школе совершенствуются.
Мероприятия, проводимые в нашей школе по профориентации.
№ | Мероприятие | Информация |
1 | Организованные встречи профориентационной направленности (наименование). | - встреча с представителями Оренбургского института путей сообщения (филиал СамГУПС); - встреча с представителями ОГУ (г. Оренбург); - встреча с представителями филиала ОГУ (колледж г. Кумертау); - встреча с сотрудниками РЭС (районные электрические сети)филиала ОАО «МРСК Волги» - Оренбургэнерго; - встреча с помощником военного комиссариата Октябрьского, Сакмарского и Тюльганского районов Оренбургской области. - онлайн-встреча с представителем Военного университета радиоэлектроники (г. Череповец) (онлайн); онлайн встреча с военным комиссаром Октябрьского, Сакмарского и Тюльганского районов Оренбургской области. встреча с представителями Филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Оренбурге; - встреча с участником Афганской войны; - встреча с государственным инспектором по пожарному надзору; - встречи с выпускниками школы – студентами различных ВУЗов. - -встречи с сотрудниками правоохранительных органов. |
2 | Участие в областных мероприятиях | - участие в кейс-чемпионате «Траектория карьеры»; - участие в профориентационном вебинаре «Профконтур» для учащихся выпускных классов. |
3 | Экскурсии | - экскурсия в РЭС (районные электрические сети) филиала ОАО «МРСК Волги» - Оренбургэнерго; - экскурсия в филиал ГАПОУ «Шарлыкский технический техникум»; - экскурсия в швейную мастерскую «Фантазия», - хлебозавод. |
4 | Анкетирование | - анкетирование выпускников школы «Мой выбор». |
5 | Конкурсы | Участие в конкурсах профориентационной направленности: - «Мастера и подмастерья» (муниципальный и региональные этапы регионального конкурса); - конкурс рисунков, посвященный Дню сельского хозяйства (муниципальный уровень); - участие в районном детском конкурсе социальной антикоррупционной рекламе «Молодежь против коррупции»; - участие в районном конкурсе творческих работ «Славим человека труда»; |
6 | Занятия в лабораториях «Точка роста» | реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ - «Химический практикум»; - «Занимательная физиология живых организмов»; - «Основы робототехники»; - «Юный физик». |
7 | Занятие в творческих объединениях | На базе школы открыт педагогический класс. Обучающиеся 10-11 класса изучают дополнительно такие предметы как педагогика и психология. |
8 | Организация работы школьной трудовой бригады | Ежегодно летом трудоустраиваются обучающиеся достигшие 14 летнего возраста |
9 | Участие в открытых онлайн-уроках «Шоу профессий», реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ». | 1-11 классы (640 человек) |
10 | Участие в проекте «Билет в будущее» | 6-11классы (290 человек) |
11 | Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», направленный на раннюю профориентацию | 6-11 классы (290 человек) |
12 | Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» | Также уделяется внимание профориентации |
В урочной деятельности
В урочной деятельности также подчеркивается значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. На уроках русского языка, математики, технологии, физической культуры, географии, химии, биологии и т.д. школьники знакомятся с различными профессиями. Так, на уроках русского языка используются слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания. На уроках математики решаются практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках литературы ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники). На уроках географии, химии, биологии ведется:
- знакомство с отраслями экономики, медицины, природоохранных предприятий, даются первоначальные представления об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;
- изучение видов транспорта и его использование в современных условиях;
- изучение профессий, необходимых нашему региону и стране.
На уроках ИЗО
- знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.
Уроки ОБЖ не только изучают правила безопасного поведения, но и знакомят с особенностями таких профессий как спасатель, водитель, работник ГИБДД, медицинские работник, работники транспорта (воздушного, наземного, подземного, водного) и др.
Итак. Работу по профориентации в школе можно выстраивать по-разному. Но важно знать и помнить, что причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: мнение окружающих о профессии и её престижности, желание родителей, уровень заработной платы, доступность обучения. К внутренним причинам можно отнести: интерес, физические возможности, наличие склонностей, таланта, способностей, возможность самореализации.
Как показывает современная жизнь – молодёжь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру. В современном обществе увеличилось количество людей, которые не работают по своей специальности после получения диплома. А это приводит к насыщению рынка труда бесполезными специалистами.
Успешным в своей карьере становится тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе, а начинаться она должна в школе и продолжаться на протяжении всей жизни человека.
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии» Н.Г.Чернышевский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...
презентация к педсовету Современные подходы к уроку (технологическая карта урока, анализ и самоанализ деятельности педагога на уроке, основные приѐмы и технологии, способствующие реализации идеологии новых стандартов)
Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к уроку"....
СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ПОЯВЛЕНИЕ. КАК СОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА.
«Атлас новых профессий» включает:Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективахв быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.Универсальные навыки и умения, даю...
Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы
Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы...
ДОКЛАД «Современные подходы к преподаванию иностранного языка в современной школе». ноябрь 2022.
Выступление на методическом объединении....
Профориентация школьников. Современные подходы.
Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профес...
Участие в вебинаре «Профориентация в школе: новый подход» (Свидетельство)
Участие в вебинаре "Профориентация в школе: новый подход) (Свидетельство)...