Технологии индивидуальной и групповой работы с детьми "группы риска"
материал
Главные усилия педагогики должны быть направлены на восстановление укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоциуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_individualnoy_i_gruppovoy_raboty_s_detmi_gruppy_riska.ppt | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска» Категории детей группы риска. Понятие технологии воспитательного процесса. Социально - педагогические технологи работы с детьми группы риска. Организационные социально – педагогические технологии. Заповеди социального педагога в индивидуально – профилактической работе с детьми, находящимися в социально опасном положении.
Понятие технологи воспитательного процесса Научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах воспитания, практическое использование которой обеспечивает направленное воздействие на внутренний духовный мир личности, на поведение людей в соответствии с задачами воспитания. Технологию можно представить в виде определенного алгоритма действий, который мы принимаем для достижения одной цели к различным ситуациям. Например, технология конструирование воспитательного процесса – это совокупность приемов, методов, способов воспроизводимых педагогом.
Категории детей группы риска Дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико –патологической характеристики. Дети оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств. Дети из неблагополучных асоциальных семей. Дети из семей, нуждающихся социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке. Несовершеннолетние правонарушители, обучающиеся в образовательном учреждении. В 1999 году ФЗ № 120 введено еще одно название данной категории детей: Дети, оказавшиеся в социально опасном положении.
Социально-педагогические технологи работы с детьми группы риска Содержание той или иной социально – педагогической технологии индивидуальной(групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. Два аспекта риска: I – это риск для общества, который создают дети(семьи) данной категории; II – тот риск которому дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Социально-педагогическая работа с детьми группы риска Две основных составляющих: Выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними. Непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. Каждая из составляющих должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: Организационные социально – педагогические технологии. Социально – педагогические технологи индивидуальной работы.
Организационные социально – педагогические технологии. Формирование банка данных детей и подростков группы риска. Диагностика проблем личностного социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Разработка и утверждение программ социально – педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью Обеспечение условий реализации программы. Консультирование. Межведомственные связи социального педагога.
Формирование банка данных детей и подростков группы риска При формировании банка данных необходима: помощь инспектора ПДН, участкового инспектора УВД, представителя органов опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, КДН. При формировании банка данных уточняются следующие позиции: Каковы основания постановки на учет. Какие структуры работают с подростком. Какая работа проводится для решения проблемы. Что еще можно предпринять для решения данной проблемы. Нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.
Диагностика проблем личностного социального развития детей и подростков Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого – педагогических особенностей каждого ребенка, находящегося в банке данных. Для этого социальный педагог работает: С ребенком. Классным руководителем. Учителями – предметниками. Родителями, с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. Для этого социальный педагог: Изучает индивидуальные особенности ребенка. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации ребенка. Исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Важнейшим инструментом педагогической диагностики является педагогическое наблюдение.
Разработка и утверждение программ По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблем или совокупность проблем, подбирает средства для их разрешения. Индивидуальные социально – педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной помощи и поддержку ребенка, находящегося в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики. Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общественную программу. Все программы разрабатываются с привлечением всех необходимых для разрешения проблем служб, ведомств, административных органов.
Характеристики разработанных программ Целесообразность методов, форм и средств социально – педагогической деятельности, в том числе и целесообразность привлечения различных служб, ведомств и административных органов. Прогнозируемость. Измеряемость ожидаемых результатов.
Обеспечение условий реализации программы Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимися и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с управлением образования и руководством школы, сообразно целям задачам программ участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон, и т.д.
Консультирование Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально – педагогических проблем детей группы риска. (Консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении)
Межведомственные связи социального педагога Они реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм и конфиденциальности и тайны клиента. Социальные педагоги совместно с социально – психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Заповеди социального педагога в индивидуально – профилактической работе с детьми, находящимися в социально опасном положении Социальный педагог должен руководствоваться следующими заповедями: Не навреди. Не оценивай. Принимай человека, таким, каков он есть. Соблюдай конфиденциальность. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию. Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов. Минимум специальных терминов. Соблюдай принцип добровольности.
Процесс взросления очень труден, нужно помочь ребенку преодолеть его трудности. Дорогие педагоги и психологи!. Прежде всего, нужно иметь в виду следующее: Легче всего воздействовать на подростка, если он нам доверяет. Настроение подростка часто меняется из-за того, что в организме происходят значительные гормональные изменения. Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено. Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечание можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.) Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что-то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков. Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой-либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения. К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы». Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечание можно вызвать агрессию не только подростка, но и его родителей. Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому-то что-то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому-то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится. Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем-то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрят в нас как в зеркало и подражают нам.
Программа тренинговой работы с дезадаптированными подростками, как правило, имеет три направления: 1.Обучение социально-психологическим навыкам взаимодействия, цель которого расширение ролевого репертуара подростков и обучение их социальным навыкам, позволяющим эффективно существовать в меняющемся мире. 2.Профилактика зависимых состояний, формирование критичного отношения к социальным вредностям (алкоголь, наркотики и др.) 3. Помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии.
Задачи тренинговой работы с девиантными подростками 1 Сплочение группы. 2.Создание благоприятного психологического климата. 3.Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (агрессия тревога, положительные эмоции и др.). 4.Расширение ролевого репертуара. 5.Формирование ценностного отношения к миру, к людям, к себе. 6.Мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку:" Организация индивидуальной и групповой работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола"
Презентация к уроку английского языка в 5 классе. На уроке систематизируются и обобщаются изученные времена английского гланола....
Использование интерактивной доски на уроках английского языка как методическая проблема. Выбор: индивидуальная или групповая работа?
В этой статье я представляю свой опыт работы в группе с использованием интерактивной доски и мобильного класса....
Статья "Индивидуальная и групповая работа на уроках литературы"
Формы организации учебной деятельности...
Аналитическая справка об использовании технологий индивидуального и группового обучения
В условиях школы отдалённого посёлка дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах. В школе отсутствует обучение детей в домашних условиях. Поэтому так важно испо...
Доклад по теме " Формирование у учащихся музыкальной культуры на основе современных технологий. Индивидуальная и групповая работа на уроках музыки".
В этой работе рассматривается музыкальное воспитание в малокомплектной школе....
10 класс. Раздаточный материал для индивидуальной или групповой работы
Данный материал позволяет систематизировать теоретический материал. Развивать практические навыки....
Возможности применения песочной терапии с ОВЗ и ТМНР в индивидуальной и групповой работе, презентация
Примеры работы песочной терапии с ОВЗ и ТМНР...