Профилактика правонарушений несовершеннолетних
статья (9 класс)

Тихонова Екатерина Юрьевна

Как хотелось бы нам всё осмыслить, понять:

Человек может жечь, разрушать, убивать.

Человек может лгать, предавать, наживаться,

И мечту растоптать, и любовь осквернить,

Красоту не понять, над святыней шутить.

Наша цель – отстоять и вернуть его в братство.

К. Каганов

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktike_pravonarusheniy_sredi_nesovershennoletnih.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Как хотелось бы нам всё осмыслить, понять:

Человек может жечь, разрушать, убивать.

Человек может лгать, предавать, наживаться,

И мечту растоптать, и любовь осквернить,

Красоту не понять, над святыней шутить.

Наша цель – отстоять и вернуть его в братство.

К. Каганов

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Цель профилактики правонарушения в школе: комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Работа по профилактике правонарушений направлена на решение следующих задач:

- защиту прав и законных интересов детей и подростков;

- снижение подростковой преступности;

-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков;

- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям.

В нашей школе ведется большая плодотворная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В системе профилактики деятельности школы можно выделить два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в мероприятия профилактической направленности. К подобным мероприятиям можно отнести тематические классные часы, проведение которых отслеживается администрацией школы, различные школьные акции, направленные на установку ЗОЖ и на воспитание правопослушной личности («Смени сигаретку на конфетку», выступление агитбригад, создание и расклеивание листовок, участие в районных и областных мероприятиях, родительские лектории, тематические встречи со специалистами различной направленности не только с учениками, но и родителями.)

Вторым направлением работы школы являются меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними. Ведется и своевременно пополняется банк данных на выявленные семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке; неблагополучных семей, где родители не исполняют свои обязанности, либо жестоко обращаются с детьми.

На основании анализа нормативного документа - Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальные педагоги регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях, Совете профилактики, школьном медико-педагогическом консилиуме. Тесная связь поддерживается с семьями учащихся: посещение, индивидуальные беседы, консультации, коллективные творческие дела. Большую помощь оказывает общешкольный родительский комитет, на заседания которого приглашаются родители учащихся, имеющих проблемы в учёбе, поведении.

Особое внимание в нашей школе уделяется работе с учащимися, состоящими на различных видах учета (КДН и ЗП, ПДН, и ВШУ).

Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета. Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним. В реализации плана принимает участие не только социальный педагог, но и классный руководитель, замдиректора по УВР, школьный педагог-психолог, наставник, в лице любого педагога школы, прикрепленный к каждому учащемуся, состоящему на учете.

Особую необходимость в работе с детьми «группы риска» мы видим в обеспечении занятости несовершеннолетних во внеурочное время. Мы анализируем занятость обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных клубах, секциях, факультативах. Участие детей в работе неформальных детских общественных объединений – детской пионерской организации имени З.М. Туснолобовой, волонтёрского отряда «Лидер» – является прекрасной альтернативой пагубным привычкам для детей, позволяет с пользой проводить время. Участие в благоустройстве посёлка, шефство над Братской могилой, оказание помощи одиноким пожилым людям, участие в акциях, проводимых для детей с проблемами здоровья - воспитывают в детях милосердие, толерантность, патриотизм.

Немаловажная роль в работе с детьми отводится школьному педагогу-психологу. Занятия с психологом способствуют формированию ЗОЖ и наблюдается положительная динамика в поведении учащихся, посещающих занятия, в том числе в аддиктивном поведении.

Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет межведомственному взаимодействию, выражающееся во встречах учащихся школы с инспекторами ПДН ОВД, прокуратуры, КДН и ЗП, представителями здравоохранения, отдела опеки и попечительства, отдела социальной защиты населения. На базе МКУДО «Горшеченский районный дом детского творчества» работает клуб «Подросток», в работе которого принимают участие дети, состоящие на различных видах учёта. Тесная связь поддерживается с инспектором ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в работе отряда ЮИД «Светофор».

Отлажено функционирует школьный Совет по профилактике правонарушений. Акцент работы данного органа расставлен именно в вопросах результативности мероприятия. Социальным педагогом заводится карточка на учащегося, рассматриваемого на совете, в которой фиксируется пошаговая работа с ним. По мере необходимости на заседания приглашаются родители.

Вовлечение трудных подростков в трудовую деятельность и посещение летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, районного лагеря «Солнышко», увеличивается с каждым годом. 15 человек «группы риска» посещали лагерь труда и отдыха. Дети, как правило, достаточно хорошо проявляют себя в трудовой деятельности, за что получают похвалу, тем самым повышается их уровень самооценки. Происходит обеспечение летней занятости учеников, что в разы сокращает количество правонарушений с их стороны.

Администрация, социально-педагогическая служба школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей-сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутришкольном контроле. Большое количество детей оздоровилось в санаториях и летних оздоровительных лагерях Курской области.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий. Индивидуальный подход, опора на положительное, тесное сотрудничество семьи и школы, межведомственное взаимодействие будет способствовать устранению данной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Семья может заблокировать криминогенное влияние многих негативных факторов социальной жизни. Родители способны пресечь формирование отрицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать сти...

«Профилактика правонарушений несовершеннолетних» для обучающихся 9 классов

    Изучение  элективного  курса  «Профилактика    правонарушений несовершеннолетних»  направлено на  формирование навыка   правовой культ...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Статья "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через правовое воспитание"

В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонаруш...