Эффективные формы работы педагога микрориабилитационного центра с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра
статья
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА МИКРОРИАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
О.Н.Кожевникова социальный педагог.
Работа с родителями в форме индивидуального консультирования и формате детско-родительской группы. Вовлечение родителей в процесс обучения и коррекционно-развивающей работы — необходимое условие эффективной помощи детям с РАС.
Цель работы с родителями
- повышение родительской компетентности для решения проблем, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и центра.
Основные задачи работы с родителями:
1. Получение достоверной информации об особенностях и уровне развития ребенка.
2.Формирование адекватных детско-родительских отношений.
3.Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.
4.Информационная поддержка по вопросам развития и воспитания ребенка.
5.Психологическая поддержка.
6.Консультирование родителей в рамках центра реализуется не как отдельная услуга, а как компонент комплексной помощи детям с РАС.
При работе с родителями используются различные формы и методы.
Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальное консультирование, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель.
Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в развитии, воспитании детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:
-особенностей развития детей с РАС;
-коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;
-о способах взаимодействия с ребенком;
-о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;
-о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;
-эффективных технологий оказания помощи детям с РАС.
Специалист консультирует родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, о трудностях, которые могут возникнуть в процессе обучения, а также в процессе его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.
Наша задача — максимально привлечь родителей к участию в развивающем процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач развития и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами. В процессе консультирования/информирования повышается родительская компетентность.
Занятия в триаде педагог-ребенок-родитель направлены на формирование у родителей способов взаимодействия с ребенком, навыков работы с ним. Эти умения вырабатываются в ходе наблюдения за проведением занятий и самостоятельной работы с ребенком на онлайн-занятиях.
Занятия в микрореабилитационной группе на дому прежде всего дают возможность родителям самим овладеть способами развития ребенка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык использовался ребенком в повседневной жизни. Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий. Кроме того,взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения, которые они также могут использовать самостоятельно.
Помимо этого,такие онлайн-занятия помогают родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя. Деятельность в рамках работы МРЦД позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и несмотря на то, что в семье растет ребенок с тяжелыми нарушениями, от жизни можно получать удовольствие.
Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом можно ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты ребёнка и всей семьи.
Гарантом взаимопонимания с родителями являются:
-доброжелательное отношение к ребенку и родителям,
-установка специалиста на работу с родителями как с единомышленник.
Прежде чем выдвигать требования, специалист должен продемонстрировать родителям успехи ребенка. О серьезных проблемах своих детей родители знают лучше всех. Случается, что бездумно добавляя новую негативную информацию, специалист укрепляет родителей во мнении, что ситуация безнадежна. Следует акцентировать внимание не на проблемах, а на достижениях. Специалист, заметив прогресс у ребенка, немедленно должен сообщить об этом родителям. На первый взгляд эти сведения кажутся несущественными, но они имеют большое значение в работе с родителями, которые начинают воспринимать специалиста как человека, для которого их ребенок является неповторимым.
Любому человеку, чтобы предпринять новые усилия, начать действовать, нужна надежда, то есть предвидение успеха и вера в свои силы. Если внимание педагога сосредоточено на положительных сторонах ребенка, у родителя появляется возможность его увидеть и понять. Кроме того, родители, подавленные мыслями об ограниченных возможностях ребенка, могут впервые получить от компетентного человека информацию о его достоинствах, предпочтениях и возможностях. В этом случае родители начнут доверять специалисту. Только лишь успех ребенка убедит их в том, что сотрудничество и следование рекомендациям педагога может дать результаты.
Первоначально от родителей требуется лишь копировать действия специалиста и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т.д. Через какое-то время специалист просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось, и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.
Некоторым родителям трудно вступать в контакт, они ведут себя пассивно и не проявляют активного желания принимать участие в занятиях. С такими родителями целесообразно строить взаимодействие через электронную переписку, письменное объяснение и видеозаписи, что может стать на первых порах более эффективным способом общения. Видеозаписи облегчают общение родителей со специалистами, а также взаимодействие специалистов между собой. Кроме того, видеозапись позволяет родителям посмотреть на своего ребенка со стороны, увидеть, например, что он гораздо самостоятельнее, чем они думали, или правильно определить, в чем его трудности.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели.Это чрезвычайно важный этап работы, который во многом определяет ее успех. С одной стороны, ближайшие цели должны быть сформулированы максимально конкретно.
Специалист должен помочь родителям:
1.Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.
2.Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку (как к нему обращаться, как реагировать на его поведение, на его шалости и капризы, «хорошее» и «не совсем хорошее» поведение).
3.Понять, почему возникает проблемное поведение, какую функцию оно несет, и есть ли в репертуаре ребенка какое-то альтернативное поведение, которым можно заменить проблемное.
4.Научиться замечать изменения в поведении ребенка и в своем собственном поведении.
5.Управлять ситуацией, настроиться позитивно, уметь определять, чего именно они хотели бы достичь.
Обучение родителей методам работы с детьми осуществляется непосредственно в ходе занятий. Родители обучаются под руководством специалистов, которые не только рассказывают о том, как нужно заниматься с ребенком, но, главное, показывают, как это делать, дают возможность родителям самим попробовать научить детей тем или иным навыкам, обсуждают проблемы, возникающие в ходе занятий с ребенком.
На онлайн-занятиях родители постепенно начинают выполнять роли тьюторов, что не только позволяет более продуктивно развивать детей, но и дает возможность родителям практиковаться в использовании новых способов взаимодействия с ребенком, а также научиться справляться с их поведенческими трудностями.
Специалист активно вовлекает родителей в проведение коррекционного занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Затем он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком, объясняя и вновь давая родителю пошаговые инструкции.
Большие трудности взаимодействия с ребенком испытывают родители, чьи дети имеют расстройства аутистического спектра. Это во многом обусловлено спецификой развития детей с РАС. Так, если типично развивающиеся дети обращают большое внимание на людей, включая выражение лица, жесты и голос, то внимание детей с РАС чаще обращено на предметы и другие типы не социальной информации (свет, узоры, форма и т.п.). В отличие от детей с типичным развитием, которые часто вступают во взаимодействие с другими людьми и стремятся поделиться своим опытом, дети с РАС нередко предпочитают проводить время в одиночестве. Они не используют и не понимают жесты, которые используют другие люди, порой даже не реагируют на них. В отличие от типично развивающихся детей, которые подражают звукам и действиям других людей, дети с РАС редко имитируют чужие действия.
Еще одной особенностью взаимодействия аутичных детей с людьми является непонимание ими чувств, испытываемых партнёрами при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются ими не как живые и чувствующие субъекты, а скорее как движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей.
Все эти особенности детей с РАС являются основными препятствиями в организации взаимодействия с окружающими людьми – мамами, папами, братьями и сестрами. Попытки взрослых чему-то научить ребенка нередко наталкиваются на его сопротивление, поскольку, во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, доставляющее ему удовольствие, например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверями, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке. Поскольку усилия взрослых не приводят к успеху, они часто прекращают попытки и оставляют ребенка в покое.
Многие родители вынуждены подстраиваться под особенности своего ребенка. Например, они помещают все предметы, которые не говорящий ребенок хочет взять, в доступном для него месте. С одной стороны, ребенок перестает кричать, чтобы получить желаемое. С другой стороны, это приводит к тому, что он еще меньше нуждается во взаимодействии, поскольку необходимость обратиться к родителям отсутствует.
Обучение родителей взаимодействию с детьми следует начать с умения привлечь внимание ребенка.
Родители часто предлагают ребенку новое занятие, в то время как он занят чем-то другим. Например, ребенок может быть занят открыванием и закрыванием двери или катанием машинки вперед-назад. Когда родители прерывают его, предлагая занятие, не связанное с тем, которым он увлечен, ребенок может проигнорировать родителя, расстроиться и рассердиться. Это заставляет родителей воспринимать свою попытку как провал или по крайней мере почувствовать свою некомпетентность из-за того, что их ребенок не обращает на них внимания и не проявляет интереса. В таких ситуациях специалисту важно объяснить родителям, что вместо того, чтобы направлять внимание ребенка на что-то новое, им нужно попытаться следовать в направлении его внимания. Родителям, которые привыкли обучать своего ребенка, давая ему инструкции типа «возьми, пожалуйста», «садись, пожалуйста, на стул или за стол, будем играть» и т.д., идея следовать за вниманием ребенка, чтобы чему-то его научить, может показаться неестественной или противоречивой. В данном случае взрослым надо знать, что перенаправление внимания ребенка нарушает его концентрацию, и возникает риск, что она совсем пропадет.
Также нужно объяснить родителям, почему их ребенку важно уметь обращать внимание на людей, и почему отсутствие этого социального навыка представляет собой проблему. Беседу с родителями целесообразно начать со следующих слов: «Если дети не наблюдают за людьми, которые о них заботятся, они упускают множество важных возможностей для обучения. Дети должны следить за тем, что делают другие люди: за движениями, выражением лица, за словами. Все это нужно для того, чтобы чему-то научиться, это очень важный социальный навык».
Для того чтобы педагог смог научить родителей привлекать и удерживать внимание ребенка, необходимо:
Создавать ситуации для обучения, в которых ребенок обратит внимание на взрослого и будет с ним взаимодействовать; подбирать материалы и способы, которые соответствуют интересам и предпочтениям ребенка: игрушки, щекотание, мультфильмы, подвижные игры и т.д.
Объяснить родителям важность привлекательных для ребенка материалов и игры.
Напомнить родителям, что нужно занять такое положение, чтобы ребенок смог их заметить и обратить внимание (определить расстояние, с которого ребенку комфортно смотреть).
Помочь родителям правильно реагировать на поведение ребенка во время занятий. Если ребенок отворачивает голову и смотрит в сторону, отойти и понаблюдать, как он отреагирует. Сделать паузу и возобновить общение с найденного расстояния. Или же привлечь внимание ребенка звуковой книжкой, игрушкой, вертушкой на палочке, пружинкой и т.п.
В ходе проведения занятий специалист может столкнуться с рядом проблем, связанных с особенностями поведения родителей. Некоторые родители с трудом включаются в работу, они пассивны, не проявляют инициативы. Другие бывают подавлены, растеряны, имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями. Это усугубляется невыгодным сравнением себя с другими родителями и специалистами. Часть родителей недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Другие, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и затушевывают их проблемы. Часто родители сами многое делают вместо ребенка, не замечая этого и приписывая ему результаты.
Тем родителям, которые преувеличивают достижения своих детей, затушевывают их проблемы и сами многое делают вместо ребенка, целесообразно предложить совместно со специалистом понаблюдать за ребенком и выявить реальный уровень развития ребенка и отслеживаться прогресс в освоении им навыков.
Вывод:
Хочется отметить, что отношения родителей и специалистов, как и любые другие, требуют времени для развития. Когда люди встречаются впервые, они чувствуют неуверенность и определенный дискомфорт. Поэтому чем быстрее и теснее установятся отношения между родителями и специалистом, тем эффективнее будет помощь.
Вместе с тем педагог не должен забывать о том, что родитель является его клиентом, т.е. человеком, который, оказавшись в трудной жизненной ситуации, обратился за профессиональной помощью. Именно специалист – тот человек, который берет на себя ответственность за решение проблем, возникающих при взаимодействии с родителями. Для того чтобы общение с семьей не приводило к дискомфорту, специалисту необходимо помнить, что главное – реальная оценка своих возможностей. Он должен уважать родителей, с которыми работает, должен делегировать им ведущую роль в решении их проблем, работать с ними и для них, а не «над ними» или вместо них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11effektivnye_formy_raboty_pedagoga_mikroriabilitatsionnogo_tsentra_s_semey.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА МИКРОРИАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
О.Н.Кожевникова социальный педагог.
Работа с родителями в форме индивидуального консультирования и формате детско-родительской группы. Вовлечение родителей в процесс обучения и коррекционно-развивающей работы — необходимое условие эффективной помощи детям с РАС.
Цель работы с родителями
- повышение родительской компетентности для решения проблем, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и центра.
Основные задачи работы с родителями:
1. Получение достоверной информации об особенностях и уровне развития ребенка.
2.Формирование адекватных детско-родительских отношений.
3.Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.
4.Информационная поддержка по вопросам развития и воспитания ребенка.
5.Психологическая поддержка.
6.Консультирование родителей в рамках центра реализуется не как отдельная услуга, а как компонент комплексной помощи детям с РАС.
При работе с родителями используются различные формы и методы.
Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальное консультирование, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель.
Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в развитии, воспитании детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:
-особенностей развития детей с РАС;
-коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;
-о способах взаимодействия с ребенком;
-о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;
-о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;
-эффективных технологий оказания помощи детям с РАС.
Специалист консультирует родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, о трудностях, которые могут возникнуть в процессе обучения, а также в процессе его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.
Наша задача — максимально привлечь родителей к участию в развивающем процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач развития и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами. В процессе консультирования/информирования повышается родительская компетентность.
Занятия в триаде педагог-ребенок-родитель направлены на формирование у родителей способов взаимодействия с ребенком, навыков работы с ним. Эти умения вырабатываются в ходе наблюдения за проведением занятий и самостоятельной работы с ребенком на онлайн-занятиях.
Занятия в микрореабилитационной группе на дому прежде всего дают возможность родителям самим овладеть способами развития ребенка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык использовался ребенком в повседневной жизни. Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий. Кроме того,взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения, которые они также могут использовать самостоятельно.
Помимо этого,такие онлайн-занятия помогают родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя. Деятельность в рамках работы МРЦД позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и несмотря на то, что в семье растет ребенок с тяжелыми нарушениями, от жизни можно получать удовольствие.
Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом можно ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты ребёнка и всей семьи.
Гарантом взаимопонимания с родителями являются:
-доброжелательное отношение к ребенку и родителям,
-установка специалиста на работу с родителями как с единомышленник.
Прежде чем выдвигать требования, специалист должен продемонстрировать родителям успехи ребенка. О серьезных проблемах своих детей родители знают лучше всех. Случается, что бездумно добавляя новую негативную информацию, специалист укрепляет родителей во мнении, что ситуация безнадежна. Следует акцентировать внимание не на проблемах, а на достижениях. Специалист, заметив прогресс у ребенка, немедленно должен сообщить об этом родителям. На первый взгляд эти сведения кажутся несущественными, но они имеют большое значение в работе с родителями, которые начинают воспринимать специалиста как человека, для которого их ребенок является неповторимым.
Любому человеку, чтобы предпринять новые усилия, начать действовать, нужна надежда, то есть предвидение успеха и вера в свои силы. Если внимание педагога сосредоточено на положительных сторонах ребенка, у родителя появляется возможность его увидеть и понять. Кроме того, родители, подавленные мыслями об ограниченных возможностях ребенка, могут впервые получить от компетентного человека информацию о его достоинствах, предпочтениях и возможностях. В этом случае родители начнут доверять специалисту. Только лишь успех ребенка убедит их в том, что сотрудничество и следование рекомендациям педагога может дать результаты.
Первоначально от родителей требуется лишь копировать действия специалиста и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т.д. Через какое-то время специалист просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось, и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.
Некоторым родителям трудно вступать в контакт, они ведут себя пассивно и не проявляют активного желания принимать участие в занятиях. С такими родителями целесообразно строить взаимодействие через электронную переписку, письменное объяснение и видеозаписи, что может стать на первых порах более эффективным способом общения. Видеозаписи облегчают общение родителей со специалистами, а также взаимодействие специалистов между собой. Кроме того, видеозапись позволяет родителям посмотреть на своего ребенка со стороны, увидеть, например, что он гораздо самостоятельнее, чем они думали, или правильно определить, в чем его трудности.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели.Это чрезвычайно важный этап работы, который во многом определяет ее успех. С одной стороны, ближайшие цели должны быть сформулированы максимально конкретно.
Специалист должен помочь родителям:
1.Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.
2.Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку (как к нему обращаться, как реагировать на его поведение, на его шалости и капризы, «хорошее» и «не совсем хорошее» поведение).
3.Понять, почему возникает проблемное поведение, какую функцию оно несет, и есть ли в репертуаре ребенка какое-то альтернативное поведение, которым можно заменить проблемное.
4.Научиться замечать изменения в поведении ребенка и в своем собственном поведении.
5.Управлять ситуацией, настроиться позитивно, уметь определять, чего именно они хотели бы достичь.
Обучение родителей методам работы с детьми осуществляется непосредственно в ходе занятий. Родители обучаются под руководством специалистов, которые не только рассказывают о том, как нужно заниматься с ребенком, но, главное, показывают, как это делать, дают возможность родителям самим попробовать научить детей тем или иным навыкам, обсуждают проблемы, возникающие в ходе занятий с ребенком.
На онлайн-занятиях родители постепенно начинают выполнять роли тьюторов, что не только позволяет более продуктивно развивать детей, но и дает возможность родителям практиковаться в использовании новых способов взаимодействия с ребенком, а также научиться справляться с их поведенческими трудностями.
Специалист активно вовлекает родителей в проведение коррекционного занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Затем он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком, объясняя и вновь давая родителю пошаговые инструкции.
Большие трудности взаимодействия с ребенком испытывают родители, чьи дети имеют расстройства аутистического спектра. Это во многом обусловлено спецификой развития детей с РАС. Так, если типично развивающиеся дети обращают большое внимание на людей, включая выражение лица, жесты и голос, то внимание детей с РАС чаще обращено на предметы и другие типы не социальной информации (свет, узоры, форма и т.п.). В отличие от детей с типичным развитием, которые часто вступают во взаимодействие с другими людьми и стремятся поделиться своим опытом, дети с РАС нередко предпочитают проводить время в одиночестве. Они не используют и не понимают жесты, которые используют другие люди, порой даже не реагируют на них. В отличие от типично развивающихся детей, которые подражают звукам и действиям других людей, дети с РАС редко имитируют чужие действия.
Еще одной особенностью взаимодействия аутичных детей с людьми является непонимание ими чувств, испытываемых партнёрами при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются ими не как живые и чувствующие субъекты, а скорее как движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей.
Все эти особенности детей с РАС являются основными препятствиями в организации взаимодействия с окружающими людьми – мамами, папами, братьями и сестрами. Попытки взрослых чему-то научить ребенка нередко наталкиваются на его сопротивление, поскольку, во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, доставляющее ему удовольствие, например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверями, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке. Поскольку усилия взрослых не приводят к успеху, они часто прекращают попытки и оставляют ребенка в покое.
Многие родители вынуждены подстраиваться под особенности своего ребенка. Например, они помещают все предметы, которые не говорящий ребенок хочет взять, в доступном для него месте. С одной стороны, ребенок перестает кричать, чтобы получить желаемое. С другой стороны, это приводит к тому, что он еще меньше нуждается во взаимодействии, поскольку необходимость обратиться к родителям отсутствует.
Обучение родителей взаимодействию с детьми следует начать с умения привлечь внимание ребенка.
Родители часто предлагают ребенку новое занятие, в то время как он занят чем-то другим. Например, ребенок может быть занят открыванием и закрыванием двери или катанием машинки вперед-назад. Когда родители прерывают его, предлагая занятие, не связанное с тем, которым он увлечен, ребенок может проигнорировать родителя, расстроиться и рассердиться. Это заставляет родителей воспринимать свою попытку как провал или по крайней мере почувствовать свою некомпетентность из-за того, что их ребенок не обращает на них внимания и не проявляет интереса. В таких ситуациях специалисту важно объяснить родителям, что вместо того, чтобы направлять внимание ребенка на что-то новое, им нужно попытаться следовать в направлении его внимания. Родителям, которые привыкли обучать своего ребенка, давая ему инструкции типа «возьми, пожалуйста», «садись, пожалуйста, на стул или за стол, будем играть» и т.д., идея следовать за вниманием ребенка, чтобы чему-то его научить, может показаться неестественной или противоречивой. В данном случае взрослым надо знать, что перенаправление внимания ребенка нарушает его концентрацию, и возникает риск, что она совсем пропадет.
Также нужно объяснить родителям, почему их ребенку важно уметь обращать внимание на людей, и почему отсутствие этого социального навыка представляет собой проблему. Беседу с родителями целесообразно начать со следующих слов: «Если дети не наблюдают за людьми, которые о них заботятся, они упускают множество важных возможностей для обучения. Дети должны следить за тем, что делают другие люди: за движениями, выражением лица, за словами. Все это нужно для того, чтобы чему-то научиться, это очень важный социальный навык».
Для того чтобы педагог смог научить родителей привлекать и удерживать внимание ребенка, необходимо:
Создавать ситуации для обучения, в которых ребенок обратит внимание на взрослого и будет с ним взаимодействовать; подбирать материалы и способы, которые соответствуют интересам и предпочтениям ребенка: игрушки, щекотание, мультфильмы, подвижные игры и т.д.
Объяснить родителям важность привлекательных для ребенка материалов и игры.
Напомнить родителям, что нужно занять такое положение, чтобы ребенок смог их заметить и обратить внимание (определить расстояние, с которого ребенку комфортно смотреть).
Помочь родителям правильно реагировать на поведение ребенка во время занятий. Если ребенок отворачивает голову и смотрит в сторону, отойти и понаблюдать, как он отреагирует. Сделать паузу и возобновить общение с найденного расстояния. Или же привлечь внимание ребенка звуковой книжкой, игрушкой, вертушкой на палочке, пружинкой и т.п.
В ходе проведения занятий специалист может столкнуться с рядом проблем, связанных с особенностями поведения родителей. Некоторые родители с трудом включаются в работу, они пассивны, не проявляют инициативы. Другие бывают подавлены, растеряны, имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями. Это усугубляется невыгодным сравнением себя с другими родителями и специалистами. Часть родителей недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Другие, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и затушевывают их проблемы. Часто родители сами многое делают вместо ребенка, не замечая этого и приписывая ему результаты.
Тем родителям, которые преувеличивают достижения своих детей, затушевывают их проблемы и сами многое делают вместо ребенка, целесообразно предложить совместно со специалистом понаблюдать за ребенком и выявить реальный уровень развития ребенка и отслеживаться прогресс в освоении им навыков.
Вывод:
Хочется отметить, что отношения родителей и специалистов, как и любые другие, требуют времени для развития. Когда люди встречаются впервые, они чувствуют неуверенность и определенный дискомфорт. Поэтому чем быстрее и теснее установятся отношения между родителями и специалистом, тем эффективнее будет помощь.
Вместе с тем педагог не должен забывать о том, что родитель является его клиентом, т.е. человеком, который, оказавшись в трудной жизненной ситуации, обратился за профессиональной помощью. Именно специалист – тот человек, который берет на себя ответственность за решение проблем, возникающих при взаимодействии с родителями. Для того чтобы общение с семьей не приводило к дискомфорту, специалисту необходимо помнить, что главное – реальная оценка своих возможностей. Он должен уважать родителей, с которыми работает, должен делегировать им ведущую роль в решении их проблем, работать с ними и для них, а не «над ними» или вместо них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Материал, который поможет вам в написании психолого- педагогической характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....
Доклад на Конференции "Как адаптировать ребенка с расстройствами аутистического спектра в школе"
ГЛАВНОЕ: Когда организуете учебное пространство, разделите класс на зоны, промаркируйте значимые для ученика предметы, создайте визуальные подсказки.Если...
Семинар - практикум для педагогов: "Организация коррекционно -развивающей работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
Игра- ключевой фактор в развитии любого ребенка, а также и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), ведущий вид детской деятельности. В ходе игры у ребенка активно развиваются основн...
Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра
Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов ...
Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»
Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...
Консультация для педагогов «Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра»
Неспроста называют аутизм синдромом века. Диагноз встречается все чаще, несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме. Проявления аутизма очен...
Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра
Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться? Как надо заниматься с ре...