классный час "Сквернословие"
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Кулаковская Марина Вячеславовна

очень актуальная тема на сегоднишний день, т.к. современная молодёжь очень несдержанна в своих высказываниях. Донести до несовершеннолетних, что ненормативная лексика может ранить человека до глубины души, и не является частью воспитанияя. Донести правовые аспекты употребления нецензурных слов в общественных местах и способы наказания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvernoslovie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный педагог, педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 588 Санкт-Петербурга

Кулаковская Марина Вячеславовна, педагог высшей категории

Формирование моды на здоровый образ жизни.

Занятие: «Сквернословие и здоровье».

«Здоровье не купишь – его разум дарит»

«Рана от копья на теле, рана от речей в душе»

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Привлечь внимание участников образовательного процесса нашей школы к социальной проблеме «сквернословие»

Задачи:

1.Расширить знания школьников о вредных привычках

2.Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества

3.Пробуждать к нравственному самосовершенствованию

4.Раскрыть проблему вреда сквернословия

5. Выявить влияние слова на организм человека

6. Познакомить с историей возникновения сквернословия

7.Сравнить ситуацию со сквернословием в нашей стране с другими странами

Оборудование: использование диска «Информационная практика», проектор.

Подготовительная работа:

  • Провести анкетирование среди учащихся: «Твое отношение к сквернословию»
  • Выпустить стенгазету по данному содержанию и по результатам анкет
  • Плакаты, отражающие данную проблему: «Мат укорачивает жизнь», «Сквернословие вредит здоровью», «Словом можно убить», «У того, кто ругается  - некрасивое лицо и др.

Анкета: (отметь нужное)

  1. От кого чаще всего слышишь бранные слова
  • От детей и подростков
  • От прохожих
  • От друзей
  • В семье
  1. Что испытываешь, когда слышишь мат?
  • Раздражение
  • Равнодушие
  • Злость
  • Дискомфорт
  • Унижение
  • Стыд и досада
  • Горечь
  1. Как реагируешь на людей, которые ругаются матом?
  • Не обращаю внимание
  • Делаю замечание
  • Делаю замечание в зависимости от ситуации
  • Воздействуя физически
  1. Употребляете ли вы скверные слова?
  • Иногда
  • Употребляю
  • Не употребляю
  1. Что испытываешь, когда слышишь добрые слова?
  • Благодарность
  • Неловкость и волнение
  • Улыбаюсь
  • Желание общаться
  • Стесняются общаться
  1. От кого слышишь чаще всего добрые слова?
  • От родителей
  • Родных
  •  друзей и одноклассников
  • От классного руководителя и учителей
  1. Как влияют на вас хорошие слова, сказанные в ваш адрес?
  • Позитивно
  • Негативно
  1. Как вы считаете, влияют ли скверные слова на ваше здоровье?
  • Да
  • нет

Участники: учащиеся 8 – 11 класс, члены коллегии  дисциплины и порядка школьного парламента

Вступление:

Сегодня мы поговорим о вреде  сквернословия. Вдумайтесь в факты! За 20 лет последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорождённых больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту причину есть много причин, но не последнюю роль играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Многие настолько привыкли к употреблению бранных, скверных слов, что им представляется даже непривычным говорить по-другому, они просто не способны выразить свою мысль иначе. А употребляя бранную речь в общественных местах и в семье не испытывают никакого стеснения! Эти слова становятся частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюблённые.

Всё это является признаком деградации нашей культуры и языка, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Мало того, что на каждом шагу слышится сквернословие, часто приходится видеть скверные слова, написанные на стенах домов, подъездов.

Привычка к сквернословию оказывает влияние на весь нравственный облик человека, способствуя его духовному и нравственному разложению. Злоречие ожесточает человека, засоряет его сознание, огрубляет его чувства и желания. Раз услышанное слово, живёт в нас до конца жизни.

1-й ученик: Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

2-ой ученик: В книге С.С.Орбелиане «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, образовалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей – до сих пор саднит мне сердце».

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох, чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе, и достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение, не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья, как от мелких, но острых осколков.

3-й ученик: Для чего применяются скверные, бранные слова? (заслушиваюся ответы учеников).

Специалисты выделяют следующие функции употребления их в речи:

  • Повышение эмоциональности речи
  • Снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка)
  • Оскорбление, унижение адресата речи
  • Демонстрация агрессии
  • Демонстрация  отсутствия страха
  • Демонстрация раскованности, независимости говорящего
  • Демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов
  • Демонстрация принадлежности говорящего к «своим»

Слово может согреть, окрылить и спасти,

                                         Осчастливить и льды протаранить.

                                         Слово может нам тысячи бед принести,

                                         Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово,

.чтобы не было в жизни ненужных бед.

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!    (Э.Асадов)

Проблемные вопросы:

  • Какого отношение к слову в обществе?
  • Действительно ли сквернословие вредная привычка, разрушающая здоровье человека?
  • Можно ли сквернословие остановить, и какими способами это можно сделать?

Сравнение ситуации со сквернословием в нашей стране с другими странами:

Европейцев больше раздражает мусор, чем сквернословие. Согласно опросу, проведённому в 17 странах Европы, современные европейцы больше раздражаются из-за мусора на улицах, чем из-за сквернословия или бранной речи своих сограждан. Опрос был проведён журналом Ридерс Дигест. Журнал предложил европейцам набор из 20 жизненных ситуаций и попросил назвать, какие из них наиболее неприятны для них. По итогам опроса выяснилось: в самом верху списка значится «стать свидетелем того, как другой сорит прямо на улице» (86% опрошенных жителей Европы). На втором месте было «увидеть собачьи экскременты, оставленные на тротуаре» (82%). На третьем месте – «увидеть то, как кто-то проходит, минуя очередь» (81%). Сквернословие и ругательства стояли на 14-ом месте в списке. 52% всех европейцев считают бранную речь неприемлемой. Примерно такое же количество людей раздражено по поводу инструкций для сотового телефона. Самыми же простительными вещами для европейцев оказались курение в публичных местах (50%), дорожные работы (35%) и, наконец, низкий разрез на платьях или короткие юбки (22%)

История возникновения сквернословия:

Более 70-и лет назад. В 1936 году, в прямом эфире британского радио впервые прозвучало нецензурное слово. Хотя люди сквернословили с глубокой древности, бывали эпохи, когда грязные выражения почти исчезали из употребления. Но в иные времена при помощи грубой брани можно было добиться известности и даже разбогатеть. В древние времена, когда люди соблюдали всевозможные табу и верили в то, что за произнесение запретных слов их поразит гром, сквернословов, скорее всего, было немного.

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы.  В доме материться нельзя: бесы будут жить в этом жилище., ругаться в лесу – леший может обидеть, на берегу водоёма – оскорбиться водяной. «Мат» в изначальном варианте  - «крик» громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных – «мА» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и. впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Т.О. сквернословие происходит от слова «скверна», что означает всё гнусное, противное, отвратительное. До середины 19 века сквернословие на Руси очень долго оставалось уголовно наказуемым. Во времена Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича человека, употребляющего скверные слова, подвергали публичной порке.

4-ый ученик: группа учёных под руководством кандидата Биологических наук П.П.Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится, то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

5-й ученик: Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Беляевского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Существует мнение, что крепче русских никто не ругается. Отчасти это правда, поскольку русский мат, позволяющий строить целые предложения с использованием одних лишь бранных слов, действительно остаётся уникальным явлением. В Советское время бранная речь, хоть и присутствовала в жизни, но не печаталась, не выпячивалась и подлежала осуждению. А сейчас, с «разгулом демократии», брань, как джин из бутылки, буквально вырвалась на волю. Сквернословят, независимо от социального статуса, везде по любому поводу – от радости, от горя, просто так, без повода вставляют в речь брань для «связки» слов.

Как бороться со сквернословием

По данным социологических опросов, в России материться 70% населения. 80% - негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса.

Знаете, как проще всего узнать, употребляет ли человек ненормативную лексику? Нужно создать для него стрессовую ситуацию (например, напугать). Первое слово, которое произнесёт испытуемый, покажет, сквернослов он или нет (осторожно: применяя этот метод, можете услышать о себе много «лестного»!). У матерщинника мат присутствует не только во внешней речи, но и во внутренней (т.е. думает он на «матерном» языке). Именно поэтому полностью избавиться от  мата матерщиннику очень трудно, если вообще возможно. Об этом писал в своих воспоминаниях наш знаменитый хирург-кардиолог Николай Амосов, который в молодости освоив мат, потом с переменным успехом пытался бороться с этим.

Как борется с нецензурной лексикой закон Российской Федерации?

Ст. 130 «Оскорбление» Уголовного Кодекса РФ

  1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере заработной платы, или 120 часов обязательной работы, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
  2. Публичное оскорбление – штраф в размере до 200 минимальных размеров труда, исправительные работы сроком до одного года.
  3. Ст. 20, ч.1 КОАП РФ  от 5 -15 минимальных размеров оплаты труда, или арест на 15 суток

Примеры:

  • Ноябрьск – 300 -  500руб – штраф родителям, за недостаточное воспитание и содержание детей;
  • Шанхай – депутаты рассматривают вопрос о тяжести наказания за сквернословие.
  • Власти Белгорода заработали полмиллиона на штрафах за сквернословие, эти деньги направляются на поощрение сотрудников РУВД, 40% пойдёт на акцию по искоренению сквернословия, 30% в фонд укрепления правопорядка.
  • В Пензе прошла акция «День без сквернословия», всем были розданы памятки, где указаны факты влияния сквернословия на здоровье человека, способствуя снижению интеллекта, провоцирует преступления и т. д.

Результаты анкетирования.

Заключительное слово:

Только духовное состояние человека может явиться защитой от различных заболеваний. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе? (Ответы уч-ся). До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным факторам, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. «Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь – это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви».

1-й учение:

Ах как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

2-й ученик:

Как богат и свободен наш Великий язык.

Как красив и чудесен его благостный лик…

Ведь же все говорят: «Век живи – век учись».

Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим

И мой мир без него не богат, а убогий.

И для каждого он частица себя

Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас современным казаться?

Одеваться по моде и вслепую влюбляться?

Или взрослым хамить и детей обижать?

Или мат полюбить, или пьяницей стать? Нет и нет!

Это только лишь казаться современным быть –

Это уметь говорить, это красиво уметь говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...