Работа социального педагога с неблагополучной семьей
статья
Актуальность этой темы состоит в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живёт в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать посильную помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_neblagopoluchnoy_semey.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Я не сделаю открытия, если скажу, что социальный педагог в школе работает с детьми из неблагополучных семей. Внутрисемейные проблемы, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми, нищета, течение современной жизни – все это влечет за собой большой процент неблагополучных семей со всеми вытекающими отсюда последствиями
Актуальность этой темы состоит в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать посильную помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.
Типы неблагополучных семей
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что отразилось на падение рождаемости, рост числа разводов и увеличении числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи таковы: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью. Это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т.е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д.
Нужно отметить основные социальные проблемы неблагополучных семей:
-трудное материальное положение;
-ухудшение состояния здоровья населения
-злоупотребление алкоголем и наркотиками;
-жестокое обращение с детьми и другими членами семьи, конфликты;
-антиобщественный образ жизни, правонарушения.
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.
Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие заботы о ребенке, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:
-деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
-дисфункциональная семья - Словосочетание «дисфункциональная семья» произошло от лат. dis — «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо», и functio — «деятельность». Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Таким образом, дисфункциональные семьи — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям
-семьи группы риска - Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов,
-негармоничная семья - отсутствием двусторонней эмоциональной теплоты. Нередко у некоторых членов такой семьи существует свой маленький автономный мирок, оберегаемый от вторжения других, особенно властного семейного лидера.
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной; правовой; материальной; медицинской; психологической; педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы
1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
-конфликтные семьи;
-проблемные семьи;
-асоциальные семьи;
-аморально-криминальные семьи;
-семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) - это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. В таких семьях:
-формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;
-проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);
-проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;
-ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
Признаки семьи с алкогольной зависимостью:
-размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие - нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка;
-отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг;
-непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения;
-низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых;
-недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью». Возможны следующие варианты созависимости:
-вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих;
-в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа;
-все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.
Дети в семье с алкогольной зависимостью:
-оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («этот ужасный секрет семьи»);
-живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);
-ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);
-испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий - в пьяном);
-наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей - это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;
-испытывают страхи и тревожные предчувствия - страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;
-испытывают разочарования - родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;
-слишком быстро взрослеют - старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;
-испытывают оскорбления и унижения, насилие - пьющие родители теряют контроль над своим поведением.
Как правило, такие дети предоставлены сами себе - что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка, у них пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Чаще всего они живут в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить - вплоть до мыслей о смерти родителей. Мне, как социальному педагогу, работающему в селе, чаще всего приходится сталкиваться с такими семьями и с детьми таких семей.
Признаки конфликтной семьи:
-в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
-конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность - норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;
-конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье:
Ребенок - свидетель семейных конфликтов:
-испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;
-необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;
-душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;
-агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;
-капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.
Ребенок - объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) - обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот - родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания - непоследовательность требований родителей к ребенку
. Ребенок - орудие разрешения семейных споров
-мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;
-ребенок оказывается перед выбором - мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;
-у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;
-проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
Внутренне неблагополучные семьи.
Недоверчивая семья:
-повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;
-слабые контакты с окружающими;
-нередки длительные конфликты с родственниками;
-в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.
Дети в недоверчивой семье:
-у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;
-подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;
-конфликты с учителями и воспитателями;
-непризнание детьми ошибок и собственной вины;
-трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Легкомысленная семья:
-отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;
-склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;
-семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);
-семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.
Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.
Хитрая семья:
-ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;
-часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;
-стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;
-к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.
Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка - нарушай, но главное - не попадайся!
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
-ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
-упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
-у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;
-срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.
Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
-ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным;
-проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.
Семьи известных людей:
-семья постоянно находится в поле зрения общественности
-недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям
У детей в таких семьях возможно два типа поведения:
. Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни.
. Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных людей:
-семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;
-тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;
-родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных и в свой антипод переходит постепенно, незаметно.
Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.
Семьи с детьми-инвалидами:
-типичная первоначальная реакция - отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;
-вторичная реакция - чувство гнева, беспомощности, безысходности
-часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
-родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;
-чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;
-проявляют к ребенку гиперопеку;
-заключительная реакция - эмоциональная адаптация;
-в подобных семьях часто бывают разводы.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся: семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи - соратники в борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.
Неполные семьи и их типы.
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей - профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. [9, с.94]
Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:
-разведенная семья;
-осиротевшая семья;
-мать-одиночка с ребенком.
Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского влияния:
-нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);
-менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);
-затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
-становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме
. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.
. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.
. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.
Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
-шок - молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;
-отрицание смерти;
-поиски;
-отчаяние - осознание невозможности вернуть умершего;
-гнев - ребенок сердится на родителя, который его покинул - истерики, отказ от общения, грубость;
-тревога и чувство вины - ведут к депрессии;
-боязнь повторного брака родителя.
Ребенок из семьи матери-одиночки:
-внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей - социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;
-ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;
-нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);
-слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
Работа социального педагога с неблагополучными семьями
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой – семьей. Успешное решени...
Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"
Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...