Особенности организации социально-педагогического сопровождения семей из категории неблагополучных
статья
В данном материале представлена информация об особенностях работы (реализуемой непосредственно через школу) социального педагога с неблагополучной семьёй и алгоритму ведения последней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sots_ped_sopr_neblag_semey.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации социально-педагогического сопровождения семей из категории неблагополучных
Работа социального педагога с семьёй сводится к созданию и мониторингу условий, благоприятных для развития, воспитания и образования несовершеннолетних в микросоциуме-семье.
В работе с неблагополучной семьей социальный педагог постоянно совершенствует методы и приемы, понимая механизмы их воздействия и ответственного подхода к применению различных форм работы.
Оказывая помощь людям, социальный педагог применяет не только специальные знания, но и отличается особым отношением к своим клиентам.
С одной стороны, социальный педагог признает и уважает их права как личностей, с другой – учитывает неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для того, чтобы был установлен контакт социального педагога с семьей, нужно научиться смотреть на мир глазами своего клиента – с позиции клиентоцентризма.
По вопросам социально-педагогической помощи различным типам семей и алгоритму деятельности социального педагога, выделяют следующие этапы работы (реализуемые непосредственно через школу):
ЭТАПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГ ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЁЙ:
Рассматривая работу социального педагога с семьёй, следует понять т и п с е м ь и, с которой пришлось столкнуться. Это городская или сельская, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов или усыновителей, семья несовершеннолетней «маленькой мамы», национальная и т. д.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи: больные дети, дети-инвалиды; пожилые родители, инвалиды, пенсионеры; половая распущенность; алкоголизм и наркомания; дети-бродяги; развод родителей.
З а д а ч а социального педагога в работе с семьёй – разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, необходимо обратить внимание на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплат пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог, кроме педагогических проблем, работая с семьёй, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Г л а в н а я ц е л ь – мобилизация внутренних сил семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, анализ проблемы семьи; во-вторых, консультирование специалистов; в-третьих, определение путей выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает:
- воспитание детей, организацию ухода за ними;
- оформление опекунства, усыновления;
- защиту детей;
- заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;
- организацию досуговой деятельности;
- повышение образовательного и культурного уровня родителей;
- возрождение народных традиций;
- укрепление духовных связей между членами семьи;
- пропаганду здорового образа жизни.
В случаях жестокого обращения с детьми социальный педагог предпринимают необходимые меры об информировании должностных лиц о ситуации, работают с семьями группы «социального риска», приходит им на помощь в случае кризисного момента (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т. д.).
Ф о р м ы работы социального педагога с семьёй разнообразны. Определяются они структурой семьи, её нуждами, потребностями, существующими проблемами, сложившимися взаимосвязями внутри семьи и в её окружении. Поэтому необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), и как она адаптируется к изменяющимся условиям.
При индивидуальном консультировании налаживание с родителем (лями) доброжелательных контактов проходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывая не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и тем самым нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Т. о. большая социальная значимость целенаправленного, грамотно выстроенного общения с семьёй заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
Организация социально-педагогической работы специалистов школьной службы сопровождения на примере ГБОУ СОШ №512 Невского района Санкт-Петербурга
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20494146","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями
Содержит характеристику неблагополучных семей, алгоритм работы классного руководителя с такими семьями.. учителю, Социально-педагогическая деятельность кла...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...
Презентация на тему: "Особенности организации работы по сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска" по результатам социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации".
В презентации дан сравнительный анализ социально-психологического тестироания обучающихся за 2022-2023 , 2023-2024 учебный год. Представлен алгоритм работы педагога-психолога с детьми, имеющими фактор...