Доклад на Конференции "Как адаптировать ребенка с расстройствами аутистического спектра в школе"
статья на тему

Беляева Марина Геннадьевна

ГЛАВНОЕ:       

  1. Когда организуете учебное пространство, разделите класс на зоны, промаркируйте значимые для ученика предметы, создайте визуальные подсказки.
  2. Если обучающийся утомляется на уроке, меняйте чаще виды деятельности. Чтобы правильно организовать время, используйте расписание и календарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_adaptirovat_rebyonka_s_ras_v_shkole.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как адаптировать ребенка с расстройствами аутистического спектра в школе

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ

  1. Когда организуете учебное пространство, разделите класс на зоны, промаркируйте значимые для ученика предметы, создайте визуальные подсказки.
  2. Если обучающийся утомляется на уроке, меняйте чаще виды деятельности. Чтобы правильно организовать время, используйте расписание и календарь.



Что отличает ребенка с расстройствами аутистического спектра

Нарушения у обучающегося с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) проявляются в адаптационный к школе период. Наибольшая сложность: он не может принять то, что его жизнь изменилась. Поменялся режим дня, маршрут, правила и требования, которые продиктованы учителем и коллективом сверстников.

Справка

Аутизм – это состояние психики, когда человек погружен в мир собственных переживаний и уходит от контактов с окружающим миром

Обучающийся с РАС не умеет вербально выражать свои страхи, эмоции и просьбы, ему сложно ориентироваться в новом учебном пространстве. Защитная реакция такого ребенка: он полностью закрывается от окружающего мира или конфликтует.

Обучающемуся с РАС трудно установить эмоциональный контакт с учителем. Чтобы его установить, учитель выясняет интересы ребенка. Контакт надо постоянно поддерживать, т. к. если общение прервать, контакт легко потерять.

Основная задача учителя – создать правильные условия в школе для ребенка с РАС по трем направлениям: пространство, деятельность на уроке и время.

Как организовать пространство для обучающегося с РАС

Когда организуете учебное пространство, учитывайте особые потребности ученика. Исключите раздражающие сенсорное восприятие факторы. Например, звонок или цветовые раздражители.

Ученику будет легче, если класс разделить на зоны: учебная, игровая. Зоны можно промаркировать. За каждой зоной учитель закрепляет определенный вид деятельности, предметы из зоны в зону переносить нельзя. Педагог ежедневно учит ребенка этим правилам. Игровую зону расположите так, чтобы во время урока ученик не видел ее. Тогда она не будет отвлекать от учебной деятельности.

Игрушек в игровой зоне должно быть столько, сколько нужно в данное время. Большое количество игрушек рассеет внимание ученика, он не будет знать, что выбрать, и вместо того, чтобы играть в свободное время, будет выбирать.

2апреля –

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Чтобы ученику было удобно, тематические игрушки убирают в разные коробки. Все игрушки и коробки расположите на доступной для обучающегося высоте и за каждой закрепите определенное место.

Учитель помогает ребенку ориентироваться доступным способом. Это могут быть фотографии, карточки-пиктограммы или таблички. Промаркируйте парту фотографией ученика и не переставляйте ее на другое место. Если перестановка неизбежна, то проводите ее на глазах ученика.

Когда парта рассчитана на двух учеников, между ними можно поставить короткую ширму, которая их разделит. Если ученик с РАС занимается вместе со сверстниками, то его парту отделяют большой напольной ширмой. Она закроет ребенка от других учеников, но учителя он сможет видеть. Это позволит ученику концентрировать внимание на заданиях, а не на происходящем в классе. Если класс не мешает обучающемуся, то необходимости
в ширме нет.

Во время учебного дня ученику нужно выходить из класса, и ему надо понимать, куда он пойдет и что в том месте будет делать. Чтобы ученик воспринял информацию, учитель использует подсказки: фотографию, табличку с названием места.

В каждом школьном помещении, которое будет посещать ученик, организуйте ему свое место. Промаркируйте место, например в столовой, табличкой с именем обучающегося или его фотографией.

Ученики с РАС первого года обучения не способны ждать. Они испытывают тревогу и пытаются себя чем-то занять. В период адаптации в школе важно не учить ученика ждать, а познакомить с новыми помещениями. Задачу «ждать предстоящего события» можно оставить на последующий учебный период.

Обратите внимание

Не перегружайте пространство вокруг ученика большим количеством подсказок, т. к. ребенку сложно будет их найти

Чтобы познакомить обучающегося с РАС с территорией всей школы, учитель создает визуальные подсказки в виде планов, схем, фотографий. Визуальные подсказки помогут в ситуациях, которые происходят во время учебного дня: приготовиться к уроку, попросить о помощи, выполнить последовательные действия, которые приведут к определенному результату. Подсказку, которая может пригодиться ученику, располагайте максимально близко к нему.

Учитель ежедневно ориентирует ученика в новом для него пространстве по мере необходимости. Учитель целенаправленно организует эту работу, но и не упускает возможность провести ее в спонтанно возникшей ситуации.

Пример. Ученик хочет пить и просит учителя. Именно в данный момент можно научить ребенка пользоваться кулером для воды. Учитель показывает, где стоят стаканы и куда после питья выбрасывать стакан. Проводить эту работу в тот момент, когда ученик пить не хочет, нет смысла. Она для обучающегося не будет значима. Чтобы обучить его, педагог потратит намного больше времени.

Как организовать деятельность обучающегося на уроке

Когда планируете урок, помните о том, что дети с РАС легко истощаются физически и психически. На уроке меняйте виды деятельности и чередуйте деятельность и отдых. Увеличивайте нагрузку постепенно.

Если скорость, с которой обучающийся с РАС выполняет задания, низкая – не торопите его. Пусть он сделает меньше заданий, но качественно и спокойно. Задачу увеличить темп его деятельности учитель оставляет на последующий учебный период.

Когда ребенка обучают по индивидуальному учебному плану, можно предусмотреть, что он начнет посещать школу с любимых предметов или с тех, на которых он максимально успешен, например математика или музыка. Это позволит заинтересовать его, ребенок почувствует уверенность своих силах.

Во время урока ничто не должно отвлекать ученика от учебного материала. Это могут быть игрушки или другие значимые для обучающегося предметы. Учитель выясняет, какие предметы вызывают у ученика особый интерес. Например, карандаши, пластилин, шуршащие пакеты и др. Исключите раздражители во время урока.

Чтобы ученик понимал структуру урока, педагог в начале занятия пишет на доске план, в котором называет каждый вид предстоящей деятельности понятным ученику словом. Выполненное задание из плана вычеркивают. Это позволит ученику ориентироваться в ходе урока и понимать, когда он закончится и каким именно событием.

Как организовать время обучающегося с РАС

Чтобы правильно организовать время ученика, каждый учебный день педагог начинает с того, что обсуждает с ним расписание. Расписание предлагаем расположить рядом с доской. Не перемещайте его с места на место. В адаптационный период ученик будет чувствовать себя уверенно, если расписание он сможет посмотреть в любой момент.

Вид расписания зависит от способностей ученика воспринимать – оно может быть картинным или табличным. Пока ученик адаптируется в школе, лучше расписание не менять. Если это неизбежно, то учитель обсуждает с учеником и изменяет расписание в его присутствии. Уроки, которые прошли, из расписания убирают, чтобы ребенок понял, когда и каким уроком закончится сегодняшний день.

Ученику важно понять, когда он сможет поехать с мамой домой, поэтому в конце расписания добавьте надпись «иду к маме» или «еду домой». Если расписание составляют индивидуально, то в конце его расположите фотографию мамы. Это эмоционально поддержит ребенка в течение всего учебного дня, и он будет с удовольствием переворачивать страницы с прошедшим событием.

Значимое место в классе отведите календарю. Внешний вид календаря зависит от уровня восприятия учеников, которые им будут пользоваться. Когда ребенок работает с календарем, он должен понимать, что дни недели сменяют друг друга, они собираются в недели, недели в месяцы, а месяцы в год. Эта последовательность не меняется, все эти понятия связаны между собой.

Работайте с расписанием и календарем ежедневно. Все учителя, которые работают с обучающимся, используют на своих уроках одинаковый вид расписания и календаря.

Как работать с родителями

Проконсультируйте родителей, как помочь ребенку в адаптационный период. Они могут:

  • организовать режим дня так, чтобы ребенок достаточно отдыхал;
  • оградить ученика от ярких эмоциональных нагрузок вне учебной деятельности;
  • подобрать максимально удобный маршрут к школе, чтобы ребенок не испытывал эмоциональные перегрузки. Дорога до школы не должна приносить негативные эмоции. Если ученик не переносит метро, то лучше выбрать дорогу наземным транспортом;
  • рассчитать время до уроков, чтобы ученик выполнил все ритуалы, если они у него есть;
  • привозить ученика в школу незадолго до начала урока, если он переутомляется от шума в раздевалке.

Попросите родителей четко следовать инструкциям, т. к. методы работы педагога и родителей должны совпадать. Ведущая роль в адаптационный период принадлежит учителю, поэтому именно он выстраивает весь процесс благоприятным для ученика образом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Материал, который поможет вам в написании  психолого- педагогической  характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Буклет "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА(РАС)".

Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразны, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня: нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физи...

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов ...

Эффективные формы  работы  педагога микрориабилитационного центра с  семьей, воспитывающей  ребенка с  расстройствами  аутистического спектра

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА МИКРОРИАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАО.Н.Кожевникова социальный педагог. Работа с родителями в фо...

Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...