Система воспитательной работы в образовательном учреждении, как основа гражданского становления личности
статья по теме
Данная статья предназначена для социальных педагогов, классных руководителей и заместителей директора по УВР. В статье представлена модель воспитательной системы ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika_po_pravovomu_vospitaniyu..doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы в ГОУ НПО Профессиональное училище № 70 как основа развития гражданской активности учащихся.
Гражданственность традиционно рассматривается как качество, присущее истинному гражданину и означающее активную жизненную позицию, заключающуюся в использовании своих прав и свобод, отста-ивания законных интересов и помощи в этом другим, неукоснительном соблюдении своих обязанностей перед обществом, государством и другими людьми, заботе об общем благе как основе благосостояния каждого, нетерпимости к нарушению прав человека и ущемлению общественных и государственных интересов. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере развития личности.
Одним из основных приоритетов формирования гражданственности является воспитание, что наиболее полно отражено в письме Министер-ства РФ « О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» от 15.01.03 № 13-51-08/13, определившем, что гражданское образование:
- имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
- основано на идее полноценного участия личности в решении общественно-значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
- носит интегрированный характер и ориентировано на деятельное освоение учащимися социально-экономических явлений;
- представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства образовательного учреждения, формирования социальной и коммуникативной компетентности;
- должно осуществляться на всех уровнях образовательной подготовки.
Основной цель гражданского воспитания является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениях старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Гражданское воспитание понимается двояко: как чуть ли не синоним патриотического воспитания и как вполне самостоятельное явление. Речь идет об акцентах: говорим ли мы о воспитании гражданина России или о воспитании гражданина? Первое - ближе к патриотическому воспитанию. Второй вариант, на наш взгляд, более продуктивный с точки зрения позитивных социальных тенденций.
Сутью гражданского воспитания является создание у учащихся
- опыта социального группового и индивидуального поведения как опыта совместного решения групповых и социальных проблем;
- опыта совместного социального действия;
- опыта культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов.
Это формирование гражданских умений, гражданского поведения и (внимание, здесь и начинается специфика воспитания) побуждения к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей, т.е. того, что для меня, для нас важно, значимо, что «я», «мы» готовы защищать.
Что же такое формирование гражданского поведения? Как минимум это:
- создание у учащихся опыта защиты своих личных интересов;
- создание опыта защиты своей группы, коллектива;
- создание опыта участия в коллективной жизнедеятельности, что мы называем ученическим самоуправлением;
- создание опыта нормотворчества: выработки учащимися и педагогами общих групповых, коллективных правил, норм, законов.
В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что отечественная система образования является важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры нации и образованности.
Каждый четвертый житель нашего города – представитель молодого поколения. От молодежи зависит будущее Петербурга, всего нашего общества. Понимая это, мы стремимся создать все условия для реализации потенциала молодых людей, воспитания у них активной гражданской позиции, развития их творческих способностей.
Модель воспитательной системы
по формированию гражданской активности учащихся
Воспитание гражданина
Ценностно-целевой компонент
Субъект-субъектный компонент
Содержательный компонент
Процессуально-коммуникативный компонент
Диагностико-результативный компонент
-Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию
-формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ
-создание условий для актуализации активной социальной позиции
-Мастер-куратор
-Учащийся
-Родители
-Воспитатели
-Администрация
-Педагоги
-Психолог
-соц.педагог
-библиотекарь
Сотрудничество
Реализация целей и задач через систему тематических занятий, ролевых игр, тренингов, культ.-массовых мероприятий
-формы и методы воспитательного воздействия
-отношения взрослых и учащихся в сообществе
-внешние и внутренние коммуникации
- Комплексное обследование уровня сформировано-сти гражданственности, обобщения итогов, определение перспектив
Рефлексивное управление
-анализ и оценка результативности,
-воспитательный анализ управления системой
-самоуправление
Ценностно-целевой компонент:
1 Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в политико-правовой и социально-экономической сферах. В частности:
- ликвидация правовой безграмотности посредством тематических бесед, лекций о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права;
- информирование и разъяснения политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве (воспитательные часы, дни правовых знаний, диспуты);
- профилактика противоправного поведения (беседы, советы профилактики, совместные мероприятия с КДН Калининского и Петроградского районов и ПДН 71-63 о/м;
- организаций жизнедеятельности училища в духе уважения прав человека, толерантности (неделя России, неделя культуры (Польша, Корея), дни содружества, фестиваль национальных культур);
- формирование у учащихся осознанного необходимого участия в демократических избирательных процессах (участие в выборах, ролевые игры воспитательные часы);
- развитие способности критически мыслить.
2 Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности:
- ознакомление с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпеливости к различиям (фестивали, недели культур, музеи, СМИ);
- профилактика политического и религиозного экстремизма расовой неприязни (экскурсии, круглые столы, конкурсы, акции);
- формирование экологической культуры и здорового образа жизни (дни здоровья, программа «Эколог», экскурсии, программа «Шаг
- навстречу»).
3 Создание условий для актуализации активной социальной позиции учащихся:
- актуализация демократических установок;
- развитие лидерских качеств и привлечение к решению социально-экономических проблем: (Ученическое самоуправление);
- формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать свою точку зрения, уважать мнение других, уметь слушать и слышать (через цикл предметов: деловая культура, психология общения, факультативы).
Субъектно-субъетный компонент включает в себя взаимодействие всех участников сообщества: мастер-куратор, учащиеся, родители, значимые взрослые (администрация, педагоги, психологи, социальные педагоги, воспитатели, библиотекарь)
Особое место здесь отводится мастеру-куратору и воспитателю, как главным участникам и заинтересованным лицам. Они прогнозируют результат, осуществляют индивидуальный подход. Они планируют воспитательные часы, культурно-массовые мероприятия. Хотелось бы особо отметить мастеров-кураторов, которые в прошедшем году провели ряд мероприятий, направленных на воспитание и развитие гражданской активности ( изучение традиций и обычаев народов мира, стран, органи-зация выставок, недели России, проведении мероприятий ко дню Консти-туции , концертов, конференций). Это Саунина В.М., Семенютина В.М., Викторова Л.Г. и преподаватели общественных дисциплин: Пятунина О.Г., Филь М.Ю.
Наиболее плодотворным типом взаимодействия является сотрудни-чество, которое предполагает объективное знание, взаимопонимание, опору на лучшие сторона друг друга, активность в установлении контактов; положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост учащихся, родителей и самих педагогов.
Содержательный компонент выполняет систематизирующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность, функционирование ее основных элементов и связей. Основу составляет совместная деятель-ность субъектов, ориентированную на становление у воспитуемых граж-данской позиции, осознание своей роли, понимание и осознание истори-ческого прошлого и будущего. Содержание реализуется в различных формах взаимодействия на классных часах, дискуссиях, беседах, тренин-гах, практикумах, фестивалях, неделях культур, выставках, кинофиль-мах.
Формы работы
Формы работы
Олимпиада
Дни
Классные и воспитательные часы
Выставки
Фестивали
Недели культуры
Концерты
Творческие конкурсы
Месячники
История, химия
-Содружества
-правовых знаний
-экологические викторины
-творческие работы
Нет в России семьи такой, где б не понят был свой герой
-Национальных культур,
-«Мы разные, но мы равны»
-Польша
-Корея
-Россия
-Рисунков
-плакатов
-песен
-стихотворений
-эссе
-фото
-оборонно-массовой работы
-«Шаг навстречу»
Процессуально-коммуникативный компонент включает в себя формы и методы воспитательного воздействия, отношения взрослых и учащихся, внешние и внутренние коммуникации: тренинги личностного роста, деловые, ролевые коммуникативные игры, создание ситуации успеха, разработка и осуществление целевых программ ( «Шаг навстре-чу», «Патриот»), формирование годового круга традиционных дел, систематизация воспитательных дел и мероприятий.
Здесь хочется отметить взаимодействие училища с другими организациями города и района, а также налаживание системы между-
народных связей и участия в проектах.
Взаимодействие Профессионального училища № 70 с другими организациями в рамках обеспечения коммуникативных связей с внешней средой.
Профессиональное училище №70
Прокуратура
ДУМ Комитета по образованию
КДН
Администрация Петроградского и Калиниского района
Милиция
ПДН 63,71 о/м
Военкомат
Консульство республики Корея
Дом ветеранов сцены
Судебный департамент
Комитет по молодёжной политике
Музеи: милиции, этнографии, полит. истории
Польша, г.Познань, проект «Один мир»
Муниципальное образование-округ «Петровский»,«Прометей»
Региональная организация
«Солдаты отчизны»
Так, ПУ-70 уже 2 года участвует в культурном проекте по профи-лактике экстремизма и национализма «Статус –Свой» Администрации Петроградского района. Это единственный районный проект, который вошел в городскую программу «Толерантность». В рамках проекта были организованы семинары – тренинги для педагогов и учащихся. В игровой и лекционной форме были донесены основные идеи проекта. Были прове-дены Дни культуры мира.
Наши учащиеся – постоянные участники Дней района и Муници-пальных округов. В марте 2008 года мы встречали гостей из Польши в рамках проекта «Один мир», в конце января планируем провести неделю республики Корея.
Диагностико-результативный компонент нужен для достоверной информации о траектории гражданского воспитания учащихся, становле-ния коллектива, формирования жизненной позиции.
Рефлексивно-управленческий компонент включает в себя крите-рии и показатели эффективности управления воспитательной системой. Это система целенаправленного воздействия по развитию у учащихся способности к рефлексии. В рефлексивном управлении обязательными считаются:
- понимание учащимися цели деятельности и значимости ее для себя
( для чего, во имя чего я делаю?);
- знание способов действия выполненного задания;
- рефлексивная остановка ( так ли я это делаю?);
- самооценка ( правильно ли я это сделал?).
Содержание рефлексивного управления включает в себя целенапра-
вленное побуждение к самоанализу, рефлексию на осознание ответ-
ственности за свои суждения и поступки . Должна быть создана обстано-вка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие подростков в управлении своим коллективом.
Ученическое самоуправление (УС)
Это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.
«Самоуправление - форма организации жизнедеятельности учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей» (Педагогический энциклопедический словарь).
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание благоприятных организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» ( С.И.Гессен). Учащиеся не должны готовиться к будущей жизни, они должны жить реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Результатом участия учащихся в общественной деятельности является формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуни-кативность, умение адаптироваться, организованность. Наша задача- направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобрены и социально признаваемы.
Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
1. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность - деятельность органов ученического само управления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность - действия органов самоуправления должны основы ваться на нравственных принципах.
7. Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность - необходимость регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Структура органов ученического самоуправления ПУ-70
Ученическое собрание
Учебно- дисциплинарная фракция
Культурно-развлекательная
фракция
Общественно-политическая фракция
Фракция «Спорт и здоровье»
Хозяйственно-экономическая фракция
Пресс-центр
Ученический совет
Президент
Коллективы групп
Ученическое собрание:
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении училищем,
- формирует органы самоуправления в училище,
- вырабатывает и формирует предложения учащихся по соверше нствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, ре гулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятель ности органов управления.
Ученический Совет:
- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внеучилищную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, их дежурство по училищу, поддерживает дисциплину и порядок в училище;
- устанавливает шефство старшекурсников над учащимися 1 курса (профподготока);
- готовит и проводит собрания и конференции учащихся;
- организует выпуск ученических газет;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших меро приятий,
- заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;
- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения
об ответственности учащихся в соответствии со своими полномо чиями;
- организует соревнование между группами и рабочими органами.
Рабочие органы Ученического Совета планируют и организуют деятельность учащихся по конкрет ному направлению, организуют и оценивают результаты соревно вания учащихся в общественно- полезной и досуговой деятельности.
Функции ученического совета
анализ
Основные функции управления
регулирование
контроль
планирование
организация
коррекция
Анализ - осуществляется на всех уровнях УС.
Регулирует планирование - это ответ на вопрос: «Что делать?»
( в училище, в группе).
Организация - ответ на вопрос: кто?, когда?, где?, с кем?, будет выполнять свою работу.
Цель контроля - получение информации о протекании всех про цессов во время организаторской деятельности. Основной метод контроля - наблюдение, а также анкетирование, беседа, социо метрия ученической документации и работ учащихся.
Регулирование и коррекция - внесение изменений в функциони рование системы УС, если оно отклоняется от нормы происхо дит через самих учащихся, а педагоги оказывают лишь поддержку начинаниям учащихся.
Наша модель воспитательной системы направлена на самореализацию молодежи и на решение насущных проблем, связанных с трудоустрой-ством, отдыхом, обеспечением жильем.
Мы не останавливаемся на достигнутом, понимая, как много ещё нерешённых вопросов. Поэтому впереди новые проекты и программы, решение новых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии "Дебаты" в воспитательной работе в образовательном учреждении
В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. «Программа дебаты в...
Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении.
Статья на тему: "Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении."...
Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении.
Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении....
Публикация статьи "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"
Статья "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"...
Создание целостной системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
Создание целостной системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях....
Проект «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в ...
Система воспитательной работы в образовательном учреждении по направлению "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"
Материал в помощь заместителю директора образовательной организации по воспитательной работе. В методической разработке представлена система воспитательной работы в образовательном учреждении по напра...