Завадская А.Д. Профилактика негативных проявлений в поведении подростков в воспитательной среде образовательного учреждения.
статья
Предварительный просмотр:
Завадская А.Д. Профилактика негативных проявлений в поведении подростков в воспитательной среде образовательного учреждения.
В настоящее время, вместе с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост негативных проявлений в поведении подростков. Причинами отклонений в их поведении можно считать отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Современный ребенок на практике может столкнуться с проявлениями травли и гонения в школе, троллинга, моббинга и буллинга со стороны сверстников или взрослых. Причем в «группе риска» может оказаться любой ребенок вне зависимости от возраста, воспитания, успеваемости и условий жизни семьи.
Законы РФ предусматривают наказание для подростков, достигших 18 лет по ряду не правоправных действий в отношении сверстников и других лиц, на которых направленны оскорбления, дискриминация, клевета.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Глава 5. Статья 5.61. Оскорбление.
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Глава 5. Статья 5.62. Дискриминация.
Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Уголовный кодекс РФ.
Глава 17. Статья 128.1. Клевета.
1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
3. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, -наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.
4. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, - наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.
5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.
Особую актуальность в образовательной и воспитательной среде ОО приобретает агрессивное поведение детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, которое проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении дошкольников и школьников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливости, либо проявления жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной.
Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует психологической коррекции.
Причины появления агрессии
Агрессивными дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:
- желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
- намерение получить желанную вещь;
- желание всегда и во всем быть главным;
- определенная защита и скорейшая месть обидчику;
- желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.
Виды агрессии:
- физическая агрессия;
- раздражительность;
- вербальная агрессия;
- косвенная агрессия (направленная – сплетни, ненаправленная – крики в толпе);
- негативизм (оппозиционная манера поведения);
- аутоагрессия.
Воспитание волевого поведения ребенка.
Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства - гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка.
Часто подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер (рис. 2. Формы девиантного поведения).
Формы девиантного поведения:
- насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными;
- воровство;
- мелкое хулиганство;
- вандализм;
- порча чужого имущества;
- торговля наркотиками.
Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:
Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.
Тормозимое поведение - разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.
Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.
Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, взрослым (педагогам и родителям) рекомендуется ознакомиться с мерами профилактики негативных проявлений в поведении подростков. Необходимо уделять внимание ребенку: дарить ему любовь и нежность сполна, не употреблять ругательные слова в его присутствии. С дошкольного возраста рекомендуется разговаривать с ребенком на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша важно прислушиваться, стать для него преданным товарищем, это является возможностью избежать асоциальных форм поведения.
Что может сделать взрослый, который заметил у подростка признаки состояния травли и преследования со стороны сверстников?
- Собрать информацию (у других учителей, друзей, в интернете, напр. на страничке vkontakte).
- Направить к сотруднику школьной психологической службы.
- Проинформировать родителей и направить к профильным специалистам (см. М. 1. Литература. Контакты экстренных служб).
- При необходимости, поговорить с самим ребенком.
Цели разговора:
- дать выговориться;
- понять, действительно ли он думает, что преследование со стороны сверстников обоснованно;
- расширить перспективу, вывести из «тоннельного» мышления, дать надежду на будущее;
- оказать эмоциональную поддержку.
Три кита эмоциональной устойчивости в кризисных ситуациях:
- Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).
- Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».
- Позитивный образ будущего.
Цель профилактической деятельности образовательной организации: создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психологического здоровья учащихся.
Задачи:
- укрепление социальной защищенности учащихся;
- выявление причин, способствующих проявлению негативных проявлений в поведении;
- совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению моббинга, троллинга и буллинга;
- развитие социальной активности учащихся;
- вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;
- активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;
- активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.
Методы профилактики негативных проявлений поведения несовершеннолетних:
- Активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в состоянии депрессии;
- Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
- Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
- Расширение временной перспективы и самопонимания.
Пример профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни и адекватной самооценки:
- «Все цвета, кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова);
- «Разговор о правильном питании». М.М. Безруких, А.Г.Макеева,, Т.А.Филиппова;
- «Мой выбор». Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Прутченков А., Смирнова Г.М.;
- «Твоё здоровье». Потемкин Г.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
профилактика негативных проявлений в поведении учащихся
Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...
буклетОбязанности несовершеннолетних: слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание получить основное общее образование (9 классов); соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях,
буклет "Права и обязанности несовершеннолетних"...
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....
«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».
Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает серьезное негативное воздействие на формирование ли...
Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...
Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....
«Воспитательная среда образовательного учреждения как средство развития творческих способностей личности»
Презентация к выступлению на РУМО....